Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 11:54, курсовая работа
Исходя из цели данной курсовой работы, определяем следующие основные задачи:
- дать теоретическое обоснование сущности конкурентоспособности и известных путей её повышения;
- провести исследование состояния ОАО «АВТОВАЗ» и выявить проблемы;
- провести диагностику выявленных проблем и определить сложность их решения;
- найти пути и конкретные меры по уменьшению, а где это возможно, по устранению выявленных проблем.
Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование. 7
1.1 Основные понятия конкурентоспособности 7
1.2 Методики сравнительной оценки конкурентоспособности товаров и услуг 8
1.3 Стратегии повышения конкурентоспособности товаров и услуг 15
1.4 Пути повышения конкурентоспособности товара 20
Глава 2. Аналитическая часть. 25
2.1 Общая характеристика ОАО «АВТОВАЗ» 25
2.2 Анализ внешней среды 28
2.3 Внутренняя среда 32
2.4 SWOT-анализ 37
Глава 3. Рекомендательная часть 39
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Качество выступает как главный фактор конкурентоспособности товара, составляя его «стержень». В принципе низкокачественный товар обладает и низкой конкурентоспособностью, равно как и товар высокого качества, -это конкурентный или высоко конкурентный товар.
Рис. 1. Классификационная схема показателей, раскрывающих конкурентоспособность продукции
В ряде случаев используется интегральный показатель конкурентоспособности продукта, который может быть рассчитан по следующему алгоритму:
1. Определяются отдельные показатели (атрибуты) конкурентоспособности путем их сравнения с базовыми, эталонными показателями или показателями для продуктов – конкурентов:
Qi = Pi/Pi0, (1.1)
где Qi – показатель конкурентоспособности по i – му параметру в процентах;
Pi – величина i – го параметра продукта;
Pio – величина i – го
параметра для продукта –
2. Рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности (сводный индекс конкурентоспособности) Групповой показатель конкурентоспособности - интегральный показатель, объединяющий единичные показатели и характеризующий степень удовлетворения определенной потребности в целом
n
K =Σ aiQi, (1.2)
i=1
где n – число оцениваемых параметров;
ai – вес i-го параметра.
Очевидно, что чем ближе
приближается K к единице, тем ближе
по набору оценочных параметров данный
продукт соответствует
Важным направлением исследования конкурентоспособности продуктов является оценка конкурентной позиции отдельных продуктов на разных рынках, осуществляемая по двум показателям: качество-цена. Такую оценку рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:
1. Оцениваются продукты
данной фирмы и ее главных
конкурентов на исследуемом
2. Все исследуемые
продукты наносятся на поле
матрицы: качество-цена, используя
в случае необходимости в
3. Для всей совокупности
анализируемых продуктов
4. Подобная оценка проводится для всех важнейших рынков.
5. По степени концентрации продуктов фирм-конкурентов в различных квадрантах матрицы определяется острота конкурентной борьбы на отдельных рынках и на совокупном рынке.
6. Исходя из принципа
предпочтительности
При сравнительной оценке
эффективности маркетинговой де
ПРОДУКТ
1. Марка продукта
2. Разнообразие номенклатуры (ассортимента) продуктов
3. Интегральный показатель
уровня качества продукта (если
интегральный показатель
4. Качество упаковки
5. Уровень предпродажной подготовки
6. Уровень послепродажного обслуживания
7. Рыночная доля
8. Скорость изменения объема продаж
ЦЕНА
1. Уровень цен
2. Гибкость ценовой политики
3. Назначение цен на новые товары
ДОВЕДЕНИЕ ПРОДУКТА ДО ПОТРЕБИТЕЛЯ
1. Объем реализации по разным каналам сбыта
2. Численный состав сотрудников сбытовых служб и торговых агентов
3. Уровень их квалификации
4. Эффективность работы
каналов сбыта (соотношение
5. Использование инструментов прямого маркетинга: продажа по почте, продажа по телефону и др.
Продвижение продукта (маркетинговые коммуникации).
1. Уровень рекламной деятельности: бюджет рекламной деятельности; виды рекламы; используемые СМИ; характеристика отдельных рекламных кампаний (периодичность и частота повторения рекламы, качество рекламных сообщений и т.п.).
2. Уровень и методы
стимулирования сбыта (
3. Использование персональной
продажи (число привлекаемых
4. Использование инструментов
связей с общественностью (
Исследование
1. Каковы основные цели фирмы?
2. Каковы текущие стратегии достижения этих целей?
3. Какими средствами
располагают фирмы, чтобы
4. Каковы их вероятные будущие стратегии?
Ответы на первые три группы вопросов должны обеспечить исходные данные для предвидения будущих стратегий. Анализ совокупности сведений по указанным четырем областям дает достаточно полную картину действий конкурентов. [3]
На основе анализа полученных оценок выявляются сильные и слабые стороны конкурентной борьбы по всем изученным направлениям конкурентоспособности. Далее разрабатываются мероприятия по закреплению сильных сторон и ликвидации слабых мест.
Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии фирмы. Под стратегией понимается комплексное планирование мер для оптимального приспособления предпринимательской деятельности к изменяющимся запросам потребителей, которые находятся в движении, протекающем на фоне конкурентной борьбы фирм и предприятий за конкретного потребителя.
В абстрактном виде организация
имеет несколько вариантов
Стратегии роста:
1) Оставить все без изменений («ничего не делать») – попытаться зафиксировать все как есть, стабилизировать ситуацию.
2) Внутренний рост
– расширение деятельности за
счет внутренних ресурсов. Такая
стратегия имеет следующие
ТОВАРЫ | |||
Старые |
Новые | ||
Рынки |
старые |
Проникновение на рынок А |
Развитие продукции В |
новые |
Развитие рынка Б |
Диверсификация Г |
Рис. 2. Матрица Ансоффа
а) более глубокое внедрение на рынок (концентрация);
б) развитие рынка – представление на уже освоенные рынки различных модификаций товара;
в) разработка нового товара - стратегия предполагает значительную модификацию продукции или добавление новой к уже существующей с целью развить свое присутствие на рынке;
г) обновление включает замену существующих товаров новыми, что означает новый жизненный цикл товара, подразумевается, значительные изменения в продукции и требуется соответствующее финансирование;
3) Внешний рост. Этот
вариант стратегии развития
а) горизонтальная интеграция – предприятие приобретает или сливается с основным конкурентом;
б) вертикальная интеграция – приобретение компании являющейся поставщиком (обратное направление интеграции) или покупателем (прямое направление) продукции данной фирмы;
в) концентрическая диверсификация – включает внедрение в область товаров или услуг, которые связаны с существующими товарами или услугами, через технологию или маркетинг, эта стратегия обеспечивает возможность синергетики, то есть общий результат превосходит сумму отдельных результатов двух видов деятельности;
г) конгломератная диверсификация – вход компании в сферу товаров или услуг, которые на прямую не связаны с существующими технологиями и рынками.
4) Изъятие вложений
или упадок. Эти стратегии подразумевают
консолидацию и перемещение
а) экономия – действия по снижению затрат, созданию дополнительных источников доходов, сокращению активов;
б) сдвиг – принятие новой стратегической позиции для отдельного вида товаров, освобожденные ресурсы перенаправляются в другую область;
в) изъятие вложений – продажа части предприятия, которая может дать необходимые ресурсы;
г) ликвидация – является крайним средством, когда другие меры не работают, предполагает продажу предприятия целиком либо по частям – одному либо различным покупателям.
5) Выход на международный рынок.
Виды стратегий, определяющих подходы к построению конкурентной стратегии, схематически представлены рисунком 3.
Рис. 3. Виды конкурентных стратегий
Маркетинговые стратегии конкретизируют базисные стратегии организации. Так стратегия проникновения на рынок с новым товаром может быть конкретизирована с помощью матрицы «цена товара-затраты на продвижение» (рис.4).
Рис.4. Стратегии проникновения на рынок
Стратегия быстрого получения прибыли (интенсивная стратегия) применяется в следующих случаях:
большинство покупателей не осведомлено о товаре и требуется затратить значительные усилия на их информирование и создание положительного отношения к товару;
покупатели, осведомленные о товаре, согласны платить высокую цену.
Стратегия медленного получения
прибыли (стратегия медленного проникновения)
применяется в следующих
емкость рынка является незначительной;
товар известен большинству покупателей;
покупатели готовы платить высокую цену;
конкуренция на рынке незначительна.
Стратегия быстрого (широкого) проникновения применяется в следующих случаях:
большая емкость рынка;
покупатели плохо осведомлены о товаре;
для большинства покупателей высокая цена неприемлема;
конкуренция на рынке велика;
рост масштабов производства
уменьшает себестоимость
Стратегия медленного проникновения (пассивная стратегия) на рынок применяется в следующих случаях:
Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности фирмы на примере ОАО "АВТОВАЗ"