Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 18:26, курсовая работа
Актуальность представленного исследования обусловлена тем, что мотивация персонала таможенных органов России является важным показателем готовности к эффективному осуществлению профессиональных функций, на основе изучения мотивационной направленности, заинтересованности в практических результатах своей профессиональной деятельности.
Трудовая сфера работников таможенных органов имеет ряд специфических особенностей:
- по своему содержанию трудовая деятельность таможенных работников направлена на реализацию общенациональных интересов, на всемерное укрепление и развитие общественного и государственного строя;
- высокая степень ответственности должностных лиц за принимаемые решения, их осуществление, результаты и последствия;
- жесткая нормативная регламентация управления и трудовой дисциплины;
Введение 3
Глава1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ……….……………………………………………………………….…………….5
1.1. Понятие и сущность мотивации персонала 5
1.2. Теоретические основы мотивации персонала 9
Глава 2. Система методов мотивации персонала в таможенных органах России 22
2.1. Специфика службы в таможенных органах России…….………………. 31
2.2. Методы мотивации персонала таможенных органов России……………32
Глава 3 Пути совершенствования мотивации персонала в таможенных органах России………………………………………………………..…………38
3.1.Предложения по совершенствованию мотивации персонала в таможенных органах России………………………………………………………………..
Заключение 46
Список использованной литературы 47
Руководство предоставляет своим работникам отгулы или немедленные вознаграждения за хорошо сделанную работу. Таким образом, поддерживается энтузиазм людей на протяжении всего года.
3.3 Обучения государственных служащих с целью повышения мотивации профессионализации
Приоритетами работы в системе государственной службы в настоящее время являются стабильность деятельности, профессиональный опыт и интересное содержание труда, что указывает на высокий уровень мотиваций интеллектуального развития, профессионального совершенствования и творческой самостоятельности.
Исследование факторов управления трудовой мотивацией в сфере государственной службы показало, что эффективность используемых методов мотивации и стимулирования недостаточна и требует изменений..
Стимулирование труда представляет собой комплекс материальных и нематериальных воздействий, ориентированный на обеспечение эффективного труда служащих путем принуждения, вознаграждения и побуждения. Стабилизация ресурсного обеспечения данной системы (финансового, организационно-экономического, кадрового, информационного, материально-технического) является необходимым условием роста результативности государственной службы в целом.
Предлагается внедрение зарубежного опыта обучения государственных служащих с целью повышения мотивации профессионализации:
- направленное на формирование
стратегического системного
- ротация внутри организации, в
т.ч. и в территориальных органах;
стажировки в частных компаниях
- привлечение индивидуальных
Одним из решений проблемы повышения доступности и эффективности обучения в российской государственной службе является личностно-ориентированное обучение государственных служащих, основанное на использовании информационных технологий, позволяющее интенсифицировать и максимально приблизить процесс обучения к месту работы.
Потребность широкого внедрения дистанционных образовательных технологий и их совершенствования объясняется тем, что традиционные формы обучения не в полной мере справляются с быстрым обновлением знаний и возрастающими потребностями системы государственной службы в образовательных услугах. При соответствующем качестве применение компьютерных обучающих систем способствует предоставлению реальной свободы обучаемым в выборе учебных задач и вспомогательной информации в зависимости от их индивидуальных способностей и наклонностей.
Формирование упорядоченной системы прохождения государственной службы создает условия для карьерного продвижения государственных служащих, их профессиональной самореализации, дает возможность выбора наиболее соответствующего должности кандидата, снижает текучесть кадров.
Информированность государственных служащих относительно их дальнейшего должностного продвижения, наличие индивидуальных планов развития (карьерного роста, профессионального совершенствования), по нашему мнению, является стабилизирующим фактором труда. Разработка индивидуальных карьерных стратегий позволяет добиться следующих положительных результатов:
- удовлетворение потребностей работника в развитии своего мотивационного потенциала, в т.ч. и профессионального роста;
- повышение
- обеспечение стабильности
- возможность планировать
- возможность целенаправленной подготовки к будущей профессиональной деятельности;
- позитивная стабилизация
Карьерный рост выделен в отдельную категорию профессионального развития служащих, поскольку управление карьерой способствует комплексному удовлетворению материальных, социальных и статусных потребностей, а также потребностей в достижении, принадлежности и власти.
Профессиональное развитие персонала состоит из адаптации, обучения (повышения квалификации, профпереподготовки, стажировок, самообразования), должностного продвижения и аттестации государственных служащих. Схема организационно-экономического механизма мотивации труда государственных служащих представлена на рис. 3.1. (Приложение 4).
Формирование упорядоченной системы прохождения государственной службы создает условия для карьерного продвижения государственных служащих, их профессиональной самореализации, дает возможность выбора наиболее соответствующего должности кандидата, снижает текучесть кадров, повышает стабильность и эффективность деятельности органов власти.
Успешная адаптация формирует мотивы причастности и лояльности сотрудников к организации; обучение определяет мотивацию признания, причастности, развития, самореализации, самоуважения; оценка персонала способствует удовлетворению потребностей в признании и уважении, но в то же время, справедливая оценка повышает уровень удовлетворения потребности в защищенности, а несправедливая его снижает.
Карьерный рост выделен в отдельную категорию профессионального развития служащих, поскольку управление карьерой способствует комплексному удовлетворению материальных, социальных и статусных потребностей, а также потребностей в достижении, принадлежности и власти.
В системе управления трудовой мотивацией необходимо учитывать также мотивы социально-психологической направленности (укреплять чувство причастности к организации, подтверждать значимость каждого гражданского служащего, формировать межличностные коммуникативные связи), содействовать проявлению инновационно - творческой самостоятельности специалистов
3.4 Социальный пакет как
форма повышения трудовой
Одной из форм повышения трудовой мотивации является диверсификация социального пакета служащих - предоставление выбора в допустимых пределах дополнительных вознаграждений, в наибольшей мере отвечающих их потребностям: предоставление основных и дополнительных гарантий, когда основное, или защитное обеспечение распространяется на всех сотрудников (медицинское страхование, страхование жизни и пенсионные выплаты), а дополнительными льготами (беспроцентная ссуда на приобретение жилья, оплата спортивных занятий, бесплатные обеды и др.) могут воспользоваться госслужащие с определенным стажем работы.
Невысокая покупательная способность денежного содержания государственных
служащих, отставание роста уровня доходов
от темпов инфляции и увеличения средних
зарплат в других отраслях доказывают
целесообразность пересмотра размеров
базовых окладов путем их увязки с величиной
прожиточного минимума региона: индексация
постоянной части денежного содержания
в соответствии с ростом уровня стоимости
жизни и увязка переменной части с его
профессионально-
Также предлагается адаптация зарубежного опыта агрегирования разрядов тарифных сеток, в рамках которых становится возможным в большей степени дифференцировать индивидуальные выплаты.
В системе управления трудовой мотивацией необходимо учитывать также мотивы социально-психологической направленности (укреплять чувство причастности к организации, подтверждать значимость каждого государственного служащего, формировать межличностные коммуникативные связи), содействовать и проявлению инновационно-творческой самостоятельности специалистов.
Создание государственной службы нового типа неразрывно связано с совершенствованием ее кадрового состава. Поэтому первоочередной задачей является обеспечение для государственных служащих таких условий для трудовой мотивации (административных, организационно-экономических, социально-психологических), которые будут дисциплинировать, стимулировать, способствовать профессиональной и творческой реализации, воспитывать нравственные ценности и этические принципы служебной деятельности, что, соответственно, позволит повысить ответственность и результативность российской государственной службы.
Социальный пакет играет немаловажную роль для сотрудников, его наличие формирует благоприятную обстановку внутри компании и хороший имидж компании на рынке. Социальный пакет включает:
Непрямое материальное вознаграждение.
Общедоступные льготы, направленные на весь персонал:
добровольное медицинское страхование,
страхование от несчастного случая,
негосударственное пенсионное обеспечение,
питание и т. д.
Дополнительные льготы, которые могут распределяться по отдельным категориям сотрудников или же на основании их статуса и/или результатов деятельности. Например:
- оплата телефона,
- детский сад,
- займы,
- служебный автомобиль и т.д.
Нематериальное вознаграждение:
- поздравление с днем рождения и с другими знаменательными событиями в жизни сотрудника,
- карьерные возможности,
- обучение,
- фитнес,
- похвалы, награды,
- наставничество,
- доска почета и т.д.
Социальный пакет может быть стандартным для всех сотрудников компании, а может отличаться в зависимости от категорий персонала. Также сотрудник может выбирать из предоставленных возможностей те льготы, которые ему наиболее предпочтительны, в соответствии со стоимостью предоставленного ему социального пакета.
Таким образом, направления совершенствования мотивации труда включают комплексные действия по одновременной реализации в организации параллельной мотивации, двух групп факторов мотивации, более человечные отношения с персоналом, воздействие на их высшие потребности, формирование сильных мотиваций, сопряженных с целями организации.
Рекомендации по мотивации персонала организации включают:
введение в штат конкретного специалиста, занимающегося исключительно вопросами управления мотивацией персонала;
реализация действенных методик изучения мотивов персонала (например, экспертный опрос);
реализацию формы мотивации по результату.
Также формирование упорядоченной системы прохождения государственной службы создает условия для карьерного продвижения государственных служащих, их профессиональной самореализации, дает возможность выбора наиболее соответствующего должности кандидата, снижает текучесть кадров.
Профессиональное развитие персонала состоит из адаптации, обучения (повышения квалификации, профпереподготовки, стажировок, самообразования), должностного продвижения и аттестации государственных служащих.
Одной из форм повышения трудовой мотивации является диверсификация социального пакета служащих - предоставление выбора в допустимых пределах дополнительных вознаграждений, в наибольшей мере отвечающих их потребностям: предоставление основных и дополнительных гарантий, когда основное, или защитное обеспечение распространяется на всех сотрудников (медицинское страхование, страхование жизни и пенсионные выплаты), а дополнительными льготами (беспроцентная ссуда на приобретение жилья, оплата спортивных занятий, бесплатные обеды и др.) могут воспользоваться госслужащие с определенным стажем работы.
Социальный пакет может быть стандартным для всех сотрудников компании, а может отличаться в зависимости от категорий персонала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе разработки теоретических аспектов исследуемой проблемы было выявлено, что, мотивации госслужащих является одной из важных проблем на современном этапе. Особенностью мотивации государственных служащих является централизованное регулирование заработной платы, поскольку источники оплаты формируются за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) бюджетов. Занятый в различных гражданских структурах гражданин работает «на себя», в то время как государственный и муниципальный служащий не только продает свой труд, но и, исполняя государственные функции, отчуждает себя в профессии, реализуя волю государства, а не свою собственную.
Система стимулирования труда государственных служащих представляет собой комплекс материальных и нематериальных стимулов, ориентированный на обеспечение эффективного труда служащих путем принуждения, вознаграждении, и побуждения.
Цель мотивации – развитие мотивационных механизмов работающих, побудить трудится эффективно для реализации намеченных целей. Для этого внедряется разнообразное материальное и моральное стимулирование работающих, создаются условия для проявления творческого потенциала и развития работников.
Представленное исследование проводилось в трудовом коллективе ГОУСОССЗН «Мурманский комплексный центр социального обслуживания населения».
Деятельность Центра направлена на проведение социальных, оздоровительных, педагогических, профилактических и иных мероприятий.
Также была рассмотрена и проанализирована система мотивации сотрудников исследуемого предприятия.
В целом можно сделать вывод, материальная заинтересованность, является одним из основных общечеловеческих стимулов трудовой активности, однако срабатывает он далеко не всегда. Поэтому руководители организаций не должны игнорировать и нематериальное стимулирование сотрудников.
Информация о работе Пути совершенствования мотивации персонала в таможенных органах России