Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:06, курсовая работа
Задачи: раскрыть понятие и содержание стратегии развития;
рассмотреть существующие в теории и практике виды развития фирмы;
проанализировать процесс разработки стратегии; рассмотреть этапы разработки стратегии;
изучить существующие методы, влияющие на выбор стратегии;
провести анализ и разработать стратегию развития конкретной фирмы.
А также проведение сравнительного анализа теоретических основ и практики поведения рыночных субъектов в условиях конкуренции и формирования стратегии предприятия с точки зрения того, что каждый из них стремится максимально использовать собственные конкурентные преимущества.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы разработки стратегии фирмы.................5
1. Стратегия – понятия и определения…………………………..5
2. Подходы к формированию стратегии предприятия…………6
3. Разработка стратегии………………………………………….13
4. Методы анализа рынка……………………………………….22
Глава 2. Стратегический анализ рынка шоколадных компаний в г.
Екатеринбург………………………………………………………………..24
Глава 3. Разработка стратегии предприятия (на примере компании
«СладКо)……………………………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………….39
Список использованной литературы……………………………………...41
Сфокусированные стратегии
становятся привлекательными, когда
выполняется большинство
- сегмент слишком большой, чтобы быть прибыльным
- сегмент имеет хороший потенциал для роста
- сегмент не является
критическим для успеха
- компания, использующая
стратегию фокусирования,
- компания может защитить
себя от бросающих вызовов
фирм благодаря
Специальные навыки и умения компании, использующей данную стратегию, в обслуживании целевой рыночной ниши создают основу для защиты от конкурентных сил. Компетенция фирмы, сфокусировавшей свои усилия на рыночной нише, воздвигает входные барьеры, которые затрудняют выход конкурентов на целевой сегмент. Исключительные способности компании в обслуживании рыночной ниши также затрудняют проникновение в целевой сегмент товаров – субститутов. Воздействие сильных покупателей снижено, отчасти от их собственного нежелания вести дела с менее способными конкурентами.
Фокусирование дает хорошие результаты когда:
Фокусирование подвержено некоторым рискам. Во- первых, всегда есть вероятность того, что конкуренты найдут пути приблизиться к действиям компании на узким целевом сегменте. Во – вторых, еще одна опасность состоит в том, что требования и предпочтения потребителей целевого сегмента постепенно распространяться на весь рынок. Разрушение различий между покупательскими сегментами, снижение влияния входных барьеров в целевую нишу открывает пути конкурентам для завоевания потребительских предпочтений. В – третьих, сегмент может быть настолько привлекательным, что вызовет внимание множество конкурентов, которые, начав работать на нем, значительно снизят его прибыльность.
Ф. Котлер предлагает свою классификацию конкретных стратегий, основанную на доле рынка, принадлежащей предприятию .
1) Стратегия "лидера".
Фирма - лидер рынка товара
занимает доминирующую позицию,
- расширение первичного
спроса, направленное на обнаружение
новых потребителей товара, расширение
сферы его применения, увеличение
разового применения товара. Подобная
стратегия обычно выбирается
на начальных стадиях
- оборонительная стратегия,
которую принимает фирма-
- наступательная стратегия,
чаще всего состоящая в
- стратегия демаркетинга, связана с сокращением своей доли рынка, чтобы избежать обвинений в монополизме.
2) Стратегия "бросающего вызов". Фирма, не занимающая доминирующей позиции, может атаковать лидера, то есть бросить ему вызов. Цель данной стратегии - занять место лидера. При этом ключевым становится решение двух важнейших задач: выбор плацдарма для атаки на лидера и оценка его возможностей реакции и защиты.
3) Стратегия "следующего
за лидером". "Следующий за
лидером" - это конкурент небольшой
доли рынка, который выбирает
адаптивное поведение,
Рассмотрим подробнее возможные стратегические альтернативы, обеспечивающие предприятиям приемлемый уровень прибыльности:
4). Стратегия специалиста.
Специалист'' специализируется только
на одном или нескольких
4. Методы анализа рынка
Рынки сильно разняться по
своим экономическим
Кроме того, условия конкуренции в отрасли постоянно меняются с изменением характера влияния отдельных факторов.
При анализе общей ситуации на рынке и конкуренции в ней используется набор приемов, который позволяет правильно оценить изменяющиеся условия отрасли и определить характер и уровень конкурентной борьбы в ней. Это позволяет выработать стратегию, соответствующую общей ситуации в отрасли, и сделать выводы о ее привлекательности для вложения средств компании. Цель проведения анализа общего положения в отрасли и конкуренции в ней – получить ответы на вопросы.
Ответы на эти вопросы формируют основу для понимания среды, в которой действует фирма, и создают базу для разработки стратегии, ориентированной на изменяющиеся условия конкуренции и ситуацию в отрасли.
Факторы, которые необходимо изучить для того, чтобы определить основные характеристики отрасли, стандартны:
- размеры рынка;
- масштабы конкуренции
(конкуренция в местном,
- темпы роста рынка и стадия, на которой находиться рынок;
- число конкурентов и их относительные размеры;
- количество покупателей и их финансовое положение;
- идет ли интеграция «вперед» или «назад»;
- направление и темпы технологических их изменений, как в процессе производства, так и в создании новых продуктов;
- легкость вхождения в отрасль и выхода из нее;
- и другие.
Эти показатели являются основными характеристиками в отрасли.
Глава 2. Стратегический анализ рынка шоколадных батончиков в г . Екатеринбург
В своей курсовой работе я решила разработать стратегию для шоколадной фабрики «Сладко» для этого необходимо проанализировать рынок производителей шоколадной продукции представленной в городе Екатеринбурга в целом. В своем ассортименте участники предлагают широкий ассортимент шоколадной продукции. Но для рассмотрения и анализа возьмем только шоколадные батончики.
О шоколадных батончиках мы
узнали в начале 1990-х годов, когда
российский рынок, в том числе
и екатеринбургский, стал открытым
для импортных продуктов
В настоящее время емкость
Екатеринбургского рынка
Спрос на шоколадные кондитерские
изделия в России близок к точке
насыщения. По оценкам Euromonitor International, в
2008 году розничные продажи
Благоприятная экономическая ситуация объясняет значительный рост рынка в натуральном выражении, отмечавшийся в предшествующие годы, когда существенно возросло потребление упакованной шоколадной продукции. На сегодняшний день при выборе шоколада потребители обращают особое внимание на такие факторы, как дизайн, престижность и имиджевость продукта, причем спрос все более сдвигается в сторону премиальных брендов. Производители реагируют на эту тенденцию, выпуская все более сложные продукты, стремясь удержать своих потребителей и привлечь новых. Подобная смена приоритетов в 2007 году повлияла на розничные цены – они выросли в среднем на 7%, сменив тенденцию снижения, характерную для прошлых лет.
------------------------------
1 Емкость рассчитана с
учетом численности населения
Екатеринбурга, которая, по
Исследования показывают, что россияне в большинстве случаев предпочитают приобретать шоколадную снековую продукцию, такую как шоколадные батончики и расфасованные в пакетики шоколадные конфеты
Сегмент шоколадных батончиков
и пакетированных шоколадных конфет
довольно активно развивался в течение
нескольких последних лет благодаря
позиционированию этой продукции именно
в качестве снеков, а не шоколадных
сладостей. В 2008 году продажи штучных
шоколадных снеков выросли на 14% в
стоимостном выражении и
Данный продукт с той или иной частотой покупают 46% жителей Екатеринбурга старше 18 лет. В основном это, конечно, молодежь, то есть потребители в возрасте 18–34 лет, – шоколадные батончики приобретают 63% этой возрастной категории. Стоит также отметить, что значительную часть потребительской аудитории составляют подростки.
Средняя частота покупки шоколадных батончиков среди потребителей Екатеринбурга составляет 1–2 раза в неделю. Как минимум раз в неделю данный продукт приобретают 57% потребителей (рис. 1).
Особых предпочтений по местам
покупки шоколадных батончиков у
жителей Екатеринбурга нет - ведь
этот продукт можно купить где
угодно. Количество марок и разновидностей
шоколадных батончиков не так уж велико,
по сравнению, скажем, с шоколадными
плитками, поэтому вся ассортиментная
линейка может легко
Среднестатистический
Шоколадные батончики – достаточно недорогое удовольствие, но жители Екатеринбурга готовы потратить на него и вполне приличную сумму. Более 50 рублей за один раз тратят, конечно, только большие сладкоежки.
Начиная с первых лет существования
отечественного рынка шоколадных батончиков,
на нем были представлены исключительно
марки зарубежных производителей. Впоследствии
на этот рынок вышли и российские
кондитерские фабрики и объединения,
которые надеялись составить
достойную конкуренцию