Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2014 в 19:53, курсовая работа
Цель работы заключается в исследовании показателей качества и эффективности управленческих решений.
Для достижения поставленной цели необходимо определить ряд задач:
- описать теоретические основы качества и эффективности управленческих решений,
- рассмотреть оценку эффективности управленческих решений на примере ИП «Яворский».
Управленческое решение как процесс - это выполнение восьми основных процедур: информационная подготовка, разработка вариантов, согласование вариантов, выбор одного варианта, утверждение, реализация, контроль выполнения и информирование инициатора решения.
Управленческое решение влияет на экономические, организационные, социально-правовые и технологические интересы организации.
Экономическая сущность управленческого решения состоит в том, что для его разработки требуются финансовые, материальные, трудовые и информационные ресурсы. Организационная сущность управленческого решения состоит в том, что для его разработки и реализации, организация должна иметь соответствующие возможности, в том числе:
Социальная сущность управленческого решения заключается в механизме управления исполнителями с целью достижения взаимодействия всех его участков.
Правовая сущность управленческого решения заключается в возможности осуществления заданного мероприятия в правовом поле, то есть при строгом соблюдении законодательства РФ.
Технологическая сущность управленческого решения проявляется в возможности обеспечения персонала, участвовующего в разработке и реализации управленческого решения, необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами.
Управленческие решения можно классифицировать по различным признакам рис 1 (Приложение 1).
Цель управленческого решения – обеспечение движения к поставленным перед организацией целям.
Решения по Герберту Саймону можно разделить на запрограммированные и незапрограммированные.
Запрограммированные решения – есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что принимаются при решении математических уравнений. Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Такие решения, как правило, принимаются в повторяющихся ситуациях, и их последовательные шаги могут быть зафиксированы в методиках, правилах, инструкциях, например, расчет налога на прибыль, определение чистой прибыли.
Незапрограммированные решения – это решения, которые требуется принимать в условиях новых, не повторяющихся ситуаций, их сложно структурировать, т.е. определить заранее конкретную последовательность шагов. Примером таких решений могут служить: определение целей организации, улучшение продукции.
При принятии решений следует учитывать два момента: первый - принимать решения, как правило, сравнительно легко, однако трудно принять качественное решение; второй – принятие решения - это психологический процесс. Процесс принятия решений носит интуитивный или рациональный характер.
Интуитивное решение – это выбор, сделанный на основе ощущения того, что он правилен. Обычно такие решения принимают руководители высших уровней управления.
Решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный знаниями, квалификацией или накопленным опытом. Эти решения не всегда эффективны, так как перенесение опыта прошлого на будущее не учитывает прошедших изменений. Такие решения носят догматический характер. Многие руководители доперестроечного периода, пытавшиеся перенести свой прошлый опыт на работу своих организаций в условиях рынка, потерпели неудачу. Рациональные решения – обосновываются с помощью объективного аналитического процесса, выстроенного в некий логический процесс. Согласно Саймону, процесс принятия решения складывается из трех этапов:
На этапе обдумывания следует проанализировать проблему и собрать необходимую информацию. Некоторые авторы называют это диагностикой проблемы. На этом этапе необходимо четко сформулировать проблему, которую требуется решить, и из множества собранной информации отобрать необходимую – релевантную. На этом этапе требуется определить критерии, которым должны удовлетворять решения.
На этапе проектирования осуществляется систематический поиск возможных вариантов решения. На этапе выбора выбирается наилучший вариант, отвечающий всем заданным критериям. Более подробно схема принятия рационального решения представлена на рис 2 (Приложение 2). И хотя эта модель содержит большее число этапов, она полностью соответствует трех этапной модели Саймона.
Для того чтобы процесс решения носил замкнутый характер, необходимо добавить этап контроля за реализации решения и подведение итогов принятия решений.
Согласно модели принятия решения, описанной на рис. 3 (Приложение 3), существуют две общие причины, побуждающие к принятию решения: появление новых фактов, требующих внимания, или необходимость улучшить или изменить нынешнюю ситуацию на работе. В обоих случаях следует уяснить, каковы требуемые результаты, и приступить к сбору информации, ее анализу и разработке вариантов решений. На выбор вариантов могут влиять и ограничения, такие как политика организации, профессиональные нормы.
Таким образом, совершенствование процесса принятия управленческих решений и соответственно повышение качества принимаемых решений достигается за счет использования научного подхода, моделей и методов принятия решений. Модель является представлением системы, идеи или объекта. Руководителю необходимо использовать модели из-за сложности организаций, невозможности проводить эксперименты в реальном мире, необходимости заглядывать в будущее.
Опыт успешных предприятий показывает, что достижение высокой эффективности невозможно без наведения порядка в сфере управления предприятием. Необходим определенный уровень системы управления, чтобы принятые решения выполнялись в установленные сроки и с надлежащим качеством. Качество получаемых результатов является следствием качества системы управления предприятием.
Принятие управленческих решений и повышение их качества является важной проблемой.
Качество управленческого решения - совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность и, в целом, - эффективность.
Под качеством управленческих решений следует понимать степень его соответствия характеру разрешаемых задач функционирования и развития производственных систем, совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретных потребителей и обеспечивающих реальность его реализации. Иначе говоря, в какой степени управленческое решение обеспечивает дальнейшие пути развития производственной системы в условиях рыночных отношений.
Качество, управленческого решения в значительной мере определяет конечный результат и зависит от ряда факторов:
1) качества исходной информации, определяемого ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от помех и ошибок, формой представления (известно, что точность результатов расчета не может быть выше точности, используемой для расчета информации);
2) оптимального или рационального характера принимаемого решения;
3) своевременности принимаемых решений, определяемой скоростью их разработки, принятия, передачи и организации исполнения;
4) соответствия принимаемых решений действующему механизму управления и базирующихся на нем методов управления;
5) квалификации кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения;
6) готовности управляемой системы к исполнению принятых решений.
Факторы, определяющие качество и эффективность управленческого решения, могут классифицироваться по различным признакам - как факторы внутренней природы (связанные с управляющей и управляемой системами), так и внешние факторы (влияние окружающей среды):
При этом необходимо всегда помнить, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они не смогут предвосхитить возможных изменений в ситуации, состоянии производственной системы.
В экономической науке под эффективностью понимают соотношение между результатами финансово-хозяйственной деятельности, характеризующимися как правило прибылью, и затратами, вызвавшими получение этой прибыли.
Эффективность определяется на основании соответствующих показателей финансово-хозяйственной деятельности. В качестве таковых могут быть использованы, например, балансовая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, доходы по ценным бумагам, дивиденды, прирост прибыли, обусловленный теми или иными обстоятельствами, среднегодовая стоимость основных и оборотных средств, затраты на обновление основных средств, содержание и обеспечение аппарата управления и т.п. Выбор конкретных методов, процедур и математического аппарата для оценки эффективности определяется сложностью и характером объекта оценки. Так, оценка эффективности простых объектов, например, размещения денежных средств на депозитном счете, определяется соотношением суммы, полученной в виде процентов по вкладу, и суммы вклада.
В качестве критериев эффективности могут быть использованы такие показатели, как прирост прибыли, объемов производства и реализации продукции, изменение сроков окупаемости капиталовложений, повышение оборачиваемости оборотных средств, прирост экономической рентабельности, сокращение затрат на содержание управленческого аппарата и т.п. К числу показателей эффективности относят показатели рентабельности, показатели деловой активности, а также показатели фондоотдачи и фондоемкости.
При оценке качества и эффективности управленческих решений необходимо обеспечить синтез экономических и социальных аспектов управления. В соответствии с этим должна строиться и система критериев оценки.
Самооценивание. В любую управленческую деятельность, как уже отмечалось, входят анализ и контроль качества со стороны самого лица, выполняющего работу. Без самоконтроля и самооценки качества в поиске лучшего решения не было бы отбраковки, вариантного отбора, представляющих неотъемлемое свойство процесса подготовки и принятия решений
По своей
природе, смыслу, назначению оценки качества
собственной работы - это самые тщательные,
кропотливые, детальные и емкие оценки,
а при высоком профессиональном уровне
работника - весьма квалифицированные
и глубокие. Зачастую мало кто, кроме самого
работника, способен стой же полнотой
устанавливать качество проделанной работы
В то же время технология самооценки в
значительной степени индивидуализирована,
ее трудно регламентировать и контролировать,
результаты оценок фиксируются в основном
в памяти работника и недоступны всеобщему
обозрению Такие оценки субъективны, вследствие
чего они могут быть индивидуально-
Информация о работе Пути повышения эффективности и качества управленческих решений ИП «Яворский»