Прогнозирование. Планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 13:37, реферат

Описание работы

Описание или объяснение многих экономических явлений представляет собой процесс решения неточной задачи, базирующейся на субъективных оценках. И действительно, если производственный процесс можно в известном приближении описать с помощью математических формул, внося в них время от времени определенные коррективы, то, например, при планировании хозяйственной деятельности предприятия математические методы уже не дают требуемой точности. Например, нельзя (или во всяком случае очень рискованно) просчитывать сбыт продукции даже на ближайший период, опираясь лишь на математический аппарат.

Содержание работы

1. Прогнозирование
1.1. Направления прогнозирования
1.2. Методы прогнозирования
2. Планирование
2.1. Временной аспект планирования
2.2. Виды планов
2.3. Стратегическое планирование: сущность и функции
2.4. Оценка планов. Критерии оценки
Задания для самостоятельной работы

Файлы: 1 файл

Прогнозирование. Планирование.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Прогнозирование

1.1. Направления прогнозирования

1.2. Методы прогнозирования

2. Планирование

2.1. Временной аспект планирования

2.2. Виды планов

2.3. Стратегическое планирование: сущность  и функции

2.4. Оценка планов. Критерии оценки

Задания для самостоятельной работы

 

 

 

 

1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

 

1.1. Направления прогнозирования 

 

Описание или объяснение многих экономических явлений представляет собой процесс решения неточной задачи, базирующейся на субъективных оценках. И действительно, если производственный процесс можно в известном приближении описать с помощью математических формул, внося в них время от времени определенные коррективы, то, например, при планировании хозяйственной деятельности предприятия математические методы уже не дают требуемой точности. Например,  нельзя (или во всяком  случае  очень рискованно) просчитывать  сбыт продукции  даже на ближайший период, опираясь лишь на математический  аппарат.

В этом, а также во многих других случаях, нет  объективного критерия, позволяющего сделать  прогноз надежным. Относиться к подобного рода обстоятельствам следует философски, ведь если было бы возможно владеть всей опорной информацией, экономике не потребовались бы менеджеры в современном понимании этого слова, да и специалисты множества других профессий.

Коль скоро наряду с объективными данными приходится использовать субъективную информацию, то возникает потребность  в соответствующем методологическом обеспечении обработки собранных  данных.

Таким образом, потребность в менеджерах, их знание, опыт и интуиция требуются именно в тех направлениях производственной и коммерческой деятельности, которые менее всего поддаются формализации.

К числу этих направлений относятся  процессы прогнозирования и планирования.

 Под планированием понимают процесс выбора целей и решений с разработкой соответствующей технологии для их достижения.

Прогнозирование – метод научно обоснованного предвидения возможных направлений будущего развития, то есть метод, в котором описание возможных  ситуаций будущего базируется на имеющихся  практических данных и ориентируется на текущие предположения относительно динамики  развития объекта или процесса** .

Понятно, что точность прогноза***  является величиной вероятностной, и для получения математической модели необходимы многие допущения, упрощающие реальную ситуацию.

Возможные разновидности прогнозов  можно представить в виде следующего ряда направлений прогнозирования. Необходимо заметить, что каждое из направлений подразумевает прогноз  целого ряда параметров.

1. Экономические прогнозы - носят преимущественно общий характер и служат для описания состояния экономики в целом по компании или по конкретным изделиям (например, по объему сбыта).

2. Прогнозы развития  конкуренции - характеризуют возможную стратегию и тактику конкурентов, их долю на рынке, ориентацию на выпуск тех или иных изделий и т.д.

3. Прогнозы развития  технологии - ориентируют пользователей относительно перспектив развития технологий, выбора наиболее целесообразных, с точки зрения экономичности, технологий и других решений.

4. Прогнозы состояния  рынка - используются для анализа рынка товаров, которые оценивают с учетом текущего состояния и перспектив развития экономики в целом, политической ситуации, введения стандартов по защите окружающей среды в тех или иных странах (для анализа рынка таких товаров, как автомобили, это очень важно), цен на используемое  сырье (для рынка тех же автомобилей критичной является цена на нефть) и т.д. 

5. Социальное прогнозирование - выходит за рамки чисто экономической направленности, исследует вопросы, связанные с отношением людей к тем или иным общественным явлениям (в частности, патриотизм, склонность к комфорту, отношение к новым товарам), что, безусловно, можно использовать в чисто утилитарных целях, например для прогноза сбыта.

 

1.2. Методы прогнозирования 

 

Сложившаяся к сегодняшнему дню  практика составления прогнозов  опирается на достаточно широкий  спектр используемых методов, которые, в общем случае, можно представить  в виде следующих направлений.

 

1.2.1. Неформальные методы прогнозирования

 

Наглядная информация - информация, получаемая от  средств массовой информации (кроме печатных органов):  радио, телевидения, а также от смежников, потребителей, поставщиков, конкурентов. Кроме того, к наглядной (или вербальной) информации можно отнести сведения, полученные на совещаниях и конференциях. Информация, полученная таким путем, представляет собой, как правило, большую ценность оперативного значения, однако не имеет перспектив долгосрочного характера.

Материальные расходы на получение такой информации незначительны, однако приходится затрачивать много времени на ознакомление с ней, чтобы постоянно быть в курсе текущих событий.

Письменная информация - информация, получаемая из печатных источников периодической печати, информационных бюллетеней. К этой информации можно также отнести различные отчеты, ценность которых в иных случаях может быть очень высокой. Так же, как и наглядная, письменная информация не имеет глубокого характера и быстро устаревает.

Промышленный шпионаж - особых комментариев не требует. Информация, получаемая посредством промышленного шпионажа, изначально, как важнейшая, находится под защитой пользователя. Доступ к такой информации имеет очень ограниченный круг лиц. Чаще всего к разряду секретных относятся научные разработки, особенно на ранних этапах проектирования. По мере продвижения работы к ее завершению т.е. к получению серийного образца, необходимость в засекречивании уменьшается.

Зарубежные фирмы предпочитают засекречивать технологию производства изделия и несколько меньше опасаются за секретность конструкции изделия. В нашей стране было принято засекречивать конструкцию, оставляя информацию по технологии более открытой.

Информация, полученная посредством промышленного шпионажа (текущая или стратегическая), считается наиболее ценной.

 

1.2.2. Количественные методы прогнозирования

 

Применение таких  методов целесообразно в случаях  устойчивой  экстраполяционной направленности исследуемого явления. Экстраполяция – предложение о повторении в будущем тенденции, имевшей место в прошлом. Иначе говоря, лишь тогда, когда можно предположить, что деятельность в прошлом имела определенную тенденцию, которую можно ожидать и в перспективе, имеющейся информации достаточно для внесения возможных корректив и выявления статистически достоверных зависимостей.

Для прогнозирования  таких явлений, как динамика спроса на товары, потребности в запасах, структура сбыта, изменения потребности  в кадрах и т.д., чаще всего используют анализ временных рядов. Временные ряды (ряды динамики) - последовательность множества чисел,  характеризующих изменение во времени величины явления. Выявление процесса развития явления, основного пути, тенденции и темпов развития в результате сглаживания кривой временного ряда и приведения ее к какой-либо математической функции называется анализом временных рядов.

Причинно-следственное (каузальное*) моделирование - наиболее сложное и используется для прогнозирования явлений с несколькими (хотя бы двумя) независимыми переменными. Например, при исследовании перспектив изменения спроса на односемейные дома в зависимости от изменений уровня личных доходов, демографических изменений, ставки процента на закладные, прочих  воздействующих изменений. Такое моделирование строится на основе корреляционных и регрессионных зависимостей и анализа. Наиболее часто встречающиеся методы причинно-следственного анализа следующие:

1. Регрессионные модели - статистическая оценка, используемая для выяснения влияния независимых переменных, значения которых известны, на искомую величину.

2. Эконометрические модели - статистическая оценка на основе системы регрессионных уравнений, используемая для расчета состояния экономики и основных экономических тенденций (например, прогноз состояния платежного баланса).

3. Эконометрические индикаторы - регулярно повторяющаяся регрессионная оценка, направленная на прогнозирование изменения основных экономических показателей.

 

1.2.3. Качественные методы  прогнозирования 

 

Анализируя деятельность предприятия, составляя прогноз его функционирования, аналитик не всегда располагает информацией, достаточной для количественных методов прогнозирования, а иной раз  высшее руководство фирмы попросту не понимает сложных методов количественного прогнозирования, что, в любом случае, требует применения качественных методов прогнозирования.

Качественные методы прогнозирования  предполагают обращение к мнению экспертов - людей наиболее компетентных по исследуемым вопросам.

К качественным методам прогнозирования  можно отнести следующие.

А. Мнение жюри, как правило, сводится к обобщению мнений экспертов с дальнейшим их усреднением. Одна из разновидностей “мнения жюри” - “мозговой штурм”.

Высказанные экспертами мнения оцениваются  также экспертами. Так, достаточно распространена процедура - совокупное мнение специалистов по сбыту, когда, например, торговые органы высказывают свои суждения относительно спроса на те или иные производимые или осваиваемые в производстве товары.

Б. Модель ожидания потребителей - метод, являющийся в определенной степени обратным методу совокупного мнения. Происходит опрос клиентов (как действительных, так и потенциальных), в сфере интересов которых оказывается анализируемая продукция, товары или услуги.

В. Метод экспертных оценок - отобранные и пользующиеся доверием эксперты заполняют опросный лист.

Выделим опорные моменты, которые необходимо учитывать при прогнозе.

1. До начала прогнозирования  необходимо определить направленность  прогноза, его цель.

2. Следует представить себе перечень  возможных решений, управленческий  уровень решений, которые могут  быть приняты на основе прогноза.

3. Для определения ограничений  (в том числе и временных)  необходимо оговорить требуемую  точность прогноза.

4. Некоторые решения, прежде  всего относящиеся к разряду  важнейших, управленческий уровень  которых достаточно высок, нежелательно принимать даже в тех случаях, когда вероятность осуществления прогноза 90-95%, поскольку слишком велика будет цена ошибки. Однако есть решения, которые можно принимать при значительно меньших вероятностях осуществления прогноза.

5. При оценке достоверности прогноза необходимо определить те изменения, которые могут произойти и повлиять на развитие событий.

6. После определения источников  информации устанавливаются ценность  прошлого опыта (проводится так  называемый ретроспективный анализ), а также быстрота и объем текущих изменений.

 

А вот какую трактовку процессу прогнозирования дают Ю.В.Кузнецов и В.И.Подлесных [9].

Прогнозирование — это метод научно обоснованного предвидения возможных направлений будущего развития организации, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей ее средой. Прогнозы носят вероятностный характер, однако, если прогнозирование выполнено качественно, результатом станет прогноз будущего, который вполне можно использовать как основу для планирования. Таким образом, прогнозирование составляет первую ступень планирования. Оно призвано обеспечить решение следующих задач:

- научное предвидение будущего  на основе выявления тенденций  и закономерностей развития;

- определение динамики экономических  явлений;

- составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации;

- определение в перспективе  конечного состояния системы,  ее переходных состояний, а  также ее поведения в различных  ситуациях на пути к заданному  оптимальному режиму функционирования.

Важнейшее условие прогнозирования — моделирование различных ситуаций и состояний системы в течение планируемого периода. Экономическое моделирование в известной мере призвано служить эквивалентом экспериментированию в естественных науках.

При этом авторы считают прогнозирование, моделирование, а также программирование - подфункциями планирования как функции управления.

Задача программирования — исходя из реальных условий функционирования системы алгоритмировать ее перевод в новое заданное состояние. Сюда входит разработка способа функционирования системы, определение требующихся ресурсов, выбор научных средств и методов управления.

В этой связи полезно упомянуть  термин экономическое программирование - “индикативное планирование”, система государственного регулирования экономики на основе комплексных общехозяйственных программ, отражающих предпочтительный вариант развития общественного производства и стратегическую концепцию социально-экономической политики. Возникло после Второй мировой войны во Франции, Нидерландах, Норвегии, Японии; в 50-60-х гг. получило распространение в Швеции, Финляндии, Великобритании, Италии, Бельгии, ФРГ, Испании; в 70-х гг. — в США и Канаде. Экономическое программирование носит индикативный, т.е. рекомендательный, характер: показатели программ представляют собой общие ориентиры развития.

Информация о работе Прогнозирование. Планирование