Прогнозирование деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение теоретических и практических основ прогнозирования спроса на товары и услуги. Задачи работы состоят в следующем: изучить понятия и виды спроса, а так же методы и прогнозирование спроса, проанализировать организацию работы по изучению и прогнозированию спроса, разработать прогнозную модель спроса на продукцию.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения и прогнозирования спроса на товары и услуги…………………………………………………………………….........5
1.1. Понятие и виды спроса на товары и услуги………………………………...5
1.2. Методы изучения и прогнозирования спроса……………………………....8
1.3 Специфика потребительского спроса текстильной продукции…………..18
Глава 2. Анализ прогнозирования спроса населения на товары и услуги на ЗАО «Тиротекс»…………………………………………………………………….21
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………………….21
2.2. Анализ основных экономических показателей ЗАО «Тиротек»…….…..25
2.3 Анализ организации работы по изучению и прогнозированию спроса….34
Глава 3. Совершенствования прогнозирования спроса на продукцию на ЗАО «Тиротекс»……………………………………………………………………………37
3.1.Разработка прогнозной модели спроса на продукцию…………................37
3.2. Направления совершенствования прогнозирования спроса продукции ЗАО «Тиротекс»…………………………………………………................................40
Заключение…………………………………………………………………………...42
Список использовано литературы……

Файлы: 1 файл

курсовая прогнозирование деятельности пр..doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

     Первым  и важнейшим этапом моделирования  развития товарно-групповой 
структуры спроса населения является отбор факторов. Они должны отражать 
объективные процессы изучаемого явления, быть количественно измеримыми и 
независимыми друг от друга.

На втором этапе рассчитывается сила влияния или теснота связи между 
факторами и спросом в базисном периоде. Она определяется с помощью 
коэффициентов корреляции и критериев согласия.

     На  третьем этапе выявляется математическая форма связи или вид 
зависимости спроса от факторов, подбираются функции, наиболее точно 
описывается процесс развития спроса.

Четвертый этап: расчет параметров уравнения. Параметры уравнений 
выражают степень и направление воздействия каждого фактора на спрос и 
рассчитываются методом наименьших квадратов.

Пятый этап: оценка прогностической ценности модели на основе 
ретроспективных расчетов.

     Экономико-математические методы эффективно используется при 
краткосрочном прогнозировании. Так как объективная реальность нашей 
экономики состоит в том, что довольно трудно выявить и определить 
количественно более менее стабильные факторы, влияющие на  
прогнозируемый процесс. Поэтому составление среднесрочных и, тем более, 
долгосрочных прогнозов представляется довольно затруднительным в 
современных условиях. И как правило, преобладает прогнозирование на 
краткосрочные периоды. Экономико-математическое моделирование является основой экономической прогностики. Оно позволяет на строго количественной 
основе выявить характер связей между отдельными элементами рынка и теми  
факторами, которые влияют на его развитие. Что особенно важно - 
математические модели дают возможность наблюдать, как станут развиваться 
события при тех или иных начальных допущениях.

     Использование данной группы методов прогнозирования  может быть 
эффективным при прогнозировании тенденций развития микроспроса.  
Нормативный метод основан на использовании показателей рекомендуемого 
уровня потребления материальных благ и применяется как основной 
инструмент среднесрочного и долгосрочного прогнозирования товарно-групповой структуры спроса в целом по стране. С помощью данного 
метода рассчитывают либо сроки достижения норм рационального потребления 
(исходя из фактически сложившихся среднегодовых темпов потребления 
этих товаров в базисном периоде), либо темпы роста производства и потребления, необходимых для достижения к намеченному сроку нормативных показателей рационального потребления. Обычно расчеты проводятся параллельно. Первый имеет большое значение для среднесрочных, а второй для долгосрочных прогнозов, являясь целевой установкой.

     Сложность заключается в разработке самих нормативных показателей. 
Рекомендуемые нормы потребления продуктов питания основаны на 
физиологических потребностях организма в белках, жирах, углеводах, 
витаминах. 
 Рекомендуемые уровни потребления непродовольственных товаров могут  
разрабатываться, например, на основе опросов представительных групп 
потребителей. 
 При применений метода экспертных оценок ставится задача выяснить мнение специалистов торговли, промышленности или покупателей о тех или иных товарах и на основе этого выявить тенденции развития спроса на товары 
народного потребления. Использование метода экспертных оценок 
позволяет осуществить расчеты объемов и структуры спроса, потребностей в 
товарах по широкому кругу позиций ассортимента в условиях , когда 
другие методы не могут быть применены из-за отсутствия необходимой 
информации. С помощью экспертных оценок можно получать информацию о 
состоянии и перспективах развития спроса в форме, наиболее удобной  
для коммерческих работников.

Методы  экспертных оценок - это комплекс логических и математико-статистических методов и процедур, связанных с деятельностью экспертов по переработке необходимой для анализа и принятия решений информации. В практической деятельности по изучению и прогнозированию спроса метод экспертных оценок может быть использован для решения следующих задач:

1)Разработка  средне- и долгосрочных прогнозов групповой структуры спроса на товары народного потребления.

2) Прогнозирование внутригрупповой (в развернутом ассортименте) структуры спроса на предстоящий хозяйственный год.

3) Определение групп потенциальных потребителей.

4) Оценка  величины неудовлетворенного спроса  по группам, видам и 
разновидностям товаров.

Для составления  конъюнктурного прогноза привлекают группу экспертов в  
10-15 человек отличающихся широтой кругозора, информированностью, 
независимостью суждений, высокой профессиональной квалификацией ей. 
Работа с экспертами строится по следующему алгоритму:

- формулировка задачи

- выявление мнения каждого эксперта

- выявление преобладающего мнения

- выявление крайних суждений

- формулирование принципиальных расхождений между экспертами

- исследование причин расхождений во мнениях

- и так далее до выработки общего мнения, которое можно считать 
достоверным.

 

1.3 Специфика потребительского спроса текстильной продукции.

 

  В этот период доля лёгкой промышленности в общем объеме промышленного производства достигала 1/6, а в товарообороте — почти 1/4, среднегодовая численность промышленно-производственного персонала превысила 3 миллиона человек. Впрочем, вскоре (в середине — конце 70-х гг.) стал наблюдаться кризис лёгкой промышленности. Он выражался в хронической неспособности удовлетворить потребности населения по большинству позиций выпускаемой продукции, падении качества производимой продукции, массовом перепроизводстве не находящих спроса изделий и прочем.

     Импорт  оборудования осуществлялся в условиях жесткой экономии средств, зачастую некомпетентно, без учета необходимого сырья, без завершающих отделочно-упаковочных операций. В результате –продукция не находит спроса, образовывает гигантские товарные запасы и впоследствии подвергается огромной уценке, нередко ниже себестоимости, что, разумеется, не могло не сказываться на экономических результатах деятельности отрасли. Основными же отраслями легкой промышленности являются текстильная, швейная, кожевенная, меховая и обувная. Продукция этих отраслей, помимо потребления ее населением, также весьма широко используется в мебельной, авиационной, автомобильной, пищевой и других отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте и в здравоохранении.

     Итак, текстильная промышленность – это  группа отраслей лёгкой промышленности, занятых переработкой растительных (хлопок, лен, пенька, кенаф, джут, рами), животных (шерсть, коконы шелкопряда), искусственных и синтетических волокон в пряжу, нити, ткани. Производство текстиля – это одна из древнейших профессий, специальностей, технологий.  Текстильная промышленность делится на хлопчатобумажную, шерстяную, шелковую, льняную, пенько-джутовую промышленность, производство нетканых материалов, ватное производство и др., на прядильное, ткацкое и отделочное производства. Рассмотрим основные отрасли более детально.  Хлопчатобумажное производство — ведущая отрасль текстильной промышленности.

     В нашей стране оно всегда давало не менее 1 /4 валовой продукции, сосредоточивало свыше 40% основных производственных фондов и промышленно-производственного персонала всей текстильной промышленности. Для отрасли характерны широчайшие производственные связи: сельское хозяйство поставляет сырье, химическая промышленность — красители и химические волокна, машиностроение — станки, машины, аппараты и запасные части. 

Шерстяная промышленность — отрасль текстильной  промышленности, производящая первичную переработку шерсти, пряжу, ткани и отдельные готовые изделия (платки, пледы, шали, одеяла, ковровые и валяльно-войлочные изделия). Среди отраслей текстильной промышленности она занимает первое место по величине валовой продукции (из-за дорогого сырья), второе — по стоимости основных фондов (после хлопчатобумажной) и третье — по численности занятых (после хлопчатобумажной и трикотажной).  При этом продукцию шерстяной промышленности, помимо населения, потребляют такие отрасли промышленности, как металлургическая, топливная, строительных материалов, энергетическая и пищевая. 

     В настоящее время существует производство полульняных тканей в смеси с хлопчатобумажной и вискозной пряжей.  Пенько-джутовая промышленность, производство нетканых материалов и ватное производство играют весьма малозначительную роль в экономике как нашей страны, так и других развитых государств, поэтому мы на них останавливаться не будем.  Итак, только что были представлены основные отрасли текстильной промышленности. Переходим к особенностям размещения этих отраслей.  Особенности размещения отраслей текстильной промышленности  Текстильная промышленность, как уже было сказано (а вернее, написано), входит в группу отраслей промышленности, обслуживающих население тканями, одеждой, обувью, а также другими предметами потребления. 
 Кроме того, промышленность обеспечивает своей продукцией широчайший спектр производств, не выходящих непосредственно на удовлетворение человеческих потребностей. Географические проблемы развития легкой промышленности связаны с соответствующими её особенностями. Во-первых, ее продукция непосредственно влияет на уровень жизни людей. Более того, в настоящее время можно с уверенностью говорить, что этот самый жизненный уровень в большой степени зависит от обеспечения граждан продуктами текстильной промышленности. Резко возросшая в последние годы роль индустрии моды создаёт благоприятную почву для развития текстиля.

Во-вторых, это достаточно трудоемкая отрасль, в которой заняты преимущественно женщины. Так уж сложилось (в силу психосоциологических причин), что текстиль интересует женщин в куда более значимой степени, чем мужчин. В-третьих, размеры предприятий, как правило, невелики. Для все легкой промышленности характерна менее выраженная по сравнению с другими отраслями территориальная специализация, так как практически в каждом регионе имеются те или иные её предприятия, и, по сути, в каждом регионе существует потребность в её продукции в равной степени. 

 

Глава 2. Анализ прогнозирования спроса населения на товары и услуги на ЗАО «Тиротекс». 

2.1. Краткая характеристика предприятия.

      Тираспольское акционерное общество «Тиротекс» - одно из крупных текстильных предприятий, входящих в Концерн легкой и текстильной  промышленности Приднестровской Молдавской Республики. ЗАО «Тиротекс» является крупным предприятием по переработке хлопка, закупающее хлопок - сырец и после процессов прядения, ткачества, отделки и пошива, выпускающее ткани и готовые изделия. Это уникальный производственный комплекс с мощной инфраструктурой, развитой технической и научной базой.

В состав ЗАО "Тиротекс" входят прядильно-ткацкая, отделочная и швейная фабрики, механический завод, энергопредприятие, строительная фирма, кирпичный завод, агрокомплекс, Торговый дом, научно-исследовательский институт "Текстиль", разрабатывающий новую ресурсосберегающую, экологически чистую технологию.

      Строительство предприятий комплекса началось в 1972 году и полностью завершено в 1982 году. Просторные, светлые цеха и службы объединения расположены на площади 82, 5 гектара. В цехах предприятия было установлено отечественное оборудование. Но оно не отвечало требованиям международных стандартов. И только после внедрения современных станков, в 1986 году появилась возможность выпуска высококачественных тканей с улучшенными видами отделки.

      В 1987 году осуществляется переход предприятия  на хозрасчет, и первоочередными направлениями были определены: механизация и автоматизация ручных, тяжелых и трудоемких процессов, экономия топливно-энергетических ресурсов, повышение производительности труда и качества выпускаемой продукции. Начал работу отдел внешних связей и швейный цех. 1988 год показал правильность выбранного направления. Ассортимент тканей, который постоянно обновлялся; новые расцветки; высокое качество продукции - прочно завоевали признательность потребителей на внутреннем и на внешнем рынках.

      Значительное  событие произошло 27 июля 1990 года: представители  трудовых коллективов ПХБО, предприятия  местной и легкой промышленности республики, торговых организаций единогласно  проголосовали за создание ассоциации «Тиротекс» и утвердили ее устав. В 1993-94 годах происходит резкое падение производства, результатом которого стало почти полное прекращение деятельности объединения и развал ассоциации в 1995 году.

Информация о работе Прогнозирование деятельности предприятия