Пути совершенствования мотивации персонала в таможенных органах России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность представленного исследования обусловлена тем, что мотивация персонала таможенных органов России является важным показателем готовности к эффективному осуществлению профессиональных функций, на основе изучения мотивационной направленности, заинтересованности в практических результатах своей профессиональной деятельности.
Трудовая сфера работников таможенных органов имеет ряд специфических особенностей:
- по своему содержанию трудовая деятельность таможенных работников направлена на реализацию общенациональных интересов, на всемерное укрепление и развитие общественного и государственного строя;
- высокая степень ответственности должностных лиц за принимаемые решения, их осуществление, результаты и последствия;
- жесткая нормативная регламентация управления и трудовой дисциплины;

Содержание работы

Введение 3
Глава1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ……….……………………………………………………………….…………….5
1.1. Понятие и сущность мотивации персонала 5
1.2. Теоретические основы мотивации персонала 9
Глава 2. Система методов мотивации персонала в таможенных органах России 22
2.1. Специфика службы в таможенных органах России…….………………. 31
2.2. Методы мотивации персонала таможенных органов России……………32
Глава 3 Пути совершенствования мотивации персонала в таможенных органах России………………………………………………………..…………38
3.1.Предложения по совершенствованию мотивации персонала в таможенных органах России………………………………………………………………..
Заключение 46
Список использованной литературы 47

Файлы: 1 файл

Курсач таможня.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

- вручение почетной грамоты,

- занесение в Книгу или на Доску Почета,

- присвоение звания «лучший работник»,

- нагрудный знак - отличник или почетный,

- досрочное присвоение специального звания.

За служебные правонарушения таможенные служащие могут привлекаться к уголовной, административной, дисциплинарной и материальной ответственности.

Среди наиболее значимых факторов, препятствующих результативной работе государственных служащих, можно отметить  следующие: отсутствие зависимости оплаты труда от фактических результатов; низкий уровень материально-технического обеспечения рабочего места; невысокий профессиональный уровень работников; отсутствие механизма должностного роста; возложение дополнительных функциональных обязанностей, сверхурочные нагрузки.

Неиспользованные резервы повышения эффективности труда государственные служащие видят в отсутствии оплаты по фактическим результатам труда, недостаточно высоком профессионализме персонала, низком уровне материально-технического обеспечения рабочих мест, дополнительных сверхурочных нагрузках и отсутствии механизма должностного роста.

Выше перечисленные факторы указывают на то, что созданная система мотивации в ФТС не является действенной и существует ряд проблем, которые требуют незамедлительного решения. Некоторые факторы мотивации существуют формально (система поощрений, социальные льготы, профессиональное развитие), но не реализованы на практике либо не доступны для абсолютного большинства служащих.

Было определено, что в разных возрастных группах доминирующими мотивами становятся также разные факторы. Для госслужащих моложе 30 лет привлекательными являются возможности получения профессионального опыта и карьерного продвижения: государственная гражданская служба рассматривается молодыми специалистами, делающими осознанное обоснование своего профессионального выбора, как способ капитализации своей квалификации. Для категории от 30 лет наиболее значимой становится стабильность и уверенность в будущем; лицам старше 50 лет важны правовые гарантии занятости

Приоритетами работы в системе государственной службы в настоящее время являются стабильность деятельности, профессиональный опыт и интересное содержание труда, что указывает на высокий уровень мотиваций интеллектуального развития, профессионального совершенствования и творческой самостоятельности.

Исследование факторов управления трудовой мотивацией в сфере государственной службы показало, что эффективность используемых методов мотивации и стимулирования недостаточна и требует изменений

 

2.2. Методы  мотивации  персонала таможенных органов

 

Систему методов мотивации персонала нужно строить исходя из анализа потребностей сотрудников, она должна быть гибкой, учитывать профессиональные, возрастные особенности сотрудников. Каждый сотрудник должен знать, за что вознаграждают или наказывают в организации, для этого нужны четкие критерии оценки работы персонала. Различные изменения в организации, ее рост, реорганизация требуют адаптации системы мотивации с учетом изменяющихся факторов. Материальные формы мотивации являются наиболее часто используемым стимулом, хотя это не единственное средство. Законодательство накладывает определенные ограничения на возможность получения госслужащими иных доходов помимо основного места работы, поэтому денежное содержание остается основным источником доходов и является мощным стимулом повышения результатов труда. В сфере управления персоналом таможенных органов под понятием мотивация трудовой деятельности подразумевается:

- потребности и ожидания работника;

- меры, которые компания применяет  по от ношению к таможеннику  для эффективности его труда;

- вознаграждение, оплата труда  работника.

Ни одна система управления не будет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив целом к достижению личных и коллективных (организационных) целей. Различают следующие виды мотивации:

- материальная – назначение, повышение  оклада, надбавки и доплаты, переменная  часть заработка – премии, комиссионные и прочие.

- нематериальная – вознаграждение  за заслуги, имеющие денежное  выражение, но выдаваемое работнику  в не денежной форме (путевки, подарочные сертификаты).

- моральная – вознаграждение  не имеющее денежного выражения: признание статуса и заслуг (встречи с руководством, грамоты и дипломы), предоставление некоторым сотрудникам особых условий работы (гибкий или свободный график, самоконтроль качества и т.д.).

- организационная – создание  организационной культуры, поддерживающей мотивацию сотрудников на достижение целей компании.

Существуют так же другие методы мотивации сотрудников таможенных органов, встречающихся в мотивационных теориях:

- мотивация достижения – стремление  работника получить определенные  блага в качестве вознаграждения за труд.

- мотивация избегания – стремление  избежать наказания или других  негативных санкций за невыполнение  поставленных задач, не достижение запланированных результатов или неудовлетворительное исполнение функций.

- мотивация успеха - стремление к достижению наилучших результатов в своей профессии или в порученном деле.

- мотивация на власть – стремление  человека занимать лидерские (руководящие) позиции и влиять на работу  и условия труда других людей.

- мотивация на принадлежность/признание – ярко выраженная потребность человека  работать в коллективе (команде) и получать признание от своих коллег.

- социальная мотивация – стремление  работника к достижению высокого  личного или организационного  социального статуса, повышению  свой социальной ответственности перед обществом.

В системе органов Федеральной таможенной службы  за последние годы резко возросла сложность и интенсивность труда, связанного с внедрением новых программных продуктов и технологий. Все это приводит к оттоку квалифицированных сотрудников, текучесть кадров держится на уровне 20 %. В таможенных органах присутствует и механизм нематериального стимулирования, который существует в особенной форме. Поскольку таможня - организация военизированная, карьера в ней приобретает одну важную особенность. Должностным лицам таможенных органов, в том числе и таможни, присваиваются специальные звания. Это означает, что служащий таможни имеет возможность не только должностного роста, но и повышения в звании. Звания должны соответствовать должностям, то есть любая должность имеет свой предел по званию. Специальные звания могут быть очередными, то есть присвоенными в последовательном порядке по истечении установленного срока выслуги в специальном звании в соответствии с занимаемой должностью и при наличии положительной аттестации, и внеочередными или досрочными, присвоенными либо за особые отличия при выполнении служебного долга, либо при выдвижении на вышестоящую должность, но не более, чем на два звания выше того, в котором состоял служащий и не чаще одного раза в год.   При присвоении специального звания также учитывается образование и стаж работы в таможенных органах. Соответствующие новой должности звания присваиваются, как правило, по нижнему пределу за исключением случаев, когда специальное звание присваивается лицу, перешедшему в таможенные органы из Вооруженных Сил, Пограничных и Внутренних войск, правоохранительных органов, а также других организаций и учреждений Российской Федерации, где им присваивались воинские или другие специальные звания. Первичное звание может быть присвоено такому лицу выше нижнего предела по занимаемой им должности. Служащие таможенных органов могут поощряться:

• за успешное выполнение должностных обязанностей,

• за общественно-полезные дела,

• за проявление активности и инициативы,

• за отвагу и высокий профессионализм,

• за безупречную продолжительную работу.

Поощрения могут быть формальными и неформальными. Формальные поощрения (с занесением в трудовую книжку) объявляются приказами. К ним относятся:

- объявление благодарности,

- вручение ценного подарка,

- выдача премии,

- вручение почетной грамоты,

- занесение в Книгу или на  Доску Почета,

- присвоение звания «лучший  работник»,

- нагрудный знак - отличник или  почетный,

- досрочное присвоение специального звания

За служебные правонарушения таможенные служащие могут привлекаться к уголовной, административной, дисциплинарной и материальной ответственности. Среди наиболее значимых факторов, препятствующих результативной работе государственных служащих, можно отметить  следующие: отсутствие зависимости оплаты труда от фактических результатов; низкий уровень материально-технического обеспечения рабочего места; невысокий профессиональный уровень работников; отсутствие механизма должностного роста; возложение дополнительных функциональных обязанностей, сверхурочные нагрузки. Неиспользованные резервы повышения эффективности труда государственные служащие видят в отсутствии оплаты по фактическим результатам труда, недостаточно высоком профессионализме персонала, низком уровне материально-технического обеспечения рабочих мест, дополнительных сверхурочных нагрузках и отсутствии механизма должностного роста. Выше перечисленные факторы указывают на то, что созданная система мотивации в Федеральной таможенной службе не является действенной и существует ряд проблем, которые требуют незамедлительного решения. Некоторые факторы мотивации существуют формально (система поощрений, социальные льготы, профессиональное развитие), но не реализованы на практике либо не доступны для абсолютного большинства служащих.           Было определено, что в разных возрастных группах доминирующими мотивами становятся также разные факторы. Для госслужащих моложе 30 лет привлекательными являются возможности получения профессионального опыта и карьерного продвижения: государственная гражданская служба рассматривается молодыми специалистами, делающими осознанное обоснование своего профессионального выбора, как способ капитализации своей квалификации. Для категории от 30 лет наиболее значимой становится стабильность и уверенность в будущем; лицам старше 50 лет важны правовые гарантии занятости.  Приоритетами работы в системе государственной службы в настоящее время являются стабильность деятельности, профессиональный опыт и интересное содержание труда, что указывает на высокий уровень мотиваций интеллектуального развития, профессионального совершенствования и творческой самостоятельности.

Исследование факторов управления трудовой мотивацией в сфере государственной службы показало, что эффективность используемых методов мотивации и стимулирования недостаточна и требует изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИИ

 

3.1. Предложения по совершенствованию системы мотивации персонала в таможенных органах России

 

Стимулирование труда персонала представляет собой комплекс материальных и нематериальных воздействий, ориентированный на обеспечение эффективного труда служащих путем принуждения, вознаграждения и побуждения. Стабилизация ресурсного обеспечения данной системы (финансового, организационно-экономического, кадрового, информационного, материально-технического) является необходимым условием роста результативности государственной службы в целом.        Известно, что основной характеристикой системы мотивации и вознаграждения является финансовая компенсация, выплачиваемая отдельным сотрудникам с учетом сложности их работы и экономического окружения, в котором они живут. Вместе с тем, известно, что людей можно заинтересовать не только финансовой выгодой. Адекватная система оплаты труда может дополняться другими формами вознаграждения и мотивации, которые подробнее рассматриваются ниже:

- реструктуризация работы - пересмотр  задач внутри учреждения государственной службы с целью проанализировать и четко определить требуемые должности и роли

- расширение должностных обязанностей - идентификация специфических задач  для конкретных сотрудников, чтобы  утвердить их позиции и предоставит  возможности для самореализации и самооценки посредством делегирования полномочий

- обогащение работы непосредственно  связано с реструктуризацией  работы и расширением должностных  обязанностей. Идентификация специальных  проектов с целью расширения  индивидуальной сферы ответственности и выявления новых ролей

- ротация (перемещение)  кадров - обмен  сотрудниками между структурными  подразделениями на регулярной  основе. Проводится с целью ликвидации  монотонности и информирования  сотрудников о связанных задачах  и функциях

- решение проблем в рабочих  группах - формирование многофункциональных  рабочих групп для выявления  повседневных проблем на местах  и решения процедурных вопросов.

- обучение действием и саморазвивающиеся  группы - расширение формата рабочих  групп для проведения семинаров по обмену идеями и выработке решений к собственным проблемам

Информация о работе Пути совершенствования мотивации персонала в таможенных органах России