Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 11:54, курсовая работа
Исходя из цели данной курсовой работы, определяем следующие основные задачи:
- дать теоретическое обоснование сущности конкурентоспособности и известных путей её повышения;
- провести исследование состояния ОАО «АВТОВАЗ» и выявить проблемы;
- провести диагностику выявленных проблем и определить сложность их решения;
- найти пути и конкретные меры по уменьшению, а где это возможно, по устранению выявленных проблем.
Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование. 7
1.1 Основные понятия конкурентоспособности 7
1.2 Методики сравнительной оценки конкурентоспособности товаров и услуг 8
1.3 Стратегии повышения конкурентоспособности товаров и услуг 15
1.4 Пути повышения конкурентоспособности товара 20
Глава 2. Аналитическая часть. 25
2.1 Общая характеристика ОАО «АВТОВАЗ» 25
2.2 Анализ внешней среды 28
2.3 Внутренняя среда 32
2.4 SWOT-анализ 37
Глава 3. Рекомендательная часть 39
Заключение 49
Список используемой литературы 51
МИНОБРНАУКИ РОССИи
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА
Кафедра «Менеджмент»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Менеджмент и маркетинг»
Тема: «Пути повышения конкурентоспособности фирмы на примере
ОАО «АВТОВАЗ»».
Работа допущена к защите «__» ____________ 2012 г.
Тольятти 2012г.
ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
«___» _______________ 2012 г.
ЗАДАНИЕ
НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Менеджмент и маркетинг»
Студенту Дмитриеву С.Ю. группы УК-401
Тема курсовой работы: «Пути повышения конкурентоспособности фирмы».
Рекомендуемая литература и материалы:
Дата выдачи задания: «__» ___________ 2012г.
Срок сдачи законченной работы: «__» ___________ 2012г.
Руководитель: д.э.н., проф., Кулапина Галина Михайловна
Задание принял к исполнению «___» ___________________ 2012г.
Студент: Дмитриев Сергей Юрьевич.
Содержание
Авторынок в России продолжает расти. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в минувшем квартале в России было продано около 96 тысяч новых легковых и легковых коммерческих автомобилей, что на 19% больше чем за аналогичный период прошлого года.
В марте, согласно официальным данным, продажи выросли на 13% - до 252.8 тысяч единиц.
Самым продаваемым брендом в России за I квартал 2012 года стала марка Lada (109.4 тыс. реализованных авто), несмотря на падение продаж на 15% по сравнению с показателями прошлого года. На втором месте оказался Nissan, реализовавший за указанный период на российском рынке 42 117 машин (рост на 52%), а замыкает тройку лидеров Hyundai с показателем 41 174 авто (рост на 50%).
Таблица 1. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по маркам по итогам квартала 2012 года
№ |
Марка |
Продажи в январе - марте 2012 года (шт.) |
Продажи в январе - марте 2011 года (шт.) |
Изменение (%) |
1 |
Lada |
109 388 |
128 548 |
-14.90 |
2 |
Nissan |
42 117 |
27 629 |
52.44 |
3 |
Hyundai |
41 174 |
27 491 |
49.77 |
4 |
KIA |
39 310 |
30 250 |
29.95 |
5 |
Renault |
39 303 |
31 031 |
26.66 |
6 |
Chevrolet |
38 248 |
31 003 |
23.37 |
7 |
Volkswagen |
35 761 |
16 783 |
113.08 |
8 |
Toyota |
33 226 |
27 103 |
22.59 |
9 |
Ford |
27 231 |
20 919 |
30.17 |
10 |
Skoda |
19 176 |
13 415 |
42.94 |
Далее расположились: KIA, продавшая на российском рынке 39 310 автомобилей (рост на 30% к показателю 2011 года), Renault - 39 303 авто (рост на 27%), Chevrolet - 38 248 машин (рост на 23%), Volkswagen - 35 761 авто (рост на 113%), Toyota - 33 226 автомобилей (рост на 23%), Ford - 27 231 авто (рост на 30%), а замыкает десятку лидеров Skoda с показателем в 19 176 проданных машин (рост на 43%).
Лидером среди автопроизводителей, помимо АвтоВАЗа, является Volkswagen Group. В I квартале текущего года машин этого автогиганта в России было реализовано порядка 66 тысяч штук. Следующей в списке стоит GM Group, чьи продажи за январь-март достигли 56 195 штук.
Из десяти лидеров рейтинга по моделям все были произведены на территории РФ. Самой продаваемой за отчетный период пока остается Lada Kalina – 27.8 тыс. автомобилей (снижение на 11%), на втором месте – Lada Priora (27.4 тыс. штук; снижение на 3%), на третьем – Hyundai Solaris (27.1 тыс. автомобилей; рост в 2.7 раза), на четвертом месте – Ford Focus (19.6 тыс. штук; рост на 28%). Замыкает пятерку лидеров Kia Rio с показателем 18.3 тыс. реализованных авто (рост в два раза).
Что касается прогноза до конца 2012 года в целом, то он у АЕБ остается прежним. На данный момент комитет автопроизводителей придерживается своего прогноза относительно объема рынка, который составит 2.8 млн автомобилей в 2012 году.
Таблица 2. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по группам по итогам I квартала 2012 года
№ |
Группа |
Продажи в январе - марте 2012 года (шт.) |
Продажи в январе - марте 2011 года (шт.) |
Изменение (%) |
Продажи в марте 2012 года (шт.) |
Продажи в марте 2011 года (шт.) |
Изменение (%) |
1 |
Автоваз/Renault - Nissan |
193 655 |
189 174 |
2.37 |
77 372 |
77 031 |
0.44 |
2 |
Volkswagen Group |
65 965 |
37 203 |
77.31 |
28 138 |
15 473 |
81.85 |
3 |
GM Group |
56 195 |
43 541 |
29.06 |
22 593 |
19 082 |
18.40 |
4 |
Hyundai |
41 174 |
27 491 |
49.77 |
16 263 |
12 517 |
29.93 |
5 |
KIA |
39 310 |
30 250 |
29.95 |
15 070 |
12 050 |
25.06 |
6 |
Toyota Group |
35 641 |
30 154 |
18.20 |
15 019 |
14 004 |
7.25 |
7 |
Ford |
27 231 |
20 919 |
30.17 |
11 479 |
10 644 |
7.84 |
8 |
PSA Peugeot Citroen |
18 222 |
14 566 |
25.10 |
7 554 |
5 958 |
26.79 |
9 |
ГАЗ (коммерческие автомобили) |
16 603 |
16 133 |
2.91 |
6 942 |
6 985 |
-0.62 |
10 |
DAEWOO |
14 092 |
18 152 |
-22.37 |
5 187 |
8 354 |
-37.91 |
11 |
Mitsubishi |
13 065 |
14 516 |
-10.00 |
5 502 |
6 051 |
-9.07 |
12 |
Mazda |
12 905 |
9 062 |
42.41 |
7 182 |
4 753 |
51.10 |
13 |
УАЗ |
11 861 |
11 171 |
6.18 |
4 893 |
4 775 |
2.47 |
14 |
Mercedes-Benz |
7 793 |
5 626 |
38.52 |
3 393 |
2 434 |
39.40 |
15 |
BMW Group |
7 743 |
5 198 |
48.96 |
3 542 |
2 140 |
65.51 |
17 |
Suzuki |
6 762 |
8 298 |
-18.51 |
2 914 |
3 725 |
-21.77 |
18 |
SsangYong |
6 328 |
3 574 |
77.06 |
2 573 |
1 578 |
63.05 |
19 |
Jaguar Land Rover |
4 651 |
2 874 |
61.83 |
2 110 |
1 395 |
51.25 |
22 |
Lifan |
4 545 |
2 697 |
68.52 |
1 868 |
1 028 |
81.71 |
По анализу рынка за 1 квартал 2012 года видно, что АВТОВАЗ занимает первое место по продажам, но также видно падение спроса на наш товар. Наши конкуренты имеют рост продаж в 2012 году, поэтому цель данной курсовой работы заключается в рекомендации путей повышения конкурентоспособности ОАО «АВТОВАЗ», а, следовательно, увеличению продаж автомобилей Lada. [1]
Исходя из цели данной курсовой работы, определяем следующие основные задачи:
- дать теоретическое
обоснование сущности конкурент
- провести исследование состояния ОАО «АВТОВАЗ» и выявить проблемы;
- провести диагностику
выявленных проблем и
- найти пути и конкретные меры по уменьшению, а где это возможно, по устранению выявленных проблем.
Объектом исследования является ОАО «АВТОВАЗ».
Предметом исследования является процесс по повышению конкурентоспособности.
В работе будут применены следующие методы исследований:
- статистический;
- метод наблюдений;
- исследование рынков;
- социологический и др.
Конкурентоспособность
- это сложная экономическая
конкурентоспособность товара или услуги;
конкурентоспособность производителя товара или услуги;
отраслевая
Между всеми этими уровнями существует тесная внутренняя и внешняя зависимость.
Отраслевая
В мировой практике в
развитом конкурентоспособном
Конкурентоспособность товара (КС) - критерий целесообразности выхода фирмы на товарные рынки, представляющий собой сумму характеристик товара, ориентированных на удовлетворение потребительского (платежеспособность) спроса.
Конкурентное преимущество - преимущество, которое выявляется на рынке путем сопоставления с соответствующими показателями хозяйствующих субъектов-конкурентов и определяет конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. К важным конкурентным преимуществам относятся: рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования и менеджмента, способность быстро приспосабливаться к изменяющимся требованиям и условиям рынка. Чем больше у фирмы, набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки она имеет для успешной деятельности на рынке и более устойчивые позиции может занять на отдельных рыночных сегментах.
Концепция сравнительного преимущества - концепция экономической теории, согласно которой успех фирмы в конкретных областях общественной и экономической жизни объясняется максимально эффективным использованием факторов производства (рабочая сила, земля, капитал и природные ресурсы). Факторы конкурентоспособности товара (услуги) - факторы, которые влияют на стоимость и качество товара (услуги) и определяют конкурентоспособность товара (услуги), такие, например, как издержки производства, производительность и интенсивность труда. [2]
Производительность труда - один из основных показателей, определяющих конкурентоспособность товара (услуги) на рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности.
Конкурентоспособность товара (услуги) можно определить только в сравнении с аналогичными товарами (услугами).
При изучении конкурентоспособности продуктов необходимо выбрать параметры (атрибуты), на основе изучения которых проводится сравнение. Данные параметры должны оценивать не только характеристики продукта и выгоды потребителей, но также характеристику способа применения продукта и его пользователей. В качестве оценочных критериев могут быть использованы следующие показатели (атрибуты) качества: назначение продукта (функциональные возможности, соответствие последним достижениям науки и техники, запросам потребителей, моде и т.п.); надежность; экономное использование материальных, энергетических и людских ресурсов; эргономические (удобство и простота в эксплуатации); эстетические; экологические; безопасности; патентно-правовые (патентные чистота и защита); стандартизацию и унификацию; технологичность ремонта; транспортабельность; вторичное использование или утилизацию (уничтожение); послепродажное обслуживание. [3]
Данные атрибуты должны выражать соответствие качества продукта уровню качеству продуктов рыночных лидеров. Очевидно, что только часть атрибутов может быть оценена количественно (в силу природы атрибута или невозможности получить количественную информацию). Вследствие этого широко используется качественные шкалы измерений (лучше-хуже, больше-меньше и т.п. с введением промежуточных градаций).
Однако понятие «
Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности фирмы на примере ОАО "АВТОВАЗ"