Пути совершенствования миграционной политики России в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать основные приоритетов современной миграционной политики Российской Федерации для оптимизации социально-экономического развития страны. Исходя из цели работы решались следующие задачи:
раскрыть социально-экономическое содержание миграции населения, адекватное современному этапу рыночных реформ. Рассмотреть особенности миграции населения в Российской Федерации. Проанализировать особенности современной миграционной политики в России и рассмотреть характер ее реализации в регионах. Предложить пути совершенствования миграционной политики России в современных условиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МИГРАЦИИ 6
1.1 Миграция: сущность, определения, виды, функции 6
1.2 Миграционные потоки, миграционный процесс, миграционная политика 13
1.3 Особенности миграции населения в России в конце 20 начале 21 веков 18
2. ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 23
2.1 Социально-политическая и экономическая направленность миграционной политики Российской Федерации 23
2.2 Особенности реализации миграционной политики в Московском мегаполисе 36
2.3 Законодательное обеспечение миграционной политики Российской Федерации и ее столицы 41
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 47
3.1 Оптимизация механизмов регулирования миграционных процессов 47
3.2 Современные трудовые миграционные связи России и их влияние на функционирование рынка труда 53
3.3 Стратегические направления совершенствования миграционной политики в Москве 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65

Файлы: 1 файл

0497ц8-Миграционая политика в сосвременной России (дип., 73 стр)в2.doc

— 7.26 Мб (Скачать файл)

В Москве первоначально  действовали административные меры на основе Распоряжений мэра Москвы от 22 февраля 1993 года №108-РМ «О введение в городе Москве регистрации граждан, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации в границах бывшего СССР», Положение «О привлечении и использовании в г. Москве иностранной рабочей силы» (1994 г), Постановление «О практике привлечения и использования в Москве иностранной рабочей силы» (1997) и др.63

Многие правовые нормы  позже дополнились специальными законодательными актами и дополнениями. В частности в ст. Закона РФ «О беженцах» в редакции 2006 года определены расходные обязательства на мероприятия по приему, приезду и размещению лиц, ходатайствующих о признании беженцами, лиц признанных беженцами, а так же членов их семей.

До 1 ноября 2000 г. Россия участвовала  в  межправительственном Бишкекском соглашении 1992 г. о безвизовом пересечении гражданами и постоянными жителями стран СНГ границ друг друга. В настоящее время действует аналогичное Бишкекскому по содержанию Минское соглашение о безвизовых поездках от 30 ноября 2000 г., в котором участвуют Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан и которое, в отличие от Бишкекского, ратифицировано РФ в качестве международного договора. Россия также участвует в ряде двусторонних соглашений такого содержания - с Азербайджаном, Украиной и пр. До 2001 г. на бывших советских граждан распространялись те же правила регистрации, что и на граждан РФ. Таким образом, при отсутствии законодательных ограничений бывшие советские граждане находятся на территории РФ легально, должны были пользоваться и в теории пользовались в РФ основными правами, аналогичными правам российских граждан.64

До настоящего времени  принято три федеральные миграционные программы обходят молчанием  вопрос о статусе граждан стран  СНГ и бывших советских граждан, не приобретших нового гражданства, в РФ. Возникшая неопределенность, впрочем, не означает, что бывшие советские граждане вообще выпадали из правового поля.

В РФ до 2002 г. не было закона, ограничивающего трудовые права  иностранцев в принципе. Есть положения  ряда отраслевых законов, ограничивающих доступ на государственную службу и к ряду профессий. Есть Указ Президента РФ о порядке лицензирования использования иностранной рабочей силы от 16 декабря 1993 г. Этот указ определяет порядок, но не основания использования иностранной рабочей силы.

Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. резко ухудшает положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ; он к тому же не проводит различия между бывшими советскими гражданами и всеми прочими.

В общем пакете "миграционного" законодательства до настоящего времени этнический критерий четко выражен в Федеральном законе "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом 1999 г. Вот определение соотечественника: «Соотечественниками являются лица,  родившиеся  в  одном государстве,  проживающие либо  проживавшие  в  нем  и  обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев,  а также потомки указанных  лиц  по  прямой  нисходящей линии» (Ст.1, п.1);

В рамках реализация программы  помощи соотечественникам принято  постановление правительства РФ от 15 января 2007 года «О порядке выплаты  единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы  по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей», в котором впервые прописаны реальные меры помощи добровольным переселенцам. 65

В марте 2006 года Госдума  приняла в первом чтении законопроект «О миграционном учете иностранных граждан» и дополняющие его поправки в закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ. Главное в том, что в нем обязательную временную регистрацию вводится только для ряда оговоренных в законе случаев, а не на всей территории страны 66. Так же приняты специализированные правовые акты регулирующие осуществление деятельности трудовых мигрантов – Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации» от 6 ноября 2007 г. N 75967

В России в ближайшее  время будет разработан проект Миграционного  кодекса, который объединит всю законодательную базу по вопросам миграции. Кодекс должен получить свою идеологическую основу, так как он чрезвычайно важен не только для россиян, но и для иностранных граждан.

22 июня 2006 года указом  Президента РФ В.В. Путина утверждена  государственная Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также План мероприятий по ее реализации. Возвращение соотечественников должно решить несколько проблем: демографическую, нелегальной миграции и нехватку человеческих ресурсов для развития новых экономических проблем.

Существующий проект федерального закона «О внесении изменений  и дополнений в Федеральный закон  «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом предусматривает и изменение названия самого закона, который предлагается назвать федеральным законом «О российских соотечественниках за рубежом», уточнение понятия «соотечественники». В дополнение к уже имеющимся критериям этого понятия включено новое условие - признание лицом своей духовной и культурной связи с российским государством.

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ  В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

3.1 Оптимизация  механизмов регулирования миграционных  процессов

Целями миграционной политики России являются рациональное (селективное) привлечение мигрантов, в первую очередь из стран СНГ  и Балтии для поддержания демографического баланса населения и удовлетворения потребностей в трудовых ресурсах российской экономики; обеспечение их интеграции в российское общество через создание специальных Программ; оптимизация внутренних миграционных процессов.68

В настоящее время  Россия только приступила к формированию всесторонней, научно обоснованной системы  регулирования миграционных процессов. Правительством России одобрена Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Процессы  регулирования   потоков переселенцев проходят медленно и неэффективно.

Подводя итоги отмеченным выше закономерностям хочу отметить два ключевых направления миграционной политики РФ:

  • Увеличение населения страны (в том числе, трудоспособного населения)
  • Экономически обоснованного размещении населения по территории России

На мой взгляд, эффективное  решение этих проблем возможно за счет оптимизации миграционных процессов. Для этого необходимо реализовать два приоритета в миграционной политике:

    1. Привлечение максимального числа «полезных» мигрантов на территорию нашей страны из других стран, таким образом, будет отчасти компенсироваться естественная убыль населения и пополнятся количество трудоспособного населения;
    2. Контроль внутренней миграции, с точки зрения рациональности размещения населения на территории России, а так же контроль за перемещением внешних мигрантов (т.е. рациональное распределении мигрантов по территории России, в первую очередь должны заселятся слабонаселенные регионы нового освоения)

Ниже мы рассмотрим, более  подробно эти два приоритета миграционной политики России.

Важно правильно оценить, количество и главное качество мигрантов, которое наше страна сможет без напряжения "переварить. В приложении 6 показан национальный состав мигрантов прибывших в РФ в 2006 году69. Видно, что абсолютно преобладают русские, так же высока доля татар, осетин, в число 12 национальностей преобладающих по численности, входят и башкиры. Т. обр., больше половины мигрантов – народы большей часть проживающие на территории России, т.е., по сути, это такие же граждане нашей страны, которые возвращаются на родину своих предков, застигнутые врасплох развалом Советского Союза.

Анализ национального  состава международных мигрантов  показал преобладание (55%) в числе  международных мигрантов народов  проживающих большей часть на территории РФ.

Сравним занятость мигрантов  в сферах хозяйства России - в  сельском и лесном хозяйстве - 25%, торговле и общественном питании - 20%, строительстве - 17%, транспорте - 15%, промышленности 12%, бытовом обслуживание - 4% и других отраслях12.70 Мигранты, прежде всего, занимают наименее престижные рабочие места, которые не интересны местным гражданам, поэтому их роль, как конкурентов за рабочие место с коренным населением не существенна.

Привлечение максимального  числа «полезных» мигрантов на территорию нашей страны из других стран – первая приоритетная задача миграционной политики.

Именно русскоязычное  население составляет технический  и образовательный "костяк" во многих республика бывшего СССР. Т. Обр., в Россию должна идти в первую очередь, не «утечка мускул», а «утечка  умов». Мигранты, долгое время живущие  в России, образуют значительный демографический, трудовой и даже интеллектуальный потенциал. Очень важно также, что благодаря культурной близости или совместному историческому прошлому они готовы интегрироваться в российское общество и, многие, уже в значительной мере в него интегрированы.

России в первую очередь  нужны высококвалифицированные  специалисты, а для привлечения  этой категории мигрантов, часто  только одних экономических стимулов недостаточно. Необходима продуманная  правовая основа, которая максимально  облегчит безболезненную адоптацию мигрантов к новым условиям. Важны и социальные стимулы (жилье, медицинское обслуживание, пенсионные гарантии, возможность получения образования и др.), а так же общественная поддержка.

Реализация второй приоритетной задачи миграционной политики – контроль и регулирование размещения внутренних и внешних мигрантов, осложнена как правовыми ограничениями, так и экономическими реалиями современной России.

Конституция РФ гарантирует  свободу перемещения ее граждан  по территории страны, т.е. граждане РФ сами выбираю регион, где им жить и работать. С экономической точки зрения это выбор закономерен - Центральный округ лидирует по большинству показателей - начиная с объема привлеченных инвестиций и заканчивая оборотом розничной торговли. Миграционную привлекательность Центра усиливает и "теплое" и относительно бесконфликтное Черноземье, относящееся ныне к Центральному округу. Здесь в 90-е годы сложился общий благоприятный имидж регионов. Мощнейшим фактором, привлекающим мигрантов в округ, является Москва, традиционно распространяющая свое влияние не только на столичную область, но и на многие соседние области. Положительный миграционный прирост в обмене с другими округами имеет и Северо-Западный ФО. Здесь сказывается влияние - Санкт-Петербурга, "второй российской столицы", а также второй пристоличной области – Ленинградской.

С другой стороны это  бедные автономные округа, республики Северного Кавказа (кроме Северной Осетии - Алании), Поволжья и юга Сибири, с отрицательным миграционным приростом.

Для стабильного экономического роста регионов, при отсутствии иных источников поддержания и увеличения численности населения за счет естественного прироста, подавляющее большинство российских регионов должно бороться за внутрироссийских мигрантов так же, как должна "бороться" Россия за мигрантов внешних.

Миграция политика в  нашей страны должна способствовать обеспечению роста численности  населения и трудовых ресурсов, социально-экономическому и демографическому развитию, равномерному развитию регионов и населения, становлению демократического общества, реализации интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, и обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

Для оптимизации миграционных процессов на мой взгляд следует  активизировать работу в следующих направлениях.

1. Внешняя политика:

  • защита прав и интересов российских граждан, а также интересов Российской Федерации при разработке и реализации межгосударственных, межправительственных, межведомственных договоров;
  • выработка и реализация на межгосударственном уровне механизмов решения проблем лиц, ищущих убежища на территории РоссийскойФедерации, беженцев и вынужденных переселенцев;
  • сотрудничество Российской Федерации с другими государствами в целях предотвращения и мирного разрешения межнациональных и этнополитических конфликтов;
  • заключение Российской Федерацией международных договоров по регулированию миграционных процессов и обмену соответствующей информацией со странами исхода мигрантов, в частности, целью предотвращения и пресечения незаконной миграции, обеспечения безопасности государства;
  • содействие реализации прав соотечественников, проживающих за рубежом, обеспечение их духовных и иных связей с Россией.

Социально-экономическая  сфера:

  • обеспечение приема и оказание помощи вынужденным мигрантам, прибывшим из районов чрезвычайных обстоятельств, в том числе экологических катастроф природного и техногенного характера;
  • разработка экономического механизма селективной политики привлечения иммигрантов в Российскую Федерацию;
  • переход от стихийной миграции к управляемой и безопасной в интересах различных территорий и всей страны в целом
  • обеспечение сбалансированности рынков труда в субъектах Российской Федерации и отдельных муниципальных образованьях;
  • учет демографической и миграционной ситуации, состояния (конъюнктуры) рынка труда в отдельных регионах страны при формировании федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также межбюджетных отношений;
  • разработка системы квот распределения по субъектам Российской Федерации лиц, признанных беженцами, и лиц, получивших временное убежище на территории Российской Федерации;

Информация о работе Пути совершенствования миграционной политики России в современных условиях