Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 22:38, курсовая работа
Философия управления персоналом - это формирование поведения отдельных работников по отношению к целям развития предприятия. В таких условиях мотивация трудовой деятельности сотрудников фирмы приобретает особенно важное значение. Для того чтобы человек выполнял порученную ему работу добросовестно и качественно, он должен быть в этом заинтересован или, иначе говоря, мотивирован.
В данной работе необходимо создать модель мотивации на предприятии. Выявить основные факторы, определяющие структуру мотивационного механизма: потребности; ожидания; интересы; ценностные ориентации, и конкретизировать их сущность, определить воздействие на мотивацию работников факторов внутренней и внешней среды.
Введение
. Создание предприятияООО «СЕЗАМ»
.1 Общая характеристика
.2 Управление персоналом
.3 Финансовое состояние организации
.4 Характеристика внутренней и внешней среды организации
. Разработка модели мотивации персонала предприятия
Список литературы
В настоящее время структура управления на предприятии включает основное производство, бухгалтерию, службу сбыта и снабжения (рис.3).Внутренние группы ООО«СЕЗАМ» - к ним относятся руководство, отдел сбыта и снабжения, производственный отдел, бухгалтерия.
Таким образом, структура управления ООО «СЕЗАМ» включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.
Руководство организации представляет основной руководитель (директор).
Линейные подразделения - это производственный отдел, реализующий основной вид деятельности, т.е. ведущий строительно-монтажные работы.
Функциональные подразделения - это отделы, обеспечивающие нормальное функционирование организации: бухгалтерия, отдел сбыта и снабжения.
Вспомогательные производственные подразделения обеспечивают нормальную работу линейных подразделений (транспортные или ремонтные).
При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель (директор) возглавляющий коллектив, а ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений и планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных отделов (бухгалтерия, производственный отдел, отдел сбыта и снабжения).
Рисунок 3 - Структура управления ООО «СЕЗАМ»
Кроме того, определим, обладает ли компания внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, выявим внутренние слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями (табл.4)
Таблица 4 - Слабые и сильные стороны ООО«СЕЗАМ»
ФункцияСлабые стороныСильные
стороныМаркетингДоля рынка и
Самая опасная угроза для ООО«СЕЗАМ» - это возрастающее конкурентное давление. Фирм, занимающихся аналогичным бизнесом на рынке г.Зеленогорска более десяти. ООО«СЕЗАМ» занимает достаточно устойчивое положение, тем не менее, появление на рынке все возрастающих объемов конкурирующей продукции заставляет вести своевременный и точный учет изменяющихся обстоятельств с целью обеспечения гарантий для сбыта своей продукции в запланированных объемах и по целесообразной цене.
Чтобы оценить конкурентоспособность
фирмы целесообразно провести сравнительный
анализ по основным образующим факторам
относительно ведущих конкурентов.
В качестве основных конкурентов
исследуемой фирмы были определены
фирмы «ОкнаМастер»,«
Сумма взвешенных оценок по всем показателям дает общую оценку ее конкурентной силы. Сравнение общих взвешенных оценок показывает, у каких конкурентов наиболее сильное или слабое положение на рынке и насколько велико конкурентное преимущество одних компаний над другими.
Таблица 5 - Определение конкурентной позиции ООО«СЕЗАМ»*
Ключевые факторы успехаВес (1,0)СЕЗАМКомпании - конкурентыОкна МастерЛидерПластиковые окна и двериПрестижКачество и характеристики товара 0,110 / 15 / 0,58 / 0,81 / 0,16 / 0,6Имидж фирмы0,110 / 17 / 0,78 / 0,81 / 0,16 / 0,6Производственные возможности 0,14 / 0,410 / 12 / 0,25 / 0,51 / 0,1Использование технологий 0,057 / 0,351 / 0,0510 / 0,53 / 0,158 / 0,4Возможности распространения 0,0510 / 0,54 / 0,29 / 0,455 / 0,251 / 0,05Инновационные возможности 0,0510 / 0,54 / 0,29 / 0,455 / 0,251 / 0,05Финансовое положение 0,17 / 0,710 / 15 / 0,53 / 0,31 / 0,1Издержки по сравнению с конкурентами 0,33 / 0,910 / 35 / 1,51 / 0,34 / 1,2Обслуживание клиентов 0,1510 / 1,57 / 1,055 / 0,751 / 0,154 / 0,6Общая взвешенная сумма -6,857,75,952,13,7* Шкала оценок: 1 - очень плохо, 10 - очень хорошо.
Оценка конкурентной силы показывает, каковы его самые уязвимые места: если у организации значительный перевес в областях, где конкуренты слабы, она может предпринять наступление, используя их слабости.
По данным табл. 5 ООО «СЕЗАМ» занимает вторую позицию на рынке, уступая лидеру - компании «ОкнаМастер», и значительно опережает компании «Лидер», «Престиж» и «Пластиковые окна и двери».
Наивысшую взвешенную оценку ООО компания «СЕЗАМ» имеет по пяти из рассматриваемых показателей, следовательно, данные факторы являются ее конкурентным преимуществом, размер которого характеризуется разницей между оценкой компании и оценками ее конкурентов.
Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и услуг в данной сфере бизнеса, также разделяют на внешние и внутренние.
К внешним относится проведение маркетинговых исследований в части получения заказов на выполнение строительно-монтажных работ, предпродажное и послепродажное обслуживание продукции. К внутренним факторам относятся исследования непосредственно связанные с организацией производства, с внедрением технических новшеств и изменений технологий, которые рассматриваются как основные измерители эффективности строительно-монтажного производства.
Таким образом, используя свои сильные стороны (гибкая ценовая политика, хорошая репутация, расширение ассортиментной линии товаров и услуг), ООО«СЕЗАМ» сможет не только удержаться на плаву конкуренции, но и продвинуться по конкурентной лестнице и занять лидирующее положение.
Исходя из проведенного анализа сделаны выводы:
ООО«СЕЗАМ» занимает достаточно высокую конкурентную позицию.
Противодействие конкурентам, поставляющим родственную продукцию, осуществляет за счет повышения качества и методом «ценовой дискриминации», установив розничные цены на свою продукцию ниже, чем у конкурентов.
В компании действует система скидок: скидки за платеж наличными в полной сумме; скидки за количество заказываемого товара и услуг; скидки пенсионерам и новоселам; сезонные скидки.
2. Разработка модели
мотивации персонала
Прежде чем приступит к разработке модели мотивации на предприятии, необходимо определиться с тем, а что же такое мотивация? Мотивация - совокупность процессов, которые побуждают, направляют и поддерживают поведение человека в направлении достижении определенной цели.
Существуют различные факторы мотивации, которые определяют, что является наиболее ценным, важным для человека. Как правило, это не один фактор, а несколько и вместе они составляют карту или набор мотивационных факторов. Факторы мотивации делятся на внешние и внутренние.
Внешние факторы мотивации: деньги, карьера, статус, признание, престижные вещи, эстетика быта, возможность путешествовать и др.
Внутренние факторы мотивации: мечта, самореализация, идеи, творчество, самоутверждение, убежденность, любопытство, здоровье, нужность кому-то, личный рост, потребность в общении и др.
Знание факторов мотивации является для руководителя основополагающим, поскольку именно соотношение внутренних и внешних факторов мотивации является основой для согласования интересов сотрудника и компании, разработки системы мотивации. Выявить набор мотивационных факторов можно разными способами. Это может быть и интервью, и тестирование, и анкетирование. Выбор конкретного инструмента всегда зависит от ситуации в компании, от планируемых результатов, от навыков самого руководителя и /или специалиста по управлению персоналом.
После того, как мотивационные факторы выявлены различными способами, необходимо выбрать инструменты, какими можно мотивировать сотрудника, сколько это будет стоить компании, и эффективность системы в целом?
Прежде всего, основными мотиваторами для сотрудника могут являться: заработная плата; содержание труда; интенсивность труда; защита трудовых прав работника; отношение руководства к сотруднику; взаимоотношения в коллективе; возможность повышения квалификации и др.Т.е. это именно те инструменты, которые можно использовать в компании.
С другой стороны, с позиции компании можно разделить все возможные инструменты мотивации на две большие группы: это материальные и нематериальные мотиваторы.
К материальным инструментам мотивации относятся: заработная плата, премия, компенсационный (социальный) пакет, опцион в компании и др.
Нематериальных инструментов гораздо больше. Например: переходящий титул на ограниченный период, почетная грамота, знак отличия, размещение фотографии на Доске почета, награждение билетами в театр (с семьей), именные канцелярские принадлежности (бумага, папки, файлы и т.д.), фото представителя в буклете кампании, оплата проезда, оплата абонемента в спортивный клуб, новый принадлежности для бизнеса, бесплатные обеды на неделю в ресторане, именные часы, возможность в течение дня испытать себя в роли руководителя, совместные коллективные мероприятие (спорт и отдых) и др.
Для сотрудников, чьими основными мотиваторами является признание, карьера, статус, самоутверждение у руководителя есть еще несколько вариантов нематериальных инструментов: участие в принятии решений; делегирование полномочий; участие в новом проекте компании; передача важного (ключевого) клиента.
Изучим мотивационный механизм, существующий в ООО «СЕЗАМ».
По способу воздействия обычно подразделяются на три основные группы: административные, экономические и социальные. Руководство ООО «СЕЗАМ» для стимулирования труда своих работников использует следующие методы. Основным экономическим методом мотивации персонала в компании является зарплата, начисляемая по повременно-премиальной и сдельной системам оплаты труда.
Использование прямой сдельной системы оплаты труда рабочего предполагает, что размер заработка определяется количеством выработанной им за определенный отрезок времени продукции. Вся выработка рабочего оплачивается по одной постоянной сдельной расценке.
Для руководителей, специалистов и служащих используется система должностных окладов, установленных в соответствии с занимаемой должностью.
С целью соблюдения трудовой производственной дисциплины применяется административная мотивация персонала в виде наложения взысканий, предупреждений, выговоров, штрафов, и даже увольнения с работы.
Проведенный опрос среди работников ООО «СЕЗАМ» (табл.6) выявил основные мотивы труда (в % к числу опрошенных).
Таблица 6 - Мотивы сотрудников ООО «СЕЗАМ», %
ВопросыОтветыЧетко
Как видим, и в ООО «СЕЗАМ» одним из основных стимулов трудовой активности, является материальная заинтересованность. Материальное стимулирование предполагает следующее: устанавливается заработная плата по труду каждому работнику, зависящую от его квалификации, личного вклада и качества труда. При равных результатах труда, квалификации, должностных обязанностей - равная оплата труда. Основным критерием материальной заинтересованности работника в результатах своего труда является:
- премирование работников
за выполнение заданий с
единовременное поощрение за выполнение особо важных заданий.
Установлены следующие
виды оплаты труда: повременно-премиальная
и оклады. Кроме этого, руководители
и специалисты могут
Для улучшения качества работ в ООО «СЕЗАМ» могут производиться премирования по итогам работы за год. В случае грубого нарушения трудовой дисциплины (прогулы, появления на работе в состоянии алкогольного опьянения, необоснованный отказ от работы) работник лишается права на получение данной премии.
Предприятием может оказываться материальная помощь работникам в связи с непредвиденными обстоятельствами (несчастные случаи, стихийные бедствия, смерть близких родственников) в размере до 10-кратного минимума заработной платы, установленного в РФ на этот период, но не более одного раза в год и при наличии финансовых ресурсов.
Кроме того, работникам, имеющим детей младшего школьного возраста, предоставляется однодневный оплачиваемый отпуск в День знаний (1 сентября). Работники предприятия имеют право на получение следующих льгот: оплаченные отпуска; оплаченные дни временной нетрудоспособности; оплаченное время перерыва на отдых; оплаченное время на обед; помощь в повышении образования, профессиональной подготовке и переподготовке; компенсация транспортных расходов.
Однако, известно, что существует неукоснительное правило: пока не решены вопросы материальной мотивации, инструменты нематериальной мотивации будут незначимы для человека. Нематериальное стимулирование, как мотивационный фактор в ООО «СЕЗАМ»включает поощрение профессионального роста. На предприятии существует также организация поздравления работников с днем рождения и праздниками.
Информация о работе Разработка модели мотивации персонала предприятия