Разработка эффективной системы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка эффективной системы принятия управленческих решений на примере ООО «Автоматика-сервис».
Для достижения поставленной в работе цели были определены следующие задачи:
Изучить теоретические основы;
Дать общую характеристику деятельности предприятия;
Провести анализ системы принятия управленческих решений на предприятии;
Разработать рекомендации по построению эффективной системы принятия управленческих решений.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты построения эффективной системы принятия управленческих решений 6
1.1. Сущность процесса принятия управленческих решений 6
1.2. Показатели качества и эффективности управленческих решений 10
Глава 2. Анализ системы принятия решений ООО «Автоматика-сервис» 14
2.1. Краткая характеристика предприятия 14
2.2. Анализ персонала предприятия 25
2.3. Анализ информационной системы 30
2.4. Анализ состояния системы принятия решений 33
Глава 3. Рекомендации по построению эффективной системы принятия решений 36
3.1. Рекомендации по повышению эффективности системы принятия решений 36
3.2 Улучшение социально-психологической ситуации в коллективе как способ повышения эффективности принимаемых решений 39
Заключение 43
Библиографический список 46

Файлы: 1 файл

Разраб. эффек. сист. принятия упр. решений.docx

— 587.36 Кб (Скачать файл)

Организация выполнения решения может включать два аспекта.

Во-первых, это  организация новой системы при  решении крупной новой проблемы. В этом случае может использоваться метод функционально-логического  проектирования структур организационно-производственных систем.

Во-вторых, это  изменение функций, структуры, параметров уже существующей системы. В частности, важно избежать в организационно-производственной системе линейно-функционального  конфликта, порождаемого несоответствием  административного деления организационно-производственной системы и используемых технологий. При этом происходит перераспределение  функций подразделений, их специализации  и, соответственно, власти, ответственности, ролей отдельных менеджеров в  организационно-производственной системе, со всеми вытекающим отсюда последствиями. Более подробно этот вопрос рассматривается в разделах, посвященных проектированию организационных структур, власти, лидерству и конфликтам в организации.

Стимулирование  исполнения решения тоже может быть двояким:

    • общеорганизационным;
    • целевым.

Общеорганизационным стимулированием называют стимулирование, обеспечиваемое фактом работы в данной организации на данной должности, с  соответствующими ей материальным вознаграждением, социальным статусом, возможностью к  самореализации.

Угроза потери должности может обеспечивать выполнение решения до тех пор, пока соответствующие  этой должности факторы здоровья (загрузка, вознаграждение, безопасность и т.п.) находятся в приемлемом для данной категории менеджеров диапазоне. При выходе факторов здоровья за пределы названного диапазона  общеорганизационной мотивации  становится недостаточно. Поэтому при  разработке решения, во-первых, необходимо проверить, является ли достаточным  уровень общеорганизационного стимулирования, и, если это не так, предусмотреть  целевые меры и выделить на это  соответствующие ресурсы. При этом в качестве мотивирующих ресурсов могут  использоваться не только материальные, но и моральные стимулы, а также  ожидание карьерного роста. Например, в период социализма, при разработке новых авиационных комплексов ключевые участники проекта знали, что, в  случае успеха, их ждут продвижение  в научной сфере (например, через  лимиты по званиям: «академик, доктор, кандидат технических наук», продвижение  по административной лестнице и т.д.).

Отсутствие  реальных мероприятий по контролю, особенно, когда это известно еще  на стадии разработки решений, могут  делать всю остальную работу по подготовке и принятию решений бессмысленной.

Для окончательного принятия решений по каждому исследуемому  варианту необходимо сопоставить как  получаемый  в результате принятия решения эффект, так и возможные  затраты  (денежные, затраты трудовых, материальных и прочих ресурсов) на его реализацию. Количественная оценка эффекта, полученного в результате принятия того или иного решения, выражается не только в денежной форме, но и зависит от изменений в  составе капитальных вложений, социальных условий труда, психологического  климата и т.д. Сопоставление вариантов  предусматривает исключение непригодных  и выбор наиболее приемлемых. Анализ производится с использованием методов  экономического и системного анализа.

В наиболее общем  виде выбор окончательного решения  определяется характером поставленной задачи, имеющимися ресурсами, информационной обеспеченностью процесса управления.

Для принятия решения, требующего определения и  учета значительного числа факторов, целесообразно привлекать тех сотрудников, которые в большей или меньшей  степени знакомы с поставленной проблемой и смогут дать определенные рекомендации при ее рассмотрении. Отмечается, что групповые решения  эффективные при условии, если группа невелика по составу и числу ее членов имеется  возможность непосредственного  общения  для обсуждения решений. При этом ценность решения, принимаемого группой, выше и его компетентность больше, чем решения, принятого единолично.

3.2 Улучшение  социально-психологической ситуации в коллективе как способ повышения эффективности принимаемых решений

Очень важно, чтобы в коллективе не только один менеджер упорно отстаивал  стабильное положение и созидательное, конструктивное начало во всех делах. Опытные, квалифицированные работники  могут оказать огромную помощь в устранении волнений, пессимизма, упадничества и даже паники в коллективах. Сами члены коллектива должны в кризисных, тяжелых условиях энергично отстаивать жизнедеятельность, жизнеспособность своих подразделений, помня о том, что самый главный капитал - это их квалификация, опыт, желание добиться максимальных успехов в достижении цели ООО «Автоматика-сервис».

Безусловно, что здоровый микроклимат помогает более успешно  достигать цель предприятия, и даже в не очень сплоченной микрогруппе, подчиненной авторитарному лидеру, удается организовать четкое, успешное движение к производственной цели.

И хотя дружной команды  единомышленников может не быть, но под влиянием нажима автократа, боязни лишиться работы, малая группа может  действовать быстро и слаженно.

Именно при наличии  здорового микроклимата в микрогруппе устанавливается хорошая мотивация к труду, самодисциплина, социально-психологический климат вечен и незыблем. Менеджер должен иметь в виду, что прогулы, опоздания, алкоголь и другие нежелательные факторы довольно быстро ухудшают микроклимат в коллективе, вызывают падение производительности труда.

Одним из путей предотвращения или уменьшения отрицательного воздействия  внешних факторов на работника является проведение с ним беседы в доброжелательной манере. Будучи хорошим слушателем менеджер может постепенно выяснить причину случившегося и затем оказать ему помощь.

Например, работник испытывает определенные финансовые затруднения  и постоянно думает о том, как  их преодолеть. Состояние депрессии  не позволяет ему успешно справляться  с производственными заданиями. Заботливое и участливое отношение  менеджера к работнику будет  способствовать тому, что суть проблемы станет ясна руководителю. В конечном итоге менеджер сможет оказать помощь работнику, если он ее примет.

Иногда проблемы, возникшие  у работника, могут быть весьма деликатны, и менеджер в подобных ситуациях  должен четко представлять пределы  проникновения в суть вопроса. Возможно, что настойчивое его стремление вникнуть в личные проблемы может  оказаться крайне нежелательным. Это  надо четко представлять, чтобы не усугубить моральное состояние  работника.

Основной целью менеджера  при преодолении внешних факторов, воздействующих на микроклимат в  коллективе, является их выяснение  и оценка возможности их нейтрализации. Он не должен оставлять ни одного своего подчиненного один на один с проблемами, возникшими у того во внешней среде.

Внутренними факторами, влияющими  на морально-психологическое состояние  работника, являются следующие - это оплата, безопасность, условия труда, признание заслуг и т.п. Почти все из них частично или полностью подконтрольны менеджеру.

Но даже при хорошей  зарплате моральный настрой работника  может резко снизиться, если вдруг  новые условия труда окажутся крайне неблагоприятными для него. Особенно тяжело работник будет воспринимать подобное положение, если несмотря на его неоднократные обращения к менеджеру на необходимость улучшения условий труда, тот ничего не предпринимает.

И, наоборот, если работник видит, что менеджер делает все возможное  для устранения неблагоприятных  условий труда, то он даже в самых  тяжелых условиях будет работать старательно, используя свои знания и опыт.

Развитие организации  может включать в себя применение многих других форм и методов. Менеджеры  должны быть вовлечены в программы  развития организации на уровне своих  подразделений, начиная с укрепления социально-психологического климата в коллективе и совершенствования моральных и профессиональных качеств работников.

В качестве мероприятий по уменьшению случаев возникновения  проблемных ситуаций можно предложить:

    1. Повышение уровня информированности персонала о работе предприятия;
    2. Внесение изменений в организационную структуру;
    3. Организация проведения семинаров и тренингов на базе предприятия;
    4. Более детально подходить к разработке и реализации выбранной стратегии.

Для предприятия в большинстве  случаев  характерна административная модель принятия решений. Поэтому для  устранения и снижения количества возникающих проблемных ситуации необходимо включить принципы классической модели принятия решения, основанную на вариантах имеющих наибольшую экономическую выгоду для предприятия.

 

Заключение

Разработка  и принятие решения – это, по существу, выбор из нескольких возможных решений  данной проблемы. Варианты принимаемых  решений могут быть реальными, оптимистическими и пессимистическими. Признаком  научной организации управления, научного стиля и методов работы руководителя является выбор лучшего  варианта решений из нескольких возможных. Окончательное решение проблемы наступает после «проигрывания» различных вариантов, группировки  их по значимости, отклонения заведомо непригодных и нереальных. Следует  также остерегаться стремления ускорить процесс принятия решений, что влечёт за собой подчас неточности и искажения  в принимаемых решениях. Выбирая  окончательный вариант решения, необходимо учитывать огромное множество  различных влияний и возможностей просчёта, объясняемого как субъективными  данными  самого работника, так и  некоторыми объективными данными самого механизма точности расчётов. Руководитель должен учитывать, что в практической, реальной действительности редко возникает  возможность осуществления лишь одного варианта, который имеет явное  и значительное преимущество перед  другими. Принимая окончательное решение, необходимо предвидеть также возможность  лишь частичного успеха или неуспеха принимаемого решения, а поэтому  рекомендуется предварительно запланировать  вспомогательные (резервные) мероприятия, которые в случае неудачи принятого  решения могут быть проведены  взамен намеченным.

Основные  требования к качеству информации для  принятия управленческого решения: своевременность, достоверность, надежность, комплексность, адресность, правовая корректность, многократность использования, высокая  скорость сбора и обработки, возможность  кодирования, актуальность.

К основным условиям обеспечения высокого качества и  эффективности управленческих решений  относятся: применение к разработке решения научных подходов, изучение влияния экономических законов  на эффективность решения, обеспечение  качественной информацией, применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования  и экономического обоснования, построение дерева целей, обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов, многовариантность  решения, правовая обоснованность, автоматизация, мотивация качественного решения, наличие механизма реализации решения.

Альтернативные  варианты управленческих решений должны приводиться в сопоставимый вид  по факторам времени, качества объектов, масштабу производства, уровню освоенности, методу получения информации, условиям применения объекта, факторам инфляции, риска и неопределенности.

К принципам  экономического обоснования управленческих решений относятся: учет фактора  времени, учет затрат и результатов  за жизненный цикл объекта, применение к расчету системного и комплексного подходов, многовариантность, сопоставимость вариантов, учет фактора неопределенности и риска.

В работе проведено  исследование системы принятия решений  на примере предприятия ООО «Автоматика-сервис». Проведенный анализ показал, что  у предприятия существует перечень проблем, которые повторяются относительно регулярно. Ответом на них являются как запрограммированные, так и  не программируемые решения.

В качестве рекомендаций предприятиию рекомендовано усилить  контроль за реализацией управленческих решений, анализом их эффективности, а  также налаживанием психологической  ситуации в коллективе.

Для предприятия в большинстве  случаев  характерна административная модель принятия решений. Поэтому для  устранения и снижения количества возникающих проблемных ситуации необходимо включить принципы классической модели принятия решения, основанную на вариантах имеющих наибольшую экономическую выгоду для предприятия.

В ходе написания курсовой работы все задачи, поставленные во введении были выполнены.

В частности, был проведен анализ текущей системы принятия управленческих решений, разработаны рекомендации по построению эффективной системы принятия управленческих решений.

Тем самым были достигнуты цели курсовой.

Разработанные в курсовой работе рекомендации предназначены, прежде всего, для использования в организациях в целях повышения эффективности системы принятия управленческих решений.

Разумеется, что предложенные рекомендации не являются идеальными. Очевидно, что данная проблема ещё требует дальнейшего глубокого изучения.

Перспективы дальнейшей работы над темой лежат в области  поиска наиболее совершенных путей  повышения эффективности системы принятия управленческих решений.

 

Библиографический список

  1. Варфоломеев В.И., Воробьев С.Н. Принятие управленческих решений: Учеб пособие  для вузов. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2010. – 288 с.
  2. Виханский О.С., А.И. Наумов Менеджмент: учебник – М.: Гардарики, 2012
  3. Воробьев С.Н., Уткин В.Б., Балдин К.В. Управленческие решения: Учебник для ВУЗов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009
  4. Глухов В.В. Основы менеджмента: Учебно-справочное пособие. – СПб.: Специальная литература, 2011
  5. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. – Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПЦ "Крылья", 2008.
  6. Гудушаури Г.В., Литвак Б.Г. Управление современным предприятием. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Издательство ЭКМОС, 2011 г., 336 с.
  7. Иванов А.И., Малявина А.В. Разработка управленческих решений – М.: Дело, 2010
  8. Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений: Учебное пособие – М.: Русская деловая литература, 2009
  9. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие – М.: Гардарики, 2011
  10. Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений. – М: «Логос», 2010.
  11. Лукичева Л.И, Егорычев Д.Н. Управленческие решения: учебник по специальности Менеджмент организации (под ред. Анискина Ю.П.) -2-е изд.-М.: Издательство Омега-Л, 2010
  12. Орлов А.И. Принятие решений: Теория и методы разработки управленческих решений. – М.: Март, 2011. – 495 с.
  13. Ременников В.Б. Управленческие решения. М.: ЮНИТИ, 2011. 140 с.
  14. Румянцева З.П., Филинов Н.Б., Шрамченко Т.Б. Общее управление организацией: принципы и процессы: Модульная программа для менеджеров. Модуль № 3. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 720 с.
  15. Рылов В.П. Разработка управленческого решения: Учебное пособие – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 266 с.
  16. Салихов Ф. Наилучший вариант. Подходы к оценке качества управленческих решений // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2010. N 6. С. 50 - 56.
  17. Смирнов Э.А. Управленческие решения: Учеб. для вузов. М.: РИОР, 2011. 362 с.
  18. Соколова Л.Е. Разработка управленческого решения: конспект лекций – М.: Высшее образование, 2011
  19. Солнышков Ю.С. Обоснование решений: (Методологические вопросы). – М.: Экономика, 2011. – 168 с.
  20. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2010
  21. Чуйкин А.М. Разработка управленческих решений: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. – Калининград, 2010. – 150 с.Герчикова И.Н. Менеджмент. 2-е изд. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005.
  22. Вечканов, Г.С., Вечканова, Г.Р., Пуляев, В.Т. Краткая экономическая энциклопедия. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2003.
  23. Большой экономический словарь /Под ред. А.Н. Азргшияна. М.: Институт новой экономики, 2005.
  24. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий: Методологические аспекты. - М.: Академический проект, 2004.
  25. Бадаева С. Как распознать и преодолеть профессиональное выгорание сотрудников // Кадровое дело. - 2006. - №3. - С.58-63.
  26. Дубровский, В.Ж., Чайкин, Б.И. Экономика и управление предприятием (фирмой). Екатеринбург: УрГЭУ, 2006.
  27. Журавлев, П.В., Карташов, С.А., Маусов, Н.К., Одегов, Ю.Г. Персонал. Словарь понятий и определений. М.: Экзамен, 2005.
  28. Золотарев, В.Г. Энциклопедический словарь по экономике. Минск: Полымя, 2005.
  29. Савицкая Г.В. Анализ эффективности деятельности предприятия: Методологические аспекты. - М.: Новое издание, 2003.
  30. Хоскинг, А. Курс предпринимательства: Практ. пособие: Пер. с англ. М.: Междунар. отношения, 2005.
  31. Мескон, М.X; Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента/Пер. с англ. М.: Дело, 2004.

Информация о работе Разработка эффективной системы принятия управленческих решений