Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 12:07, курсовая работа
Предмет исследования – процесс и этапы составления бизнес плана предприятия.
Актуальность, цель исследования курсовой работы, дает возможность выделить ряд задач, которые необходимо выполнить в ходе работы над курсовым проектом. К можно отнести:
- изучение теоретических основ бизнес-планирования на предприятиях;
- проанализировать структуру бизнес-плана;
- охарактеризовать участников бизнес-планирования и выявить их роль в составлении бизнес-плана;
- разработать бизнес план инвестиционного проекта;
Введение 3
1 Теоретические основы бизнес-планирования на предприятиях 5
1.1 Сущность, виды, принципы бизнес-планирования 5
1.2. Структура бизнес-плана 10
1.3 Основные участники бизнес-проекта и их функции 14
2 Характеристика технико-экономических показателей предприятия ОАО «Теплоозерский цементный завод» 18
2.1 Организационная характеристика ОАО «Теплоозерский цементный завод» 18
2.2. Анализ внешней и внутренней среды организации 23
3 Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта ОАО «Теплоозерскцемент» 29
3.1 Резюме 29
3.2 Описание отрасли 30
3.3 Рыночные исследования и анализ сбыта 31
3.4 Организационно-производственный план 32
3.5 Финансовый план 34
3.6 Анализ рисков 39
Заключение 42
Список использованной литературы 45
Рассмотрим более подробно разделы бизнес-плана.
Резюме проекта - представляет собой основные положения, суть, «выжимки» из проекта, его основные выводы. Цель резюме - заинтересовать инвестора и заставить его подробнее ознакомиться с содержанием бизнес-плана9. Объем резюме обычно составляет 2-3 страницы текста, который должен быть составлен простыми словами без использования терминологии и простыми предложениями. Оно должно показать инвестору выгодность и перспективность вложений в представляемый инвестиционный проект.
Рисунок 1.1 Структура бизнес-плана
Описание субъекта хозяйствования – представляет собой информацию о субъекте хозяйствования, который создает проект инвестирования, полную информацию о нем, сведения о высшем менеджменте предприятия, истории деятельности, организационной структуре, продукции и том месте, которое занимает предприятие на своем рынке.
Описание продукта или услуги - включает информацию о продукте или услуге, его основных характеристиках, основных потребителях, потребительских свойствах товара, отличиях от существующих аналогов, информацию о патентах и лицензиях. В этом разделе также производится сравнение ее с продукцией конкурентов, анализируются планы развития производства.
Маркетинговый план - содержит информацию об имеющихся на рынке товарах, продукции конкурентов, сравнение характеристик и потребительских качеств товаров конкурентов и предлагаемого продукта, информацию о наименовании конкурентов и их реквизиты, цены конкурентов и их стратегию продвижения товаров.
Стратегия продвижения товара – определение рыночного сегмента, в котором действует хозяйственная единица, категориальный аппарат потребительской базы, его расположение, как и какими методами, будет происходить реализация продукции. Стратегические направления рекламной деятельности, затратной части, ценовой и кредитной политики при работе с потребительской базой. Часто обращают внимание на то, что это является слабым местом бизнес плана.
Производство - в случае, если это производственное предприятие, включает информацию о технико-технологической структуре производства, мотивационной стороне ее выбора, схеме работы. Если предполагается реконструкция или строительство, то приводится описание строительных решений и расчеты затрат на реконструкцию или строительство. В разделе приводятся расчеты потребности в материалах и сырье на производство продукции, затраты на их закупку, анализ поставщиков, затраты на обслуживание и плановые ремонты оборудования. В случае, особенно если специфика производства того требует, приводится информация о необходимости приобретения лицензий и прочих разрешений, требования по технике безопасности труда.
В случае, если это торговое или обслуживающее предприятие, раздел включает значительно больший объем информации о поставщиках, их оценке и выборе, потребностях в конкретных товарах и их группах, методах закупки, потребностях в складских и торговых помещениях, их географическом местоположении и наличии спроса на предлагаемые товары в каждой торговой точке и по каждому товару. По поставщикам также приводится информация об их местонахождении, дается их краткая характеристика и приводятся реквизиты.
План по персоналу - в этом разделе приводится информация о потребности в персонале, его количестве и квалификации, анализ рынка труда по каждой позиции работников, приводятся расчеты затрат на оплату труда персонала, его социальное обеспечение, методы стимулирования и обучение.
Организационная структура и управление - содержит схему организационной структуры управления предприятием, информацию о количественном и качественном составе подразделений предприятия, требования к его квалификации, расчет затрат на оплату труда, социальное обеспечение и стимулирование труда управляющего персонала.
В случае реорганизации или вновь создаваемого предприятия дается информация о форме собственности предприятия, его основных или предполагаемых акционерах, их реквизиты, доли в капитале предприятия, процесс принятия решений и принципы управления.
Финансовый план - самая важная часть бизнес-плана с практической точки зрения, он показывает, какие финансовые ресурсы потребуются для реализации инвестиционного проекта и в какие периоды времени, а также отдачу от проекта при заданных исходных данных и верности выводов маркетингового исследования.
При необходимости может быть представлен график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита; предполагаемый график уплаты налогов.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что структура бизнес-плана определяется, прежде всего, целью составления бизнес-плана, а также связана с характером бизнеса и масштабами предприятия. Основными разделами бизнес-плана являются маркетинговый, организационный, производственный и финансовые планы, а также оценка рисков.
1.3 Основные участники бизнес-планирования и их функции
При проведении процессов бизнес-планирования можно выделить таких участников10:
- инициаторы бизнес-проекта;
- реализаторы бизнес – проекта;
- оценщики бизнес-проекта.
1. Инициаторы бизнес-плана – внутренние пользователи.
Предприниматели – являющиеся производителями идейной стороны бизнес-плана.
В разработке бизнес-плана принимают участие технические специалисты, которые генерируют разработку новой технологической или технической идеи, экспериментального продукта.
Инициаторами, бизнес-проекта могут быть и лица – учредители, высший менеджмент предприятия, которые планируют генеральные действия в пределах рынка, создание новых субъектов хозяйствования, сети филиалов, центров логистики и других объектов.
Для этой группы характерен интерес в детализации параметров бизнес-плана, его качество и достоверность. В случае, если проведена предварительная оценка бизнес-проекта и он является перспективным, разрабатывается подробный бизнес-план.
2. Реализаторы бизнес-проекта – внешние пользователи.
Высший менеджмент предприятия, который полностью отвечает за реализацию бизнес-проекта и разработку бизнес-плана.
Менеджеры и специалисты, которым предстоит реализовывать бизнес-план.
Эта группа, определяет ключевые вопросы и детали бизнес-плана, и степень его практической пригодности в соответствии с временными рамками и финансовыми ресурсами.
3. Оценщики бизнес-проекта – внешние пользователи (люди, которые принимают решение о финансировании бизнес-проекта)11:
- потенциальные инвесторы;
- кредитные учреждения;
- финансовые партнёры;
- мажоритарные акционеры;
- руководители компаний корпоративного и холдингового типа;
- государственные чиновники, от которых зависит выделение средств из бюджета.
Эту группу пользователей интересуют ответы на вопросы, касающиеся инвестиционной привлекательности бизнес-проекта, например:
- Что может принести успех в реализации бизнес-плана?
- Вероятность реализации бизнес-плана?
- Квалификация исполнителей бизнес-плана?
- Наличие профессиональной команды специалистов?
- Глубина проработки рынка для осуществления бизнес-плана?
- Как инициаторы бизнес-проекта разбираются в технологии?
- В состоянии ли инициирующая сторона верно выбрать стратегию маркетинга?
- Правильность оценки финансовых перспектив бизнес-плана?
- Понимают ли инициаторы бизнес-проекта уровень риска?
- Предполагают ли возможность пессимистического направления развития реализации бизнес-плана?
- Имеется ли толковый план действий и запас прочности в момент кризиса?
При разработке бизнес-плана нужно помнить, что пользователи бизнес-плана рассматривают бизнес-проект с разных ракурсов. Для инициаторов и реализаторов бизнес-проекта это план развития предприятия, а для инвестора – это потенциальный инвестиционный проект.
К тому же, считаем необходимым, подчеркнуть, что при разработке бизнес-плана, в реализации которого используется внешнее финансирование, необходимы качественные мероприятия по рекламе.
Заказчику бизнес-плана важно понимать, что для того чтобы бизнес-план был максимально реалистичным и убедительным разработчику необходимо иметь достоверную и достаточно полную информацию обо всех значимых деталях бизнес-проекта, которые составляют основу коммерческого успеха бизнес-идеи.
Когда документ «Бизнес-план» готов, то начинается процесс актуализации бизнес-плана, в котором принимают участие люди, выполняющие такие роли12:
- Пользователь бизнес-плана – работник или персонал, который не является прямым участником разработки бизнес-плана, однако ознакамливается с этим документом.
- Презентатор бизнес-плана – человек или группа людей, которые принимают непосредственное участие в презентации бизнес-плана перед его пользователями.
Любой бизнес-план необходимо «защитить» и чем профессиональнее осуществляется презентация, тем больше вероятность перехода бизнес-проекта в стадию коммерческой реализации.
Таким образом, разработка бизнес-плана предполагает длительный процесс, который проходит в определенном порядке и осуществляется определенными участниками, каждому из которых отводится роль на соответствующем этапе планирования.
2. Характеристика технико-экономических показателей предприятия ОАО «Теплоозерский цементный завод»
2.1 Организационная характеристика ОАО «Теплоозерский цементный завод»
На сегодняшний день «Теплоозерский цементный завод» – это динамично развивающая компания которая в 1993 году в результате приватизации государственного предприятия было создано ОАО «Теплоозерскцемент», полное название Открытое Акционерное Общество «Теплоозерский цементный завод».
Общество является юридическим лицом и действует на основании устава и законодательства РФ. Срок деятельности Общества не ограничен. Порядок его реорганизации и ликвидации определяется уставом и федеральным законом.
Регистрация ОАО «
Место нахождения общества (почтовый адрес): 679110, Еврейская автономная область, Облученский район п. Теплоозерск, ул. Вокзальная, 16.
Основной целью деятельности ОАО «Теплоозерксцемент» является получение прибыли.
Уставный капитал Общества на начало 2002г. составлял 25290 тыс. руб. В 2002 г. принято решение на дополнительный выпуск и регистрацию обыкновенных акций в количестве 12599 штук с номинальной стоимостью 1 рубль, уставный капитал на конец 2002 г. составил 37889 тыс.руб.
В 2007 году решением Совета директоров принято решение на дополнительный выпуск обыкновенных акций в количестве 37888894 шт. номинальной стоимостью один рубль. Зарегистрировано обыкновенных акций в количестве 32418793 шт. номинальной стоимостью один рубль.
На 31.12.10г. зарегистрировано 70307687 шт. обыкновенных акций с номинальной стоимостью 1 рубль.
Уставный капитал на 31.12.11г. составляет 70308 тыс.руб.13
Доля в уставном капитале предприятия других организаций выглядит следующим образом:
- Лимекс Холдинг Лимитед 51,66%;
- ОАО «Спасскцемент» 42,73%.
Целью общества является извлечение прибыли. Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Основными видами деятельности предприятия являются:
- производство цемента, другой сопутствующей продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления, продуктов питания в подсобных сельскохозяйственных подразделениях, организация общественного питания;
- коммерческая и посредническая
- самостоятельное проведение и долевое участие в строительстве промышленных и непромышленных объектов, жилья и соцкультбыта;
- проведение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ;
- ведение грузопассажирских железнодорожных, автомобильных, авиа и водных перевозок;
- добыча полезных ископаемых;
- осуществление строительных
- производство строительных материалов, в том числе щебня и бетона;
- осуществление ремонтно – строительных работ;
- осуществление мероприятий
в области здравоохранения и
санаторно-курортной
- деятельность по сбору, очистке и перераспределению воды;
Информация о работе Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта ОАО «Теплоозерскцемент»