Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 18:26, курсовая работа
Актуальность представленного исследования обусловлена тем, что мотивация персонала таможенных органов России является важным показателем готовности к эффективному осуществлению профессиональных функций, на основе изучения мотивационной направленности, заинтересованности в практических результатах своей профессиональной деятельности.
Трудовая сфера работников таможенных органов имеет ряд специфических особенностей:
- по своему содержанию трудовая деятельность таможенных работников направлена на реализацию общенациональных интересов, на всемерное укрепление и развитие общественного и государственного строя;
- высокая степень ответственности должностных лиц за принимаемые решения, их осуществление, результаты и последствия;
- жесткая нормативная регламентация управления и трудовой дисциплины;
Введение 3
Глава1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ……….……………………………………………………………….…………….5
1.1. Понятие и сущность мотивации персонала 5
1.2. Теоретические основы мотивации персонала 9
Глава 2. Система методов мотивации персонала в таможенных органах России 22
2.1. Специфика службы в таможенных органах России…….………………. 31
2.2. Методы мотивации персонала таможенных органов России……………32
Глава 3 Пути совершенствования мотивации персонала в таможенных органах России………………………………………………………..…………38
3.1.Предложения по совершенствованию мотивации персонала в таможенных органах России………………………………………………………………..
Заключение 46
Список использованной литературы 47
К концепции К.Альдерфера так же, как и в теории Маслоу, потребности расположены иерархически. Однако он выделяет всего три группы потребностей, которые достаточно наглядно соотносятся с группами потребностей «пирамиды» Маслоу. К числу этих потребностей относятся:
- потребности существования (по Маслоу: физиологические потребности и потребности безопасности, за исключением групповой безопасности);
- потребности связи (по Маслоу: потребности принадлежности и причастности - стремление человека иметь семью, коллег, друзей, врагов, начальников и починенных; часть потребностей признания и самоутверждения - стремление человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также потребности, связанные с групповой безопасностью);
- потребности роста (по Маслоу: потребности самовыражения, а также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию и т.п.).
Между теориями Маслоу и
Альдерфера имеется одно
Концепция Дэвида Макклеланда делает основной акцент на потребности высших уровней, которые он рассматривает как приобретенные под влиянием опыта, жизненных обстоятельств и обучения . Он считает, что людям присущи три потребности: власть, успех и причастность. Наличие этих потребностей у человека оказывает заметное влияние на его поведение, заставляя предпринимать серьезные усилия и действия для удовлетворения поставленных целей и задач. Лица с высокой мотивацией властвования могут быть разделены на две группы. К первой относятся те, кто стремиться к власти ради властвования. Ко второй группе относятся те, кто стремиться к власти для того, чтобы добиваться решения групповых задач. Макклеланд придавал особое значение потребности властвования второго типа. Поэтому он считал, что, с одной стороны, необходимо развивать эту потребность у руководителей, а с другой - давать возможность им удовлетворять ее. В отличие от концепции Маслоу и Албдерфера потребности по Макклеланду не расположены иерархически, хотя они оказывают заметное влияние друг на друга. Взаимовлияние потребностей следует принимать во внимание при анализе мотивации поступков человека, его поведения и выработке методов управления человеком.
Одним из столпов психо-
- гигиенические факторы, которые
некоторые авторы называют
- мотивирующие факторы, которые сам Герцберг назвал удовлетворяющими» (это название не получило широкого распространения). К этой группе относятся такие потребности или факторы. Как достижение цели, признание, ответственность, продвижение по службе, работа сама по себе, возможность роста. Эти потребности связаны с характером и сущность работы.
Концепция мотивации во
Глава 2. СИСТЕМА МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИИ
2.1. Специфика службы в таможенных органах России
Особенности мотивации персона
Трудовая сфера государственной службы в таможенных органах имеет ряд специфических особенностей:
- по своему содержанию трудовая
деятельность госслужащих в
- высокая степень
- жесткая нормативная
- задействование интеллектуального, творческого потенциала для решения управленческих задач.
При этом уровень оплаты
труда государственных
Основным средством материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего в Российской Федерации, в том числе и в системе органов Федеральной таможенной службы, является денежное содержание.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" выделяет следующие основные элементы денежного содержания гражданских служащих:
- должностной оклад;
- оклад за классный чин;
- иные дополнительные выплаты, в частности:
- ежемесячная надбавка к
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
- ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
- ежемесячное денежное поощрение;
- единовременная выплата при
предоставлении ежегодного
Анализ этих элементов денежного содержания гражданского служащего показывает, что определенную стимулирующую роль имеют только ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы с определенным диапазоном установления конкретного размера и премии за выполнение особо важных и сложных заданий, которые в пределах имеющегося фонда оплаты труда размерами не ограничиваются.
Остальные составляющие денежного содержания четко фиксированы Федеральным законом № 79-ФЗ, соответствующими указами Президента Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.
В соответствии с положением ежемесячная надбавка устанавливается и выплачивается в пределах утвержденного фонда оплаты труда и в размерах, установленных пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".
Основными критериями для установления конкретных размеров ежемесячной надбавки являются:
- профессиональный уровень исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;
- сложность, срочность выполняемой работы;
- опыт работы по специальности и занимаемой должности;
- компетентность при выполнении наиболее важных, сложных и ответственных работ;
- качественное выполнение работ
высокой напряженности и
- наличие переработки сверх нормальной продолжительности рабочего дня.
Конкретные размеры ежемесячной надбавки устанавливаются соответствующими руководителями. Применение этих критериев на практике дает возможность выделить гражданских служащих и руководителей, выполняющих свои должностные обязанности на высоком профессиональном уровне и учесть реальную загрузку и напряженность работы. Но при этом существует ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться постоянно.
Во-первых, средняя зарплата федеральных госслужащих территориальных органов не только меньше средней зарплаты в банковско-кредитной сфере, но и меньше чем зарплата госслужащих субъекта Российской Федерации и муниципальных служащих. Так, по данным Минфина России соотношение зарплат госслужащих субъекта к зарплате федеральных госслужащих территориальных органов по нашей области, являющейся получателем дотаций из федерального бюджета, составляла на 01.01.2008 г. 1, 16.
Во-вторых, в системе органов Федеральной таможенной службы за последние годы резко возросла сложность и интенсивность труда, связанного с внедрением новых программных продуктов и технологий.
Все это приводит к оттоку квалифицированных сотрудников, текучесть кадров держится на уровне 20%.
В таможенных органах присутствует и механизм нематериального стимулирования, который существует в особенной форме.
Поскольку таможня - организация военизированная, карьера в ней приобретает одну важную особенность. Должностным лицам таможенных органов, в том числе и таможни, присваиваются специальные звания. Это означает, что служащий таможни имеет возможность не только должностного роста, но и повышения в звании. Звания должны соответствовать должностям, то есть любая должность имеет свой предел по званию.
Специальные звания могут
быть очередными, то есть присвоенными
в последовательном порядке по
истечении установленного
При присвоении специального звания также учитывается образование и стаж работы в таможенных органах.
Соответствующие новой должности звания присваиваются, как правило, по нижнему пределу за исключением случаев, когда специальное звание присваивается лицу, перешедшему в таможенные органы из Вооруженных Сил, Пограничных и Внутренних войск, правоохранительных органов, а также других организаций и учреждений Российской Федерации, где им присваивались воинские или другие специальные звания. Первичное звание может быть присвоено такому лицу выше нижнего предела по занимаемой им должности.
Служащие таможенных органов могут поощряться:
- за успешное выполнение должностных обязанностей,
- за общественно-полезные дела,
- за проявление активности и инициативы,
- за отвагу и высокий профессионализм,
- за безупречную продолжительную работу.
Поощрения могут быть формальными и неформальными. Формальные поощрения (с занесением в трудовую книжку) объявляются приказами. К ним относятся:
- объявление благодарности,
- вручение ценного подарка,
- выдача премии,
Информация о работе Пути совершенствования мотивации персонала в таможенных органах России