Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 11:05, курсовая работа
Это исключительно универсальный метод, который может использоваться для анализа деятельности конкретных подразделений. В ряде случаев его можно использовать для оценки сильных, слабых сторон, возможностей и угроз в кадровой работе, при принятии управленческих решений. Кроме того, применение технологии SWOT-анализа маркетинговой службой при оценке основных конкурентов, создает прекрасные предпосылки для разработки тактики конкурентной борьбы и обеспечения конкурентных преимуществ. Руководителю любого уровня в организации методика SWOT-анализа прекрасное подспорье в практической деятельности, позволяющее систематизировать проблемные ситуации, лучше осознать структуру ресурсов, на которые следует опираться в совершенствовании деятельности и развитии организации.
Введение 3
1. Краткая характеристика предприятия ОАО «АК «Траснефть» 5
2. Понятие и сущность стратегии предприятия 7
2.2. Проектирование стратегии 10
2.3. Планирование стратегии 11
2.4. Позиционирование компании 14
3. Методика SWOT-анализа компании ОАО «АК «Траснефть» 15
3.1. Шаг 1. Учет сильных и слабых сторон компании 19
3.2. Шаг 2.Учет внешних угроз и возможностей 26
3.3. Шаг 3. Сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами рынка (Матрица SWOT) 34
4. Характеристика эталонных стратегий 38
5. Обоснование стратегии развития предприятия 44
Заключение 54
Список Литературы 57
Делают ли слабые стороны компании ее уязвимой в конкурентной борьбе и лишают ли они компанию возможности использовать определенные перспективы отрасли?
Какие возможности отрасли являются с точки зрения фирмы? (Помните, что возможности, которые невозможно реализовать - это иллюзия).
Каких угроз больше всего должно
опасаться руководство, и, к каким
стратегическим изменениям оно должно
прибегнуть, чтобы обеспечить надежную
защиту? Если руководство компании
не знает ее сильных и слабых сторон,
не представляет себе внешних возможностей
и не подозревает об угрозах, оно
не в состоянии разработать
SWOT-матрица
SWOT-матрица |
O (opportunities) Возможности |
T (threats) угрозы |
S (strong) сила |
SO, получение максимальной отдачи от использования возможностей |
ST, борьба с опасностями за счет
использования внутренних |
W (weakness) слабость |
WO , использование возможностей |
WT, укрепление потенциала для |
Комбинация сильных и слабых
сторон и предоставляющихся
При определении значимости каждого фактора SWOT- анализа оценивают силу его влияния на положение компании. Основным методом проведения данного исследования является метод экспертных оценок.
Весьма эффективным инструментом стратегического анализа, да и стратегического менеджмента, является сценарное моделирование. В частности его можно использовать для реализации и SWOT- анализа.
Второй шаг SWOT-анализа - это своеобразная «разведка местности» - оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне вашего предприятия и понять, какие у вас есть возможности, а также каких угроз следует опасаться (и, соответственно, заранее к ним подготовиться).
Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия:
1. Составляется перечень
2. По каждому параметру
3. Из всего перечня выбираются наиболее важные возможности и угрозы и заносятся в матрицу SWOT-анализа.
Таблица 3. Определение рыночных возможностей и угроз
Возможности: |
Угрозы: |
1. Возможность роста внутреннего потребления труб, строительство трубопроводов «Транснефти» |
1. Снижение доли рынка из-за |
2. Увеличение спроса со стороны Газпрома на трубы БД в связи с введением импортной пошлины /8%/ |
2. Ухудшение позиций на рынке
Западной Европы с связи с
вводом экспортной пошлины/35, |
3. Рост экспортных возможностей на фоне повышения качества |
3. Постоянный рост цен на сталь,
а также тарифов на энергию
и транспортировку на фоне
невозможности повышать |
4. Повышение эффективности и |
4. Неопределенность вокруг нефте -и газопроводных проектов |
5. Потенциал роста, связанный с реформированием ЖКХ и электроэнергетики |
5. Рост темпов инфляции, налогов и пошлин |
6. Широкомасштабный экспорт и импорт нефти по магистральным трубопроводам |
6. Изменение уровня цен |
7.Предложение о |
7. Скачки курсов валют |
8. Неудачное поведение конкурентов на рынке |
8. Усиление конкуренции |
Монополист по транспортировке
нефти.
"ТН" принадлежат все магистральные
трубопроводы, находящиеся на территории
России, за исключением участка магистрали
"Каспийского трубопроводного консорциума".
Тариф на использование трубопроводов
в несколько раз ниже расходов на перевозку
нефти по железной дороге, поэтому ОАО
"РЖД" не может составить серьёзную
конкуренцию "ТН".
Стабильное финансовое положение
Услуги, предоставляемые "ТН", востребованы
на рынке. Клиенты "ТН" - самые платежеспособные
компании России
Государственное регулирование тарифов
Тарифы "ТН" устанавливаются государством
исходя из того, чтобы компания получала
прибыль, достаточную для поддержания
трубопроводной системы в рабочем состоянии.
Поэтому "Транснефть" не может получать
сверхприбыль, пользуясь благоприятной
конъюнктурой рынка. Низкий уровень дивидендов
на привилегированные акции "ТН"
выплачиваются низкие дивиденды, составляющие
1,5-2,0% от текущей стоимости акции. Согласно
официальным заявлениям руководства "ТН",
увеличение выплат по привилегированным
акциям не является для компании приоритетным.
Это неудивительно, поскольку государство
владеет только обыкновенными акциями
"ТН".
"ТН" предстоят большие расходы на строительство новых объектов - системы "Восточная Сибирь-Дальний Восток", трубопровода "Западная Сибирь-Мурманск", а также на развитие "Балтийской трубопроводной системы". В этих условиях "Транснефть" вряд ли пойдёт на увеличение выплат держателям привилегированных акций. Приватизация компании не ожидается, поэтому долгосрочное владение акциями "ТН" не принесёт высокой прибыли.
После заполнения таблицы, необходимо выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные. Для этого каждую возможность (или угрозу) нужно оценить по двум параметрам, задав два вопроса: «Насколько высока вероятность того, что это случится?» и «Насколько это может повлиять на предприятие?». Выбираются те события, которые произойдут с большой долей вероятности и окажут заметное влияние на бизнес. Эти возможности и угрозы заносятся в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа.
Таблица 4. Матрица «вероятность/воздействие» возможностей внешней среды.
Вероятность Использования возможностей |
Воздействие возможностей на предприятие | |||
Сильная |
Средняя |
Слабая | ||
Высокая |
6 |
7 |
3 | |
Средняя |
1 |
5 |
||
Низкая |
4 |
2 |
8 |
Таблица 5. Матрица «вероятность/воздействие» для
позиционирования угроз внешней среды.
Вероятность Влияния угрозы |
Влияние угроз на предприятие | ||||
разрушение |
критическое |
среднее |
слабое | ||
Высокая |
3 |
2 |
6 |
7 | |
Средняя |
1 |
4 |
5 |
||
Низкая |
8 |
Следует обратить внимание на то, что один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. SWOT-анализ должен проводиться при участии всех важнейших членов данной организации. Это касается общей идентификации слабых и сильных сторон, которые внутри организации должны быть хорошо видны. Однако этот анализ должен быть наиболее широким. Сложнее всего определить слабые стороны организации, которые могут проявиться потом, в атаках конкурирующих организаций. SWOT-анализ может выполняться с применением техники "мозговой атаки". Однако если в задачи входит оценка руководства организации, эта техника окажется малоэффективной, поскольку члены организации могут опасаться высказывать свои настоящие взгляды в присутствии других лиц. Отсюда следует, что необходимо применять также и иные техники, обеспечивающие анонимность конкретным авторам анализа. Качество анализа можно повысить, привлекая к его проведению лиц, не относящихся к организации. Правда, они могут выполнять лишь вспомогательные функции, поскольку не знают организации настолько, чтобы самостоятельно различить ее слабые и сильные стороны. Однако благодаря тому, что они не замешаны во внутренних "раскладах" организации, такие лица могут выступить беспристрастными арбитрами, которые в состоянии оценить предложения, а также, ставя особые вопросы, спровоцировать организацию к более обстоятельному переосмыслению своих положений и действий. Конечно же, эти лица должны пользоваться бесспорным доверием членов организации, ведь во время проведения анализа могут обнаружиться факты, огласка которых может быть очень опасной.
При проведении SWOT-анализа, а в особенности анализа шансов и угроз, должны использоваться ранее проведенные исследования общественного мнения. Связь организации с определенной проблемой, вопросом, приписывание ей компетентности в какой-либо сфере, может быть для нее хорошим шансом. Вместе с тем, с точки зрения организации оценка ее определенных действий как весьма непопулярных может стать значительной угрозой. Исследования общественного мнения могут также подтвердить выводы анализа, касающихся слабых и сильных сторон. Даже если организация имеет сильного лидера, но это личность весьма непопулярна в обществе, тяжело приписать ее наличие к сильным сторонам организации. Может оказаться, что такой лидер очень хорошо руководит организацией (и в этом смысле это сильная сторона), но именно его низкая популярность является угрозой для организации.
3.3. Шаг 3. Сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами рынка (Матрица SWOT)
Таблица 3. Матрица SWOT
O |
T | |
S |
S7 – O6 S4 – O1 S8 – O2 |
S7 – T8 S4 – T3 |
W |
O9 – W5 O6 – W1 |
Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволяет вам ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса:
1. Как можно воспользоваться
открывающимися возможностями,
2. Какие слабые стороны
3. За счет каких сильных сторон
можно нейтрализовать
4. Каких угроз, усугубленных
слабыми сторонами предприятия,
Для сопоставления возможностей предприятия условиям рынка применяется матрица SWOT. Слева выделяются два раздела (сильные и слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяются два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.
На пересечении разделов образуются
четыре поля: «СИВ» (сила и возможности);
«СИУ» (сила и угрозы); «СЛВ» (слабость
и возможность); «СЛУ» (слабость и
угрозы). На каждом из данных полей исследователь
должен рассмотреть все возможные
парные комбинации и выделить те, которые
должны быть учтены при разработке
стратегии поведения
Для успешного применения методологии SWOT важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии ее поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.
Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей.
Данная матрица строится следующим
образом: сверху откладывается степень
влияния возможности на деятельность
организации (сильное, умеренное, малое);
сбоку откладывается
Что касается конкретного наполнения
рассмотренных матриц, то рекомендуется
проводить выявление
1. Характер возможности (угрозы) и причина ее возникновения.
2. Как долго она будет
3. Какой силой она обладает?
4. Насколько она ценна (опасна)?
5. Какова степень ее влияния?
Для анализа среды также может
быть применен метод составления
ее профиля. Данный метод удобно применять
для составления профиля