Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 21:04, курсовая работа
Целью данной работы является подробное изучение технологий, принципов и методов профессионального набора и отбора персонала организации. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
изучить источники и методы набора персонала;
проанализировать особенности профессионального отбора персонала организации;
рассмотреть основные этапы построения системы отбора персонала;
определить достоверность и обоснованность методов отбора персонала.
Таблица 5
Критерии оценки кандидата и определения его соответствия рассматриваемой должности (основные признаки хорошего работника)
Может (способности кандидата) |
Может успешно выполнять рассматриваемую работу: знания, опыт, психологические качества, семейное положение, наличие необходимых дипломов и т.д. |
Хочет (мотивация кандидата) |
Объективно и субъективно
кандидат заинтересован в |
Управляем, совместим (соответствие корпоративной культуре) |
Кандидат хорошо понимает
смысл сказанного и детали. Контролирует
свою речь. Самокритичен, способен признавать
свои ошибки и извлекать из них
полезный опыт. Восприимчив к критике.
Сохраняет самообладание в |
Безопасен |
Не несет в себе угрозы коммерческой безопасности компании (отсутствие криминального прошлого и связей, честность, лояльность к работодателю и т.п. |
Пояснения к таблице.
1. Способность кандидата
2. Заинтересованность в
3. Управляемость и совместимость
кандидата (критерий «
4. Безопасность кандидата для компании (критерий «Безопасен»):
Общие требования к вопросам.
Общие требования к интервьюеру.
Уметь формулировать вопросы так, чтобы большую часть времени говорил претендент. Вопросы, начинающиеся со слов «Почему...?», «Как...?», «Что...?» предполагают развернутые ответы. Вопросы типа «Были ли вы...?», «У вас есть...? и т.п. неизбежно заставят давать краткие ответы.
Уметь контролировать ход собеседования, т.е. способствовать тому, чтобы кандидат говорил именно то, о чем менеджер хотел бы узнать. Наиболее очевидным средством контроля является форма задаваемых вопросов. Вопрос, формулированный следующим образом: «Сконцентрируем на минутку внимание на...», «Мне хотелось бы услышать о...» или « Расскажите, как...», позволяет лучше контролировать ситуацию.
Уметь слушать, «держать открытым свой ум», концентрируя все органы чувств на восприятии поступающей информации. В большей степени результат собеседования зависит от сведений о кандидатах, собранных главным образом с помощью органов зрения и слуха. На основе этого менеджер сможет сделать верный выбор.
Уметь выносить суждения. На протяжении всего собеседования оставаться объективным: не выносить предвзятых суждений, не поддаваться соблазну принять решение в самом начале собеседования, подыскивая затем доказательства правильности своего мнения о претенденте.
2. Технология личного собеседования с кандидатом
Личное собеседование ставит следующие задачи:
При проведении личного собеседования можно выделить следующие основные этапы:
Первый этап - предварительная подготовка к собеседованию.
Второй этап - введение в интервью (установление личного контакта).
Третий этап - основной этап (сбор информации о кандидате).
Четвертый этап - представление кандидату своей компании.
Пятый этап — решение дополнительных вопросов.
Шестой этап - подведение итогов переговоров.
Седьмой этап - принятие решения.
Первый этап - предварительная подготовка к собеседованию.
Необходимо:
Быть готовым дать кандидату необходимую информацию о должности и компании.
Иметь при себе документы кандидата: резюме с пометками по телефонному собеседованию и анкету, если заполнялась.
Четко сформулировать для себя ключевые моменты предстоящего собеседования, что вы должны выяснить, чтобы затем аргументировано представить отобранного кандидата потенциальному руководителю. Для этого сопоставить заявку с резюме.
Наметить вопросы для оценки квалификации (могут быть стандартны для всех кандидатов по одной заявке).
Второй этап - введение в интервью (установление личного контакта с кандидатом).
На втором этапе основной задачей является установление контакта таким образом, чтобы получить от человека как можно больше информации и оставить у него желание взаимодействовать с лицом, проводящим собеседование.
На этапе установления личного контакта можно использовать следующие приемы:
«Правило 40 секунд». Суть приема - в среднем за это время у лица, проводящего собеседование и у претендента складывается первое впечатление. Интервьюер может оценить, какое первое впечатление (а оно сильно влияет на дальнейшее общение) будет производить потенциальный сотрудник на клиентов, партнеров, на всех тех, с кем он будет контактировать по работе. За это время важно установить контакт и произвести положительное впечатление на претендента. Способы установить контакт, снять напряженность, недоверие, «разговорить» претендента:
Интервьюер должен «доказать», что по своим представительским данным и умению общаться с людьми он соответствует занимаемой должности. Претенденты предпочитают аккуратных, со вкусом одетых, компетентных и информированных интервьюеров, которые умеют слушать, относятся к претендентам с уважением и предоставляют им возможность продемонстрировать свои знания и навыки. Общение с некомпетентным и незаинтересованным интервьюером может привести к тому, что претендент отвергнет предложение о работе в пользу других компаний.
Правило похвалы/комплимента. Созданию
благоприятной для
Эффект края. Суть приема - в наибольшем объеме запоминается и воспринимается информация в начале и в конце сообщения. Поэтому, в первой части переговоров обязательно должен быть тезис.
На втором этапе обязательно проговаривается цель данных переговоров, и чем они должны завершаться. Переговоры могут завершиться:
Очень желательно изначально проинформировать кандидата о том, что проводится конкурс на занятие вакансии, указать цель, возможные результаты.
Третий этап - сбор информации о кандидате в процессе собеседования.
1.Рекомендации по проведению.
2.Применяемые в процессе проведения собеседования методики оценки кандидата:
Метод интервью. В процессе собеседования претенденту предлагается ответить на ряд вопросов, которые в совокупности помогут получить необходимую информацию о кандидате. Набор вопросов должен быть продуман и соответствовать конечной задаче собеседования - найти подходящего кандидата на определенную должность (Приложение И).
Метод самопрезентации. Кандидату предлагается за какой-то период времени «рассказать о себе». Здесь важно обратить внимание на приоритеты кандидата - с чего он начал, какое внимание уделил профессиональной сфере, какое - образованию, какое - личным аспектам и т.д.
Плюс этого метода — оценка приоритетов кандидата, его коммуникативных способностей, логики и аналитического мышления.
Минус - потери времени и неуправляемость: скажет только то, что хочет.
В ходе самопрезентации следует обратить внимание на следующее:
Информация о работе Пути повышения эффективности набора персонала в организации