Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 20:25, курсовая работа
Цель: определение стиля руководства трудовым коллективом, способствующего созданию оптимальных условий для создания благоприятного психологического климата.
Исходя из поставленной цели исследования были сформулированы следующие задачи:
- анализ литературы, изучающей теоретические основы этой проблемы;
- определение уровня психологического климата коллектива;
- определение уровня развития творческого потенциала в коллективе;
- определение стиля руководства трудовым коллективом, способствующего созданию оптимальных условий для создания благоприятного психологического климата.
ВВЕДЕНИЕ __________________________________________________________3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ___________________________7
Понятие о психологическом климате в коллективе _________7
Творческий потенциал как ведущая характеристика творческой личности работника образовательного учреждения _________________________11
Организационно-управленческие условия создания психологического климата в коллективе образовательного учреждения, благоприятного для развития творческого потенциала персонала _____________19
Выводы по первой главе _______________________________________25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОЗДАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ МДОУ: Д/ С П. ЮЖНО-СТЕПНОЙ, БЛАГОПРИЯТНОГО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕРСОНАЛА _______________________27
2.1. Экспериментальное исследование по выявлению уровня развития
творческого потенциала и благоприятного психологического климата в коллективе ___________________________________________________________27
2.2. Методические рекомендации для руководителей дошкольных образовательных учреждений по созданию благоприятного психологического климата в коллективе __________________________________________________34
Выводы по второй главе ______________________________________37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _____________________________________________________39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ _
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
Кафедра управления, экономики и права
Зыкова Лариса Михайловна
Психологический климат педагогического коллектива, как фактор развития творческого потенциала персонала образовательного учреждения
Выпускная аттестационная работа
по дополнительной профессиональной программе
профессиональной переподготовки
«Менеджмент в образовании»
Челябинск, 2015 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ______________________________
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ___________________________7
Выводы по первой главе ______________________________
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОЗДАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ МДОУ: Д/ С П. ЮЖНО-СТЕПНОЙ, БЛАГОПРИЯТНОГО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕРСОНАЛА _______________________27
2.1. Экспериментальное исследование по выявлению уровня развития
творческого потенциала и благоприятного
психологического климата в коллективе ______________________________
2.2. Методические рекомендации
для руководителей дошкольных образовательных
учреждений по созданию благоприятного
психологического климата в коллективе ______________________________
Выводы по второй главе ______________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ______________________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ _____41
ПРИЛОЖЕНИЯ ______________________________
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в частности ст. 28 и Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предъявляют новые требования к целостному педагогическому процессу, к личности самого работника педагогического учреждения. В связи с этим актуальным становится вопрос о подготовке работников новой формации, способных развивать не только профессионально-важные качества, но и творчески претворять их в профессиональную деятельность.
Современная ситуация характеризуется осознанием высокой значимости не просто человеческого ресурса, а эффективно действующей творческой личности педагога в образовательных учреждениях нового типа, так как именно они обеспечивают потребности нашего общества в будущих высококвалифицированных специалистах, деятелях науки, культуры, образования, способных эффективно решать поставленные перед ними задачи и нестандартно реагировать на быстроменяющиеся условия современного техногенного общества.
В ситуации обновления нормативно-законодательного поля системы образования, перехода на ФГОС дошкольного образования особенно актуальна проблема сохранения традиций педагогической системы, нравственной чистоты педагогических кадров и уровня социально-психологического климата педагогических коллективов. Развитие системы образования, способной реагировать на вызовы времени, возможно только при условии высокой компетентности педагогических работников. В этой ситуации на первый план выдвигается необходимость становления личности работника образовательного учреждения, ведущей профессиональной характеристикой которой является творчество.
Человеческий фактор в образовательном учреждении включает в себя психологические и социально-психологические особенности руководителей и работников. Это интересы, желания и стремления людей, их ожидания друг от друга, черты характера и способности, накопленный запас знаний, умений, навыков и привычек.
В наше время существенно возросли требования к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний, наличием творческого мышления. Совершенствование психологического климата коллектива - это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда.
Психические свойства и состояния коллектива образовательного учреждения, его настроение, творческий и нравственный микроклимат, сплоченность, трудовая и управленческая активность, психологическая совместимость являются составляющими благоприятного психологического климата.
Поэтому формирование в коллективах работника образовательных учреждений благоприятного психологического климата, необходимого для плодотворной, творческой работы становится все более злободневной проблемой в современном образовательном учреждении.
Проблеме педагогического творчества, повышения профессионализма и продуктивности деятельности работника образовательного учреждения уделяли внимание выдающиеся педагоги прошлого (А. Дистервег, Я Каменский, К.Д. Ушинский и др.), деятели образования советского периода (П.П. Блонский, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Кан-Калик, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.), а, также, современные исследователи (В.И. Загвязинский, А.И. Кочетов, Н.В. Кузьмина, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.).
Учитывая, актуальность этой проблемы, была выбрана тема «Психологический климат педагогического коллектива, как фактор развития творческого потенциала персонала образовательного учреждения» и выдвинута следующая гипотеза: чем благоприятней социально-психологический климат в коллективе, тем выше творческий потенциал сотрудников образовательного учреждения.
Цель: определение стиля руководства трудовым коллективом, способствующего созданию оптимальных условий для создания благоприятного психологического климата.
Исходя из поставленной цели исследования были сформулированы следующие задачи:
- анализ литературы, изучающей
теоретические основы этой
- определение уровня
- определение уровня развития
творческого потенциала в
- определение стиля руководства трудовым коллективом, способствующего созданию оптимальных условий для создания благоприятного психологического климата.
Базой для исследования было определено Муниципальное дошкольное образовательное учреждение: детский сад п. Южно-Степной Карталинского района Челябинской области. Предметом исследования является психологический климат и уровень творческого потенциала, а объектом – коллектив работников образовательного учреждения.
В исследовании были использованы следующие методики:
Методика «Оценка психологического климата в трудовом коллективе образовательного учреждения».
Методика, определяющая уровень творческого потенциала работников образовательных учреждений «Творческий потенциал работников образовательных учреждений» (О.И. Тушканова).
Тест «Самооценка творческого потенциала» Фетискин Н.П.
Методика В.П. Захарова «Определение стиля руководства трудовым коллективом».
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В отечественной литературе насчитывается несколько десятков определений психологического климата и различных исследовательских подходов к этой проблеме (Волков, Кузьмин, Парыгин, Платонов и др.).
В психологических словарях существуют следующие определения:
Климат психологический - групповое психологическое состояние, характеризуемое особенностями социального восприятия и степенью удовлетворенности членов коллектива различными сторонами его жизнедеятельности. Факторы, оказывающие влияние на социально-психологический климат, делятся на факторы макросреды и микросреды, или внешние и внутренние. Первые связаны с объективными условиями: общественно-экономической формацией, материально-технической базой общества, совершенством общественных отношений. Вторые подразделяются на предметно-вещные (обеспеченность коллектива необходимыми материально-техническими средствами, заданность определенных организационных структур, определения полномочий коллектива и его должностных лиц) и социально-психологические (наличие неформальных связей, состояние межличностных отношений, стиль руководства, уровень психологической совместимости и т.п.). (Современный психологический словарь).
Климат психологический (климат морально - психологический; климат психологический; атмосфера психологическая) - качественная сторона отношений межличностных, проявляемая в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной деятельности совместной и всестороннему развитию личности в группе. (Словарь психологических терминов).
Е.С. Кузьмин считает, что понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе. В.М. Шепель одним из первых попытался раскрыть содержание понятия психологический климат, как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. Р.Х. Шакуров рассматривает понятие психологического климата с двух его сторон: психологической, которая раскрывается в эмоциональных, волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы и социально-психологической, которая проявляется в интегративных особенностях психологии группы, значимых для сохранения ее целостности и для ее функционирования, как самостоятельного объединения людей. Б.Ф. Ломов включает в понятие психологический климат систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.
Единого универсального определения, как определяется психологический климат, нет. Но общие черты выделить можно. Для определения психологического климата используют понятия: «психологическая атмосфера», «психологический настрой». Они близки, но не тождественны. Под психологической атмосферой понимается неустойчивая, постоянно меняющаяся и неуловимая сторона коллективного сознания, а психологический климат обозначает не ситуативные перемены в преобладающем настроении группы, а его устойчивые черты. Тем не менее, главным, что определяет психологический климат являются эмоциональные состояния, или настроение коллектива.
Анализ различных точек зрения на содержание понятия психологического климата позволяет сделать вывод, что он представляет собой полифункциональное социально-психологическое образование, которым опосредуется любая деятельность коллектива. Специфика его состоит в том, что он представляет собой интегральную и динамическую характеристику психических состояний всех членов коллектива. Сложившиеся в коллективе отношения требуют от человека не любого, а вполне определенного стиля поведения. Эмоции одного члена группы определенным образом мотивируют поведение других членов, направляя их не только на осуществление целей деятельности, но и на устранение фрустрирующих воздействий.
То есть из вышеперечисленного можно выделить два основных элемента: отношение людей к совместной деятельности (в частности к трудовой) и отношение друг к другу (как по вертикали, так и по горизонтали). Важнейшие признаки благоприятного психологического климата: