Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2014 в 19:53, курсовая работа
Цель работы заключается в исследовании показателей качества и эффективности управленческих решений.
Для достижения поставленной цели необходимо определить ряд задач:
- описать теоретические основы качества и эффективности управленческих решений,
- рассмотреть оценку эффективности управленческих решений на примере ИП «Яворский».
Оценивание со стороны руководителей работ. Руководители органов управления, проектов, программ, научные руководители устанавливают качество работ, опираясь в первую очередь на систему "внутренних" оценок и суждений, процедуры формирования которых не регламентированы Так как руководители выступают в роли творцов центрального замысла при выработке, обосновании и принятии управленческих решений, их оценки качества являются, с одной стороны, самооценками, с другой стороны - контрольно-проверочными оценками по отношению к руководимым работам подчиненных сотрудников
Оценки качества со стороны руководителей часто формируются в явном виде и доводятся до работников как элемент управляющего воздействия, осуществляемого с целью направить работу в нужное русло, отыскать рациональное решение, устранить ошибки и просчеты отдельных работников Аттестационное оценивание качества работ и работников проводится периодически для проверки соответствия сотрудников занимаемым должностям, при выдвижении их на повышение Оценивание работ руководителями также осуществляется также при подведении итогов работы за определенный период В то же время многие оценки качества управленческой деятельности, вырабатываемые руководителями, проводятся ими "для себя", для анализа вариантов управленческих решений, принимаемых самим руководителем, и отсеивания непригодных вариантов
Алгоритмы и процедуры оценивания качества управленческих работ их непосредственными руководителями, также как и самоконтроль сотрудников, чаще всего сугубо индивидуальны, опираются в основном на опыт и интуицию Так как руководители и ведущие сотрудники обычно имеют высокую профессиональную квалификацию, владеют навыками работы, глубоко понимают и воспринимают цели деятельности, их оценки качества в принципе могут быть наиболее представительными и достоверными Однако и этим оценкам нередко присущ субъективизм
Оценивание со стороны заказчиков. Самые разные виды управленческих работ, связанных с подготовкой проектов законов и других нормативных актов, проектов управленческих решений, программ, прогнозов, обоснований, аналитических материалов, выполняются по заказу внешних по отношению к исполнителям работ организаций Чаще всего это работы, проводимые на договорных, контрактных началах или по указанию вышестоящих органов управления Так как заказчик выступает в роли потребителя результатов выполненной работы, а часто и ее покупателя, то его суждение о качестве является определяющим для исполнителей работ Лишь в отдельных конфликтных ситуациях, когда оценки заказчиков и исполнителей расходятся решительным образом, назначается специальная комиссия, ее заключение становится важнее оценки заказчика Обычно заказчики психологически склонны к занижению качества принимаемых ими работ Оценивание работ со стороны заказчиков может выполняться по мере завершения отдельных этапов или выполнения работы в целом
Коллегиальное оценивание. К коллегиальным относятся групповые, коллективные оценки, формируемые группой лиц, уполномоченных оценивать качество управленческих работ либо заинтересованных в проведении оценки. Такие оценки осуществляются посредством формирования коллективного мнения специально создаваемых групп экспертов постоянно действующих комиссий, советов, коллегий, а также путем вынесения проектов на коллективное обсуждение. Коллегиальные оценки целесообразно разделить на следующие группы:
а) оценки со стороны вышестоящих органов;
б) оценки постоянно действующих советов и комиссий;
в) оценки, формируемые специально созданными экспертными группами;
г) оценки производственных совещаний коллективов, выполнявших работы;
д) оценки на основе широкого обсуждения.
Постоянно действующие комиссии и советы в виде коллегий министерств и ведомств, ученых советов, научно-технических советов, экспертных комиссий и советов периодически рассматривают, обсуждают, анализируют на своих заседаниях проекты управленческих решений, предложения по совершенствованию управления, давая им коллегиальную оценку. На таких советах сопоставляются разные мнения и суждения, вырабатывается обобщенное мнение, достигается высокий уровень представительности оценок. Кроме того, в состав коллегий и экспертных советов включаются наиболее опытные специалисты, что служит предпосылкой высокого квалификационного уровня вырабатываемых ими заключений. Однако разношерстность состава коллегий, резкие отличия в уровне профессионализма их членов, крайняя противоречивость суждений участников процесса оценивания, разная степень заинтересованности в объективности оценок часто приводит к непредставительности общей оценки.
Групповое оценивание качества работ зачастую имеет место со стороны самих работников, когда рассмотрение результатов работы выносится на производственное совещание отдела, сектора, другого подразделения. Обсуждение итогов или промежуточных результатов деятельности лицами, осуществляющими эту деятельность, очень полезно, так как способствует проведению творческих дискуссий, обмену мнениями, высказыванию критических замечаний со стороны коллег, а также выработке коллективных мнений о путях устранения недостатков и повышения качества подготавливаемых материалов, документов, решений. Кроме того, производственные совещания подразделений в целях совместного обсуждения качества выполненных работ и путей его повышения способствуют ознакомлению работников с содержанием и характером деятельности их коллег, что помогает налаживанию тесных контактов углублению взаимодействия и согласованности и в итоге ведет к повышению качества работы всего подразделения.
Разнообразие видов и форм коллегиального оценивания качества управленческих работ придает ему весомость и способствует широкому распространению этого метода оценивания. Групповые оценки получают значительное распространение в системе управления качеством хозяйственной деятельности.
Большинство коллегиальных оценок качества управленческих работ отличаются наибольшей объективностью из всех применяемых форм оценивания. В то же время их предпочтительность не носит абсолютного характера, потому что и им свойственны определенные ограничения, которые приходится принимать во внимание.
Индивидуальное оценивание со стороны экспертов, контролеров, ревизоров, аудиторов. К оценке качества управления, управленческих работ могут привлекаться и привлекаются отдельные лица, специалисты в области той деятельности, которая подвергается оценке. Чаще всего такое оценивание составляет предмет внешней экспертизы. Результаты оценок в этом случае очень чувствительны к уровню профессионализма эксперта, занимаемой им позиции по отношению к исполнителям работы, а также его собственной точки зрения на то, как следовало бы решать проблему. Для подавления, смягчения подобных эффектов прибегают к привлечению нескольких независимых экспертов. В этом случае индивидуальные оценки превращаются по существу в групповые, коллегиальные. Существуют даже методы сведения локальных оценок в общую, называемые методами экспертных оценок.
Из сказанного вытекает, что качество управления определяется мерой, в которой оно направляет экономические объекты и процессы на достижение социально-экономических целей в соответствии с потребностями экономики и общества. В то же время качество управления характеризуется и качеством процессов самой управленческой деятельности: научностью применяемых методов управления, прогрессивностью средств управления, профессионализмом аппарата управления.
Яворский начал заниматься индивидуальным предпринимательством с 1991 года. Профессиональной сферой деятельности ИП является розничная продажа сувениров и подарков. Для этой цели у него имеется четыре торговые точки в различных магазинах города. В свою очередь эти магазины располагаются в различных концах города.
Организационной правовой формой организации является индивидуальное предпринимательство.
Первой организационно-правовой формой является индивидуальная трудовая деятельность или индивидуальное предпринимательство. Индивидуальным предпринимательством называют такую форму, которая осуществляется без привлечения наемного труда; однако существующее законодательство разрешает нанимать работников на контрактной основе.
Индивидуальная трудовая деятельность осуществляется без образования юридического лица, с момента ее государственной регистрации. Следует иметь в виду, что к индивидуальному предпринимательству без образования юридического лица применяется законодательство, регулирующее деятельность юридических лиц. В случае осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности без регистрации к осуществляющему ее лицу при нарушении законодательства применяются меры, как к зарегистрированному юридическому лицу, причем индивидуальный предприниматель не вправе ссылаться на то, что его деятельность не была зарегистрирована.
Для успешной деятельности любого индивидуального предпринимателя необходимо ему использовать внутренний контроль на предприятии. Это один из залогов успешного функционирования индивидуального предпринимателя.
Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, кроме имущества, определяемого законом: арендного и долгового (заложенного). Индивидуальный предприниматель может быть объявлен банкротом в соответствии с законом; при банкротстве индивидуальный предприниматель удовлетворяет претензии кредиторов всем своим имуществом в порядке, определяемом законом, а именно:
1. Требования работников, которым предпринимательской деятельностью нанесен ущерб здоровью.
2. Выплата заработной платы работникам, работающим по контракту.
3. Удовлетворение требований кредиторов.
4. Погашение
задолженности перед
5. Удовлетворение
остальных требований (предъявленных
в течении двух месяцев с
момента объявления
Вне всякой очереди удовлетворяются требования арбитражного управляющего; в последнюю очередь - требования собственника.
У данного объекта исследования линейная структура управления.
Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности.
При этой структуре работники разделяются на группы (звенья, бригады) и во главе каждой группы ставится начальник, осуществляющий руководство подчиненными по всем видам выполняемой ими работы. Начальники групп входят низовым элементом в линейную «иерархию начальников». Начальник каждой такой группы должен быть универсалом, хорошо знающим существо и особенности каждого вида деятельности, равно как и члены группы, что затрудняет подбор кадров. Эффективность подобных структур во многом зависит от квалификации начальника и характера производства. При простой кооперации труда линейные структуры управления могут быть весьма эффективными, несмотря на то, что при этой системе исключается специализация по выполнению определенного вида работ [10, стр.30].
Задачи в системе контроля ставит индивидуальный предприниматель, его заместители ставят эти задачи перед продавцами в магазинах.
Управление предприятием должно осуществляться на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно (Приложение 4). При разработке организационной структуры управления ИП «Яворский» необходимо было обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям. При этом требовалось выполнить следующие условия:
- решение одних и тех же вопросов не должно находится в ведение разных подразделений;
- все
функции управления должны
- на данное
подразделение не должно
Следует отметить, что структура управления может изменяться во времени в соответствии с динамикой масштабов и содержания функций управления, в связи с изменяющимися требованиями окружающего мира и т.п.
Между отдельными подразделениями ИП «Яворский» существуют как вертикальные, так и горизонтальные связи.
Первый заместитель директора занимается кадровыми вопросами. Он набирает продавцов, контролирует их профессиональную деятельность. В его управлении находится магазин под номером один.
Второй заместитель магазина занимается бухгалтерским учетом. В его управлении находиться магазин под номером 2.
Менеджер на складе занимается оптовой покупкой товаров, распределением их по магазинам. Выполняет роль кладовщика. В его управлении находиться магазин под номером 3.
Менеджер по браку бракует некачественные товары. Совместно с бухгалтером списывает такие товары. В его управлении находиться магазин под номером 4.
Помощник ИП по хозяйственным вопросам занимается вопросами по хозяйственной части.
В каждом магазине работают по три продавца.
Для более эффективного контроля должен быть самоконтроль между продавцами. Ведь наиболее эффективно работающим продавцам назначаются премии.
Индивидуальный предприниматель каждый понедельник проводит собрание с кадровиком, бухгалтером, менеджером на складе и менеджером по браку. Кадровик, бухгалтер, менеджер на складе и менеджер по браку контролирует работу находящихся в их подчинении магазинов. При изменении ситуации на рынке, поведении конкурентов докладывают об этом директору, который уже принимает решение по данным вопросам.
Информация о работе Пути повышения эффективности и качества управленческих решений ИП «Яворский»