Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:47, курсовая работа
Цель работы – исследовать основные приоритетов современной миграционной политики Российской Федерации для оптимизации социально-экономического развития страны. Исходя из цели работы решались следующие задачи:
раскрыть социально-экономическое содержание миграции населения, адекватное современному этапу рыночных реформ. Рассмотреть особенности миграции населения в Российской Федерации. Проанализировать особенности современной миграционной политики в России и рассмотреть характер ее реализации в регионах. Предложить пути совершенствования миграционной политики России в современных условиях.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МИГРАЦИИ 6
1.1 Миграция: сущность, определения, виды, функции 6
1.2 Миграционные потоки, миграционный процесс, миграционная политика 13
1.3 Особенности миграции населения в России в конце 20 начале 21 веков 18
2. ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 23
2.1 Социально-политическая и экономическая направленность миграционной политики Российской Федерации 23
2.2 Особенности реализации миграционной политики в Московском мегаполисе 36
2.3 Законодательное обеспечение миграционной политики Российской Федерации и ее столицы 41
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 47
3.1 Оптимизация механизмов регулирования миграционных процессов 47
3.2 Современные трудовые миграционные связи России и их влияние на функционирование рынка труда 53
3.3 Стратегические направления совершенствования миграционной политики в Москве 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
На рисунке 2.3 отражена динамика миграционного прироста по федеральным округам РФ за последние 16 лет.41
Таким образом, видно, что максимальный миграционный прирост отмечался в регионах и без того плотно населенных, а отрицательный прирост напротив характерен для слабо населенных регионов. Изменения коэффициента миграционного прироста по ФО очень значимы. Это следствие неравномерного социально-экономического развития регионов России, а с другой стороны огромных размеров нашей страны и разнообразных природных условий, часто не самых комфортных.
Рисунок 2.3 Динамика миграционного прироста по федеральным округам РФ (1990-2006 гг.)
Динамика миграционных процессов внутри России сложная и неоднозначная. Одной из важных тенденций, связанных с изменениями в размещением населения в постсоветской России нужно отметить резкое снижение объемов миграционных потоков - с 5,5 млн. человек в 1989 году до 2,2 млн. человек в 2005 году, - то есть в 2,5 раза. 42 В определенной степени этот процесс закономерен и предопределен прекращением полуорганизованной миграции - на "стройки века", послевузовского и внутриотраслевого перераспределения. Однако, в новых условиях, на фоне отрицательного естественного прироста, даже минимальный отток из слабонаселенных районов РФ оказывает огромное значение на экономическое состояние региона и России в целом.
Из-за общего снижения объемов миграции роль внутрироссийской миграции все равно возрастала, и только в последние годы произошло небольшое снижение (Таблица 2.3). За 1989-2002 годы ее доля увеличилась в России с 84,6% до 91,6%, а в 2007 немного сократилась до 88%. Повышение значимости внутрироссийских перемещений происходило, хотя и разными темпами, но во всех без исключения федеральных округах и во всех округах РФ.
Таблица 2.3.
Доля внутрироссийской миграции в потоках по прибытию (%)43
1989 г. |
1994 г. |
2002 г. |
2007 г. | |
РФ в целом |
84,6 |
73,3 |
91,6 |
88 |
Центральный ФО |
82,7 |
69 |
88 |
85,5 |
Северо-Западный ФО |
81,9 |
73 |
91,2 |
87,2 |
Южный ФО |
80,6 |
76,2 |
91,6 |
88,3 |
Приволжский ФО |
89,6 |
73,9 |
92,9 |
88 |
Уральский ФО |
83,4 |
70,1 |
91,7 |
87,5 |
Сибирский ФО |
87,9 |
74,4 |
93,2 |
88,4 |
Дальневосточный ФО |
81,8 |
81,3 |
96,5 |
90,1 |
Максимальное количество мигрантов (выбывших и прибывших) наблюдается в Поволжском ФО и Сибирском ФО, однако миграционная активность в Сибирском округе особо заметна из-за низкой численности населения. Наименьшая миграционная активность характерна для Дальневосточного ФО и Северо-Западного ФО, но так же для Дальневосточного региона при не высоких абсолютных показателях прибывших и убывших, относительные показатели будут самыми высокими в РФ. Переселенцы из бывших союзных республик не активно переселяются на Дальний Восток и Сибирский округ, даже в пору массовой миграции начала 90-х годов этого не отмечалось. Даже в "пиковом" для России по показателям миграционного притока извне 1994 году, доля внешней миграции на Дальнем Востоке не превышала 20% от общего числа прибывших44.
Рассмотрим миграционный прирост по регионам РФ в 2006 году (Рисунок 2.4). Максимальный прирост отмечался только в наиболее экономически стабильном Центральном ФО, так же не значительный прирост отмечен в Северо-Западном ФО, по уровню экономического развития не уступающему Центральному ФО. Во всех остальных районах наблюдается превышение числа убывших над числом прибывших. И особенно заметно это в Сибирском, Дальневосточном и Поволжском ФО.
Рисунок 2.4. Миграционный прирост по субъектам РФ за 2006 г
Подобное явление бесспорно негативное, которое является следствием отсутствия продуманной миграционной политики. В первую очередь миграционные потоки направлены, отнюдь не в те регионы, которые остро нуждаются в мигрантах. Особенно отчетливо эта диспропорция в размещении мигрантов в РФ видна при сравнении миграционного прироста Российских федеральных округов и некоторых стран мира (приложение 3).45
Россия в целом
Во внутренней миграции отрицательный миграционный прирост со всеми округами, кроме Дальневосточного, имеет Сибирский округ. Он в 2002 году потерял столько же, сколько Дальний Восток. Здесь тоже имеет место дальневосточный вариант - самые большие миграционные потери в обмене с Центром. В европейской России выделяются совсем непривлекательные, в силу известных политических причин, северо-кавказские республики во главе с Чечней. Есть и островки очень сильной миграционной непривлекательности, находящиеся вне описанных выше ареалов (Севера и Кавказа) - это самые чахлые, дефицитные и безденежные периферийные российские регионы типа Смоленской, Кировской или Курганской областей, Мордовии.
Осознание проблемы российскими властными органами – важный этап ее проблемы.
Для реализации миграционной политики созданы и функционируют Правительственная комиссия по миграционной политике и Межведомственная рабочая группа по подготовке предложений по совершенствованию миграционного законодательства Российской Федерации. Наконец, «одобрена» концепция миграционной политики, в силу бюрократической казуистики названная «Концепцией регулирования миграционных процессов в Российской Федерации». Минтруда России принять «Концепцию демографического развития Российской Федерации до 2016 года». Последняя, содержит раздел «Приоритеты демографического развития в области миграции и расселения» и основные задачи в данной сфере. При всей их лаконичности, в Концепции демографического развития, на мой взгляд, верно выделены приоритеты в сфере миграции.46
У России гораздо больше
причин, чем у любой другой страны,
устанавливать «особые
Меры, предлагаемые для
решения этой задачи: создание единой
системы иммиграционного
Существует мнение, что регионы Сибири и Дальнего Востока можно вновь начать заселять россиянами, перенаправив миграционные потоки в обратном направлении (с запада на восток). Однако, встает проблема нехватки демографических ресурсов. Российская деревня, которая на протяжении более чем столетия питала окраины, находится в глубокой демографическом кризисе. Во многих областях на 1 родившегося сельского жителя приходится 3 умерших. В России практически нет перенаселенных и трудоизбыточных регионов, и ситуация со временем будет только ухудшаться. Единственный выход привлечение международных мигрантов.47
Сегодня процесс формирования трудового и демографического потенциалов регионов все больше "замыкается" на перераспределении собственных трудовых ресурсов. Внутренняя миграция в значительной степени перестала выполнять свое основное предназначение, связанное с перераспределением населения по территории страны в интересах балансирования спроса и предложения на региональных рынках труда. Отказ от государственного регулирования внутренних миграционных потоков наносит существенный ущерб геополитическим и социально-экономическим интересам РФ и усиливает давление иностранной рабочей силы (в том числе незаконных мигрантов) на национальный и региональные рынки труда.48
В России не сырьевой экономический рост должен основываться не столько на трудоемких, сколько на наукоемких производствах, требующих не множества абстрактных «рабочих рук», а строго определенного числа квалифицированных специалистов.
Далее необходимо сказать несколько слов о качестве въезжающей на территорию России рабочей силы. Качество это крайне низкое. Во-первых, уровень профессиональной подготовки в странах-экспортерах трудовых ресурсов был низким всегда, а за годы независимости кое-где упал почти до нуля (например, в Таджикистане). Во-вторых, квалифицированные кадры оттуда в основном уже уехали, а возможностей для их массового воспроизводства там давно уже нет.
Согласно данным, приведенным
в специальном исследовании ведущего
научного сотрудника Лаборатории социальной
демографии Института социально-
40% трудовых иммигрантов
не имеют профессионального
20% — не имеют вообще никаких специальных навыков.
Оставшиеся редко работают по специальности.
Необходимо отметить, что в рамках сегодняшней миграционной политики руководства РФ страна наводняется бросовой рабочей силой. Причем, применение эта рабочая сила себе находит не на сельхозработах (что было бы логично), а в городе — в строительстве, транспорте, общепите и пр. То есть в тех отраслях, где от качества рабочей силы нередко зависят здоровье и жизнь людей.
В таблице 2.4 приведены значения уровня дефицита рабочей силы по федеральным округам. Перспективный дефицит рабочей силы является наиболее актуальной проблемой для: Центрального, Уральского, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов, а наименее актуальной – для Южного федерального округа.
Таблица 2.4
Динамика «уровня дефицита» рабочей силы по федеральным округам (рассмотрено 3 варианта), %50
Федеральный округ |
2005 год |
2010 год, (прогноз) |
2015 год, (прогноз) | ||||
1 |
2 |
3 |
2 |
5 |
3 | ||
Центральный |
-5,8 |
-3,1 |
-0,8 |
-3,0 |
0,9 |
11,0 |
3,3 |
Северо-Западный |
-5,0 |
-0,2 |
2,0 |
-0,2 |
5,9 |
15,5 |
8,2 |
Южный |
-15,9 |
-14,2 |
-11,6 |
-14,1 |
-9,7 |
1,5 |
-7,0 |
Приволжский |
-6,0 |
-1,4 |
0,9 |
-1,4 |
5,5 |
15,2 |
7,8 |
Уральский |
-3,0 |
2,2 |
4,4 |
2,2 |
8,6 |
17,9 |
10,8 |
Сибирский |
-10,0 |
-5,5 |
-3,1 |
-5,4 |
1,5 |
11,6 |
3,9 |
Дальневосточный |
-6,3 |
-4,4 |
-2,1 |
-4,4 |
-2,3 |
8,1 |
0,1 |
Так, для Центрального округа дефицит рабочей силы может наступить уже к 2010 году вне зависимости от рассматриваемого варианта. Анализ «структурных тенденций», сложившихся в последние годах, показывает, что дефицит рабочей силы в Центрального округе проявляется после 2010 года. Еще более наглядно значение выбора тенденций базового периода для Дальневосточного и Сибирского федеральных округов.
Есть серьезная опасность, что уже к 2015 году дефицит рабочей силы проявляется во всех федеральных округах. Отдельные субъекты РФ начнут испытывать дефицит труда раньше и острее. Наиболее наглядный пример — Москва, где высокий уровень спроса на труд в значительной степени удовлетворяется за счет миграции из Подмосковья (маятниковой), из других регионов России, а также из-за рубежа. При этом в данном субъекте Федерации сосредоточена значительная часть вакантных рабочих мест, что также подтверждает тезис о наличии неудовлетворенного спроса на рабочую силу. 51
Информация о работе Пути совершенствования миграционной политики России в современных условиях