Прогнозирование деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение теоретических и практических основ прогнозирования спроса на товары и услуги. Задачи работы состоят в следующем: изучить понятия и виды спроса, а так же методы и прогнозирование спроса, проанализировать организацию работы по изучению и прогнозированию спроса, разработать прогнозную модель спроса на продукцию.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения и прогнозирования спроса на товары и услуги…………………………………………………………………….........5
1.1. Понятие и виды спроса на товары и услуги………………………………...5
1.2. Методы изучения и прогнозирования спроса……………………………....8
1.3 Специфика потребительского спроса текстильной продукции…………..18
Глава 2. Анализ прогнозирования спроса населения на товары и услуги на ЗАО «Тиротекс»…………………………………………………………………….21
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………………….21
2.2. Анализ основных экономических показателей ЗАО «Тиротек»…….…..25
2.3 Анализ организации работы по изучению и прогнозированию спроса….34
Глава 3. Совершенствования прогнозирования спроса на продукцию на ЗАО «Тиротекс»……………………………………………………………………………37
3.1.Разработка прогнозной модели спроса на продукцию…………................37
3.2. Направления совершенствования прогнозирования спроса продукции ЗАО «Тиротекс»…………………………………………………................................40
Заключение…………………………………………………………………………...42
Список использовано литературы……

Файлы: 1 файл

курсовая прогнозирование деятельности пр..doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

 Фондоёмкость  уменьшилась на 20 % в 2004 году по  сравнению с 2002 годом и составила 2,10 у.д.е. Это означает, что на одну условную денежную единицу товарной продукции приходится 2,10 у.д.е. стоимости основных производственных фондов.

Фондовооружёность увеличилась на 6% по сравнению с 2008 годом и составила 23,2 тыс.у.д.е. Это означает, что на 1 работника приходится 23,2 тыс.у.д.е. стоимости основных производственных фондов. Рост фондовооруженности говорит о росте обеспеченности основными фондами.

Количество  оборотов оборотных средств увеличилось  с 3,01 оборота в 2006 году до 3,27 оборота в 2006 году и 1 оборот стал равен 110 дням, что говорит о более эффективном использовании основных средств.

На АОЗТ «Тиротекс» происходит увеличение выручки от реализации продукции в 2009 году по сравнению с 2007 годом в 1,35 раза, что связано с наращиванием объемов производства и реализации продукции (таблица 4).

Затраты на производство реализуемой продукции  увеличилась на 30 %, так как предприятие перешло на выпуск новой более качественной продукции.

Увеличился  и финансовый результат от прочей реализации - в 2,38 раза. Это говорит о росте прибыли от продажи на сторону и другого выбытия различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

На АОЗТ «Тиротекс» наблюдается существенное изменение соотношения между  основными и вспомогательными рабочими в пользу основных. Численность основных рабочих увеличилась на 414 человек или 15 %, а численность вспомогательных рабочих сократилась на 355 человек или 16 %.

Наблюдаются также изменения в структуре  ИТР: численность руководителей  сократилась на 64 человека, а численность специалистов возросла на 59 человек.

Анализируя  ФЗП на АОЗТ «Тиротекс» видим, что  происходит его увеличение в рассматриваемом периоде в 1,85 раз. Рост ФЗП происходит за счет роста ФЗП как промышленного (в 1,88 раз), так и непромышленного (в 1,45 раза) персонала. Причинами роста ФЗП на рассматриваемом предприятии являются повышение размера заработной платы, обусловленное ростом производительности труда, увеличение численности работающих, ежегодный рост цен в регионе на товары и услуги, то есть действие инфляционных процессов в стране.

ФЗП ППП  растет более быстрыми темпами по сравнению с ФЗП непромышленного персонала. Рост ФЗП ППП обусловлен ростом как ФЗП рабочих, так и ростом ФЗП ИТР. Наблюдается более быстрый рост ФЗП ИТР, чем ФЗП рабочих.

Благодаря существенному росту ФЗП и  несущественному изменению численности наблюдается быстрый рост средней заработной платы среднесписочной численности в рассматриваемом периоде (в 1,85 раз). Заработная плата непромышленного персонала увеличилась в рассматриваемом периоде в 1,59 раз, а ППП – в 1,86 раз.

Из таблицы  видим, что у вспомогательных  рабочих заработная плата растет более быстрыми темпами чем у основных. Так, заработная плата вспомогательных рабочих в 2007 году составила 95,1 у.д.е., что превышает уровень 2008 года в 2,11 раз, а у основных – 100 у.д.е., что превышает уровень 2006 года в 1,66 раз. Среди ИТР наиболее существенно поднялась заработная плата у руководителей (в 2,66 раза).

Ежегодное увеличение заработной платы является положительным и неизбежным процессом, т.к. обуславливается «подорожанием» жизни, ростом потребительской корзины в части потребительских товаров и услуг.

Уровень заработной платы зависит от многих факторов, и, прежде, от роста производительности труда.

Из таблицы 7 видим, что на АОЗТ «Тиротекс» наблюдается  рост производительности труда в рассматриваемом периоде. В 2007 году производительность труда на рассматриваемом предприятии составила 17,69 тыс. у.д.е. на одного работника ППП, что превышает уровень 2007 года на 18 %. Рост производительность труда показывает улучшение эффективности управления персоналом и организации производственного процесса. Он обусловлен тем, что растет выпуск товарной продукции, а среднегодовая численность при этом остается практически неизменной.

На АОЗТ «Тиротекс» происходит увеличение выручки  от реализации продукции в 2007 году по сравнению с 2002 годом в 1,35 раза, что связано с наращиванием объемов производства и реализации продукции (таблица 3).

Динамика  расчетных показателей прибыли  по ЗАО за 2007-09 гг отражена в таблице 3.

Таблица 3

Динамика  расчетных показателей прибыли  по АОЗТ «Тиротекс» за 2007- 2009 гг.:

Наименование показателей Расчёт  показателей в тыс. руб. Изменения, %

2007г.к 2008г.

2007г. 2008г. 2009г.
1. Выручка от реализации продукции за вычетом налогов 46719,9 55 027,6 63113,6 135
2. Затраты на производство реализованной продукции 43889,7 50656,3 57065,4 130
3. Прибыль от реализации 2830,2 4371,3 6048,2 214
4. Результат от прочей реализации 19,1 32,4 45,5 238
5. Доходы от внереализационных  операций 105,0 315,2 175,7 167
6. Балансовая прибыль 2954,3 4718,9 6269,4 212
7. Налоги и платежи 1870,2 3303,2 4702,1 251
8. Чистая прибыль 1084,1 1415,7 1567,3 145
 

Затраты на производство реализуемой продукции  увеличилась на 30 %, так как предприятие  перешло на выпуск новой более  качественной продукции.

В 2007г по сравнению с 2008г существенно увеличилась прибыль от реализации основной продукции, выполнения работ, оказания услуг (в 2,14 раза), что связано с выпуском высококачественной, рентабельной продукции, наращиванием объемов производства и реализации продукции.

Увеличился  и финансовый результат от прочей реализации - в 2,38 раза. Это говорит о росте прибыли от продажи на сторону и другого выбытия различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

Возросли  и доходы от внереализационных операций (в 1,67 раза). Это говорит о получении дополнительной прибыли за счет положительного сальдо по полученным и уплаченным штрафам, пеней, неустоек, за счет положительных курсовых разниц по валютным операциям, за счет прибыли прошлых лет, выявленной в отчетном году.

Рост  прибыли от реализации продукции, прибыли от прочей реализации, доходов от внереализационных операций обеспечил рост балансовой прибыли и, несмотря на существенное увеличение налогов и платежей, уплачиваемых предприятием, - рост чистой прибыли.

Рассмотренные выше показатели производственно –  хозяйственной деятельности и их динамика свидетельствуют об улучшении эффективности работы предприятия за анализируемый период.

Анализ сильных  и слабых сторон маркетинговой позиции  ЗАО «Тиротекс»

Профиль сильных и слабых сторон предприятия  по отношению к объективным требованиям рынка и конкурентам включал в себя анализ таких групп факторов как:

  • надежность и устойчивость целевых рынков сбыта;
  • тенденции изменения цен на основную продукцию объединения;
  • возможности и надежность сырьевой базы;
  • потенциал маркетинговой службы объединения;
  • соответствие развития «ТИРОТЕКС» объективной экономической социально-политической ситуации на макроуровне и др.

К сильным сторонам предприятия можно  отнести:

  • постоянное стремление совершенствовать производство и его организационную структуру;
  • значительный удельный вес в производстве и объеме продаж швейных изделий из собственной ткани;
  • широкий ассортимент выпускаемой продукции;
  • увеличение объема широких тканей, пользующихся большим спросом на целевом рынке;
  • высокий имидж предприятия и его руководителей;
  • наличие высокой культуры производства.

К слабым сторонам можно  отнести:

  • отсутствие «сквозной» функциональной службы;
  • громоздкую оргструктуру управления, что снижает гибкость и оперативность в решении задач, а также ответственность исполнительных менеджеров за результаты осуществления конкретных функций управления.

 

2.3 Анализ организации  работы по изучению  и прогнозированию  спроса. 

   В период перехода от командно-административной в рыночной экономике резко изменились взаимоотношения предприятий с внешней средой: государством, финансовой системой, снабженческо-сбытовыми организациями, конкурентами. У предприятий возникла не только возможность, но и необходимость самостоятельно решать стоящие перед ним проблемы, определять цели своего развития. 
            Однако для достижения поставленных целей необходим контроль их выполнения, который означает, прежде всего, анализ хозяйственной деятельности предприятия. В маркетинговой системе, ориентированной на рынок, анализ хозяйственной деятельности начинается не с исследования производства или финансовых результатов, как в системе командно-административного типа, а с изучения сбыта продукции.

      Под маркетингом понимают комплексную  систему организации производства и сбыта товаров или оказания услуг, основанную на предвидении и удовлетворении спроса потребителей. В современных условиях невозможно выжить без грамотно построенной маркетинговой службы. Сегодня практически каждое предприятие имеет маркетинговую службу, перед которой ставятся следующие цели:

  1. выявление перспективных рынков сбыта;
  2. расширение существующих рынков;
  3. воздействие на производственный процесс в целях стимулирования;
  4. обновления и совершенствования ассортимента и улучшения качества выпускаемой продукции;
  5. обеспечение оптимальной пропорциональности между спросом и предложением определенной продукции;
  6. формирование системы договорных и рыночных отношений.

На ЗАО  «ТИРОТЕКС», отдел маркетинга был  создан сразу после перехода экономики на рыночные отношения. Управление маркетинга Торгового Дома ЗАО «Тиротекс» было создано с целью обеспечения поставок суровой, готовой ткани и швейных изделий высокого качества, обеспечивающего устойчивую конкурентоспособность. Это и предопределяет значение анализа спроса на продукцию предприятия в современных условиях, которое особенно возрастает для отечественных предприятий при жесткой конкуренции с продукцией иностранных фирм.          

  Так же  ткани « ТИРОТЕКС » выставлялись на международных ярмарках в Венгрии, Болгарии, Германии («Интерштоф» два раза в год, апрель, октябрь);«Молдова представляет» два раза в год, осень, весна; «Рождественская ярмарка» ежегодно, г. Кишинев, театр оперы и балета; ежеквартальные расширенные ярмарки — художественный совет с приглашением представителей торговли и швейных предприятий и получили высокую оценку ведущих специалистов.

      Для организации предприятие ЗАО «Тиротекс» независимо от форм собственности должно изучать, анализировать и прогнозировать спрос на потребительские товары для обеспечения рыночного равновесия, являющегося, в конечном счете, одним из проявлений сбалансированности в народном хозяйстве. Необходимо достижение соответствия между объемом и структурой спроса на товары и услуги и объемом и структурой их предложения. 
Анализ спроса на продукцию и услуги предприятия является одним из важнейших направлений экономического анализа в маркетинговой системе. Он универсален одновременно и на микроуровне, и на макроуровне. На макроуровне он помогает анализировать мировые цены и оценивать влияние мер государственного регулирования цен, контролировать эффективность внешней торговли стран и изучать их экономическое положение, предвидеть экономические забастовки и изменение политической ситуации.

      На  микроуровне (уровне отдельных предприятий) анализ спроса осуществляется на всех этапах управления: постановки цели, планирования будущих результатов, организации деятельности, контроля - анализа прохождения и достижения целей, передаче уточненной в результате отобранного решения информации для продолжения деятельности предприятия.

Производственному предприятию для планирования объемов  производства и обоснования плана реализации продукции или объема оказания услуг, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, по какой цене, когда, каким образом и где оно будет продавать. От этого зависит, в конечном счете, объем продаж и прибыли предприятия. Очевидно что в условиях рыночной экономики анализ спроса на продукцию и услуги должен выноситься на первое место с целью управления им в соответствии со стратегией, избранной конкретным предприятием. 
Анализ спроса как составляющее анализа хозяйственной деятельности должен одновременно базироваться на концепциях глобального и локального экономического анализа. Причем обязательно учитывать действие общих и частных экономических законов. Такой подход позволит предприятию успешно функционировать в условиях рыночной экономики.

Информация о работе Прогнозирование деятельности предприятия