Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 11:54, курсовая работа
Исходя из цели данной курсовой работы, определяем следующие основные задачи:
- дать теоретическое обоснование сущности конкурентоспособности и известных путей её повышения;
- провести исследование состояния ОАО «АВТОВАЗ» и выявить проблемы;
- провести диагностику выявленных проблем и определить сложность их решения;
- найти пути и конкретные меры по уменьшению, а где это возможно, по устранению выявленных проблем.
Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование. 7
1.1 Основные понятия конкурентоспособности 7
1.2 Методики сравнительной оценки конкурентоспособности товаров и услуг 8
1.3 Стратегии повышения конкурентоспособности товаров и услуг 15
1.4 Пути повышения конкурентоспособности товара 20
Глава 2. Аналитическая часть. 25
2.1 Общая характеристика ОАО «АВТОВАЗ» 25
2.2 Анализ внешней среды 28
2.3 Внутренняя среда 32
2.4 SWOT-анализ 37
Глава 3. Рекомендательная часть 39
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Это необходимо для преодоления инертности и застоя в структурах управления, в сложившейся системе связей и отношений
Приведение структуры в соответствие с изменившимися условиями является одной из важнейших задач управления. В большинстве случаев решения о корректировке структур принимаются высшими руководителями организации под воздействием большого количества внешних и внутренних факторов. Значительные по масштабам организационные преобразования не осуществляются до тех пор, пока не появится твердая уверенность в том, что для этого существуют серьезные причины, вызывающие их необходимость, К таким важным факторам, которые оправдывают затраты на корректировку структуры или разработку нового проекта организации можно отнести следующие: отсутствие ориентации на перспективу, рост масштаба деятельности, дифференциация выпускаемой продукции или услуг, интеграция хозяйствующих субъектов, изменение технологии управления, изменения во внешней экономической политикой. Анализ развития мирового автомобилестроения позволяет сделать вывод о наличии следующих тенденций непосредственно оказывающих влияние на изменение организационной структуры автомобилестроительных предприятий:
1. Изменения окружающей обстановки: изменения в мировой демографии; возникновение новых экономик; ослабление протекционизма и сокращение временных субсидий;
2. Внутренние проблемы
автопроизводителей: снижение прибыльности;
растущий избыток
3. Движение в автомобильной
промышленности: консолидация; сведение
в единую систему цепи
4. Тенденции в производстве:
использование передовых
Признанные тенденции делают необходимым формирование устойчивой системы управления изменениями на отечественных предприятиях автомобилестроения, в том числе, и в большей степени на ОАО «АВТОВАЗ». Одним из инструментов эффективных изменений в целях, технологиях, управлении является методология реструктуризации – построение новой или совершенствование существующей системы организационного управления производственным комплексом в процессе своей деятельности без потери эффективности.
Эффективная реализация процесса управления изменениями в крупных производствах, являющимися многоотраслевыми интегрированными комплексами со сложной системой управления и множеством производственных звеньев, обеспечивающих основную деятельность, предполагает решение задач рационализации производственной и организационной структур, совершенствование форм и методов управления и четкого мониторинга динамики структуры системы управления. Именно к таким сложноорганизованным производственным комплексам можно отнести уникальное предприятие ОАО «АВТОВАЗ».[12]
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Выдающаяся компетентность; адекватные финансовые ресурсы; известный лидер рынка; изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации; возможность получения экономии от роста объема производства; преимущества в области издержек; наличие инновационных способностей и возможности их реализации; проверенный временем менеджмент. связи с потребителями, связи с поставщиками, большие мощности, Наличие в городе большого количества не дорогой рабочей силы |
Устаревшая техника и технология Морально устаревшие модели Отсутствие системы исследования рынка и продвижения продукции, Финансовый кризис без ясных стратегических направлений; ухудшающаяся конкурентная позиция; устаревшее оборудование; более низкая прибыльность потому, что есть недостаток управленческого опыта и глубины владения, проблемами; отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности; плохое отслеживание процесса выполнения стратегии; Не решенноость многих внутренних производственных проблемам; уязвимость по отношению к конкурентному давлению, в связи с отсутствием рыночного опыта; отставание в области исследований и разработок; узкая производственная линия;конкурентные недостатки; Недостаток маркетинговых способностей специалистов; неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии. |
Возможности |
Угрозы |
Поддержка федерального и московского правительства Существование пошлин на импортные автомобили Развитие розничной и мелкооптовой торговли, сферы услуг, Заинтересованность иностранных производителей в освоении российского рынка, Наличие связей в регионах и республиках бывшего СССР. выход на новые рынки или сегменты рынка; расширение производственной линии; увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах; вертикальная интеграция;возможность перейти в группу с лучшей стратегией; самодовольство среди конкурирующих фирм; ускорение роста рынка. |
Конкуренция, местных производителей, Конкуренция иностранных производителей, Изменение протекционистской политикив стране; Финансовый кризис правительства, Снижение спроса на автомобили в России вследствие финансового состояния потенциальных покупателей, Банкротство местных поставщиков, возможность появления новых конкурентов; рост продаж замещающих продуктов; замедление роста рынка; возрастающее конкурентное давление; возрастание силы торга у покупателей и поставщиков; изменение потребностей и вкусов покупателей; |
ОАО «АВТОВАЗ» сейчас находится в такой среде, где конкуренция непрерывно растет и поэтому руководству предприятия нужно предпринимать меры по борьбе с конкурентами, на обновления оборудования, на работу с поставщиками, уровень персонала, как простых рабочих, так и управленческого состава. Все эти меры борьбы с конкурентами предназначены, чтобы догнать их. Но если предприятия хочет выйти в лидеры рынка автомобилей, то, прежде всего он должен ориентироваться не на конкурентов, а на потребителей. Для того чтобы понять потребности покупателей, как тех которые хотят приобрести автомобиль, так и тех кто уже приобрел, мной были проанализированы интернет форумы автовладельцев. Самые актуальные темы были выявлены по наибольшему количеству комментариев к теме. Самыми интересующими вопросами относительно покупки автомобиля были вопросы: «цены и качества», «обслуживание автомобиля», «возможности свободно купить автомобиль», «маленький выбор отечественных автомобилей», «акции и кредитование». В соответствие с этими требованиями и должна строиться стратегия предприятия на будущее.
В аналитической части курсовой работы выявлены три основных проблемы ОАО «АВТОВАЗ» это узкий модельный ряд автомобилей, проблема качества продукции и функциональное качество.
Первая проблема решается за счет новой стратегии развития, которая заключается в разработке новых моделей и снятия с производства старых.
АВТОВАЗ производит модели сегментов B (в том числе MPV-B, С, SUV B/C, уверенно занимая почти весь ультра-бюджетный ценовой диапазон до 250 тыс. руб.).
Продуктовый портфель АВТОВАЗа включает 9 моделей на 4 платформах
Модернизация продуктового портфеля АВТОВАЗа осуществляется в 3 фазы в соответствие со «стратегией развития АвтоВАЗа до 2020 года».
– Фаза 1: «Выживание и улучшение качества для сохранения лидирующих позиций» 2010-2013
– Фаза 2: «Экспансия в новые сегменты» 2014-2017
– Фаза 3: «Поддержание лидирующих позиций» 2018-2020
На фазе «Выживание» приоритетными для АВТОВАЗа являются 2 проекта
– бюджетный автомобиль (LADA2190) – проект в сегменте В, приходящего на смену моделей Классика, Самара и Калина
– RF90 – первый а/м на платформе В0 в сегментах MPV-B и CDV, производимый на АВТОВАЗе
На фазе «Экспансия» АВТОВАЗ запускает 6 моделей:
– Запуск а/м BM-Hatch и его внедорожной версии B-Cross
– Выход в верхнюю часть бюджетного ценового диапазона сегмента С
– Замена модели Приора
– Усиление позиций в сегменте внедорожников (SUV B/C) с запуском производства моделей 4х4 и Кроссовера класса С
На фазе «Поддержание» основной фокус смещается в сторону разработки новых моделей, выпускаемых на рынок после 2020, и фейслифтинг моделей, запущенных в фазах «Выживание» и «Экспансия»
АВ и Renault-Nissan будут
применять ряд мер для
Партнерство с Renault-Nissan не накладывает ограничений на ценовую и продуктовую политику партнеров, при этом партнеры обеспечивают равные условия конкуренции брендов на всей территории РФ по автомобилям, производимым в РФ, однако координируют свои планы в связи с использованием единых платформ и производственных мощностей.
Фаза 1 один уже выполнена в производство уже запущенно две новых моделей. Осталось закрепить их позиции на рынке, LADA 2190 демонстрирует рост продаж.[13] Так же было закрыто производство автомобилей LADA 2107, так как модель устаревшая и спрос на неё упал. [
Рис.6. Увеличение модельного ряда
Проблема функционального качества решается такими путями как:
1. ОАО «АВТОВАЗ» разовьет систему продаж, опирающуюся на крупнейшую в России товаропроводящую сеть, которая будет использоваться совместно с альянсом RENAULT–NISSAN.
Собственная сеть ОАО «АВТОВАЗ» к 2014 году будет реструктурирована с целью повышения ее контролируемости и эффективности. К 2020 году собственная сеть составит примерно 10% всех торговых точек и будет обеспечивать около 20% общих продаж.
Сотрудничество с альянсом RENAULT–NISSAN позволит использовать единые методики планирования спроса, управления дилерами, единую систему гарантийного обслуживания. [14]
2. Возобновление работы программы «ЛАДА Финанс»
Программа «ЛАДА Финанс» стартовала в середине апреля 2009 года. По итогам 2010 года по программе было реализовано более 48 тыс. автомобилей LADA. С 1 июля 2010 года в программе участвуют автомобили семейств LADA Priora и LADA Kalina. В программе принимают участие девять банков-партнеров: ОАО «УРАЛСИБ», ООО «Русфинанс Банк», ОАО «Газпромбанк», ЗАО «ВТБ24», ОАО «Сбербанк России», ОАО «Россельхозбанк», ОАО АКБ «РОСБАНК», ЗАО КБ «ЛАДА-КРЕДИТ», ЗАО «ТАТСОЦБАНК».
После обновления условий с июля 2010 года средний уровень проникновения программы «ЛАДА Финанс» в общем объеме продаж ОАО «АВТОВАЗ» составил 14,3%, но в конце 2011 года она была прекращена. Предлагаю возобновить её для повышения продаж автомобилей. Как не трудно заметить падение продаж в соответствие с таблицей 1 равняется проценту продаж по программе «ЛАДА Финанс».
Стоимость возобновления
программы будет равняться
ЗП=27000+6000+15000=48000 рублей - затраты на возобновления программы.
Ожидаемый от этого мероприятия
результат это повышения продаж
на 10%. Если ожидаемый результат
Следовательно, разность между притоком и оттоком финансовых средств будет равняться:
Ф(i)= 310.600.000-48.000=310.552.000 рублей.
По результату расчета видно, как возобновление программы повысит прибыль предприятия и как нужно такое мероприятия, чтобы остановить падение спроса на наши автомобили.
3. Открытие единой сети распространения и продажи запасных частей. Планируется, что к 2020 году ОАО «АВТОВАЗ» будет занимать около 30% рынка запасных частей автомобилей LADA.
В Тольятти дочернее предприятие АВТОВАЗа и его официальный дистрибьютор по реализации запасных частей к автомобилям LADA ЗАО "ЛАДА-Имидж" будет открывать первый фирменный розничный магазин "LADA Dеталь". Данное событие станет первым шагом по формированию в России сети фирменных розничных магазинов по реализации оригинальных запасных частей к автомобилям LADA.
В течение 2012-2014 годов количество розничных магазинов "LADA Dеталь" планируется увеличить до 2 500, они будут охватывать все российские города с количеством населения свыше 50 тысяч человек. В каждом фирменном автомагазине "LADA Dеталь" владельцы автомобилей LADA смогут приобрести необходимую запасную часть, не сомневаясь в ее оригинальности и качестве, получить техническую консультацию, обратиться с имеющимися у него вопросами напрямую к заводу-производителю. Стандарт "LADA Dеталь" включает в себя фирменный стиль розничного магазина (фирменную вывеску и единое торговое оборудование), наличие в его торговом зале полного ассортимента качественных оригинальных запасных частей и расходных материалов к автомобилям LADA по конкурентоспособным ценам, грамотное консультирование со стороны продавцов и внедрение системы дисконтных карт для постоянных покупателей. [14]
4. Разработка на официальном сайте АВТОВАЗа постоянной системы приема заказов на автомобили LADA.
Система будет очень удобна и проста: надо будет зайти на сайт www.lada-direct.ru, выбрать модель, вариант исполнения и комплектацию желаемого автомобиля, цвет из представленной гаммы эмалей. Далее - определить дилера, в салоне которого удобнее всего купить автомобиль LADA. После этого система автоматически присвоит номер электронной заявке, и будущий владелец автомобиля получит реквизиты автосалона, где в течение 5 календарных дней нужно будет заключить предварительный договор купли-продажи заказанной машины LADA.
Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности фирмы на примере ОАО "АВТОВАЗ"