Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 20:25, курсовая работа
Цель: определение стиля руководства трудовым коллективом, способствующего созданию оптимальных условий для создания благоприятного психологического климата.
Исходя из поставленной цели исследования были сформулированы следующие задачи:
- анализ литературы, изучающей теоретические основы этой проблемы;
- определение уровня психологического климата коллектива;
- определение уровня развития творческого потенциала в коллективе;
- определение стиля руководства трудовым коллективом, способствующего созданию оптимальных условий для создания благоприятного психологического климата.
ВВЕДЕНИЕ __________________________________________________________3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ___________________________7
Понятие о психологическом климате в коллективе _________7
Творческий потенциал как ведущая характеристика творческой личности работника образовательного учреждения _________________________11
Организационно-управленческие условия создания психологического климата в коллективе образовательного учреждения, благоприятного для развития творческого потенциала персонала _____________19
Выводы по первой главе _______________________________________25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОЗДАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ МДОУ: Д/ С П. ЮЖНО-СТЕПНОЙ, БЛАГОПРИЯТНОГО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕРСОНАЛА _______________________27
2.1. Экспериментальное исследование по выявлению уровня развития
творческого потенциала и благоприятного психологического климата в коллективе ___________________________________________________________27
2.2. Методические рекомендации для руководителей дошкольных образовательных учреждений по созданию благоприятного психологического климата в коллективе __________________________________________________34
Выводы по второй главе ______________________________________37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _____________________________________________________39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ _
Творческий рост работника образовательного учреждения может отвечать требованиям сегодняшнего дня лишь при условии, если в его основе лежит поиск наиболее эффективных методов работы, вытекающий из стремления личности к самосовершенствованию. Руководителям детских садов становится всё труднее следить за последними новинками педагогической науки и практики, тем более по разным предметам. Поэтому, главная функция руководителя детского сада должна заключаться не только в научно-методическом просвещении педагогов (хотя эта функция не теряет своей актуальности), а в создании в коллективе такой атмосферы, которая побуждает каждого работника неустанно повышать свой теоретический уровень, педагогическое мастерство и, главное, творческий потенциал.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Методика «Творческий потенциал педагогов»
Автор методики О.И. Тушканова
Психологический климат, творческий потенциал.
Цель – выявление уровня творческого потенциала педагогов.
Инструкция – Выберите один из предложенных вариантов поведения и отметьте в бланке ответов любым знаком.
№ |
Утверждение |
Варианты ответов | ||
А |
Б |
В | ||
1. |
Считаете ли Вы, что окружающий Вас мир можно улучшить? |
да |
нет, он и так достаточно хорош |
да, но только кое в чем |
2. |
Думаете ли Вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира? |
да, в большинстве случаев |
нет |
да, в некоторых случаях |
3. |
Считаете ли Вы, что некоторые из Ваших идей принесли бы значительный прогресс в ту сферу деятельности, где Вы работаете? |
да |
да, при благоприятных обстоятельствах |
лишь в некоторой степени |
4. |
Считаете ли Вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить? |
да, наверняка |
это маловероятно |
возможно |
5. |
Когда Вы решаете предпринять что-то, думаете ли Вы, что осуществите свое начинание? |
да |
часто думая, что не сумею |
да, часто |
6. |
Испытываете ли Вы желание заняться делом, абсолютно незнакомым? |
да, неизвестное привлекает |
неизвестное меня не интересует |
все зависит от характера дел |
7. |
Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства? |
да |
удовлетворяюсь тем, чего успел добиться |
да, но только если оно мне нравится |
8. |
Если Вам нравится дело, которого Вы не знаете, хотели бы Вы знать о нем все? |
да |
нет, хочу научиться только самому основному |
нет, хочу только удовлетворить свое любопытство |
9. |
Когда Вы терпите неудачу, то |
какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу |
махнете рукой на эту затею, понимая, что она нереальна |
продолжаете делать свое дело, даже если очевидно, что препятствия непреодолимы |
10 |
На Ваш взгляд, профессию надо выбирать исходя из: |
своих возможностей, дальнейших перспектив для себя |
стабильности, значимости, «нужности» профессии, потребности в ней |
преимуществ, которые она обеспечит |
11 |
Можете ли Вы, путешествуя, легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли? |
да |
нет, боюсь сбиться с пути |
да, но только там, где местность понравилась и запомнилась |
12 |
Сможете ли Вы сразу после беседы вспомнить все, о чем говорилось? |
да, без труда |
всего вспомнить не смогу |
запомню только то, что меня заинтересует |
13 |
Когда вы слышите слово на незнакомом языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, не зная его значения? |
да, без затруднений |
да, но только если это слово легко запомнить |
повторю, но не совсем правильно |
14 |
В свободное время Вы предпочитаете |
оставаться наедине, поразмыслить |
находиться в компании |
безразлично, один или в компании |
15 |
Вы занимались каким-то делом и решили прекратить это занятие |
дело закончено и кажется Вам отлично выполненным |
вы более-менее довольны |
вам еще не все удалось сделать |
16 |
Когда Вы один, то: |
любите мечтать, даже, может быть, об абстрактных вещах |
любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие |
иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой |
17 |
Когда какая-то идея захватывает Вас, то Вы думаете о ней: |
независимо от того, где и с кем Вы находитесь |
можете делать это только наедине |
только там, где будет не слишком шумно |
18 |
Когда Вы отстаиваете какую-то идею, то: |
можете отказаться от нее, если оппоненты приведут убедительные аргументы |
останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали |
измените свое мнение, если сопротивление будет слишком сильным |
Постановка задачи:
1. Подсчитать баллы:
А – 3 балла;
Б – 1 балл;
В – 2 балла.
2. Значение вопросов:
- 1, 6, 7,8 - границы любознательности;
- 2, 3, 4, 5 – вера в себя;
- 9, 15 – постоянство;
- 10- претензии;
- 12, 14 – «слуховая» память;
- 11- зрительная память;
- 14 – стремление быть независимым;
- 16, 17 – способность
- 18 – степень сосредоточенности.
3. Определить уровень творческого потенциала (по общей сумме набранных баллов).
Интерпретация:
- 49 и более – значительный творческий потенциал, и богатый набор творческих способностей. Если Вы на деле сможете их применить, то Вам доступны самые разнообразные формы творчества;
- 24 - 48 – нормальный творческий потенциал, но есть качества, тормозящие его реализацию;
- 23 и менее баллов – творческий потенциал невелик. Но, возможно, вы недооцениваете себя, свои способности?
Бланк ответов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
Приложение № 2
Определение психологического климата коллектива
Положительные особенности |
+ |
3+2 |
+1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 Отрицательные особенности | ||
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение |
Преобладают подавленное настроение, пессимистический тон | ||||||||
Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии |
Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии | ||||||||
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание |
Группировки конфликтуют между собой | ||||||||
Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время |
Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности | ||||||||
Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива |
Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство | ||||||||
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями |
Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов | ||||||||
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга |
В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей | ||||||||
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу “один за всех, все за одного” |
В трудных случаях коллектив “раскисает”, появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения | ||||||||
Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми, как свои собственные |
Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей | ||||||||
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться |
Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность | ||||||||
Коллектив активен, полон энергии |
Коллектив пассивен, инертен | ||||||||
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело |
Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах | ||||||||
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту |
Коллектив разделяется на “привилегированных” и “пренебрегаемых”, здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их | ||||||||
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители |
К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно |