Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 00:11, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования данной дипломной работы является рассмотрение основ управления трудовыми ресурсами предприятия, а также методика и анализ трудовых ресурсов на примере ОАО «Бисеровский рыбокомбинат». Для достижения указанной цели были сформулированы следующие задачи: Изучить понятия, состава и сущности трудовых ресурсов как экономической категории; Рассмотреть методику анализа эффективности использования трудовых ресурсов и направления ее повышения; Провести анализ эффективности использования трудовых ресурсов на примере ОАО «Бисеровский рыбокомбинат»; Разработать пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов ОАО «Бисеровский рыбокомбинат»; Рассчитать экономическую эффективность от внедрения предложенных мероприятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………................. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.................................................................................................................7
Понятие трудовых ресурсов и их классификация, обеспеченность трудовыми ресурсами предприятий рыбопромышленного комплекса …………7
Методика анализа трудовых ресурсов предприятия..……………….20
Направления повышения эффективности использования трудовых ресурсов ………………………………………………………………………........ 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ «ОАО «БИСЕРОВСКИЙ РЫБОКОМБИНАТ».…...31
Краткая характеристика деятельности предприятия …………..….. 31
Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия ……………………………………………………………………….34
Анализ эффективности использования трудовых ресурсов …….…41
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ОАО «БИСЕРОВСКИЙ РЫБОКОМБИНАТ»……………………………………………………………….64
3.1. Основные направления повышения эффективности использования трудовых ресурсов рыбохозяйственного предприятия…………………………64
3.2. Оценка экономической эффективности предложенных
мероприятий………………………………………………………………………..82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………...……..… 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………89

Файлы: 1 файл

Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии.doc

— 1.45 Мб (Скачать файл)

Например, на некоторых предприятиях было принято решение не привлекать к аттестации работающих пенсионеров, у которых срок контракта заканчивается в текущем году.

Аттестацию проводят аттестационные комиссии, создаваемые приказом руководителя предприятия. Их количество может быть разным в зависимости от численности и структуры работающих.

Аттестация проводится последовательно, в несколько этапов. Накопленный опыт подсказывает следующую схему работы.

Аттестационная комиссия в составе руководителя предприятия, председателя профкома, председателя наблюдательного Совета (в ОАО), представителей местных органов власти и вышестоящих министерств и ведомств проводит аттестацию заместителей и помощников директора, а также руководителей структурных подразделений, непосредственно ему подчиненные. Затем эта же комиссия в расширенном составе или комиссия под руководством уже аттестованных заместителей руководителя аттестует остальных работников.

Подготовка к аттестации занимает у кадровой службы и руководителей структурных подразделений организации гораздо больше времени, чем непосредственно процесс аттестации работника. Она включает в себя:

- подготовку приказа  о проведении аттестации;

- составление списков  работников, подлежащих аттестации, работников, временно освобожденных от неё;

- установление  количества аттестационных комиссий и их состав;

- подготовку характеристик на работников, подлежащих аттестации, и других необходимых документов;

- подготовка  бланков аттестационных листов, протоколов заседания аттестационных комиссий;

- проведение  разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.

На каждого  работника, подлежащего аттестации, его непосредственный руководитель составляет служебную аттестационную характеристику. Характеристика должна отражать: исполнение работником своих обязанностей согласно должностной инструкции; качество и результативность его труда; вклад работника в решение главной задачи предприятия, указанной в уставе; развитие работника через расширение и углубление профессиональных знаний, совершенствование навыков и умений; профессионально-деловые и личностные качества.

Кроме того, характеристика должна содержать один из трех выводов:

  • соответствует занимаемой должности;
  • соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы повторной аттестации через год;
  • не соответствует занимаемой должности. При аттестации руководителей различных уровней к характеристике может быть приложена справка и цифровые данные о работе подразделения в целом либо по отдельным направлениям деятельности.

Аттестационный  лист содержит: основные анкетные данные о работнике (Ф.И.О., занимаемая должность и дата назначения на нее, год рождения); данные о его квалификации (образование, что и когда окончил; специальность и квалификация по диплому, стаж работы по специальности и на данном предприятии, когда и где проходил повышение квалификации); оценку эффективности выполнения работником своих должностных обязанностей по результатам голосования и рекомендации комиссии. Аттестационный лист подписывается (с указанием даты) председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии, аттестуемый знакомится с ним под роспись.

Регулирование  режимов  рабочего времени. Вся жизнь человека протекает во времени и в течение ее он может заниматься разнообразной деятельностью.  В этой связи измерителем одного из видов деятельности – трудовой - является рабочее время, норма которого обусловливается уровнем развития общества, политическими и экономическими факторами. При этом законодательство о труде придает этой мере общеобязательный характер [12, с. 134].

Определение рабочего времени  данное по Трудовому кодексу (далее - ТК) свидетельствует о том, что рабочее время во-первых, закрепляет меру труда работника по выполнению им своих трудовых обязанностей в общем процессе работы организации и, во- вторых, предоставляет работнику возможность иметь свободное время для отдыха питания восстановления работоспособности, укрепления здоровья и иных его личных потребностей. Выполнение этой задачи запрещает в качестве общего правила увеличивать продолжительность рабочего времени по сравнению с установленной нормой. Это возможно лишь в исключительных случаях, предусмотренных законом.

Важнейшим инструментом достижения соответствия между потребностью в труде и  фактическими возможностями как  одного работника, так и коллектива в целом служит регулирование  режимов рабочего времени.

Режим рабочего времени  работников разрабатывается исходя из режима работы, применяемого у нанимателя. Режим рабочего времени может быть единым для всех работников организации или различным для отдельных подразделений. По соглашению сторон трудового договора можно установить индивидуальный режим работы для какого-либо работника, если это не ухудшает условий его труда по сравнению с установленными в законодательстве или коллективном договоре.

Режим рабочего времени  работников может совпадать с  режимом работы организации и соответствовать пятидневной или шестидневной рабочей неделе. Вместе с тем организация может функционировать непрерывно, без выходных дней или с выходными, но в несколько смен. И тогда режим рабочего времени работников будет отличаться от режима работы организации. 

Режим рабочего времени  определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности). Установленный режим рабочего времени доводится до сведения работников не позднее одного месяца до введения его в действие.

Следует отметить что большинство  работников работает по режиму пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, в то же время в некоторых организациях, исходя из характера производства, условий работы и целесообразности, работники работают в условиях шестидневной рабочей недели с одним выходным днем. Однако как при пятидневной, так и при шестидневной рабочей неделе может применяться любой из предусмотренных ТК режим рабочего времени [13, с. 89].

Выбор нанимателем «того или иного режима рабочего времени производится в целях обеспечения нормального функционирования организации, выполнения стоящих перед ней задач и обусловливается особенностями как производства в целом, так и труда отдельных категорий работников, организационными формами, характером выполняемых видов работ в различных сферах деятельности, имеющейся и необходимой численностью работников, и другими экономическими и социальными причинами.

Исходя из отмеченных целей  и условий все более широкое применение стали находить так называемые нестандартные режимы работы, которые предусматривают возможность отработки рабочего времени как меньшего, так и большего по сравнению с нормой часов рабочего дня (смены) или рабочей недели, распределения норм ежедневной продолжительности рабочего времени отдельного работника или коллектива работников, отлично от стандартных их раскладов.

Нестандартные режимы работы, основанные на превышении нормы рабочего времени в большую сторону, используются, как правило, в течение четко определенного периода (недели, месяца, квартала, года и др.), когда «переработка» нормы часов рабочего дня или рабочей недели в одни периоды компенсируется их «недоработкой» в другие.

Эффективность использования  нестандартных режимов рабочего времени зависит от многих условий и прежде всего от специфики производства. В большей мере эти режимы получили применение как в отраслях, так и в организациях с неравномерной деятельностью, загрузкой производства. В связи с этим при решении вопроса о применении того или иного нестандартного режима рабочего времени требуется полная и всесторонняя оценка его результативности с точки зрения учета личных и общественных интересов, интересов производства, работоспособности, производительности труда и физиологических возможностей работников.

Рассмотрим отдельные виды нестандартных режимов рабочего времени - разделение рабочего дня на части, режим гибкого рабочего времени.

Общим правилом является то, что установленная в соответствии с законодательством норма часов рабочего дня (смены) распределяется таким образом, чтобы она отрабатывалась работником подряд, с одним перерывом, предоставляемым для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 минут и не более двух часов.

Статья 127 ТК допускает  из этого правила исключение - возможность разделения рабочего дня на части с соблюдением следующего порядка его применения:

  • рабочий день дробится на отдельные части, количество которых законодательством не ограничивается;
  • может быть предоставлен либо один, либо два и более перерыва, включая перерыв для отдыха и питания;
  • время любого избранного перерыва в течение рабочего дня из предусмотренных законодательством в рабочее время не включается;
  • продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.

Исходя из указанного порядка ст. 127 ТК определяет также основные возможности использования этого нестандартного режима рабочего времени для работников, занятых на тех работах, где применение разделения рабочего дня на части вызвано необходимостью, обусловленной особым характером труда или неодинаковой интенсивностью работы в течение рабочего дня (смены).

Согласно ч. 3 ст. 317 ТК рабочим  животноводства может устанавливаться рабочий день, разделенный не более чем на три части, между которыми предусматриваются перерывы продолжительностью не менее двух часов, включая перерыв для отдыха и питания. При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать для данной категории рабочих продолжительности ежедневной работы.

Основания и порядок  применения деления рабочего дня на части для работников отдельных отраслей предусматриваются также положениями о рабочем времени и времени отдыха таких работников [13, с. 115].

Подготовка и повышение  квалификации кадров. Подготовка квалифицированных работников осуществляется с учетом конкретных условий, экономической ситуации, научных обоснований и прогнозов о состоянии рынка труда. Специфика занятости населения в сельской местности по сравнению с городской выражается в более низком уровне в ней производственных и непроизводственных отраслей, в особенностях сельскохозяйственной сферы, которые в обобщенном виде характеризуются спецификой аграрного труда по сравнению с индустриальным. Соответственно в сельской сфере формируется специфическая и демографическая структуры работников, ограничены возможности удовлетворения потребностей людей в выборе видов деятельности.

Обучение  работников происходит в школе, профессионально-техническом училище, техникуме, вузе. Важно целенаправленно поднимать престижность профессий, чтобы будущий работник, осознанно выбирая свою профессию или в случае необходимости, менял вид своей деятельности.

Организация системы образования и производственно-технического обучения на базе служб по трудоустройству предусматривает обучение с учетом всех зарегистрированных вакансий. Получают развитие подготовка по новейшим специальностям, в том числе путем переподготовки лиц с устаревшими специальностями; обучение работников, впервые приступивших к трудовой деятельности, работников, меняющих место работы.

Подготовка и переподготовка кадров осуществляется также на базе предприятий. Кроме вышеперечисленных видов обучения организуются курсы по усовершенствованию специалистов, периодические стажировки в целях избежания деквалификации работников.

Итак, рассмотрев теоретические и методические основы анализа эффективности использования трудовых ресурсов можно сделать вывод о том, что, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, степень использования оборудования, и как следствие - объем производства продукции (работ, услуг), ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей. Целью анализа труда является выявление резервов и неиспользованных возможностей, разработка мероприятий по приведению их к оптимальным показателям. Во второй главе данной дипломной работы автором проведен анализ эффективности использования трудовых ресурсов ОАО «Бисеровский Рыбокомбинат».

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ОАО «БИСЕРОВСКИЙ РЫБОКОМБИНАТ»

2.1. Краткая характеристика  деятельности предприятия

Открытое акционерное  общество «Бисеровский рыбокомбинат»  был основан в 1961 году, как рыбхоз «Бисерово», на Бисеровском торфоболоте  в Ногинском районе Московской области  для выращивания живой рыбы – товарного карпа. За последние годы, наряду с разведением карпа, была освоена промышленная технология разведения и выращивания живой форели и рыб осетровых пород.

ОАО «Бисеровский рыбокомбинат» занимается выращиванием карпа, форели, переработкой рыбопродукции, организацией платной рыбалки, имеет собственные магазины, кафе, мотель, автостоянку.

Пруды рыбокомбината образованы на месте бывших торфоразработок. Торфяной карьер, который назывался «Участок торфоразработок имени Максима  Горького» просуществовал до начала пятидесятых годов, когда основная масса торфа была выработана, и, на его месте был организован рыбхоз «Бисерово».

Информация о работе Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии