Пути повышения конкурентоспособности фирмы на примере ОАО "АВТОВАЗ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Исходя из цели данной курсовой работы, определяем следующие основные задачи:
- дать теоретическое обоснование сущности конкурентоспособности и известных путей её повышения;
- провести исследование состояния ОАО «АВТОВАЗ» и выявить проблемы;
- провести диагностику выявленных проблем и определить сложность их решения;
- найти пути и конкретные меры по уменьшению, а где это возможно, по устранению выявленных проблем.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование. 7
1.1 Основные понятия конкурентоспособности 7
1.2 Методики сравнительной оценки конкурентоспособности товаров и услуг 8
1.3 Стратегии повышения конкурентоспособности товаров и услуг 15
1.4 Пути повышения конкурентоспособности товара 20
Глава 2. Аналитическая часть. 25
2.1 Общая характеристика ОАО «АВТОВАЗ» 25
2.2 Анализ внешней среды 28
2.3 Внутренняя среда 32
2.4 SWOT-анализ 37
Глава 3. Рекомендательная часть 39
Заключение 49
Список используемой литературы 51

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 787.50 Кб (Скачать файл)

Это необходимо для преодоления  инертности и застоя в структурах управления, в сложившейся системе  связей и отношений

Приведение структуры  в соответствие с изменившимися условиями является одной из важнейших задач управления. В большинстве случаев решения о корректировке структур принимаются высшими руководителями организации под воздействием большого количества внешних и внутренних факторов. Значительные по масштабам организационные преобразования не осуществляются до тех пор, пока не появится твердая уверенность в том, что для этого существуют серьезные причины, вызывающие их необходимость, К таким важным факторам, которые оправдывают затраты на корректировку структуры или разработку нового проекта организации можно отнести следующие: отсутствие ориентации на перспективу, рост масштаба деятельности, дифференциация выпускаемой продукции или услуг, интеграция хозяйствующих субъектов, изменение технологии управления, изменения во внешней экономической политикой. Анализ развития мирового автомобилестроения позволяет сделать вывод о наличии следующих тенденций непосредственно оказывающих влияние на изменение организационной структуры автомобилестроительных предприятий:

 1. Изменения окружающей обстановки: изменения в мировой демографии; возникновение новых экономик; ослабление протекционизма и сокращение временных субсидий;

2. Внутренние проблемы  автопроизводителей: снижение прибыльности; растущий избыток производственных  площадей;

3. Движение в автомобильной  промышленности: консолидация; сведение  в единую систему цепи поставщиков;  глобализация; участие в межправительственных  организациях;

4. Тенденции в производстве: использование передовых технологий  в процессе производства и конструирования транспортных средств; сборка автомобилей становится товаром, в соответствии с чем, производители автомобилей сосредоточивают свое внимание на других элементах стоимостной цепи в поисках более высокой прибыли; трансформация традиционных дилерских отношений.

Признанные тенденции  делают необходимым формирование устойчивой системы управления изменениями  на отечественных предприятиях автомобилестроения, в том числе, и в большей  степени на ОАО «АВТОВАЗ». Одним из инструментов эффективных изменений в целях, технологиях, управлении является методология реструктуризации – построение новой или совершенствование существующей системы организационного управления производственным комплексом в процессе своей деятельности без потери эффективности.

Эффективная реализация процесса управления изменениями в крупных производствах, являющимися многоотраслевыми интегрированными комплексами со сложной системой управления и множеством производственных звеньев, обеспечивающих основную деятельность, предполагает решение задач рационализации производственной и организационной структур, совершенствование форм и методов управления и четкого мониторинга динамики структуры системы управления. Именно к таким сложноорганизованным производственным комплексам можно отнести уникальное предприятие ОАО «АВТОВАЗ».[12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 SWOT-анализ

Сильные стороны

Слабые стороны

Выдающаяся компетентность; адекватные финансовые ресурсы; известный лидер рынка; изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации; возможность получения экономии от роста объема производства;

преимущества в области  издержек;

наличие инновационных  способностей и возможности их реализации;

проверенный временем менеджмент.

связи с потребителями,

связи с поставщиками,

большие мощности,

Наличие в городе большого количества не дорогой рабочей силы

Устаревшая техника  и технология

Морально устаревшие модели

Отсутствие системы  исследования рынка и продвижения  продукции, Финансовый кризис без ясных стратегических направлений;

ухудшающаяся конкурентная позиция; устаревшее оборудование;

более низкая прибыльность потому, что есть недостаток управленческого опыта и глубины владения, проблемами; отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности; плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;

Не решенноость многих внутренних производственных проблемам;

уязвимость по отношению к конкурентному давлению, в связи с отсутствием рыночного опыта;

отставание в области  исследований и разработок; узкая производственная линия;конкурентные недостатки;

Недостаток маркетинговых способностей специалистов; неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.

Возможности

Угрозы

Поддержка федерального и московского правительства

Существование пошлин на импортные автомобили

Развитие розничной и мелкооптовой торговли, сферы услуг, Заинтересованность иностранных производителей в освоении российского рынка, Наличие связей в регионах и республиках бывшего СССР. выход на новые рынки или сегменты рынка; расширение производственной линии; увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах; вертикальная интеграция;возможность перейти в группу с лучшей стратегией; самодовольство среди конкурирующих фирм; ускорение роста рынка.

Конкуренция, местных производителей, Конкуренция иностранных производителей, Изменение протекционистской политикив стране;

Финансовый кризис правительства, Снижение спроса на автомобили в России вследствие финансового состояния  потенциальных покупателей, Банкротство  местных поставщиков, возможность появления новых конкурентов; рост продаж замещающих продуктов;

замедление роста рынка;

возрастающее конкурентное давление;

возрастание силы торга  у покупателей и поставщиков; изменение потребностей и вкусов покупателей;


ОАО «АВТОВАЗ» сейчас находится в такой среде, где  конкуренция непрерывно растет и поэтому руководству предприятия нужно предпринимать меры по борьбе с конкурентами, на обновления оборудования, на работу с поставщиками, уровень персонала, как простых рабочих, так и управленческого состава. Все эти меры борьбы с конкурентами предназначены, чтобы догнать их. Но если предприятия хочет выйти в лидеры рынка автомобилей, то, прежде всего он должен ориентироваться не на конкурентов, а на потребителей. Для того чтобы понять потребности покупателей, как тех которые хотят приобрести автомобиль, так и тех кто уже приобрел, мной были проанализированы интернет форумы автовладельцев. Самые актуальные темы  были выявлены по наибольшему количеству комментариев к теме. Самыми интересующими вопросами относительно покупки автомобиля были вопросы: «цены и качества», «обслуживание автомобиля», «возможности свободно купить автомобиль», «маленький выбор отечественных автомобилей», «акции и кредитование». В соответствие с этими требованиями и должна строиться стратегия предприятия на будущее.

 

Глава 3. Рекомендательная часть

В аналитической части  курсовой работы выявлены три основных проблемы ОАО «АВТОВАЗ» это узкий модельный ряд автомобилей, проблема качества продукции и функциональное качество.

Первая проблема решается за счет новой стратегии развития, которая заключается в разработке  новых моделей и снятия с производства старых.

АВТОВАЗ производит модели сегментов B (в том числе MPV-B, С, SUV B/C, уверенно занимая почти весь ультра-бюджетный ценовой диапазон до 250 тыс. руб.).

Продуктовый портфель АВТОВАЗа включает 9 моделей на 4 платформах

Модернизация продуктового портфеля АВТОВАЗа осуществляется в 3 фазы в соответствие со «стратегией развития АвтоВАЗа до 2020 года».

– Фаза 1: «Выживание и  улучшение качества для сохранения лидирующих позиций» 2010-2013

– Фаза 2: «Экспансия в  новые сегменты» 2014-2017

– Фаза 3: «Поддержание лидирующих позиций» 2018-2020

На фазе «Выживание»  приоритетными для АВТОВАЗа являются 2 проекта

– бюджетный автомобиль (LADA2190) – проект в сегменте В, приходящего на смену моделей Классика, Самара и Калина

– RF90 – первый а/м на платформе В0 в сегментах MPV-B и CDV, производимый на АВТОВАЗе

На фазе «Экспансия» АВТОВАЗ запускает 6 моделей:

– Запуск а/м BM-Hatch и его  внедорожной версии B-Cross

– Выход в верхнюю  часть бюджетного ценового диапазона сегмента С

– Замена модели Приора

– Усиление позиций в  сегменте внедорожников (SUV B/C) с запуском производства моделей 4х4 и Кроссовера класса С

На фазе «Поддержание»  основной фокус смещается в сторону  разработки новых моделей, выпускаемых на рынок после 2020, и фейслифтинг моделей, запущенных в фазах «Выживание» и «Экспансия»

АВ и Renault-Nissan будут  применять ряд мер для дифференциации брендов, например, дифференциация по цене, дизайну, позиционированию бренда

Партнерство с Renault-Nissan не накладывает ограничений на ценовую и продуктовую политику партнеров, при этом партнеры обеспечивают равные условия конкуренции брендов на всей территории РФ по автомобилям, производимым в РФ, однако координируют свои планы в связи с использованием единых платформ и производственных мощностей.

Фаза 1 один уже выполнена  в производство уже запущенно две новых моделей. Осталось закрепить их позиции на рынке, LADA 2190 демонстрирует рост продаж.[13] Так же было закрыто производство автомобилей LADA 2107, так как модель устаревшая и спрос на неё упал. [

 

Рис.6. Увеличение модельного ряда

 

 

Проблема функционального  качества решается такими путями как:

1. ОАО «АВТОВАЗ» разовьет  систему продаж, опирающуюся на  крупнейшую в России товаропроводящую сеть, которая будет использоваться совместно с альянсом RENAULT–NISSAN.

Собственная сеть ОАО  «АВТОВАЗ» к 2014 году будет реструктурирована  с целью повышения ее контролируемости и эффективности. К 2020 году собственная сеть составит примерно 10% всех торговых точек и будет обеспечивать около 20% общих продаж.

Сотрудничество с альянсом RENAULT–NISSAN позволит использовать единые методики планирования спроса, управления дилерами, единую систему гарантийного обслуживания. [14]

2. Возобновление работы программы «ЛАДА Финанс»

Программа «ЛАДА Финанс»  стартовала в середине апреля 2009 года. По итогам 2010 года по программе было реализовано более 48 тыс. автомобилей LADA. С 1 июля 2010 года в программе участвуют автомобили семейств LADA Priora и LADA Kalina. В программе принимают участие девять банков-партнеров: ОАО «УРАЛСИБ», ООО «Русфинанс Банк», ОАО «Газпромбанк», ЗАО «ВТБ24», ОАО «Сбербанк России», ОАО «Россельхозбанк», ОАО АКБ «РОСБАНК», ЗАО КБ «ЛАДА-КРЕДИТ», ЗАО «ТАТСОЦБАНК».

После обновления условий  с июля 2010 года средний уровень проникновения программы «ЛАДА Финанс» в общем объеме продаж ОАО «АВТОВАЗ» составил 14,3%, но в конце 2011 года она была прекращена. Предлагаю возобновить её для повышения продаж автомобилей. Как не трудно заметить падение продаж в соответствие с таблицей 1 равняется проценту продаж по программе «ЛАДА Финанс».

Стоимость возобновления  программы будет равняться стоимости продления соглашений с банками, которая будет заключаться в зарплате специалиста, который будет вести переговоры, хозяйственных и транспортных затратах.

 ЗП=27000+6000+15000=48000 рублей - затраты на возобновления программы.

Ожидаемый от этого мероприятия  результат это повышения продаж на 10%. Если ожидаемый результат подтвердится, то чистая прибыль от возобновления  программы составит 31. 060.000 рублей.

Следовательно, разность между притоком и оттоком финансовых средств будет равняться:

Ф(i)= 310.600.000-48.000=310.552.000 рублей.

По результату расчета  видно, как возобновление программы  повысит прибыль предприятия  и как нужно такое мероприятия, чтобы остановить падение спроса на наши автомобили.

3. Открытие единой сети распространения и продажи запасных частей. Планируется, что к 2020 году ОАО «АВТОВАЗ» будет занимать около 30% рынка запасных частей автомобилей LADA.

В Тольятти дочернее предприятие АВТОВАЗа и его официальный дистрибьютор по реализации запасных частей к автомобилям LADA ЗАО "ЛАДА-Имидж" будет открывать первый фирменный розничный магазин "LADA Dеталь". Данное событие станет первым шагом по формированию в России сети фирменных розничных магазинов по реализации оригинальных запасных частей к автомобилям LADA.

В течение 2012-2014 годов количество розничных  магазинов "LADA Dеталь" планируется увеличить до 2 500, они будут охватывать все российские города с количеством населения свыше 50 тысяч человек. В каждом фирменном автомагазине "LADA Dеталь" владельцы автомобилей LADA смогут приобрести необходимую запасную часть, не сомневаясь в ее оригинальности и качестве, получить техническую консультацию, обратиться с имеющимися у него вопросами напрямую к заводу-производителю. Стандарт "LADA Dеталь" включает в себя фирменный стиль розничного магазина (фирменную вывеску и единое торговое оборудование), наличие в его торговом зале полного ассортимента качественных оригинальных запасных частей и расходных материалов к автомобилям LADA по конкурентоспособным ценам, грамотное консультирование со стороны продавцов и внедрение системы дисконтных карт для постоянных покупателей. [14]

4. Разработка на официальном сайте АВТОВАЗа постоянной системы приема заказов на автомобили LADA.

Система будет очень удобна и проста: надо будет зайти на сайт www.lada-direct.ru, выбрать модель, вариант исполнения и комплектацию желаемого автомобиля, цвет из представленной гаммы эмалей. Далее - определить дилера, в салоне которого удобнее всего купить автомобиль LADA. После этого система автоматически присвоит номер электронной заявке, и будущий владелец автомобиля получит реквизиты автосалона, где в течение 5 календарных дней нужно будет заключить предварительный договор купли-продажи заказанной машины LADA.

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности фирмы на примере ОАО "АВТОВАЗ"