Пути повышения конкурентоспособности фирмы на примере ОАО "АВТОВАЗ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Исходя из цели данной курсовой работы, определяем следующие основные задачи:
- дать теоретическое обоснование сущности конкурентоспособности и известных путей её повышения;
- провести исследование состояния ОАО «АВТОВАЗ» и выявить проблемы;
- провести диагностику выявленных проблем и определить сложность их решения;
- найти пути и конкретные меры по уменьшению, а где это возможно, по устранению выявленных проблем.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование. 7
1.1 Основные понятия конкурентоспособности 7
1.2 Методики сравнительной оценки конкурентоспособности товаров и услуг 8
1.3 Стратегии повышения конкурентоспособности товаров и услуг 15
1.4 Пути повышения конкурентоспособности товара 20
Глава 2. Аналитическая часть. 25
2.1 Общая характеристика ОАО «АВТОВАЗ» 25
2.2 Анализ внешней среды 28
2.3 Внутренняя среда 32
2.4 SWOT-анализ 37
Глава 3. Рекомендательная часть 39
Заключение 49
Список используемой литературы 51

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 787.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИи

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА

 

Кафедра «Менеджмент»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент и  маркетинг»

 

Тема: «Пути повышения конкурентоспособности фирмы на примере

 ОАО «АВТОВАЗ»».

 

 

 

 

                                                                                Студент 4 курса группы УК-401

                                                                                     Дмитриев Сергей Юрьевич

 

                                                                       Руководитель: д.э.н., проф.,

                                                                           Кулапина Галина Михайловна

 

 

 

Работа допущена к защите  «__» ____________ 2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти 2012г. 

 

ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  СЕРВИСА

 

                                                                        Кафедра «Менеджмент»

                                                                                 Зав. кафедрой Кулапина Г.М.

«___»  _______________  2012 г.

 

 

ЗАДАНИЕ

НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Менеджмент и маркетинг»

 

 

Студенту  Дмитриеву С.Ю. группы  УК-401

Тема курсовой работы: «Пути повышения  конкурентоспособности фирмы».

 

 

Рекомендуемая литература и материалы:

    1. Родинова Л.Н., Кантор О.Г., Акимова Ю.Р. Оценка конкурентоспособности продукции. - М., 2005. - 64с
    2. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник. - 2-е изд., испр. и доп-М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 544 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата выдачи задания: «__»   ___________  2012г.

 

Срок сдачи законченной работы: «__»   ___________ 2012г.

 

 

Руководитель: д.э.н., проф., Кулапина Галина Михайловна

 

 

Задание принял к исполнению  «___» ___________________  2012г.

 

Студент: Дмитриев Сергей Юрьевич.

 

Содержание

 

Введение

Авторынок в России продолжает расти. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в минувшем квартале в России было продано около 96 тысяч новых легковых и легковых коммерческих автомобилей, что на 19% больше чем за аналогичный период прошлого года.

В марте, согласно официальным  данным, продажи выросли на 13% - до 252.8 тысяч единиц.

Самым продаваемым брендом в России за I квартал 2012 года стала марка Lada (109.4 тыс. реализованных авто), несмотря на падение продаж на 15% по сравнению с показателями прошлого года. На втором месте оказался Nissan, реализовавший за указанный период на российском рынке 42 117 машин (рост на 52%), а замыкает тройку лидеров Hyundai с показателем 41 174 авто (рост на 50%). 

Таблица 1. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по маркам по итогам квартала 2012 года

Марка

Продажи в январе - марте 2012 года (шт.)

Продажи в январе - марте 2011 года (шт.)

Изменение (%)

1

Lada

109 388

128 548

-14.90

2

Nissan

42 117

27 629

52.44

3

Hyundai

41 174

27 491

49.77

4

KIA

39 310

30 250

29.95

5

Renault

39 303

31 031

26.66

6

Chevrolet

38 248

31 003

23.37

7

Volkswagen

35 761

16 783

113.08

8

Toyota

33 226

27 103

22.59

9

Ford

27 231

20 919

30.17

10

Skoda

19 176

13 415

42.94

 

Далее расположились: KIA, продавшая на российском рынке 39 310 автомобилей (рост на 30% к показателю 2011 года), Renault - 39 303 авто (рост на 27%), Chevrolet - 38 248 машин (рост на 23%), Volkswagen - 35 761 авто (рост на 113%), Toyota - 33 226 автомобилей (рост на 23%), Ford - 27 231 авто (рост на 30%), а замыкает десятку лидеров Skoda с показателем в 19 176 проданных машин (рост на 43%).

Лидером среди автопроизводителей, помимо АвтоВАЗа, является Volkswagen Group. В I квартале текущего года машин этого автогиганта в России было реализовано порядка 66 тысяч штук. Следующей в списке стоит GM Group, чьи продажи за январь-март достигли 56 195 штук.

Из десяти лидеров рейтинга по моделям все были произведены на территории РФ. Самой продаваемой за отчетный период пока остается Lada Kalina – 27.8 тыс. автомобилей (снижение на 11%), на втором месте – Lada Priora (27.4 тыс. штук; снижение на 3%), на третьем – Hyundai Solaris (27.1 тыс. автомобилей; рост в 2.7 раза), на четвертом месте – Ford Focus (19.6 тыс. штук; рост на 28%). Замыкает пятерку лидеров Kia Rio с показателем 18.3 тыс. реализованных авто (рост в два раза).

Что касается прогноза до конца 2012 года в целом, то он у АЕБ остается прежним. На данный момент комитет автопроизводителей придерживается своего прогноза относительно объема рынка, который составит 2.8 млн автомобилей в 2012 году.

Таблица 2. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по группам по итогам I квартала 2012 года

Группа

Продажи в январе - марте 2012 года (шт.)

Продажи в январе - марте 2011 года (шт.)

Изменение (%)

Продажи в марте 2012 года (шт.)

Продажи в марте 2011 года (шт.)

Изменение (%)

1

Автоваз/Renault - Nissan

193 655

189 174

2.37

77 372

77 031

0.44

2

Volkswagen Group

65 965

37 203

77.31

28 138

15 473

81.85

3

GM Group

56 195

43 541

29.06

22 593

19 082

18.40

4

Hyundai

41 174

27 491

49.77

16 263

12 517

29.93

5

KIA

39 310

30 250

29.95

15 070

12 050

25.06

6

Toyota Group

35 641

30 154

18.20

15 019

14 004

7.25

7

Ford

27 231

20 919

30.17

11 479

10 644

7.84

8

PSA Peugeot Citroen

18 222

14 566

25.10

7 554

5 958

26.79

9

ГАЗ (коммерческие автомобили)

16 603

16 133

2.91

6 942

6 985

-0.62

10

DAEWOO

14 092

18 152

-22.37

5 187

8 354

-37.91

11

Mitsubishi

13 065

14 516

-10.00

5 502

6 051

-9.07

12

Mazda

12 905

9 062

42.41

7 182

4 753

51.10

13

УАЗ

11 861

11 171

6.18

4 893

4 775

2.47

14

Mercedes-Benz

7 793

5 626

38.52

3 393

2 434

39.40

15

BMW Group

7 743

5 198

48.96

3 542

2 140

65.51

17

Suzuki

6 762

8 298

-18.51

2 914

3 725

-21.77

18

SsangYong

6 328

3 574

77.06

2 573

1 578

63.05

19

Jaguar Land Rover

4 651

2 874

61.83

2 110

1 395

51.25

22

Lifan

4 545

2 697

68.52

1 868

1 028

81.71


По анализу рынка  за 1 квартал 2012 года видно, что АВТОВАЗ  занимает первое место по продажам, но также видно падение спроса на наш товар. Наши конкуренты имеют  рост продаж в 2012 году, поэтому цель данной курсовой работы заключается в рекомендации путей повышения конкурентоспособности ОАО «АВТОВАЗ», а, следовательно, увеличению продаж автомобилей Lada. [1]

Исходя из цели данной курсовой работы, определяем следующие  основные задачи:

- дать теоретическое  обоснование сущности конкурентоспособности и известных путей её повышения;

- провести исследование состояния ОАО «АВТОВАЗ» и выявить проблемы;

- провести диагностику  выявленных проблем и определить  сложность их решения;

- найти пути и конкретные меры по уменьшению, а где это возможно, по устранению выявленных проблем.

Объектом исследования является ОАО «АВТОВАЗ».

Предметом исследования является процесс по повышению конкурентоспособности.

В работе будут применены  следующие методы исследований:

- статистический;

- метод наблюдений;

- исследование рынков;

- социологический и др.

 

Глава 1. Теоретическое обоснование.

1.1 Основные понятия конкурентоспособности

Конкурентоспособность - это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться  на нескольких уровнях:

конкурентоспособность товара или услуги;

конкурентоспособность производителя товара или услуги;

отраслевая конкурентоспособность;

Между всеми этими  уровнями существует тесная внутренняя и внешняя зависимость.

Отраслевая конкурентоспособность  в конечном итоге зависит от способности  конкретного производителя товара или услуги производить конкурентоспособный товар или услугу.

В мировой практике в  развитом конкурентоспособном информационном пространстве используются следующие  понятия:

Конкурентоспособность товара (КС) - критерий целесообразности выхода фирмы на товарные рынки, представляющий собой сумму характеристик товара, ориентированных на удовлетворение потребительского (платежеспособность) спроса.

Конкурентное преимущество - преимущество, которое выявляется на рынке путем сопоставления  с соответствующими показателями хозяйствующих субъектов-конкурентов и определяет конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. К важным конкурентным преимуществам относятся: рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования и менеджмента, способность быстро приспосабливаться к изменяющимся требованиям и условиям рынка. Чем больше у фирмы, набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки она имеет для успешной деятельности на рынке и более устойчивые позиции может занять на отдельных рыночных сегментах.

Концепция сравнительного преимущества - концепция экономической  теории, согласно которой успех фирмы  в конкретных областях общественной и экономической жизни объясняется максимально эффективным использованием факторов производства (рабочая сила, земля, капитал и природные ресурсы). Факторы конкурентоспособности товара (услуги) - факторы, которые влияют на стоимость и качество товара (услуги) и определяют конкурентоспособность товара (услуги), такие, например, как издержки производства, производительность и интенсивность труда. [2]

Производительность труда - один из основных показателей, определяющих конкурентоспособность товара (услуги) на рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности.

1.2 Методики сравнительной оценки  конкурентоспособности товаров  и услуг

Конкурентоспособность товара (услуги) можно определить только в сравнении с аналогичными товарами (услугами).

При изучении конкурентоспособности  продуктов необходимо выбрать параметры (атрибуты), на основе изучения которых  проводится сравнение. Данные параметры должны оценивать не только характеристики продукта и выгоды потребителей, но также характеристику способа применения продукта и его пользователей. В качестве оценочных критериев могут быть использованы следующие показатели (атрибуты) качества: назначение продукта (функциональные возможности, соответствие последним достижениям науки и техники, запросам потребителей, моде и т.п.); надежность; экономное использование материальных, энергетических и людских ресурсов; эргономические (удобство и простота в эксплуатации); эстетические; экологические; безопасности; патентно-правовые (патентные чистота и защита); стандартизацию и унификацию; технологичность ремонта; транспортабельность; вторичное использование или утилизацию (уничтожение); послепродажное обслуживание. [3]

Данные атрибуты должны выражать соответствие качества продукта уровню качеству продуктов рыночных лидеров. Очевидно, что только часть  атрибутов может быть оценена  количественно (в силу природы атрибута или невозможности получить количественную информацию). Вследствие этого широко используется качественные шкалы измерений (лучше-хуже, больше-меньше и т.п. с введением промежуточных градаций).

Однако понятие «конкурентоспособность товара» шире понятий «качество  товара» и «технический уровень  товара». Последние - главная составляющая конкурентоспособности товара, предопределяющая его уровень, но не единственная. Уровень конкурентоспособности наряду с параметрами, раскрывающими непосредственную потребительскую ценность товара в сопоставлении с аналогами-конкурентами, определяется также внешними по отношению к собственно товару факторами и характеристиками, не обусловленными его свойствами: сроки поставки, качество сервиса, реклама, повышение (снижение) уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров, изменение соотношения спроса и предложения, финансовые условия и др. Сказанное подтверждает приводимая ниже схема (рис.1).

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности фирмы на примере ОАО "АВТОВАЗ"