Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:47, курсовая работа
Цель работы – исследовать основные приоритетов современной миграционной политики Российской Федерации для оптимизации социально-экономического развития страны. Исходя из цели работы решались следующие задачи:
раскрыть социально-экономическое содержание миграции населения, адекватное современному этапу рыночных реформ. Рассмотреть особенности миграции населения в Российской Федерации. Проанализировать особенности современной миграционной политики в России и рассмотреть характер ее реализации в регионах. Предложить пути совершенствования миграционной политики России в современных условиях.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МИГРАЦИИ 6
1.1 Миграция: сущность, определения, виды, функции 6
1.2 Миграционные потоки, миграционный процесс, миграционная политика 13
1.3 Особенности миграции населения в России в конце 20 начале 21 веков 18
2. ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 23
2.1 Социально-политическая и экономическая направленность миграционной политики Российской Федерации 23
2.2 Особенности реализации миграционной политики в Московском мегаполисе 36
2.3 Законодательное обеспечение миграционной политики Российской Федерации и ее столицы 41
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 47
3.1 Оптимизация механизмов регулирования миграционных процессов 47
3.2 Современные трудовые миграционные связи России и их влияние на функционирование рынка труда 53
3.3 Стратегические направления совершенствования миграционной политики в Москве 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
Миграционные процессы в Российской Федерации имеют сложный и неоднозначный характер, они оказывают как позитивное, так и негативное воздействие на социально-экономическую и политическую обстановку в стране:
Таким образом, на современной этапе возникают 2 главных приоритета миграционной политики России, что по актуальности и остроте на современном этапе в равной степени стоят проблемы:
- необходимость поддержания и увеличения численности населения и контроль за вынужденной и незаконной (в том числе - трудовой) миграции;
- регулирование размещения населения и внутренней трудовой миграции на территории Российской Федерации;
Основой миграционной политики декларируется Всеобщая декларация прав человека. На основе не принят закон 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в приделах Российской Федерации».
В первой половине 90-х годов Москва в определенной мере утратила роль центра, притягивающего мигрантов. Более того, в 1992-1993 годах Москва теряла население, как и Санкт-Петербург, и многие другие российские города.52
Со второй половины 1990-х годов ситуация резко изменилась. За 1996-2000 годы только за счет внутрироссийской миграции столица получила 207,9 тысячи миграционного прироста. В среднем за год это немного – чуть более 40 тысяч человек, но это больше, чем в любом другом регионе России, и это 54% прироста всего Центрального федерального округа.53
В Москве, в которой в 2005 г. на одного выбывшего приходилось четверо прибывших, и другим крупным городам миграция приносит определенные преимущества. Их население пополняется, с одной стороны, молодыми, нередко квалифицированными работниками, с другой, - людьми (особенно прибывшими временно на заработки), готовыми выполнять не престижную работу в строительстве, жилищно-коммунальной сфере, на транспорте и т.д. за относительно невысокую оплату труда.
Столица как крупнейший
мегаполис с развитой инфраструктурой,
высоким уровнем жизни и
Московский мегаполис испытывают сильнейшее давление миграции, растущего культурного разнообразия, этнической перемешанности и социальной разнородности населения. 2006 г. в столице официально числилось 355 тыс. иностранных трудовых мигрантов, к сентябрю 2007 г, разрешение на работу получили почти 500 тыс. иностранцев (в счет квоты на 750 тыс.человек для стран с безвизовым режимом и 60 тыс.человек для стран с визовым режимом), а уведомлений от работодателей о привлечении иностранной рабочей силы поступило лишь на 145 тыс. человек54. Московские власти, выражая вполне понятную обеспокоенность "исчезновением" такого большого количества приезжих, посчитали целесообразным урезать квоту на иностранных работников. На 2008 г. она составила около 300 тыс. человек (из них 250 тыс. - для гастарбайтеров из стран, с которыми у России установлен безвизовый режим). Больше всего в трудовых мигрантах (55% общего числа) нуждается строительная отрасль города, далее (по убыванию) - торговля, сфера ЖКХ, транспорт.
Рынок труда Москвы ощущает огромные потребности в дешевой рабочей силе. В 2006 году официально зарегистрированная потребность предприятий в работниках составила около 175 тыс. вакансий. Помимо этого многие работодатели вакансии не заявляют официально, а предпочитают самостоятельно нанимать работников. Все это активно привлекает временных мигрантов из различных регионов России, стран СНГ и других государств. По официальным данным Федеральной миграционной службы ежегодно в столицу привлекается порядка 100-150 тыс. человек.
Профессиональный состав трудовых мигрантов в основном соответствует структуре потребностей в рабочей силе предприятий и организаций. Существующая в настоящее время на московском рынке труда структура вакансий ориентирована на рабочих занятых физическим трудом.
По данным Управления федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве, наиболее востребованными на столичном рынке труда являются водители (3238 вакансий на июнь 2006 года), подсобные рабочие (5966), продавцы непродовольственных товаров (2011), слесари-сантехники (2246), штукатуры (1436). Целесообразность привлечения в столицу иностранной рабочей силы выглядит следующим образом
Анализ основных сфер занятости мигрантов в Москве свидетельствует о том, что российский рынок труда структурируется так же, как рынки труда принимающих стран. Складываются сегменты рынка труда, на которых трудовые мигранты из-за рубежа трудоустраиваются по этно-территориальному принципу.
Сейчас обсуждается новый порядок выделения квот: сначала должен осуществляться сбор заявок от работодателей города, затем - анализ потребностей столичного хозяйства с учетом реального количества трудовых мигрантов, нашедших легальную работу (предусматривается включение в квоту небольшого резерва). Причем размер квоты должен быть одобрен столичной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
Регулирование процессов миграции в городе Москве осуществляют Управление по делам миграции и Паспортно-визовое управление ГУВД Москвы. В Правительстве Москвы решение проблем, связанных с миграцией населения, возложено на Управление координации деятельности Комплекса развития научно-производственного потенциала города Москвы, межрегиональных и общественных отношений (приложение 4)
Темп развития промышленного производства в минувшем году в столице по сравнению с 2006 годом составил 113,1%. В такой ситуации без иногородних и иностранных рабочих не обойтись. Особенно в строительстве, на транспорте, в коммунальном хозяйстве, в торговле и сфере услуг.
Однако по целому ряду причин миграция, особенно незаконная, становится явлением скорее отрицательным, чем положительным, и вызывает недовольство не только работающих, но и вообще всех москвичей. В столицу стекается огромное количество мигрантов из стран СНГ, других стран мира, а шансов найти здесь работу с достойной оплатой у них немного. И практически на каждого легального мигранта приходится до 20 незаконных.
Кроме федеральных и городских миграционных программ в Москве начали действовать окружные миграционных проблем. Так по, поручению префекта Южного АО была разработана окружная миграционная программа - на сегодня единственная в городе, в других округах ничего подобного нет. Программа направлена обеспечить стопроцентное квотирование иностранной рабочей силы путем предоставления работодателям разрешений на привлечение и использование иностранных работников только в пределах установленной квоты; увеличить долю иностранцев, работающих в округе при наличии разрешения на работу; повысить уровень регистрации мигрантов в ЮАО; повысить ответственность работодателей и других структур, занимающихся вопросами миграции, а также физических лиц за незаконное использование иностранных работников; снизить санитарно-эпидемиологический риск для жителей округа, связанный с миграцией; сформировать позитивное отношение жителей к миграционной политике префектуры и к законным мигрантам.
В рамках систематизации и контроля миграционных потоков в столице предлагается сформировать базу данных о работодателях, заинтересованных в привлечении рабочей силы из-за рубежа и регионов России. Уже состоялось несколько ярмарок, где были представлены: работодатели, испытывающие потребность в кадрах из регионов России и в иностранных рабочих и специалистах, а также в услугах по содействию в оформлении необходимых разрешительных документов, предусмотренных российским законодательством; кадровые агентства, центры занятости, службы по трудоустройству из России и зарубежных стран; российские и зарубежные организации, оказывающие различные услуги работодателям и трудящимся-мигрантам (страхового, банковского, правового и иного характера); международные организации». Организационная структура Московского миграционного терминала представлена (приложении 5)
Миграционная политика Правительства Москвы в соответствии с Концепцией регулирования миграционных процессов в Российской Федерации осуществлялась путем реализации «Московской городской программы регулирования миграции на 2002-2004 гг.»
16 июля 2003 года принят
Закон города Москвы №51 «Об
административной
За период 1992-2006 гг. в Центральном федеральном округе было принято более 400 нормативно-законодательных актов, регулирующих миграцию населения. При этом, более половины актов - 230 было принято в городе Москве55
В структуре миграционных
потоков в Москву заметное
место занимает временная
Миграционная политика РФ основывается на: Конституции Российской Федерации, федеральных законах «О занятости населения в Российской Федерации», «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Минимальная основа миграционной политики была сформирована только в 2004 году после принятия закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и поправок к закону «О занятости населения в Российской Федерации».
Основой миграционной политики декларируется Всеобщая декларация прав человека. На основе не принят закон 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в приделах Российской Федерации».
В Конституция РФ (ст.27, ч.1) закрепляет право каждого, законно находящегося в стране, на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Ст.62, ч.3 устанавливает для иностранцев национальный режим, то есть иностранцы пользуются в РФ теми же правами, что и российские граждане, если иное не установлено законом или международным договором. Ст. 63 предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства право на политическое убежище. Ст.15, ч.4 устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные международные договоры являются составной частью правовой системы РФ.57
В первые два года существования независимого российского государства действительно важных законов: Закон "О гражданстве", Закон "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", Законы "О беженцах"58 и "О вынужденных переселенцах" (вынужденными переселенцами называются граждане России, находящиеся в положении беженцев, или жертвы массовых беспорядков)59 и другие. В конце 1992 г. Россия присоединилась к международным соглашениям, в частности к Конвенции 1951 года и к Протоколу 1967 года "О статусе беженца". Так произошло, например с Постановлением №713 от 17 июля 1995 года "О правилах регистрации граждан РФ по месту жительства и месту пребывания", фактически ужесточившим правила прописки, в то время как ожидалось, что с вступлением в действие Закона "О свободе передвижения" институт прописки будет ликвидирован.60
Однако свобода перемещения граждан фактически ограничена институтом прописки и регистрации по месту пребывания.61
РФ заключила ряд международных договоров. Россия присоединилась к основным международным конвенциям по правам человека, имеющим отношение к миграции. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. (Ст.5) гарантировало открытость границ и свободу передвижения граждан в рамках Содружества. С рядом стран бывшего СССР (Арменией, Латвией, Кыргызстаном, Таджикистаном и пр.) были заключены соглашения о "добровольном переселении" и о статусе "добровольных переселенцев". С Таджикистаном и Туркменистаном заключены договоры о двойном гражданстве, с Казахстаном, Киргизстаном и Белоруссией есть двусторонние договоры и один многосторонний договор об упрощенном порядке утраты и приобретения гражданства сторон лицами, переселяющимися из одной страны в другую. С Казахстаном, Киргистаном, Туркменистаном и Арменией есть договоры о статусе постоянных жителей, то есть лиц, не являющихся гражданами страны проживания. Эти договоры практически приравнивают постоянных жителей к гражданам. Договор России и Беларуси 1998 г. о равных правах граждан двух стран также практически приравнивает статус граждан Белоруссии в РФ к статусу российских граждан. 62
Информация о работе Пути совершенствования миграционной политики России в современных условиях