Пути совершенствования миграционной политики России в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать основные приоритетов современной миграционной политики Российской Федерации для оптимизации социально-экономического развития страны. Исходя из цели работы решались следующие задачи:
раскрыть социально-экономическое содержание миграции населения, адекватное современному этапу рыночных реформ. Рассмотреть особенности миграции населения в Российской Федерации. Проанализировать особенности современной миграционной политики в России и рассмотреть характер ее реализации в регионах. Предложить пути совершенствования миграционной политики России в современных условиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МИГРАЦИИ 6
1.1 Миграция: сущность, определения, виды, функции 6
1.2 Миграционные потоки, миграционный процесс, миграционная политика 13
1.3 Особенности миграции населения в России в конце 20 начале 21 веков 18
2. ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 23
2.1 Социально-политическая и экономическая направленность миграционной политики Российской Федерации 23
2.2 Особенности реализации миграционной политики в Московском мегаполисе 36
2.3 Законодательное обеспечение миграционной политики Российской Федерации и ее столицы 41
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 47
3.1 Оптимизация механизмов регулирования миграционных процессов 47
3.2 Современные трудовые миграционные связи России и их влияние на функционирование рынка труда 53
3.3 Стратегические направления совершенствования миграционной политики в Москве 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65

Файлы: 1 файл

0497ц8-Миграционая политика в сосвременной России (дип., 73 стр)в2.doc

— 7.26 Мб (Скачать файл)

На рисунке 2.3 отражена динамика миграционного прироста по федеральным округам РФ за последние 16 лет.41

Таким образом, видно, что  максимальный миграционный прирост  отмечался в регионах и без  того плотно населенных, а отрицательный  прирост напротив характерен для  слабо населенных регионов. Изменения коэффициента миграционного прироста по ФО очень значимы. Это следствие неравномерного социально-экономического развития регионов России, а с другой стороны огромных размеров нашей страны и разнообразных природных условий, часто не самых комфортных.


Рисунок 2.3 Динамика миграционного  прироста по федеральным округам  РФ (1990-2006 гг.)

Динамика миграционных процессов внутри России сложная  и неоднозначная. Одной из важных тенденций, связанных с изменениями  в размещением населения в постсоветской России нужно отметить резкое снижение объемов миграционных потоков - с 5,5 млн. человек в 1989 году до 2,2 млн. человек в 2005 году, - то есть в 2,5 раза. 42 В определенной степени этот процесс закономерен и предопределен прекращением полуорганизованной миграции - на "стройки века", послевузовского и внутриотраслевого перераспределения. Однако, в новых условиях, на фоне отрицательного естественного прироста, даже минимальный отток из слабонаселенных районов РФ оказывает огромное значение на экономическое состояние региона и России в целом.

Из-за общего снижения объемов  миграции роль внутрироссийской миграции все равно возрастала, и только в последние годы произошло небольшое  снижение (Таблица 2.3). За 1989-2002 годы ее доля увеличилась в России с 84,6% до 91,6%, а в 2007 немного сократилась до 88%. Повышение значимости внутрироссийских перемещений происходило, хотя и разными темпами, но во всех без исключения федеральных округах и во всех округах РФ.

Таблица 2.3.

Доля внутрироссийской миграции в потоках по прибытию (%)43

 

1989 г.

1994 г.

2002 г.

2007 г.

РФ в целом

84,6

73,3

91,6

88

Центральный ФО

82,7

69

88

85,5

Северо-Западный ФО

81,9

73

91,2

87,2

Южный ФО

80,6

76,2

91,6

88,3

Приволжский ФО

89,6

73,9

92,9

88

Уральский ФО

83,4

70,1

91,7

87,5

Сибирский ФО

87,9

74,4

93,2

88,4

Дальневосточный ФО

81,8

81,3

96,5

90,1


 

Максимальное количество мигрантов (выбывших и прибывших) наблюдается  в Поволжском ФО и Сибирском ФО, однако миграционная активность в Сибирском  округе особо заметна из-за низкой численности населения. Наименьшая миграционная активность характерна для Дальневосточного ФО и Северо-Западного ФО, но так же для Дальневосточного региона при не высоких абсолютных показателях прибывших и убывших, относительные показатели будут самыми высокими в РФ. Переселенцы из бывших союзных республик не активно переселяются на Дальний Восток и Сибирский округ, даже в пору массовой миграции начала 90-х годов этого не отмечалось. Даже в "пиковом" для России по показателям миграционного притока извне 1994 году, доля  внешней миграции на Дальнем Востоке не превышала 20% от общего числа прибывших44.

Рассмотрим миграционный прирост по регионам РФ в 2006 году (Рисунок 2.4). Максимальный прирост отмечался  только в наиболее экономически стабильном Центральном ФО, так же не значительный прирост отмечен в Северо-Западном ФО, по уровню экономического развития не уступающему Центральному ФО. Во всех остальных районах наблюдается превышение числа убывших над числом прибывших. И особенно заметно это в Сибирском, Дальневосточном и Поволжском ФО.


Рисунок 2.4. Миграционный прирост по субъектам РФ за 2006 г

Подобное явление бесспорно  негативное, которое является следствием отсутствия продуманной миграционной политики. В первую очередь миграционные потоки направлены, отнюдь не в те регионы, которые остро нуждаются в мигрантах. Особенно отчетливо эта диспропорция в размещении мигрантов в РФ видна при сравнении миграционного прироста Российских федеральных округов и некоторых стран мира (приложение 3).45

Россия в целом характеризуются  положительным миграционным приростом, сравнимым со многими развитыми  странами мира, однако по регионам РФ этот показатель распределен крайне не равномерно. Если Центральный и Северо-Западный округ отличаются высокими показателями миграционного прироста, то Дальневосточный, напротив одним из самых худших в мире.

Во внутренней миграции отрицательный миграционный прирост  со всеми округами, кроме Дальневосточного, имеет Сибирский округ. Он в 2002 году потерял столько же, сколько Дальний Восток. Здесь тоже имеет место дальневосточный вариант - самые большие миграционные потери в обмене с Центром. В европейской России выделяются совсем непривлекательные, в силу известных политических причин, северо-кавказские республики во главе с Чечней. Есть и островки очень сильной миграционной непривлекательности, находящиеся вне описанных выше ареалов (Севера и Кавказа) - это самые чахлые, дефицитные и безденежные периферийные российские регионы типа Смоленской, Кировской или Курганской областей, Мордовии.

Осознание проблемы российскими  властными органами – важный этап ее проблемы.

Для реализации миграционной политики созданы и функционируют  Правительственная комиссия по миграционной политике и Межведомственная рабочая группа по подготовке предложений по совершенствованию миграционного законодательства Российской Федерации. Наконец, «одобрена» концепция миграционной политики, в силу бюрократической казуистики названная «Концепцией регулирования миграционных процессов в Российской Федерации». Минтруда России принять «Концепцию демографического развития Российской Федерации до 2016 года». Последняя, содержит раздел «Приоритеты демографического развития в области миграции и расселения» и основные задачи в данной сфере. При всей их лаконичности, в Концепции демографического развития, на мой взгляд, верно выделены приоритеты в сфере миграции.46

У России гораздо больше причин, чем у любой другой страны, устанавливать «особые взаимоотношения» с другими странами, прежде всего — с постсоветскими. В ближайшем будущем за мигрантов будет вестись серьезная борьба между Россией и странами СНГ, т.к. именно русскоязычное население составляет технический и образовательный «костяк» во многих республика бывшего СССР. Мигранты, долгое время живущие в России, образуют значительный демографический, трудовой и даже интеллектуальный потенциал. Очень важно также, что благодаря культурной близости или совместному историческому прошлому они готовы интегрироваться в российское общество и, как показывает исследование, уже в значительной мере в него интегрированы.

Меры, предлагаемые для  решения этой задачи: создание единой системы иммиграционного контроля (ее создание было прописано в Федеральной  миграционной программе, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 №1668). Также требуется повышение всеобщей ответственности: от стран СНГ и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации до работодателей.

Существует мнение, что  регионы Сибири и Дальнего Востока  можно вновь начать заселять россиянами, перенаправив миграционные потоки в обратном направлении (с запада на восток). Однако, встает проблема нехватки демографических ресурсов. Российская деревня, которая на протяжении более чем столетия питала окраины, находится в глубокой демографическом кризисе. Во многих областях на 1 родившегося сельского жителя приходится 3 умерших. В России практически нет перенаселенных и трудоизбыточных регионов, и ситуация со временем будет только ухудшаться. Единственный выход привлечение международных мигрантов.47

Сегодня процесс формирования трудового и демографического потенциалов  регионов все больше "замыкается" на перераспределении собственных  трудовых ресурсов. Внутренняя миграция в значительной степени перестала  выполнять свое основное предназначение, связанное с перераспределением населения по территории страны в интересах балансирования спроса и предложения на региональных рынках труда. Отказ от государственного регулирования внутренних миграционных потоков наносит существенный ущерб геополитическим и социально-экономическим интересам РФ и усиливает давление иностранной рабочей силы (в том числе незаконных мигрантов) на национальный и региональные рынки труда.48

В России не сырьевой экономический  рост должен основываться не столько на трудоемких, сколько на наукоемких производствах, требующих не множества абстрактных «рабочих рук», а строго определенного числа квалифицированных специалистов.

  Далее необходимо сказать несколько слов о качестве въезжающей на территорию России рабочей силы. Качество это крайне низкое. Во-первых, уровень профессиональной подготовки в странах-экспортерах трудовых ресурсов был низким всегда, а за годы независимости кое-где упал почти до нуля (например, в Таджикистане). Во-вторых, квалифицированные кадры оттуда в основном уже уехали, а возможностей для их массового воспроизводства там давно уже нет.

Согласно данным, приведенным  в специальном исследовании ведущего научного сотрудника Лаборатории социальной демографии Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Е. Тюрюкановой49:

40% трудовых иммигрантов  не имеют профессионального образования. 

20% — не имеют вообще  никаких специальных навыков. 

Оставшиеся редко работают по специальности.

Необходимо отметить, что в рамках сегодняшней миграционной политики руководства РФ страна наводняется бросовой рабочей силой. Причем, применение эта рабочая сила себе находит не на сельхозработах (что было бы логично), а в городе — в строительстве, транспорте, общепите и пр. То есть в тех отраслях, где от качества рабочей силы нередко зависят здоровье и жизнь людей.

В таблице 2.4 приведены  значения уровня дефицита рабочей силы по федеральным округам. Перспективный  дефицит рабочей силы является наиболее актуальной проблемой для: Центрального, Уральского, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов, а наименее актуальной – для Южного федерального округа.

Таблица 2.4

Динамика «уровня дефицита»  рабочей силы по федеральным округам (рассмотрено 3 варианта), %50

Федеральный округ

2005 год 

2010 год, (прогноз)

2015 год, (прогноз)

1

2

3

2

5

3

Центральный

-5,8

-3,1

-0,8

-3,0

0,9

11,0

3,3

Северо-Западный

-5,0

-0,2

2,0

-0,2

5,9

15,5

8,2

Южный

-15,9

-14,2

-11,6

-14,1

-9,7

1,5

-7,0

Приволжский

-6,0

-1,4

0,9

-1,4

5,5

15,2

7,8

Уральский

-3,0

2,2

4,4

2,2

8,6

17,9

10,8

Сибирский

-10,0

-5,5

-3,1

-5,4

1,5

11,6

3,9

Дальневосточный

-6,3

-4,4

-2,1

-4,4

-2,3

8,1

0,1


 

Так, для Центрального округа дефицит рабочей силы может  наступить уже к 2010 году вне зависимости  от рассматриваемого варианта. Анализ «структурных тенденций», сложившихся в последние годах, показывает, что дефицит рабочей силы в Центрального округе проявляется после 2010 года. Еще более наглядно значение выбора тенденций базового периода для Дальневосточного и Сибирского федеральных округов.

Есть серьезная опасность, что уже к 2015 году дефицит рабочей силы проявляется во всех федеральных округах. Отдельные субъекты РФ начнут испытывать дефицит труда раньше и острее. Наиболее наглядный пример — Москва, где высокий уровень спроса на труд в значительной степени удовлетворяется за счет миграции из Подмосковья (маятниковой), из других регионов России, а также из-за рубежа. При этом в данном субъекте Федерации сосредоточена значительная часть вакантных рабочих мест, что также подтверждает тезис о наличии неудовлетворенного спроса на рабочую силу. 51

Информация о работе Пути совершенствования миграционной политики России в современных условиях