Пути совершенствования системы подготовки, подбора и расстановки кадров и организации их труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

Опыт показывает, что в сфере организаторской деятельности руководителей можно выявить принципы, правила, примеры мастерства управления, которые, хотя по природе своей эмпиричны, а потом достаточно условны, все же могут оказаться полезными при разрешении большинства управленческих ситуаций. Поэтому в предмет данной теории входит и управления организаторской деятельности руководителя. Причем изучение должно включать не только освоение положительного опыта руководства, но и анализ неудач, ошибок.
Таким образом, организаторская деятельность руководителя, рассматриваемая в качестве объекта , является основой управленческого труда. Этим и обусловлена тесная связь с научными дисциплинами, изучающими соответствующие аспекты деятельности руководителей, - права, психологии, педагогики, социологии и др.

Содержание работы

Введение
1. Организационно-экономическая характеристика хозяйства.
2. Подбор и расстановка руководящих кадров в хозяйстве.
2.1 Роль кадров управления в повышении эффективности общественного производства.
2.2 Характеристика кадров управления хозяйства.
2.3 Система подготовки и повышения квалификации работников управления в предприятии. Аттестация кадров.
2.4 Критерии и методы оценки труда управленческих работников.
3. Пути совершенствования системы подготовки, подбора и расстановки кадров и организации их труда.
3.1 Основные недостатки в системе подбора, расстановки и организации труда руководителей и специалистов в хозяйстве и пути их устранения.
3.2 Основные мероприятия по улучшению подбора, подготовки и повышению квалификации и организации труда руководителей и специалистов.
Выводы и предложения.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 392.50 Кб (Скачать файл)

Подготовка персонала проводится при помощи современных методов обучения, с использованием различных технических средств. Это формирует у работников системное мышление, способность принимать правильные самостоятельные решения, проявлять высокую степень независимости, активность, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию.

В современных условиях подготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов сельского хозяйства становятся необходимым условием эффективной и качественной работы аппарата управления, способствуют повышению эффективности производства. Основу процесса составляет подготовка специалистов в высших и средних специальных сельскохозяйственных учебных заведениях, план которой является составной частью народнохозяйственного плана. Формированию его уделяется большое внимание. Однако уровень обеспеченности специалистами колхозов по сравнению с другими отраслями народного хозяйства ниже, все ещё высок здесь удельный вес практиков, занимающих должности специалистов и руководителей, причем незначительное число повышают уровень знаний в системе заочного образования в вузах и техникумах, на курсах повышения квалификации. В связи с этим особенно важной задачей является планомерная переподготовка проявивших себя в должности практиков, а также создание условий, стимулирующих переход специалистов на руководящие должности.

Широкое внедрение научно-технического прогресса в сельскохозяйственное производство ведет к тому, что полученные первоначально в вузе и техникуме знания с течением времени устаревают. В связи с этим в стране создана и систематически развивается общегосударственная система переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов, составной частью которой является созданная отраслевая система повышения квалификации управленческих кадров всех уровней иерархии. Как никогда раньше в стране ведется переподготовка кадров всех отраслей народного хозяйства и всех уровней управления. Повышение квалификации рассматривается как процесс непрерывного углубления не только профессиональных знаний, но и роста их политической активности и общей культуры.

В вузах созданы факультеты повышения квалификации, организованы одногодичные заочные экономические факультеты, в которых проводятся подготовка руководящих кадров колхозов и специалистов сельского хозяйства, повышение их квалификации без отрыва от производства. При сельскохозяйственных техникумах, научно-исследовательских институтах, опытных станциях и других учреждениях созданы областные школы управления, где повышают свою квалификацию специалисты сельского хозяйства со средним специальным образованием, руководители среднего звена управления.

Благодаря широкой сети институтов и их филиалов, факультетов и курсов повышения квалификации в стране созданы возможности каждому специалисту, руководящему работнику проходить переподготовку. Переподготовка осуществляется, имеет стимулирующее значение, тесно связана с работой по формированию кадрового резерва.

Подготовка кадров в учебных заведениях осуществляется как с отрывом, так и без отрыва от производства. Основными формами обучения является лекции, лабораторно-практические и семинарские занятия, производственная практика, выполнение курсовых и выпускных работ.

Современный руководитель должен обладать определенным опытом, интуицией, умением оперативно принимать нужное и правильное решение, иметь высокую профессиональную подготовку, уметь вести деловые переговоры, знать правила общения и общаться со своими подчиненными.  

Для удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства в квалифицированных кадрах в нашей стране создана широкая сеть учебных заведений, которая сочетается с различного  рода курсами, организуемыми на местах.

Сложившаяся в нашей стране система подготовки и повышения квалификации кадров включает:

      а) подготовку специалистов  в вузах и техникумах;

      б) подготовку руководящих  кадров на шестимесячных курсах  при вузах из числа лиц, имеющих законченное высшее или средне образование;

      в) подготовку руководителей  среднего звена колхозов и  совхозов на трехмесячных курсах  в областных школах управления;

      г) повышение квалификации  руководителей колхозов и совхозов  на двухмесячных курсах при вузах;

      д) курсовую переподготовку  специалистов сельского хозяйства  при вузах;

      е) повышение квалификации  руководителей и специалистов  сельского хозяйства через народные  университеты, различные школы и  семинары.

Таким образом, система подготовки и повышения квалификации руководящих кадров предусматривает: а) учебу перед занятием руководящей должности; б) различные виды учебы и повышения квалификации в процессе работы; в) самостоятельную учебу, приобретение навыков и опыта руководящей работы.

В настоящее время специалистов высшей квалификации готовят в вузах. Значительное количество специалистов сельского хозяйства средней квалификации готовят техникумы. Специалисты вузов и техникумов, положительно зарекомендовавшие себя на производстве и проявившие организаторские способности, выдвигаются на различные руководящие должности.

Конкретные требования к каждой квалификационной категории утверждаются на предприятиях, исходя из особенностей организации производства, труда и управления, а также с соблюдением требований к уровню подготовки и стажу работы, указанных в квалификационных характеристиках должностей. Оценка сложности труда имеет первостепенное значение при дифференциации должностных окладов по оплате труда Единой тарифной сетки (ЕТС).

Квалификационные категории специалистов устанавливает руководитель предприятия на основе рекомендаций аттестационной комиссии.

Аттестация – это совокупность приемов оценки соответствия деловых качеств управленческого персонала тем требованиям, которые предъявляются к конкретному должностному лицу. Аттестации подлежат все категории служащих – руководители, специалисты и другие работников, состоящие в штате предприятия. (168-169)

При переходе предприятий к рыночным отношениям особенно обострилась, как в теоретическом, так и в практическом аспекте, проблема аттестации работников, которая в большинстве случаев зависит от действующих систем мотивации, эффективность которых за последние годы значительно снизилась. Объяснить подобное явление можно следующими обстоятельствами: не разработанностью методических основ проведения аттестации, отсутствием объективных критериев, позволяющих полно и всесторонне оценить их деятельность, формально процедурой её проведения, отсутствием четкой системы мотивации по результатам её проведения.

Сегодня не надо кого-либо убеждать в необходимости и полезности аттестации только с её помощью можно более объективно определить творческую ценность каждого работника для предприятия. (19,с.76И)

Однако практика проведения аттестаций, на предприятиях убеждает, что она проводится формально, исключительно под воздействием требований соответствующих нормативных документов или локальных положений, разрабатываемых самими предприятиями, что не позволяет в достаточной степени оценить деловые и профессиональные качества работника, а, следовательно, правильно оценить меры мотивационного воздействия. Следовательно, саму аттестацию можно рассматривать как единовременную разовую компанию, по завершению которой всё остаётся без радикальных изменений.

Только наличие высокоэффективной системы мотивации позволит изменить существующее положение к лучшему. Аттестация должна преследовать не только выполнение вполне конкретных задач, но и подготовку, и апробацию новых мотивационных моделей, без чего аттестация превращается, как уже говорилось, в формальную процедуру.

Главная цель аттестации должна состоять не только в ее проведении и выполнении перечисленных выше задач, но и в разработке конкретной программы, включающей не только аттестацию самих работников, но и комплексную оценку их рабочих мест, которая должна предусматривать систему  мер по совершенствованию организации труда, повышению его технической оснащенности.

Организация работы по учету, аттестации и рационализации рабочих мест предполагает ее проведение в несколько этапов. Проводится анализ: во-первых, рабочих мест индивидуального и коллективного пользования по профессионально-должностным группам, бригадам, служащим, отделам; во-вторых, оснащенности рабочих зон необходимыми техническими средствами; в-третьих, количества рабочих мест в соответствии со штатным расписанием и функциями управления; в-четвертых, соответствия рабочего места работнику, который его занимает, по образованию и порученной в вузе, техникуме специальности; в-пятых, функций, выполняемых работниками, сложности выполняемых ими работ, возможных вариантов совмещения должностей, потребности повышения квалификации и переподготовки инженерных кадров. (20,с.91И)

Аттестация работников подразделяется на три основных этапа: подготовительный, проведение аттестации, оценка результатов аттестации и проведение мероприятий по рационализации рабочих мест.

Мотивационный блок, касающийся аттестации должен включать в себя следующие направления:

  1. Материальные стимулы – это повышение должностного оклада, разовые выплаты денежного вознаграждения по полугодиям, дифференцированные денежные выплаты по итогам года, дифференцированное повышение размера премий, увеличение отчислений в пенсионный фонд работника.
  2. Профессиональный и должностной рост: повышение категорий, рекомендации для продвижения по службе, направление на учебу, рекомендации по избранию в руководящие органы управления предприятием, рекомендации по избранию в руководящие органы регионального управления, направление на целевые курсы.
  3. Моральные стимулы: награждение дипломом за высокое профессиональное мастерство, предоставление к поездкам в заграничные командировки.
  4. Социально-натуральные стимулы – это выделение льготных кредитов, предоставление права отсрочки платежей на определенный период.
  5. Социальные стимулы: кредитование бесплатного образования работника и его детей, покупка предприятиями жилья для своих работников.

Данные стимулы должны существенно воздействовать на социальную и творческую активность работников и конечные результаты их деятельности, а также практически устранить формальные признаки в ее проведении.

Аттестационная комиссия назначается руководителями предприятий или организаций. В нее входят руководящие работники и высококвалифицированные специалисты организации.

В процессе аттестации работника делаются выводы о его профессиональной пригодности и дальнейшем использовании: готов к занятию более высокой должности и достоин выдвижения; сможет занять более высокий пост в перспективе; хорошо подготовлен для своей работы, но к занятию более высокой должности пока не готов; занимаемая должность превышает возможности работника, и, чтобы остаться на занимаемой должности, ему нужно много работать над собой.

Но, являясь очень важным и полезным мероприятием, аттестация не решает всех вопросов оценки работы руководителей и специалистов сельского хозяйства. На практике следует шире применять различные аналитические оценки работ или должностей, позволяющие учесть многие обстоятельства работы, количественно оценить (в баллах) деловые и морально-политические качества работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Критерии и методы  оценки труда управленческих  работников.

Рассматривая особенности управленческого труда, следует подчеркнуть, что также как труд рабочих, он является необходимым и производительным трудом. Но вместе с тем он имеет особую производительную форму. Занятых управленческим трудом непосредственно не создают материальных ценностей, но, осуществляя техническую и организационную подготовку производства, совершенствуя методы планово-экономической работы, формы материального стимулирования, решая коммерческие задачи, они реализуют свою деятельность в продукте труда совокупного работника. Без их труда невозможно современное производство.

Специфичен и предмет управленческого труда, в качестве которого выступает различного рода информация. В силу этого управленческий труд носит информативный характер. Информация по форме может быть устной и документальной, по функциональной принадлежности – технической, трудовой, бухгалтерской, коммерческой, она различается и по используемым носителям.

Особенность результатов управленческого труда состоит в том, что они трудно поддаются количественной оценке.

Под оценкой деловых, нравственных и иных качеств управленческих работников понимают комплекс планомерно организованных мероприятий, направленных на выявление их наличия у работника или же на определение степени его соответствия занимаемой должности.

Оценка – это не только метод, связанный с невозможностью прямо измерить производительность управленческого труда; это необходимый инструмент работы с кадрами управления.

Оценка нужна и самому работнику; психологи утверждают, что каждый человек желает знать свои сильные и слабые стороны, отношение других людей к его работе. При этом важно, чтобы оценка проводилась периодически, через равные промежутки времени.

При оценке работника, как правило, обращают внимание на следующие критерии:

     • производительность  труда (темп работы руководителя, специалиста);

     • качество труда (точность выполнения заданий, количество  допущенных ошибок, потребность в проверках и т.п.);

Информация о работе Пути совершенствования системы подготовки, подбора и расстановки кадров и организации их труда