Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 22:36, реферат
Планирование является важнейшим этапом и процесса управления, определяющим цели (предприятия, коллектива, личности), наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и систему показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных задач.
Введение.
Взаимосвязь прогнозирования и планирования.
Прогнозирование и планирование как функции управления.
Заключение
Список литературы.
Содержание.
Введение.
Взаимосвязь прогнозирования и планирования.
Прогнозирование и
планирование как функции
Заключение
Список литературы.
Введение
Планирование является важнейшим этапом и процесса управления, определяющим цели (предприятия, коллектива, личности), наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и систему показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных задач.
Наиболее ответственной задачей планирования является прогнозирование или, как часто называют его американские специалисты, стратегическое планирование (кстати, слово стратегия происходит от греческого strategos — "искусство генералов", стратегов). Прогнозирование должно обеспечить решение поставленной стратегической задачи, добиться определенной цели с помощью научного предвидения на основе анализа внутренних и внешних связей организации, изучения экономических тенденций. Вот что говорят об этом классики: "Предвидеть — значит управлять" (Блез Паскаль); "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять" (Огюст Конт). Никколо Макиавелли утверждал, что управлять — это заставить верить, и видел в этом одну из важнейших задач руководителя.
Прогнозирование является
важнейшим инструментом
1. Взаимосвязь прогнозирования и планирования.
В менеджменте, обычно, не выделяют
место под отдельную функцию
«прогнозирование». Если прогнозирование
и упоминается, то в составе функции
планирования. Хоть это и не совсем
верно, но, всё равно, прогнозирование
и планирование взаимосвязаны. Более
того, в рыночных условиях планирование
без прогнозирования
Отличия прогнозирования от планирования
Планирование носит директивный характер (план необходимо исполнять). Прогнозирование носит информационный (консультативный) характер.
Чаще всего, объектом
прогнозирования выступает
Прогнозирование может
осуществляться на более
Прогноз, по сравнению
с планом, менее детализирован.
Цель прогноза – дать общее
представление о перспективах
развития социально-
Из приведенных выше отличий
прогнозирования и планирования
становиться ясно, что это два
различных процесса. Я надеюсь, что
вы их теперь не спутаете друг с другом.
Следующей нашей задачей
Место прогнозирования в управленческой деятельности
Во-первых, прогнозирование
осуществляется на этапе
Во-вторых, прогнозирование
осуществляется на этапе
Итак, прогнозирование – это важная функция управления, тесно связанная, в первую очередь, с планированием, во вторую – с контролем. Прогнозирование не тождественно планированию, так как носит информационный характер, а объектом прогнозирования может выступать как внутренняя среда, так и внешняя или их совокупность. Также, чаще всего, прогнозирование менее детализировано и осуществляется на более длительный срок, нежели планирование.
2. Прогнозирование и
Прогнозирование и планирование
являются первоочередными функциями
менеджмента в цикле
Принципы планирования следующие:
полнота: требуется
учесть все аспекты и
детализация: глубина
определяется целью
точность;
простота и ясность;
непрерывность;
эластичность и гибкость
(использование плановых
выравнивание при планировании (учет «узких мест»);
экономичность. При
оценке экономичности
Реализация функции
объект планирования (что планируется),
субъект планирования (кто планирует),
период (горизонт) планирования (на какой срок),
средства планирования (например, компьютерное обеспечение),
методику планирования (как планировать),
согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).
Виды прогнозирования и планирования в компании
Иерархия соподчиненных видов планирования включает:
общее планирование (долгосрочное основополагающее, концепция компании);
стратегическое планирование
(долгосрочное развитие
тактическое планирование
(условий хозяйственных
оперативное планирование
(конкретных действий на
Виды планирования.
Основные признаки стратегического планирования
цель планирования
— долгосрочное обеспечение
носитель идеи планирования — высший менеджмент;
проблемы планирования — отсутствие надежности и структурирования;
горизонт планирования — долгосрочное;
охват — глобальный, широкий спектр альтернатив;
принципы — изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы). носитель идей планирования — средние и низшие уровни менеджмента;
Горизонт — 3-15 лет.
Основные признаки тактического планирования
задача планирования — обеспечение относительной надежности и относительного структурирования;
горизонт — короткие и средние сроки;
глубина — детализация планов;
диапазон — ограниченный спектр альтернатив;
основа — созданный потенциал.
Горизонт — 1-3 года.
Оперативное планирование -
Реализация прогнозов и планов в текущем периоде по отдельным функциональным областям компании
Разработка планов и прогнозов, как правило, производится в условиях неопределенности. Многие возможные неопределенности связаны с ближайшим окружением компании:
неопределенности, связанные
с деятельностью участников
неопределенности, связанные
с социальными и
Большое значение имеют и неопределенности на уровне страны, например:
неопределенность будущей
рыночной ситуации в стране, в
том числе отсутствие
неопределенности, связанные
с колебаниями цен (динамикой
инфляции), нормы процента, валютных
курсов и других
неопределенности, порожденные
нестабильностью
Часто приходится учитывать
и внешнеэкономические
Методы разработки и объекты прогнозов и планов компании
Прогнозы занимают ведущее (исходное) положение во всей системе прогнозов и планов компании. По существу, между прогнозом (предвидением будущего) и планом нет резкой границы. Так, прогноз — это недостаточно определенный план, а план — это уточненный прогноз. Наиболее значительным отличием плана от прогноза является наличие в плане элементов выбора, принятия решений и мероприятий по осуществлению этих решений.
Основные объекты
потребность в продукции компании;
потребности компании в ресурсах (материальных, инвестиционных, финансовых, трудовых, информационных).
Все методы прогнозирования можно разделить на две группы:
неформализованные (
формализованные: такие
экономико-математические
Неформализованные (эвристические) методы применяются в тех случаях, когда невозможно использовать знания экспертов в формализованном виде. Наиболее широко используются методы интервью, «мозговой атаки», коллективных экспертных опросов.
Из формализованных методов наиболее широко применяются экстраполяционные, в которых прогноз производится по такому алгоритму:
упорядочение прошлых данных;
сглаживание временного ряда;
выделение тренда;
определение уравнения тренда;
расчет прогнозного значения;
оценка доверительного
интервала с заданной
Для применения экстраполяционных методов прогнозирования нужны длинные (за продолжительный период) временные ряды. Поэтому в быстро меняющейся обстановке, при прогнозировании развития вновь возникших ситуаций их применять не удается.
Альтернативой экстраполяционным, статистическим методам служат экспертные методы прогнозирования, опирающиеся на опыт и интуицию специалистов.
Технология планирования
хорошо разработана и постоянно
используется. Исходя из миссии и основных
принципов компании, отвечающих на
вопрос «зачем?», формулируются стратегические
цели, указывающие, что делать в целом.
Далее они конкретизируются до задач,
а те — до конкретных заданий. Затем
подсчитываются необходимые ресурсы
материальные, финансовые, кадровые, временные
и при необходимости
Обычно выделяют восемь этапов в процессе планирования.
Этап 1. Целеполагание (формулировка целей). Чего именно компания хочет достичь? Это самый трудный этап. Его нельзя формализовать.
Этап 2. Подбор, анализ
и оценка способов достижения
поставленных целей. Обычно
Этап 3. Составление перечня
необходимых действий. Что конкретно
нужно сделать, чтобы
Этап 4. Составление программы
работ (плана мероприятий). В каком
порядке лучше всего выполнять
намеченные на предыдущем