Психологический климат педагогического коллектива, как фактор развития творческого потенциала персонала образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Цель: определение стиля руководства трудовым коллективом, способствующего созданию оптимальных условий для создания благоприятного психологического климата.
Исходя из поставленной цели исследования были сформулированы следующие задачи:
- анализ литературы, изучающей теоретические основы этой проблемы;
- определение уровня психологического климата коллектива;
- определение уровня развития творческого потенциала в коллективе;
- определение стиля руководства трудовым коллективом, способствующего созданию оптимальных условий для создания благоприятного психологического климата.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ __________________________________________________________3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ___________________________7
Понятие о психологическом климате в коллективе _________7
Творческий потенциал как ведущая характеристика творческой личности работника образовательного учреждения _________________________11
Организационно-управленческие условия создания психологического климата в коллективе образовательного учреждения, благоприятного для развития творческого потенциала персонала _____________19
Выводы по первой главе _______________________________________25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОЗДАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ МДОУ: Д/ С П. ЮЖНО-СТЕПНОЙ, БЛАГОПРИЯТНОГО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕРСОНАЛА _______________________27
2.1. Экспериментальное исследование по выявлению уровня развития
творческого потенциала и благоприятного психологического климата в коллективе ___________________________________________________________27
2.2. Методические рекомендации для руководителей дошкольных образовательных учреждений по созданию благоприятного психологического климата в коллективе __________________________________________________34
Выводы по второй главе ______________________________________37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _____________________________________________________39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ _

Файлы: 1 файл

Зыкова Л.М.Аттестационная работа. (1).doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

1) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;

2) доброжелательная и деловая критика;

3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

5) достаточная информированность членов коллектива о его задачах и о состоянии дел;

6) удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого - либо из членов коллектива;

8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов, и пр.

Характер психологического климата в целом зависит от уровня развития группы. Между состоянием климата развитого коллектива и эффективностью деятельности совместной его членов существует положительная связь.

Оптимальное управление деятельностью и климатом в любом коллективе требует специальных знаний и умений от руководящего состава.

Как специальные меры применяются:

1) научно обоснованный  подбор, обучение и периодическая  аттестация руководящего состава;

2) комплектование первичных коллективов с учетом совместимости психологической;

3) применение социально - психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия (тренинг социально-психологический; игра деловая). Психологический климат - зависит от стиля руководства. В своей деятельности по его оптимизации руководителю следует опираться на самых активных, сознательных и авторитетных членов коллектива.

Таким образом, психологический климат трудового коллектива - это социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений его членов к коллективу, как к целому. Психологический климат всегда строится на межличностных отношениях, поэтому является показателем их состояния. В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению психологического климата коллектива.

 

1.2. Творческий потенциал как ведущая характеристика творческой личности работника образовательного учреждения

 

 

 

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что некоторые исследователи считают ее "проблемой века".

Современная философия определяет творчество, как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

Творчество трактуется, как социально-историческое явление, возникающее и развивающееся в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе общественной практики; в простейшем случае, как бессознательный, спонтанный процесс продуцирования новых образов; не только, как создание ранее не существовавших материальных и духовных ценностей, но и новое по способу, методу и цели репродуцирование уже существующих ценностей; как общечеловеческий феномен, неотъемлемая принадлежность совокупного субъекта, взятого во всем философски значимом богатстве определений человека, в какой-то мере включающих даже диалектику биологического и социального.

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

При этом нужно иметь в виду, что творчество, как специфический вид человеческой деятельности, наряду с "новизной" характеризуется и "прогрессивностью". С.С. Голъдентрихт отмечает, что "природа творческого деяния - созидание, рождение нового прогрессивного, способствующего развитию человека и общества. Сущность творчества несовместима с деятельностью, враждебной человеку".

Такой подход к сущности творчества согласуется с идеями гуманистической педагогики, с развитием личности, культуры общества. Истинное творчество гуманно по своей природе, поскольку оно с необходимостью приводит к развитию и саморазвитию личности и соответственно культуры и общества.

В.И. Андреев (1988), определяя творчество, как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих ее, как целостный процесс:

- наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;

- социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, - это не творчество, а варварство);

- наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

- наличие субъективных (личностных качеств - знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

- новизна и оригинальность процесса или результата.

Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой.

Педагогическая деятельность - процесс постоянного творчества. Но, в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство), творчество работника образовательного учреждения не имеет своей целью создание социально ценного, нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий работник, а тем более, работник-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Нередко творческую природу труда работника образовательного учреждения выводят из умозаключения: педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный - значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим. Без специальной подготовки, знаний, представляющих собой отражение обобщенного социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, педагогическое творчество, кроме, как на уровне проб и ошибок, невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку работник на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.

Педагогическое творчество имеет ряд особенностей:

- оно более регламентировано во времени и пространстве. Этапы творческого процесса (возникновение педагогического замысла, разработка, реализация смысла и др.) между собой жестко связаны во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа к другому. Работник образовательного учреждения ограничен во времени количеством часов, отводимых на изучение конкретной темы, раздела и др.;

- отсроченность результатов творческих поисков работника. В сфере материальной и духовной деятельности ее результат сразу же материализуется и может быть соотнесен с поставленной целью, а результаты деятельности работника образовательного учреждения воплощаются в знаниях, умениях, навыках, формах деятельности и поведения воспитанников и оцениваются весьма частично и относительно;

- сотворчество работника с детьми, коллегами в педагогическом процессе, основанное на единстве цели в профессиональной деятельности. Атмосфера творческого поиска в педагогическом и детском коллективах выступает мощным стимулирующим фактором. Работник, как специалист в определенной области знаний, в ходе образовательного процесса демонстрирует своим воспитанникам творческое отношение к профессиональной деятельности;

- зависимость проявления творческого педагогического потенциала работника от методического и технического оснащения образовательного процесса;

- умение работника управлять личным эмоционально-психологическим состоянием и вызывать адекватное поведение в деятельности детей. Его способность организовать общение с воспитанниками, как творческий процесс, как диалог, не подавляя их инициативы и изобретательности, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации.

Творческий потенциал любого человека, в том числе и работника образовательного учреждения, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. При этом авторы приводят разные перечни таких признаков. Они выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

Другие авторы относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к свертыванию операции, обобщению и отбрасыванию несущественного.

Третьи авторы считают творческой ту личность, значимой характеристикой которой является креативность, как способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Е.С. Громов и В.А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, четкость, чувствительность.

Представляет интерес типология творческой личности, предложенная В.И. Андреевым, которая может быть распространена и на работников образовательных учреждений.

Теоретик-логик - это тип творческой личности, для которого характерна способность к логическим широким обобщениям, к классификации и систематике информации. Люди этого типа четко планируют свою творческую работу, широко используют уже известные методы научных исследований. Для этого типа творческой личности характерна большая осведомленность и эрудиция. Опираясь на уже известные теоретические концепции, они развивают их дальше. Все, что они начинают, доводят до логического конца, подкрепляя свои обоснования ссылками на многочисленные первоисточники.

Теоретик-интуитивист характеризуется высокоразвитой способностью к генерированию новых, оригинальных идей, люди такого типа творческих способностей - это крупные изобретатели, создатели новых научных концепций, школ и направлений. Они не боятся противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением.

Практик (экспериментатор) всегда стремится свои новые оригинальные гипотезы проверить экспериментально. Люди этого типа любят и умеют работать с аппаратурой, у них всегда большой интерес и способности к практическим делам.

Организатор, как тип творческой личности, обладает высоким уровнем развития способностей к организации других, коллектива для разработки и выполнения новых идей. Под руководством таких людей создаются оригинальные научные школы и творческие коллективы. Людей этого типа отличает высокая энергия, коммуникабельность, способность подчинять своей воле других и направлять их на решение больших творческих задач.

Инициатор характеризуется инициативностью, энергичностью, особенно на начальных стадиях решения новых творческих задач. Но, как правило, они быстро остывают или переключаются на решение других творческих задач.

Творческая деятельность педагога осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям и разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми работник уже имел дело ранее. На своей первой стадии творческий педагогический процесс представляет собой установление новых связей и комбинаций известных ранее понятий и явлений, и может быть реализован на основе специальной методики. Предписания к педагогической деятельности, нормы этой деятельности - необходимое научно обоснованное руководство для сотрудника образовательного учреждения в его работе. Выполнение этих предписаний (если они принимаются именно, как руководство, а не как догма) открывает работнику образовательного учреждения простор для подлинно творческой работы.

В современной литературе педагогическое творчество понимается, как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог, так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.

Информация о работе Психологический климат педагогического коллектива, как фактор развития творческого потенциала персонала образовательного учреждения