Пути повышения конкурентоспособности фирмы на примере ОАО "АВТОВАЗ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Исходя из цели данной курсовой работы, определяем следующие основные задачи:
- дать теоретическое обоснование сущности конкурентоспособности и известных путей её повышения;
- провести исследование состояния ОАО «АВТОВАЗ» и выявить проблемы;
- провести диагностику выявленных проблем и определить сложность их решения;
- найти пути и конкретные меры по уменьшению, а где это возможно, по устранению выявленных проблем.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование. 7
1.1 Основные понятия конкурентоспособности 7
1.2 Методики сравнительной оценки конкурентоспособности товаров и услуг 8
1.3 Стратегии повышения конкурентоспособности товаров и услуг 15
1.4 Пути повышения конкурентоспособности товара 20
Глава 2. Аналитическая часть. 25
2.1 Общая характеристика ОАО «АВТОВАЗ» 25
2.2 Анализ внешней среды 28
2.3 Внутренняя среда 32
2.4 SWOT-анализ 37
Глава 3. Рекомендательная часть 39
Заключение 49
Список используемой литературы 51

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 787.50 Кб (Скачать файл)

большая емкость рынка;

хорошая осведомленность  о товаре;

отказ покупателей от приобретения дорогого товара;

конкуренция на рынке  не является высокой.

Базисные стратегии  завоевания преимуществ в конкурентной борьбе для организации с маркетинговой точки зрения могут быть конкретизированы в следующих направлениях:

1. Следуя стратегии  дифференциации, организация концентрирует  свои усилия на создании продуктов  и разработке маркетинговой программы,  по своим характеристикам отличающихся в лучшую сторону от конкурентов, что дает организации возможность стать лидером в отрасли по определенной группе продуктов (придание продукту особых качеств, достижение высоких значений показателя качества и др.), и тем самым обеспечивающих повышенный спрос на рынке.

Придание продукту особых качеств означает, прежде всего, обеспечение  его повышенного качества и специфических  потребительских свойств в сравнении  с продуктами конкурентов, например, обеспечение особо высокой надежности изделия в эксплуатации. Стратегия, ориентированная на создание имиджа фирмы – производителя «самой надежной продукции», применяется многими крупными компаниями. Далее, лидерство может обеспечиваться путем выступления на рынке в качестве технического лидера благодаря запатентованным принципиальным изобретениям, лидерства в технологии и т.п. [5]

В ряде случаев лидирующее положение компании достигается  за счет сбыта продукции в комплексе  с сопутствующими услугами, которые  не предоставляются в полной мере конкурирующими фирмами. Как показывают исследования, стратегия «комплексного сбыта» продукции вместе с услугами играет большую роль на ранних фазах жизненного цикла продукта, когда потребитель не накопил опыта в использовании нового изделия. Стратегия «комплексного сбыта» может применяться и на фазах зрелости и спада, если компании удастся утвердиться на рынке в качестве поставщика «всего комплекса услуг» связанных с данным продуктом, так что сам продукт может составлять лишь один из элементов в деятельности компании.

Наконец, важный аспект стратегии  лидерства - соединение усилий по «реальному»  выделению своей продукции в  качестве особенной с обеспечением «узнаваемости» на рынке.

2. Стратегия обеспечения  низких издержек заключается  в достижении конкурентных преимуществ за счет более дешевого производства и сбыта продукции, например за счет отказа от дорогостоящих сопутствующих услуг. Результатом такой политики может явиться увеличение рыночной доли, а не повышение прибыльности. Вместе с тем такая стратегия может быть весьма рискованной для организации, не обладающей достаточными финансовыми ресурсами, так как она может повлечь временное уменьшение числа потребителей продукта и ценовую войну с конкурентами.

Далее, низкие издержки могут  быть обеспечены за счет создания более дешевых для производства моделей продукции, использования более дешевых технологий.

Независимо от того, какой  стратегии придерживается организация, она должна быстро адаптировать свои стратегии под быстро меняющиеся условия конкурентной борьбы.

1.4 Пути повышения конкурентоспособности  товара

В конкурентной политике относительно товара принимаются во внимание прежде всего его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, упаковка, обслуживание, гарантия, сопроводительные документы, инструкции и другие характеристики, т.е. способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства собственного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке.

Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет  различные стратегии. Он, например, может:

• добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;

• выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке;

• отыскать новое применение выпускаемым товарам;

• своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия:

• найти выход на новые  рынки как со старыми, так и  с новыми товарами;

• осуществлять модификацию  выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;

• регулярно развивать  и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров  и систему стимулирования сбыта  в целом;

Широкое распространение  конкуренции под воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта.

Исходя из оценки существующей и перспективной конкурентоспособности  товара принимается решение о  дальнейшей производственно-сбытовой политике:

продолжать ли производство данного товара и его сбыт;

провести ли модернизацию для превращения товара в товар  рыночной новизны;

снять ли его с производства и приступить к выпуску нового товара;

стоит ли приступить к  поиску нового рынка сбыта с учетом достаточности финансовых и материальных ресурсов, наличия товаропроводящей и сбытовой сети, возможностей обеспечения сервиса проданного товара.

Ключевым моментом в  завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции. В современном мире создание и производство новых товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов. [6] Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить зависимость от одного товара, который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству. Известно, что сегодня многие предприятия и фирмы в нашей стране приступают к серьезной реструктуризации производства и наряду с обновлением профильной продукции налаживают выпуск товаров народного потребления.

Однако создание нового товара - процесс чрезвычайно сложный, так как помимо конструкторско-технологических  решений и модернизации производственной базы речь идет в конечном счете  о создании такой товарной массы, которая полностью отвечает требованиям рынка.

На принятие решения  о выпуске нового товара решающее влияние оказывают два фактора:

• производственный - определяется и оценивается уровень наличия  ресурсов и составляется калькуляция  совокупных издержек;

• рыночный - изучаются и оцениваются возможности создания конкурентоспособного товара.

При выработке рыночной стратегии очень важно научиться  своевременно, изымать экономически неэффективный товар из производственной программы промышленной фирмы.

Как правило, изымаются морально устаревшие на отдельных рынках товары. Ситуацию на рынке необходимо постоянно контролировать, только в этом случае фирма сможет принять правильное решение о производстве новых изделий и снятии устаревших.

При выборе путей повышения  конкурентоспособности товара нередко бывает очень своевременным решение не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации товара. Решение о модификации товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для получения большей прибыли. [7]

В решении задач повышения  конкурентоспособности продукции  с каждым годом все возрастающее значение приобретает проблема выбора, и освоения новых рынков сбыта. В  связи с этим на любом предприятии  очень важны аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности. Внедряя товар на новый рынок, можно продлить жизненный цикл товара. Сезонные колебания в спросе могут способствовать успешной реализации одного и того же товара в различных точках планеты. А увеличение объема продаж на новых рынках позволит снизить издержки производства на единицу продукции, прежде всего за счет использования дешевой рабочей силы, достаточно низких уровней налогов и таможенных пошлин и ряда других факторов на новых рынках сбыта. В связи с этим очень важно для дальнейшего развития конкурентоспособности товара (прежде чем перейти к новой его модификации, снятию с производства) попытаться выйти с ним на новый рынок сбыта, так как на внутреннем его конкурентоспособность резко упала.

В целом в результате оценки конкурентоспособности продукции  могут быть приняты следующие  пути повышения конкурентоспособности:

-изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции;

-изменение порядка проектирования продукции;

-изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;

-изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;

-изменение порядка реализации продукции на рынке;

-изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;

-изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;

-изменение системы стимулирования поставщиков;

-изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

В рыночной экономике самым важным фактором предприятия является конкурентоспособность, так как она позволяет остаться на рынке и получить прибыль главную цель работы любого предприятия. Но чтобы быть конкурентоспособным  нужно учитывать множество факторов основным из них является стратегия повышения конкурентоспособности и уже исходя из неё, применяются методики сравнения конкурентов, пути повышения конкурентоспособности и все остальные мероприятия предприятия.

 

Глава 2. Аналитическая часть.

2.1 Общая характеристика ОАО «АВТОВАЗ»

ВАЗ проектировался отечественными проектными институтами при самом  тесном сотрудничестве со специалистами  ФИАТа, заложившего в его базис  систему управления и организации  производства, способную работать в  рыночных условиях. За короткие сроки АВТОВАЗ стал лидером российского автопрома, крупнейшим предприятием автомобильной отрасли Восточной Европы. В настоящий момент время завод производит более 700 тысяч автомобилей в год, из которых около 100 тысяч отправляются на экспорт. Несмотря на обостряющуюся конкуренцию, предприятие остается крупнейшим производителем автомобилей в России и главным действующим субъектом на внутреннем рынке автомобилей. По данным экономистов, проект «ВАЗ-ФИАТ» активизировал экономический климат стран Европы на протяжении пятнадцати лет, а в СССР – фактически до момента начала реформ 90-х годов. С этой точки зрения, ВАЗ всегда, даже в условиях фактически закрытого государства, являлся полигоном для новаций как в области технологий, так и в сфере организации производства. Одновременно состоялась его интеграция в мировой рынок и в структуру мирового автомобилестроения как в производственном отношении, так и в сфере консалтинговых, инжиниринговых услуг. [8]

В настоящее время  АВТОВАЗ это:

– 45 лет со дня основания.

– крупнейший автопроизводитель России.

– один из крупнейших автозаводов  Европы.

– 26 миллионов автомобилей LADA.

– около 30% российского  рынка легковых автомобилей.

– 14 моделей LADA на сборочных  конвейерах.

– трудовой коллектив: более 70 тысяч человек.

– 21 тысяча работников в возрасте до 30 лет.

– более 4 млн. кв. метров производственных и складских площадей.

– более 300 км конвейерных  линий.

– более 800 предприятий-поставщиков  на главный конвейер и субпоставщиков.

– более 350 дилерских  компаний на территории России.

– равноправный партнер  альянса RENAULT-NISSAN.

– успешно реализованная  антикризисная программа.

– четкая программа развития компании до 2020 года.

– 2 млн россиян, связанных  с компанией и брендом LADA.

Основная производственная площадка ОАО «АВТОВАЗ» включала в себя:

– металлургическое производство,

– прессовое производство,

– механосборочное производство,

– сборочно-кузовное производство,

– производство пластмассовых  изделий,

– производство ремонта  и обслуживания оборудования,

– энергетическое производство,

– инструментальное производство,

– производство технологического оборудования и оснастки,

– опытно-промышленное производство,

– производство по переработке  промышленных отходов. [9]

В настоящее время  ОАО «АВТОВАЗ» представляет собой  многоуровневую холдинговую структуру. На правах собственности ОАО «АВТОВАЗ» владеет акциями/долями в уставном капитале 90 обществ, из них:

– 15 обществ находятся  за рубежом (из них 8 обществ – в  странах СНГ),

в том числе 7 обществ  являются дочерними по отношению  к ОАО «АВТОВАЗ»;

– 75 общества находятся на территории Российской Федерации, в том числе:

– 25 дочерних обществ со 100% капиталом  ОАО «АВТОВАЗ»;

– 21 дочернее общество, в котором  ОАО «АВТОВАЗ» владеет более 50% акций (долей) в уставном капитале;

– 16 зависимых обществ, в которых ОАО «АВТОВАЗ» владеет более 20% акций (долей) в уставном капитале;

– 13 обществ с участием ОАО «АВТОВАЗ» (20% и менее в уставном капитале общества).

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности фирмы на примере ОАО "АВТОВАЗ"