Разработка конкурентной стратегии на рынке оптовой торговли кондитерскими изделиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Задачи: раскрыть понятие и содержание стратегии развития;
рассмотреть существующие в теории и практике виды развития фирмы;
проанализировать процесс разработки стратегии; рассмотреть этапы разработки стратегии;
изучить существующие методы, влияющие на выбор стратегии;
провести анализ и разработать стратегию развития конкретной фирмы.
А также проведение сравнительного анализа теоретических основ и практики поведения рыночных субъектов в условиях конкуренции и формирования стратегии предприятия с точки зрения того, что каждый из них стремится максимально использовать собственные конкурентные преимущества.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы разработки стратегии фирмы.................5
1. Стратегия – понятия и определения…………………………..5
2. Подходы к формированию стратегии предприятия…………6
3. Разработка стратегии………………………………………….13
4. Методы анализа рынка……………………………………….22
Глава 2. Стратегический анализ рынка шоколадных компаний в г.
Екатеринбург………………………………………………………………..24
Глава 3. Разработка стратегии предприятия (на примере компании
«СладКо)……………………………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………….39
Список использованной литературы……………………………………...41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 189.01 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

 Стратегический  менеджмент 

на тему:

 Разработка  конкурентной стратегии на рынке 

оптовой торговли кондитерскими изделиями

 

 

  Исполнитель: студентка

Направление: Производственный менеджмент

 

 

 

 

Серов

2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы разработки стратегии фирмы.................5

    1. Стратегия – понятия и определения…………………………..5
    2. Подходы к формированию стратегии предприятия…………6
    3. Разработка стратегии………………………………………….13
    4. Методы анализа рынка……………………………………….22

Глава 2. Стратегический анализ рынка шоколадных компаний в г.

Екатеринбург………………………………………………………………..24

Глава 3. Разработка стратегии  предприятия (на примере компании

 «СладКо)……………………………………………………………………30

Заключение………………………………………………………………….39

Список использованной литературы……………………………………...41

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. 
Сегодня на рынке нет предприятия, которое нехотело бы стать лидером в своей отрасли, иметь наибольшую рыночную власть и получать максимальную прибыль. Однако добиваются этого единицы. В условиях стремительно меняющейся экономики, высокой конкуренции и непредсказуемого поведения потребителей, недостаточно иметь большие амбиции и ставить перед компанией грандиозные цели. Помимо этого нужно знать пути успешного достижения целей и уметь грамотно применять их в своей деятельности. Это становится возможным при разработке и реализации конкурентной стратегии, то есть согласованного плана действия предприятия на долгосрочный период.

Стратегия представляет собой  комплекс мероприятий, направленных на реализацию миссии компании, ее главной  рыночной цели. Разработка стратегии  требует тщательного изучения внутренних и внешних факторов деловой среды, выявления конкурентных преимуществ  и уязвимых сторон. Выработка конкурентоспособных  решений основывается на системном, комплексном, функциональном, маркетинговом, поведенческом ситуационном и многих других подходах. Ведь при поиске стратегических путей достижения цели очень важно  учитывать все аспекты изучения данного вопроса.

Для написания курсовой работы был выбран и проанализирован  рынок шоколадной продукции города Екатеринбурга. Этот рынок, как и  любой другой, имеет свою специфику  и сложившуюся систему экономических  связей между основными участниками. На рынке есть свои лидеры, которые  благодаря успешной разработке и  реализации рыночных стратегий достигли определенных успехов в данной области и теперь могут задавать общерыночные тенденции.

Для достижения цели исследования потребовалось  решить следующие задачи: раскрыть понятие и содержание стратегии развития;                                                                                                               рассмотреть существующие в теории и практике виды развития фирмы;                   проанализировать процесс разработки стратегии; рассмотреть этапы  разработки стратегии;      изучить существующие методы, влияющие на выбор стратегии; провести анализ и разработать стратегию развития конкретной  фирмы.                                                                                                                                 А также проведение сравнительного анализа теоретических основ и практики поведения рыночных субъектов в условиях конкуренции и формирования стратегии предприятия с точки зрения того, что каждый из них стремится максимально использовать собственные конкурентные преимущества.

Задачи курсовой работы: проанализировать рынок шоколадной продукции города Екатеринбурга, разработать конкурентную стратегию для предприятия «СладКо».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы стратегии развития фирмы

 

1. Стратегия - понятия и определения

 Стратегия - интегрированная  модель действий, предназначенных  для достижения целей предприятия.  Содержанием стратегии служит  набор правил принятия решений,  используемый для определения основных направлений деятельности.                                                                                                                Существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. В первом случае стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии – это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и  управлению.                                                                                      Во втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде. При таком понимании, стратегию можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование, в рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей.                                                            В деловой жизни под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Такая концепция включает в себя несколько элементов. Прежде всего, к ним относится система целей, включающая миссию, общеорганизационные и специфические цели. Другой элемент стратегии - политика, или совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достижение поставленных целей.

2. Подходы к процессу формирования стратегии предприятия

            Современные стратегии основываются на регулярном учете условий, в которых работает определенное промышленное предприятие, на осознании задач, стоящих перед ним, что способствует возникновению самых разнообразных проектов развития, которые, в свою очередь, обусловливают выбор такого варианта стратегии развития, который обеспечит стабильность предприятия и, удовлетворяющие требованиям, экономические результаты.      Современные стратегии основываются на проникновении в суть условий, в рамках которых работает определенная сфера экономики, отрасль; осознании задач, стоящих перед предприятиями. Это способствует возникновению разнообразных проектов развития, позволяющих выбрать вариант, который обеспечит выживаемость компании и возможность ей выйти на хорошие экономические результаты.

Основные  составляющие стратегии:                                                                               1. Анализ макро- и микросреды компании, конъюнктуры рынка.                                                  2. Философия, миссия, цели и задачи.                                                                              3. Стратегия в области деятельности предприятия:                                                            - приоритетные виды деятельности;                                                                                         - сегменты рынка, на которых собирается действовать фирма;                                          - доля компании в общероссийском объеме;                                                                              - место компании в списке крупнейших в России.                                                          4. Маркетинговая стратегия:                                                                                                       - продукты, требующие разработки исходя из существующего спроса;                             - системы продажи продуктов;                                                                                             - доля различных форм распространения  продуктов;                                                            - новые каналы и передовые технологии распространения продуктов;                             - ценовая политика;                                                                                                                   - система формирования спроса на услуги;                                                                           - рекламная стратегия.                                                                                                                   5. Инвестиционная политика:                                                                                                          - анализ инвестиционной среды;                                                                                          - принципы инвестиционной политики;                                                                                  - приоритетные направления инвестиций;                                                                            - прогноз уровня доходности по инвестиционным проектам.                                    6. Стратегия по работе с персоналом (кадровая стратегия):                                                     - система подбора и обучения персонала;                                                                                         - система стимулирования;                                                                                                    - корпоративная культура и ценности;                                                                                          - система коммуникаций.                                                                                                     7. Региональная политика:                                                                                                        - краткий анализ регионов России;                                                                                                  - перечень вновь открываемых филиалов;                                                                                          - система взаимоотношений головной компании и филиалов.                                               8. Стратегия в области международной деятельности.                                           Необходимость в выработке новой стратегии организации появляется тогда, когда возникают новые цели или выясняется невозможность достижения поставленных целей с помощью прежней (действующей) стратегии.                                                                                                             Процесс разработки стратегии предприятия состоит из нескольких этапов.

Основные  этапы и методы формирования стратегии  предприятия:                                 1. Предварительный. Анализ личного  потенциала руководства, его заинтересованности в разработке стратегии. Диагностика  предприятия по всем направлениям. Выбор согласованных позиций  руководства и привлеченных экспертов. Анкета директора. Анкетный опрос. Бизнес диагностика.                                                                                                                               2. Выработка альтернативных стратегий. Формирование рабочих групп для  разработки различных вариантов  стратегии. Оценка стратегии экспертов. Мозговой штурм. Проблемно-деловая  игра. Коллективная работа с экспертами.                                                                                                                         3. Ранжирование альтернативных стратегий и принятие решений. Ранжирование стратегических проблем. Выбор критерия. Разработка целевых программ. Экспертные методы. Сетевые методы. Стохастические графы. Интуиция руководителя.                                                                                                

          Методологической основой инструментария стратегического анализа являются общенаучные методы (системный и ситуационный анализ, комплексный подход, программно-целевое планирование и т.д.), аналитико-прогностические методы и методические приемы, заимствованные из разных областей знаний (социологии, психологии, антропологии, экологии, эстетики и т.д.).

Применение аналитических методов  в стратегическом управлении связано  с применением системного подхода  к управлению. Учеными были выделены следующие модификации системного подхода:

  - системно-комплексный;

- системно-функциональный;

- системно-целевой;

- системно-ресурсный;

- системно-интеграционный;

- системно-коммуникационный;

- системно-исторический;

- системно-программный;

- системно-мультипликационный;

  - системно-нормативный;

  - системно-динамический;

  - системный режим экономии.                                                                                                          Управленческая значимость методов анализа внешней среды организации выражается в возможности определять силы проявления каждого значимого фактора внешней среды, а также степени чувствительности стратегии к внешним факторам.                                                                                                                   На выбор метода анализа внешней среды влияют следующие характеристики внешней среды:                                                                                                                 - сложность - число факторов, на которые предприятию следует реагировать;           - подвижность - темп изменений, скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия;                                                                                                      - неопределенность - количество и надежность информации о конкретных факторах внешней среды; чем выше неопределенность, тем с большим числом проблем приходится сталкиваться менеджерам предприятия;

-привычность событий - новизна возникающих  изменений.                                              Метод стратегического анализа внешней среды должен быть направлен на:                  - установление и оценку факторов среды, представляющих угрозу или способствующих  развитию организации;                                                                                          - изучение изменений, влияющих на текущую деятельность организации, и установлении  их  тенденций;                                                                                                  - разработку возможных реакций на развитие факторов среды;                                             - открытие новых способов создания некоторой полезности, имеющей ценность    для потребителей.                                                                                                             Из наиболее часто используемых методов анализа внешней среды достоинством всех анализируемых методов анализа внешней среды стало наглядное изображение внешних факторов, совместное изучение внешних и внутренних факторов присуще SWOT-анализу, картам стратегических групп конкурентов. Среди недостатков методов анализа внешней среды отмечается практически для всех методов: статичность метода, невозможность учета внезапных событий, субъективность.                                                                                           Большое значение в анализе внешней среды играют экономико-математические методы. Это экономико-статистические методы: множественная регрессия, дискриминантный, факторный, кластерный, объединенный, вариационный анализ, анализ многомерных совокупностей; методы экономико-математического моделирования: моделирование марковских процессов, модели очереди, и др.; методы оптимизации: математическое программирование, теория игр, эвристика и др.                                                                                                                                                          К недостаткам применения методов экономико-математического моделирования:                                                                                                                       - необходимость серьезных затрат на организацию исследовательской работы и  оплату    труда   специалистов;                                                                                                       - невозможность охватить в моделях все наиболее существенные тенденции развития;                                                                                                                                  - высокую вероятность внезапных изменений, разрушительных событий, существенно снижающих полезный эффект модели.                                                              Стратегический управленческий анализ - это инструмент стратегического анализа, с помощью которого руководство организации оценивает эффективность хозяйственной деятельности с точки зрения обеспечения, будущей долгосрочной прибыли. Стратегический управленческий анализ оценивает не только текущее состояние предприятия, но и направлен на выявление  стратегических проблем.                                                                        Портфельный анализ - это инструмент стратегического анализа, с помощью которого руководство организации выявляет и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения или прекращения инвестиций в неэффективные проекты. Основным приемом портфельного анализа является построение двухмерных (трех-, четырех-, n-ых) матриц, с помощью которых бизнес-единицы или продукты сравниваются друг с другом по таким критериям, как темпы роста продаж, относительная конкурентная позиция, стадия жизненного цикла, доля рынка, привлекательность отрасли и др. При этом реализуются принципы сегментации рынка (выделения наиболее значимых критериев на основе анализа внешней среды) и анализа деятельности предприятия и согласования (по парного сопоставления критериев).

Информация о работе Разработка конкурентной стратегии на рынке оптовой торговли кондитерскими изделиями