Пути повышения конкурентоспособности фирмы на примере ОАО "АВТОВАЗ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Исходя из цели данной курсовой работы, определяем следующие основные задачи:
- дать теоретическое обоснование сущности конкурентоспособности и известных путей её повышения;
- провести исследование состояния ОАО «АВТОВАЗ» и выявить проблемы;
- провести диагностику выявленных проблем и определить сложность их решения;
- найти пути и конкретные меры по уменьшению, а где это возможно, по устранению выявленных проблем.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование. 7
1.1 Основные понятия конкурентоспособности 7
1.2 Методики сравнительной оценки конкурентоспособности товаров и услуг 8
1.3 Стратегии повышения конкурентоспособности товаров и услуг 15
1.4 Пути повышения конкурентоспособности товара 20
Глава 2. Аналитическая часть. 25
2.1 Общая характеристика ОАО «АВТОВАЗ» 25
2.2 Анализ внешней среды 28
2.3 Внутренняя среда 32
2.4 SWOT-анализ 37
Глава 3. Рекомендательная часть 39
Заключение 49
Список используемой литературы 51

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 787.50 Кб (Скачать файл)

В структуру Группы АВТОВАЗ входят два субхолдинга:

– группа Лада-Сервис – общества сервисно-сбытовой сети, находящиеся на территории Российской Федерации;

– группа LADA INTERNATIONAL LIMITED – общества сервисно-сбытовой сети, находящиеся  за рубежом.

Уставный капитал разделен на 2 284 227 431 акций следующих категорий  одинаковой номинальной стоимости:

- привилегированные акции типа ‘‘А’‘ 461 764 300 штук, что составляет 20,22 % уставного капитала;

- обыкновенные акции 1 822 463 131 штук, что составляет 79,78 % уставного капитала. [10]

Миссия исследуемой компании в настоящее время такова:

«Мы создаём для наших клиентов качественные автомобили по доступным ценам, принося стабильную прибыль нашим акционерам, улучшая благосостояние наших сотрудников и повышая ценность нашего бизнеса во благо Отечества».

Ценностью компании записаны:

-  персонал компании

-  лояльность потребителей

-  сильная торговая марка

-  высокий научно-технический потенциал

-  прочная деловая репутация

-  социальная ответственность

Стратегические цели

Лидерство

-  Сохранение лидерства на российском автомобильном рынке.

-  Активная интеграция в мировое автомобилестроение.

-  Достижение передового уровня квалификации персонала.

Эффективность

-  Эффективное управление ресурсами и затратами.

-  Постоянное улучшение качества.

-  Развитие корпоративной культуры, ориентированной на достижение результата.

Гибкость

-  Внедрение передовых гибких технологий производства автомобилей.

-  Оперативное реагирование компании на требования рынка.

-  Обеспечение потребителей автомобилями, соответствующими международным нормам безопасности и экологии. [10]

2.2 Анализ внешней среды

Автомобильный рынок  России является открытым и на нем  реально присутствуют все крупнейшие мировые производители. Продукция  предприятий автомобильной промышленности России сталкивается на всех сегментах внутреннего рынка с четырьмя группами конкурентов.

Рис.5. Структура продаж легковых автомобилей в РФ

  1. Новые отечественные автомобили (с ними практически нет конкуренции).

    Автомобильный рынок России по своим объемам значительно превышает производственные возможности действующих отечественных предприятий, что практически исключает конкуренцию между собой.

  1. Новые импортные автомобили (c ними слабая конкуренция).

    Новые импортные автомобили достаточно дороги. Самые дешевые из них в 1,3-1,5 раза дороже российских аналогов. Так, основное количество автомобилей иностранного производства - конкурентов продукции АО «АвтоВАЗ» сосредоточено в ценовом диапазоне от 11 до 15 тыс. долл. США. В частности, «оппонентами» ВАЗа выступают автомобили таких марок, как: «Hyundai», «Kia»; «Рено», «Peugeot»; «ФИАТ»; «VolksWagen»; «Ford». [11]

  1. Подержанные импортные автомобили (конкуренция есть, но с каждым годом все меньше и меньше).

    Доля поддержанных  импортных авто падает, так как  такие машины дороги в обслуживание и отечественные автомобили не уступают им по характеристикам, а даже превосходят. Исходя из этого, доля таких автомобилей упала в России, потому что ясно, что новая машина лучше поддержанной, и сравнивать их не логично. Но все еще остаются люди, которым больше нравится поддержанные авто, чем наши отечественные.

  1. Автомобили автосборочных предприятий, созданных в России с участием иностранного капитала (сильная конкуренция).

    В последние  годы сними очень большая конкуренция.  Число таких предприятий все больше и больше. Цена автомобилей близка к отечественным и поэтому люди уже задумываются может заплатить чуть больше и ездить на иномарки отечественного производства.

Тенденции рынка

В 2011 году в России было продано без малого 2.7 миллионов новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 39% больше, чем в 2010 году. По темпам роста отечественный авторынок стал самым быстрорастущим в мире, чему, по мнению экспертов, способствовала принятая правительством программа по утилизации автомобилей, доступность автокредитов и рост общего благосостояния россиян. Кроме того, не стоит забывать и об эффекте низкой базы, который возникает, когда идет сравнение двух существенно различающихся по объему продаж периодов. В данном случае речь идет о сравнении I квартала 2010 года с I кварталом 2011 года.

Как бы там ни было, но по темпам роста отечественный авторынок  обогнал рынки Германии и США, где объем продаж вырос к 2010 году на 11% и 9%, соответственно. Впрочем, тут  необходимо отметить, что, несмотря на более уверенную динамику роста, в физическом выражении российский автомобильный рынок все еще значительно уступает рынкам Германии и США.

Таблица 3. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по маркам в 2011 году

Марка

Продажи в 2011 году (шт.)

Продажи в 2010 году (шт.)

Изменение (%)

1

Lada

578 387

522 924

10.61

2

Chevrolet

173 484

116 233

49.26

3

Hyundai

163 447

87 081

87.70

4

Renault

154 734

96 466

60.40

5

KIA

152 873

104 235

46.66

6

Nissan

138 827

79 614

74.38

7

Toyota

119 505

79 315

50.67

8

Ford

118 031

90 166

30.90

9

Volkswagen

118 003

58 989

100.04

10

Daewoo

92 778

74 419

24.67


Текущий прогноз на 2012 год составляет 2.8 млн автомобилей. Очевидно, что ситуация на мировых финансовых рынках окажет определенное влияние на развитие автоиндустрии в РФ. Тем не менее, в России свою роль сыграют такие факторы как недостаточное количество личных автомобилей в собственности, высокие показатели устаревшей техники, значительный потенциал и инвестиционная активность регионов РФ.

Если посмотреть непосредственно  на марки и модели машин, продаваемых  в РФ, то безоговорочным лидером 2011 года стали автомобили отечественного АВТОВАЗа, и итог весьма показателен: за прошлый год в нашей стране было продано 578 тысяч 387 авто Lada, а самой продаваемой стала Lada Kalina с показателем в 142 тысяч 930 штук. Более того, из пяти самых популярных автомобилей в России - четыре с эмблемой тольяттинского автозавода, а из первой десятки девять произведены на территории нашей страны.

Группы

Продажи в 2011 году (шт.)

Продажи в 2010 году (шт.)

Изменение (%)

1

Автоваз/Renault - Nissan

878 990

703 678

24.91

2

GM Group

243 265

158 567

53.41

3

Volkswagen Group

228 799

131 312

74.24

4

Hyundai

163 447

87 081

87.70

5

KIA

152 873

104 235

46.66

6

Toyota Group

133 203

90 296

47.52

7

Ford

118 031

90 166

30.90

8

Daewoo

92 778

74 419

24.67

9

Группа ГАЗ

89 773

76 647

17.13

10

Mitsubishi

74 166

45 538

62.87

11

PSA Peugeot Citroen

71 944

53 153

35.35

12

УАЗ

57 148

49 043

16.53

13

Mazda

39 718

24 926

59.34

14

Suzuki

35 469

28 690

23.63

15

Mercedes-Benz

31 761

21 847

45.38

16

BMW Group

30 167

21 585

39.76

17

Fiat

28 254

21 943

28.76

18

SsangYong

22 692

12 526

81.16

19

Chance

20 049

17 541

14.30

20

Volvo

19 209

10 650

80.37

21

Honda

19 101

18 159

5.19

22

Lifan

17 910

7 700

132.60




Замыкает пятерку лидеров  общего рейтинга Hyundai Solaris, продажи которого буквально «взлетели»: с начала реализации в феврале 2011 года было продано 97 тысяч 243 автомобиля. Таким образом, Solaris оказался единственным автомобилем с иностранным брендом, вошедшим в top5 продаж по итогам 2011 года.

В рейтинге по группам, помимо уже упомянутого АВТОВАЗа, на первых местах расположилась GM Group с объемом  проданных авто за 2011 год, равному 243 тыс. 265 штук, и Volkswagen Group с аналогичным показателем 228 тыс. 799 штук. [1]

 

Таблица 4. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по группам.

11 году

2.3 Внутренняя среда

ОАО «АВТОВАЗ», характеризуется по сути как интегрированный многоотраслевой комплекс и требующий согласованного механизма управления множеством вспомогательных производств, обслуживающих структур, поставщиков и эффективного взаимодействия между различными направлениями бизнеса.

Громоздкая организационная  структура такого комплекса не позволяет оперативно решать вопросы инновационного развития, что приводит к снижению конкурентных позиций по основным направлениям, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

К основными проблемами, с которыми сталкиваются предприятия можно отнести: спад объемов продаж вследствие жесткой монетаристской политики и падения платежеспособного спроса; открытия внутренних рынков для импорта; необходимость работы с монополистами, в частности при закупке основных и вспомогательных материалов и комплектующих; перегруженность информационными потоками; динамичная и не всегда предсказуемая смена обстановки и правил игры; трудности с получением инвестиционных ресурсов.

При этом деятельность предприятия  является многоплановой и необходимо одновременно сбалансировано развивать следующие элементы производственно-экономической структуры: увеличивать прибыль; удерживать и расширять объем продаж и долю рынка; снижать издержки; улучшать качество и надежность товаров; улучшать привлекательность и потребительские качества товаров; поддерживать и укреплять лояльность покупателей и персонала предприятия; обеспечить выживание предприятия не только в краткосрочной перспективе; обеспечить выживание, но и в долгосрочной; увеличивать оплату труда; улучшать условия труда и жизни работников предприятия; поддерживать и улучшать отношения с местными и федеральными властями.

Среднесписочная численность работников ОАО «АВТОВАЗ» в 2010 году составила 75 447 человек. За отчетный период было уволено 11 074 человека, из них 9 454 рабочих, 1 620 РСиС. Текучесть кадров по рабочим и РСиС в целом за отчетный период увеличилась на 3,2% (пункта) по сравнению с 2009 годом и составила 6,9%. По рабочим текучесть увеличилась с 4,1% в 2009 году до 7,6% в 2010 году. В течение 2010 года на курсах подготовки, переподготовки и повышения квалификации было обучено 31 713 работников, из них РСиС 11 228 человек.

Производительность труда  в сопоставимых ценах в рублевом исчислении в 2010 году относительно плана составила 101%, относительно факта 2009 года – 218,2%. В течение 2010 года в ОАО «АВТОВАЗ» был установлен 40-часовой режим рабочей недели. В связи с изменением организационных условий труда и необходимостью сокращения затрат на производство, для персонала ОАО «АВТОВАЗ», не задействованного в выполнении производственной программы, объявлялся простой с выплатой в размере двух третей средней заработной платы работника. В результате стабилизации работы Общества, роста объемов производства во втором полугодии 2010 года, выхода Общества на операционную прибыль были созданы предпосылки для возможного повышения заработной платы персонала. По решению совета директоров Общества в целях усиления социальной защищенности работников с 1 октября 2010 года произведено повышение тарифных ставок и окладов работникам ОАО «АВТОВАЗ» на 10%. Средняя заработная плата всего персонала составила в декабре 2010 года 19 777 рублей.

Показатели качества в 2010 году. В гарантийной эксплуатации на протяжении года отмечалась положительная динамика. Качество автомобилей в гарантийный период продолжает определять, в основном, качество закупаемых комплектующих изделий.

Качество готовых автомобилей  по результатам их балльной оценки перед отправкой в торговую сеть, в целом, оставалось стабильным и соответствовало установленным нормативам. Показатель «прямой» сдачи автомобилей улучшился в среднем на 8 пунктов для автомобилей LADA Priora и на 20 пунктов для автомобилей LADA Kalina.

Показатель качества закупаемых комплектующих изделий  в состоянии поставки в течение года улучшился на 72,5%.

Организация и ритмичность поставок. Транспортно-заготовительные затраты в 2010 году отмечено некоторое увеличение количества простоев конвейеров завода и некомплектной сборки автомобилей по причине неритмичной поставки комплектующих изделий. В условиях значительного увеличения программы производства относительно предыдущего периода не все поставщики смогли обеспечить ритмичность и надежность поставок комплектующих изделий по причине нехватки оборотных средств.

Объем транспортно-заготовительных  затрат за 2010 год – порядка 1007 млн руб.(без НДС), что составило 0,95% от величины затрат на закупочную деятельность (106 млрд руб.).

Доля автомобильного транспорта в общей массе грузовых перевозок в 2010 году составила 62,3%. Оставшаяся часть перевозок осуществлялась с использованием железнодорожного транспорта. [10]

В настоящее время  любое промышленное предприятие  сталкивается с серьезными финансовыми  проблемами и жесткой конкуренцией на отечественных и международных  товарных рынках. В интересах выживания  и гибкого реагирования на динамично меняющиеся рыночные условия, повышения устойчивости и адаптационной способности в удовлетворении потребительского спроса, преодоления отставания в развитии техники и технологии, в обеспечении высокого качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг предприятия должны целенаправленно проводить совершенствование организационной структуры.

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности фирмы на примере ОАО "АВТОВАЗ"