Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта ОАО «Теплоозерскцемент»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – процесс и этапы составления бизнес плана предприятия.
Актуальность, цель исследования курсовой работы, дает возможность выделить ряд задач, которые необходимо выполнить в ходе работы над курсовым проектом. К можно отнести:
- изучение теоретических основ бизнес-планирования на предприятиях;
- проанализировать структуру бизнес-плана;
- охарактеризовать участников бизнес-планирования и выявить их роль в составлении бизнес-плана;
- разработать бизнес план инвестиционного проекта;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы бизнес-планирования на предприятиях 5
1.1 Сущность, виды, принципы бизнес-планирования 5
1.2. Структура бизнес-плана 10
1.3 Основные участники бизнес-проекта и их функции 14
2 Характеристика технико-экономических показателей предприятия ОАО «Теплоозерский цементный завод» 18
2.1 Организационная характеристика ОАО «Теплоозерский цементный завод» 18
2.2. Анализ внешней и внутренней среды организации 23
3 Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта ОАО «Теплоозерскцемент» 29
3.1 Резюме 29
3.2 Описание отрасли 30
3.3 Рыночные исследования и анализ сбыта 31
3.4 Организационно-производственный план 32
3.5 Финансовый план 34
3.6 Анализ рисков 39
Заключение 42
Список использованной литературы 45

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Процесс бизнес-планирования и его основные участники.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение  3

1 Теоретические основы бизнес-планирования  на предприятиях  5

1.1 Сущность, виды, принципы бизнес-планирования   5

1.2. Структура бизнес-плана  10

1.3 Основные участники бизнес-проекта  и их функции  14

2 Характеристика технико-экономических показателей предприятия ОАО «Теплоозерский цементный завод»  18

2.1 Организационная характеристика ОАО «Теплоозерский цементный завод»  18

2.2. Анализ внешней и внутренней  среды организации  23

3 Разработка  бизнес-плана  инвестиционного  проекта ОАО «Теплоозерскцемент»  29

3.1 Резюме  29 

3.2 Описание отрасли  30

3.3 Рыночные исследования и анализ сбыта  31

3.4 Организационно-производственный  план  32

3.5 Финансовый план  34

3.6 Анализ рисков  39 

Заключение  42

Список использованной литературы  45

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предпринимательская деятельность в условиях рынка, может проявлять себя в различных формах. Тем не менее, существуют некоторые концептуальные основы ведения бизнеса, присущие любому виду экономической деятельности, смысл которых проявляется в организации  плановых мероприятий по совершенствованию бизнес-процессов хозяйственной единицы. Целеориентация таких мероприятий направлена, на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а в условиях кризиса – снижение негативных последствий негатива в экономической жизни общества. К таким мероприятиям можно отнести бизнес-планирование и составление бизнес-плана, в том или ином виде деятельности компании.

Бизнес-план – это действующий инструмент предпринимательской деятельности, который фиксирует способности предприятия к развитию и алгоритм достижения целей и задач. Правильно разработанный бизнес-план дает возможность движения вперед, завоевать устойчивое положение в агрессивной конкурентной среде, в настоящее время и на перспективу.

Однако нельзя забывать о том, что бизнес-план – это документ постоянного действия, который предполагает корректирование позиций и систематическое обновление, в зависимости от состояния внутренней и внешней среды организации.

Кроме этого, бизнес-план – это результативная сторона организационно-исследовательских мероприятий предприятия, которая анализирует и изучает состояние дел на самом предприятии в целом или в одном из направлений хозяйственной, финансовой, управленческой или иной другой деятельности современного субъекта хозяйствования.

Выходя из вышеперечисленного, можно акцентировать внимание на сложности и важности такого понятия как бизнес-план в рамках финансово-хозяйственной деятельности предприятия, что и вызывает необходимость изучения вопросов связанных с такой тематикой, и в свою очередь определяет значение и актуальность контрольной работы.

Целью  курсовой  работы является - совершенствование знаний по теории бизнес-планирования и приобретение навыков самостоятельной деятельности в познании теоретических основ и умений в составлении бизнес-планов предприятий.

Объект исследования – бизнес-план инвестиционного проекта на ОАО «Теплоозерскцемент».

   Предмет исследования – процесс  и этапы составления бизнес плана предприятия.

  Актуальность, цель исследования курсовой работы, дает возможность выделить ряд задач, которые необходимо выполнить в ходе работы над курсовым проектом. К можно отнести:

- изучение теоретических основ бизнес-планирования на предприятиях;

- проанализировать структуру бизнес-плана;

- охарактеризовать участников  бизнес-планирования и выявить  их роль в составлении бизнес-плана;

- разработать бизнес план инвестиционного  проекта;

- обобщить материалы исследования  и сделать выводы.

Для достижения поставленной цели и обеспечения объективности полученных результатов использованы методы современного научного исследования - анализ, аналогия, обобщение, сравнение, описание, статистики.

 В процессе работы была  использована, научная и учебная  литература по проблематике бизнес-планирования, в целом по экономике субъектов хозяйствования, финансам и планированию на предприятии, финансово-экономическому анализу. Также была использована нормативно-правовая база, которая определяет процессуальные основы бизнес-планирования.

 

  1. Теоретические основы бизнес-планирования на предприятиях

1.1 Сущность, виды, принципы бизнес-планирования

 

Отечественная научная литература несет в себе многообразие определений бизнес-плана, однако приведем лишь некоторые из них, которые отражают его сущность, хотя немного отличаются друг от друга:

«Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач»1.

  «Бизнес-план – объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией»2.

  «В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых и для действующих фирм, используемым во всех сферах предпринимательства»3.

  «Бизнес-план – это программа действий предпринимателя, обоснованная целевым анализом конъюнктуры рынка, инвестиций, товаров, услуг, собственных задач и ресурсов»4.

  Эти определения прямо указывают на то, что с одной стороны, бизнес-план – оценивает внутреннее состояние предприятия, а с другой – проводится оценка внешней среды организации. Бизнес-план, представляет собой программу действий субъекта хозяйствования, инструментов организации ежедневной деятельности в направлении реализации и создания проектов и инвестиционных решений. Бизнес-план не теряет актуальности как для вновь созданных субъектов хозяйствования, так и для фирм с длинной историей предпринимательской деятельности.

Бизнес-план является традиционным для рыночной экономики документом, без которого в сфере бизнеса не предпринимаются никакие сколько-нибудь серьезные действия.

Отчасти, бизнес-план выражает формальную сторону системного подхода в отношении планирования, своего рода подтверждение экономической целесообразности правильности выбора  пути развития определение возможных источников финансирования этих путей и оценки предполагаемых результатов.

Специалисты по составлению бизнес-планов считают, что в России наиболее востребованы следующие виды бизнес-планов:

  1. Стратегический бизнес-план - сначала анализируется деятельность компании, со всеми ее сильными и слабыми сторонами, затем выделяются основные направления развития компании, устанавливаются цели деятельности и, на основании, всего этого - вырабатывается стратегия развития компании, чтобы максимально использовать ее потенциал.

  2. Бизнес-план финансового оздоровления - этот вид бизнес-плана используется в условиях кризиса компании, когда необходимо принять меры по ее выводу из трудного положения. В данном случае вырабатывается такой план, который требует решительных и быстрых действий.

  3. Бизнес-планы коммерческих проектов и коммерческих сделок - вырабатываются для решения конкретных задач, например - поиск новых рынков сбыта, выявление новой ниши продукта, вытеснение конкурента и т.д.

  Способствуют снижению уровня рисков и повышению производительности от каждой конкретной сделки, а также сбалансированности компании в целом. В данном виде плана необходимо уделить внимание тому, как, и в течение какого времени, вложенные средства будут использоваться.

  4. Инвестиционный бизнес-план - это самый трудный вид бизнес-плана, т.к. чаще всего он составляется под использование заемных средств. Здесь очень важно оценить финансовую привлекательность объекта либо результат сделки, который должен соответствовать объему вложенных средств. Риски должны быть все, по возможности, учтены и запланированы, т.е. сведены к минимуму. Инвестиционный план - это, скорее, финансовый план с описанием рисков и способов их страхования, в том числе и в форме залога. В этом виде плана - самое главное, описать, как будут возвращаться вложенные финансовые средства.

  Составление бизнес-плана позволяет решить следующие задачи5:

  - охарактеризовать идею бизнес-процесса;

- выявить направления стратегического  целеориентирования;

- построить график работы и определить конечные сроки;

- разработать стратегические направления реализации проекта;

- порядок совершения контрольных действий;

- рассчитать затратную часть реализации, а также рентабельность и возможность получения прибыли;

- предложить формы финансирования проекта;

  - выявить критические стороны проекта и составить план мероприятий по снижению таких проблем.

Рассмотрим основные принципы составления бизнес-плана6.

1. Принцип единства предполагает системный характер планирования. Понятие «система» означает:

- взаимосвязь между подразделениями;

- наличие единого направления развития подразделений, нацеленного на основные задачи предприятия. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений становятся возможными в рамках вертикального единства фирмы;

- существование совокупности элементов (подразделений).

  2. Координация планов отдельных подразделений выражается в том, что:

- нельзя эффективно планировать деятельность одних подразделений вне связи с другими (например, цехов основного производства без увязки с работой транспортного, ремонтного, энергетического и складского хозяйства);

- любые изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других. Следовательно, взаимосвязь и одновременность - ключевые черты координации бизнес-планирования на предприятии.

  3. Принцип участия означает, что каждый сотрудник должен быть участником плановой деятельности независимо от должностных обязанностей.

  4. Принцип непрерывности заключается в том, что:

- процесс планирования осуществляют систематически в рамках установленного цикла;

- разработанные планы непрерывно сменяют друг друга (план закупок - план производства - план по маркетингу - план движения денежных средств).

  В то же время неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений внутренней обстановки требуют корректировки и уточнения планов корпорации.

  5. Принцип гибкости тесно связан с предыдущим и заключается в придании планам и процессу планирования в целом особенности изменять свою направленность в связи с наступлением непредвиденных обстоятельств. Поэтому планы должны содержать так называемые «резервы безопасности» (производственных мощностей, ресурсов и т.д.).     6. Принцип точности предполагает, что внутрифирменные планы должны быть детализированы и конкретизированы в той степени, в какой позволяют внутренние и внешние условия деятельности компании.

  Рассмотрим основные проблемы современного бизнес-планирования7:

   Рисунок 1. – Основные принципы бизнес-планирования

 

  1. Нет единых подходов к стандартизации формы бизнес-плана, что зачастую приводит к непониманию сторонами особенностей конкретного предприятия.

2. Недостаток информационного обеспечения, особенно внутренних финансовых норм и нормативов.

  3. Трудности с гарантиями от внешних инвесторов.

  4. Пока еще значительная стоимость разработки бизнес-плана.

5. Отсутствие гарантий в получении  финансирования под бизнес-план, даже если в основе его лежит  хорошая идея, а за ним стоит коллектив профессиональных менеджеров.

  Обобщая вышесказанное, внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью любого предприятия, независимо от его размера. Бизнес-план - это стартовая точка и базис плановой и исполнительской деятельности предприятия, единый источник стратегической информации о нем. Бизнес-план прямо воздействует на все результаты работы предприятия.

  1.2. Структура бизнес-плана

  Структурная форма бизнес плана не имеет четких законодательных рамок, что в свою очередь не дает возможность подойти унифицировано к его разработке различными субъектами хозяйственной деятельности. В таких случаях структура бизнес-плана ставится в зависимость от специфики бизнеса, целеориентации бизнес-плана и требований к его составлению.

Структура бизнес-плана, или его основные разделы, одинаковы и для обоих вариантов представления бизнес-плана - кратком резюме или развернутом и всестороннем варианте8. Разница между ними только в объеме информации - резюме, в отличие от полного варианта содержит только основную информацию и выводы. Структура бизнес-плана зависит от цели его написания, того, для чего он предназначен - для получения кредита, привлечения инвестора, предварительной оценки проекта или внутрифирменного планирования. На рис. 1.1 отражена типовая структура бизнес-плана.

Информация о работе Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта ОАО «Теплоозерскцемент»