Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 21:04, курсовая работа
Целью данной работы является подробное изучение технологий, принципов и методов профессионального набора и отбора персонала организации. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
изучить источники и методы набора персонала;
проанализировать особенности профессионального отбора персонала организации;
рассмотреть основные этапы построения системы отбора персонала;
определить достоверность и обоснованность методов отбора персонала.
Введение
Исходный этап в процессе управления персоналом - прием на работу, который включает в себя, прежде всего такие процессы, как набор и отбор кадров. От того, как проведен набор и какие люди отобраны для работы в вашей организации, зависит вся последующая деятельность в процессе управления человеческими ресурсами. Поэтому следует отнестись к этому этапу со всей серьезностью, учитывая опыт, накопленный в отечественной и зарубежной практике. В данной работе будет рассмотрена сущность и содержание процессов по отбору и набору персонала, и деятельность специалистов по управлению персоналом в ходе их проведения. Также будет уделено внимание такому важному вопросу как эффективность методов набора. То есть что надо сделать, чтобы подбор персонала был наиболее эффективным.
Актуальность данной работы связана с тем, что в условиях рыночной экономики качество персонала стало главнейшим фактором, определяющим выживание и экономическое положение российских организаций. Тщательность отбора гарантирует качество людских ресурсов, которое во многом определяет возможность и эффективность дальнейшего использования. Работа любой организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. При этом одной из центральных задач является отбор кадров. Отбор новых работников не только призван обеспечить режим нормального функционирования, но и закладывает фундамент будущего успеха организации.
Целью данной работы является подробное изучение технологий, принципов и методов профессионального набора и отбора персонала организации. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
Объектом исследования работы являются технологии набора и отбора персонала, а предметом, непосредственно, персонал организации.
Для того, чтобы построить эффективную систему поиска и отбора персонала, прежде всего, важно понять ее место в общей системе управления человеческими ресурсами организации. Отбор кадров не является изолированной функцией, представляющей самостоятельную ценность; он должен быть увязан со всеми другими функциями управления персоналом, чтобы не превратиться в функцию, которая осуществляется ради себя самой в ущерб другим формам работы с персоналом.
Эффективный отбор начинается с точной характеристики работы, т.е. с анализа работы конкретной должности. Далее составляется должностная инструкция, на основании которой формулируются требования к кандидатам. Одним из важных этапов является рекламирование работы, т.е. привлечение кандидата. Собеседование все еще сохраняет свою популярность как один из самых важных элементов процесса отбора персонала. В ходе собеседования можно познакомиться с кандидатом поближе, т.е. узнать его личные качества, манеры поведения. На основании собранных сведений уже происходит принятие решения о выборе потенциального работника, но даже полное наличие элементов отбора не дают точной информации о нанимаемом человеке.
В виду своей актуальности проблематика темы отбора персонала все чаще появляется в заголовках различных периодических и учебных изданий, а так же в ресурсах сети Интернет, несмотря на то, что эта тема исследована достаточно глубоко, появляются новые разработки и дополнения к методике отбора персонала.
Глава 1. Набор персонала как элемент работы с кадрами организации
Для того, чтобы построить эффективную
систему поиска и отбора кадров,
прежде всего, важно понять ее роль
в общей системе управления человеческими
ресурсами организации. Отбор кадров
не является изолированной функцией,
представляющей самостоятельную ценность;
он должен быть взаимоувязан со всеми
другими функциями управления персоналом,
чтобы не превратиться в самоцель, которая
осуществляется в ущерб другим формам
работы с персоналом. Рассмотрим теоретические
основы системы управления персоналом
организации. Управление персоналом –
целенаправленная деятельность руководящего
состава организации, а также руководителей
и специалистов подразделений системы
управления персоналом, которая включает
разработку концепции и стратегии кадровой
политики и методов управления персоналом,
позволяющих в наибольшей степени удовлетворить
цели организации.
Основой формирования целевой направленности
системы управления персоналом является
социальная цель – достижение заданной
степени удовлетворения социальных потребностей
работников: нормальные условия труда
(правовая защищенность, соблюдение норм
условий труда, обеспечение социальной
инфраструктуры); мотивация труда (оплата
труда, стимулирование творчества, реализация
карьеры). Система социальных целей определяет
состав функций управления персоналом.
Формулируя общую концепцию и подход к
структуризации функционального разделения
труда в области управления персоналом,
обычно выделяют следующие функциональные
блоки, в каждом из которых решается определенный
круг задач:
Концепция управления персоналом –
система теоретико-методологиче
Технология управления персоналом предполагает
организацию найма, отбора, приема персонала,
его деловую оценку, профориентацию и
адаптацию, обучение, управление его деловой
карьерой и служебно-профессиональным
продвижением, мотивацию и организацию
труда, управление конфликтами и стрессами,
обеспечение социального развития организации,
высвобождение персонала и др. Таким образом,
кадровое планирование, в целом, и отбор
персонала, в частности, является одной
из важнейших задач системы управления
персоналом, решение которой оказывает
непосредственное влияние на функционирование
всей системы. Основными предпосылками,
определяющими эффективность работы по
поиску и отбору кадров, являются: постановка
четких целей организации, разработка
эффективной организационной структуры
управления, позволяющей обеспечить достижение
этих целей, наличие кадрового планирования,
являющегося связующим звеном между целями
организации и организационной структурой
управления. Успех отбора в равной степени
зависит от эффективности организации
в реализации каждого его этапа в отдельности
и способности управлять им как одним
процессом. В свою очередь, эффективность
функционирования организации и успешность
деятельности подразделения по управлению
персоналом зависят от грамотности построения
системы отбора персонала, от качественного
и количественного состава сотрудников,
работающих в организации от их квалификации
и уровня компетенции .Высокая эффективность
и технологичность работы по поиску и
отбору новых работников обеспечивается
правильно выбранными критериями и методами,
хорошо отработанными процедурами и четкими
положениями и инструкциями, регламентирующими
работу в этой области. Однако это может
быть достигнуто лишь тогда, когда результаты
этой деятельности не только востребованы,
но и когда эта работа встречает полное
понимание и поддержку со стороны высшего
руководства. Высокие результаты при построении
системы поиска и отбора персонала возможны
лишь в том случае, если этим занимаются
люди, обладающие необходимым опытом и
знаниями. При поиске и отборе кадров важно
придерживаться нескольких принципов,
которые не только позволят выбрать лучших
кандидатов на заполнение имеющихся вакансий,
но и будут способствовать их более легкому
вхождению в организацию и быстрому выходу
на уровень рабочих показателей, отвечающих
установленным требованиям.
1.2. Каналы привлечения кандидатов и механизм набора персонала в организации.
Исходный этап в процессе управления персоналом – набор и отбор кадров. От того, как проведен набор и как отобраны люди для работы в организации, зависит последующая деятельность в процессе управления человеческими ресурсами.
Наем на работу представляет собой совокупность действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих профессиональными, квалификационными качествами, необходимыми для достижения целей организации. С привлечения на работу начинается процесс управления персоналом.
У руководства службы управления персоналом сразу возникает вопрос: где искать необходимых работников, как информировать их об имеющихся рабочих местах? Выбор же способа набора кадров зависит: от кадровой политики руководства организации, от финансового состояния организации, от специфики организации (научно-исследовательская, образовательная деятельность), от типа организационной культуры, от структуры потребности в кадрах и прочих факторов.
Существуют два возможных
Внутренние источники для замещения вакантных должностей подразумевают использование внутренних кадровых ресурсов организации для замещения вакантных должностей. Наиболее эффективным будет сначала использование возможностей внутреннего конкурса, а в случае отрицательного результата использование внешних источников найма требуемых специалистов.
1. Внутренний конкурс. В
2. Совмещение профессий. Этот
метод целесообразно
3. Ротация кадров. Ротация представляет собой перемещение специалистов или руководящих работников с одной должности на другую в пределах одной организации. Ротация кадров может иметь целью повышение в должности с расширением полномочий и круга должностных обязанностей; повышение уровня квалификации, сопровождающееся поручением руководителю или специалисту более сложных задач, без повышения в должности, но с увеличением заработной платы; смену задач и обязанностей в связи с переводом на равноценную должность без повышения в должности и заработной плате.
4. Способом замещения вакантных мест может являться также сверхурочная работа. Преимущество сверхурочной работы состоит в том, что не возникают затраты на подбор и поиск нового персонала. Однако сверхурочная работа ограничивается требованиями Трудового кодекса Российской Федерации.
Внешними источниками привлечения кандидатов являются все потенциально возможные работники, не работающие в данной организации в настоящее время, но обладающие профессиональными и деловыми качествами, которые позволили бы им в ней работать. К внешним можно отнести следующие источники:
1. Государственные и частные
службы занятости. К первым, как
правило, относятся
2. Самостоятельный поиск
Информация о работе Пути повышения эффективности набора персонала в организации