Психологический климат педагогического коллектива, как фактор развития творческого потенциала персонала образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Цель: определение стиля руководства трудовым коллективом, способствующего созданию оптимальных условий для создания благоприятного психологического климата.
Исходя из поставленной цели исследования были сформулированы следующие задачи:
- анализ литературы, изучающей теоретические основы этой проблемы;
- определение уровня психологического климата коллектива;
- определение уровня развития творческого потенциала в коллективе;
- определение стиля руководства трудовым коллективом, способствующего созданию оптимальных условий для создания благоприятного психологического климата.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ __________________________________________________________3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ___________________________7
Понятие о психологическом климате в коллективе _________7
Творческий потенциал как ведущая характеристика творческой личности работника образовательного учреждения _________________________11
Организационно-управленческие условия создания психологического климата в коллективе образовательного учреждения, благоприятного для развития творческого потенциала персонала _____________19
Выводы по первой главе _______________________________________25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОЗДАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ МДОУ: Д/ С П. ЮЖНО-СТЕПНОЙ, БЛАГОПРИЯТНОГО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕРСОНАЛА _______________________27
2.1. Экспериментальное исследование по выявлению уровня развития
творческого потенциала и благоприятного психологического климата в коллективе ___________________________________________________________27
2.2. Методические рекомендации для руководителей дошкольных образовательных учреждений по созданию благоприятного психологического климата в коллективе __________________________________________________34
Выводы по второй главе ______________________________________37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _____________________________________________________39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ _

Файлы: 1 файл

Зыкова Л.М.Аттестационная работа. (1).doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

Творческий рост работника образовательного учреждения может отвечать требованиям сегодняшнего дня лишь при условии, если в его основе лежит поиск наиболее эффективных методов работы, вытекающий из стремления личности к самосовершенствованию. Руководителям детских садов становится всё труднее следить за последними новинками педагогической науки и практики, тем более по разным предметам. Поэтому, главная функция руководителя детского сада должна заключаться не только в научно-методическом просвещении педагогов (хотя эта функция не теряет своей актуальности), а в создании в коллективе такой атмосферы, которая побуждает каждого работника неустанно повышать свой теоретический уровень, педагогическое мастерство и, главное, творческий потенциал.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

  1. Аверченко, Л.К. Управление общением: Теория и практикумы для социального работника [Текст] /Л.К. Аверченко. – Новосибирск: НГАЗиУ, 1999. – 216 с.
  2. Акперов, И.Г. Прогнозирование потребности в специалистах и управление региональной системой образования [Текст] /И.Г. Акперов. - Москва: Высшая школа, 1998. – 305 с.
  3. Алферов, Ю.С. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом [Текст] /Ю.С. Алферов. - Москва: Российское педагогическое агенство, 1977. – 145 с.
  4. Андреева, Г.М. Социальная психология для вузов [Текст] /Г.Н. Андреева. - Москва: Аспект пресс, 1998. – 375 с.
  5. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества [Текст] /В.И. Андреев. – Казань: Издательство Казанского государственного университета, 1988. – 236 с.
  6. Андреев, В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого   саморазвития. 2-е издание [Текст] /В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с. 
  7. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе [Текст] /Н.П. Аникеева. - Москва: Просвещение, 1989. – 233 с.
  8. Афанасьев, В.Г. Научное управление обществом [Текст] /В.Г. Афанасьев. - Москва: Политиздат, 1968. – 381 с.
  9. Бодди, Д., Пэйрон, Р. Основы менеджмента [Текст] /Д. Бодди, Р. Пэйрон. - СПб.: Питер, 1999. – 809 с.
  10. Бурков, В.Н. Человек. Управление [Текст] /В.Н. Бурков. - Москва: Просвещение, 1989. – 159 с.
  11. Вагапова, Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и задачах [Текст] /Д.Х. Вагапова. - Москва: Цитадель, 1999. – 328 с.
  12. Весенин, П.Ю. Основы менеджмента [Текст] /П.Ю. Весенин. - Москва: Эксмо, 1996. – 384 с.
  13. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент [Текст] /О.С. Виханский, А.И. Наумов. - Москва: Гардарика, 1999. – 528 с.
  14. Генов, Ф.Я. Психология управления [Текст] /Ф.Я. Генов. - Москва: Прогресс, 1982. – 422 с.
  15. Голубков, Е.П. Маркетинг: Выбор лучшего решения [Текст] /Е.П. Голубков. - Москва: Экономика, 1993. – 224 с.
  16. Дафт, Р.Л. Менеджмент [Текст] /Р.Л. Дафт. СПб.: Питер, 2002. – 289 с.
  17. Дункан, У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте [Текст] / У.Д. Дункан. - Москва: Дело, 1997. – 271 с.
  18. Дуранов, Е.М., Жернов. В.И. Управленческое общение и его адаптация [Текст] /Е.М. Дуранов, В.И. Жернов. - Москва: Просвещение, 1998. – 131 с.
  19. Захаров, М.Г. Организация труда заведующего ДОУ [Текст] /М.Г. Захаров. - Москва: Просвещение, 1971. – 176 с.
  20. Зверева, В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности [Текст] /В.И. Зверева. - Москва: Просвещение, 2004. – 128 с.
  21. Кан-Калик, В. А. Грамматика общения [Текст] /В.А. Кан-Калик. Москва: Роспедагентство, 1995. – 108 с.
  22. Кан-Калик, В. А., Никандров, Н. Д. Педагогическое творчество [Текст] /В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. Москва: Педагогика, 1995. – 140 с.
  23. Карпов, А.В. Психология менеджмента [Текст] /А.В. Карпов. Москва: Гардарика, 2000 – 584 с.
  24. Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления [Текст] /В.И. Кнорринг. Москва: Просвещение, 1999. – 528 с.
  25. Козлов, Н.В. Лучшие психологические игры и упражнения [Текст] /Н.В. Козлов. Екатеринбург: АРДЛТД, 1998. – 317 с.
  26. Кох, Р. Менеджмент и финансы от А до Я [Текст] /Р. Кох. - СПб.: Питер, 1999. – 493 с.
  27. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя [Текст] /В.В. Краевский. – Самара: Издательство СамГПИ, 1994. – 560 с.
  28. Крыжко, В.В., Павлютенков Е.М. Психология в практике менеджера образования  [Текст] /В.В. Крыжко, Е.М. Павлютенков. - СПб.: Питер, 2002. – 304 с.
  29. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант педагога [Текст] /Н.В. Кузьмина. - Ленинград: Знание, 1985. — 32 с.
  30. Лебедев, В.И. Психология и управление [Текст] /В.И. Лебедев. - Москва: Агропромиздат, 1990, - 175 с.
  31. Леванов, Е.А. Игра в тренинге: возможности игрового взаимодействия [Текст] /Е.А. Леванов. - АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007, - 317 с.
  32. Литвак, М.Е. Профессия – психологии [Текст] /М.Е. Литвак. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 350 с.
  33. Майрес, Д. Социальная психология [Текст] /Д. Майрес. - СПб.: Питер, 1997. – 684 с.
  34. Мескон, М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента [Текст] /М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - Москва: Демо, 1992. – 702 с.
  35. Модульная программа для менеджеров  [Текст] / Э.С. Минаев. - Москва: Инфра – М, 2000. – 504 с.
  36. Минаев Э.С. Управление производством и операциями [Текст] / Э.С. Минаев. – Москва: Инфра – М, 2000. 240 с.
  37. Найн, А.Я. Психолого-педагогические методы управления трудовым коллективом [Текст] /А.Я. Найн. - Челябинск: Областной ИУУ, 1992. – 126 с.
  38. Панкратов, В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. [Текст] /В.Н. Панкратов. - Москва: Издательство Институт Психотерапии, 2001. – 208 с.
  39. Вазина, К.Я., Петров, Ю.Н., Белиловский, В.Д. Педагогический менеджмент: (концепция, опыт работы).  [Текст] / К.Я Вазина, Ю.Н. Петров, В.Д. Белиловский, – Москва: Педагогика, 1991. – 268 с.
  40. Пидкасистый, П.И. Педагогика. [Текст] /П.И. Пидкасистый. - Москва: Педагогика, 1998. 640 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

Приложение № 1

Методика «Творческий потенциал педагогов»

Автор методики О.И. Тушканова

 

Психологический климат, творческий потенциал.

Цель – выявление уровня творческого потенциала педагогов.

Инструкция – Выберите один из предложенных вариантов поведения и отметьте в бланке ответов любым знаком.

 

Утверждение

Варианты ответов

А

Б

В

1.

Считаете ли Вы, что окружающий Вас мир можно улучшить?

да

нет, он и так достаточно хорош

да, но только кое в чем

2.

Думаете ли Вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?

да, в большинстве случаев

нет

да, в некоторых случаях

3.

Считаете ли Вы, что некоторые из Ваших идей принесли бы значительный прогресс в ту сферу деятельности, где Вы работаете?

да

да, при благоприятных обстоятельствах

лишь в некоторой степени

4.

Считаете ли Вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?

да, наверняка

это маловероятно

возможно


 

5.

Когда Вы решаете предпринять что-то, думаете ли Вы, что осуществите свое начинание?

да

часто думая, что не сумею

да, часто

6.

Испытываете ли Вы желание заняться делом, абсолютно незнакомым?

да, неизвестное привлекает

неизвестное меня не интересует

все зависит от характера дел

7.

Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства?

да

удовлетворяюсь тем, чего успел добиться

да, но только если оно мне нравится

8.

Если Вам нравится дело, которого Вы не знаете, хотели бы Вы знать о нем все?

да

нет, хочу научиться только самому основному

нет, хочу только удовлетворить свое любопытство

9.

Когда Вы терпите неудачу, то

какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу

махнете рукой на эту затею, понимая, что она нереальна

продолжаете делать свое дело, даже если очевидно, что препятствия непреодолимы

10

На Ваш взгляд, профессию надо выбирать исходя из:

своих возможностей, дальнейших перспектив для себя

стабильности, значимости, «нужности» профессии, потребности в ней

преимуществ, которые она обеспечит

11

Можете ли Вы, путешествуя, легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

да

нет, боюсь сбиться с пути

да, но только там, где местность понравилась и запомнилась

12

Сможете ли Вы сразу после беседы вспомнить все, о чем говорилось?

да, без труда

всего вспомнить не смогу

запомню только то, что меня заинтересует


 

 

 

 

13

Когда вы слышите слово на незнакомом языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, не зная его значения?

да, без затруднений

да, но только если это слово легко запомнить

повторю, но не совсем правильно

14

В свободное время Вы предпочитаете

оставаться наедине, поразмыслить

находиться в компании

безразлично, один или в компании

15

Вы занимались каким-то делом и решили прекратить это занятие

дело закончено и кажется Вам отлично выполненным

вы более-менее довольны

вам еще не все удалось сделать

16

Когда Вы один, то:

любите мечтать, даже, может быть, об абстрактных вещах

любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие

иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой

17

Когда какая-то идея захватывает Вас, то Вы думаете о ней:

независимо от того, где и с кем Вы находитесь

можете делать это только наедине

только там, где будет не слишком шумно

18

Когда Вы отстаиваете какую-то идею, то:

можете отказаться от нее, если оппоненты приведут убедительные аргументы

останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали

измените свое мнение, если сопротивление будет слишком сильным


 

Постановка задачи:

1. Подсчитать баллы:

А – 3 балла;

Б – 1 балл;

В – 2 балла.

2. Значение вопросов:

- 1, 6, 7,8 - границы любознательности;

- 2, 3, 4, 5 – вера в себя;

- 9, 15 – постоянство;

- 10- претензии;

- 12, 14 – «слуховая» память;

- 11- зрительная память;

- 14 – стремление быть  независимым;

- 16, 17 – способность абстрагироваться;

- 18 – степень сосредоточенности.

3. Определить уровень  творческого потенциала (по общей  сумме набранных баллов).

Интерпретация:

- 49 и более – значительный  творческий потенциал, и богатый  набор творческих способностей. Если Вы на деле сможете их применить, то Вам доступны самые разнообразные формы творчества;

- 24 - 48 – нормальный творческий  потенциал, но есть качества, тормозящие  его реализацию;

- 23 и менее баллов –  творческий потенциал невелик. Но, возможно, вы недооцениваете себя, свои способности?

Бланк ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Определение психологического климата коллектива

 

Положительные особенности

+

3+2

+1

0

-1

-2

-3  Отрицательные особенности

Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение

           

      Преобладают подавленное  настроение,       пессимистический  тон

 

Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии

           

     Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии

В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание

           

Группировки конфликтуют между собой

Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время

           

  Члены коллектива проявляют  безразличие к   более тесному  общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива

           

Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство

Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями

           

Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов

Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга

           

В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей

В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу “один за всех, все за одного”

           

В трудных случаях коллектив “раскисает”, появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения

Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми, как свои собственные

           

Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей

Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться

           

Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность

Коллектив активен, полон энергии

           

Коллектив пассивен, инертен

Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело

           

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту

           

Коллектив разделяется на “привилегированных” и “пренебрегаемых”, здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их

У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители

           

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

Информация о работе Психологический климат педагогического коллектива, как фактор развития творческого потенциала персонала образовательного учреждения