Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 07:02, курсовая работа
цель: рассмотреть механизм реализации кадровой политики на примере конкретного предприятия и на этой основе разработать предложения по его совершенствованию.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
- рассмотрение сущности, роли и значения понятия «адаптация персонала» раскрытие особенностей формирования кадров в стратегическом менеджменте;
- изучение технологии и практики формирования персонала;
- изучение механизма реализации кадровой политики на примере конкретного предприятия и выработка предложений по его совершенствованию.
Введение 3
1. Теоретические основы разработки подсистемы маркетинга «управления персоналом» 6
1.1. Сущность адаптации персонала в организации 6
1.2. Адаптация персонала как часть стратегии компании 9
1.3. Особенности адаптации сотрудников в производственной отрасли 14
2. Разработка системы управления на предприятии 21
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 21
2.2. Проблемы управления персоналом в организации 24
2.3. Совершенствование управления персоналом на предприятии 29
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложения 52
2. Адаптация менеджеров среднего звена
В процесс адаптации менеджеров среднего звена включается этап ознакомления с соответствующей документацией.
Принятому работнику предоставляются следующие печатные документы:
краткое описание структуры предприятия;
схема организационной структуры предприятия;
план цехов, подразделений предприятия;
список служебных телефонов;
«философия фирмы»;
обязательство о неразглашении коммерческой тайны;
правила внутреннего трудового распорядка;
бланк адаптации.
Представление другим сотрудникам, ознакомление с рабочим процессом происходит при обязательном участии сотрудника службы управления персоналом. Оптимальным способом подачи ознакомительного материала признано проведение специализированных семинаров по направлениям. Для скорейшей адаптации менеджеров среднего звена, задействованных в производственном процессе, предприятие организует обучение технологии производства мебели, продакт-тренинги. Для менеджеров по продажам проводится дополнительное специальное обучение теории и практике продаж, технике эффективного общения [6,c.57].
Внимание к процессу адаптации менеджеров повышается, т.к. эта позиция требует мобильного выполнения значительного количества разнообразных, достаточно сложных функций. Если человек плохо ориентируется в тонкостях своих разносторонних обязанностей, от этого страдает рабочий процесс, а сам он разочаровывается в новой работе раньше, чем сумеет осознать, что при соответствующей подготовке и помощи может справиться с трудностями. В связи с этим адаптационные мероприятия должны выполнять еще и функцию удержания, закрепления нового работника на предприятии. Этому способствует расширение сроков адаптационного периода, когда работа менеджера подкрепляется контролем руководителя более высокого звена и соответствующей помощью.
3. Адаптация руководителей
Процесс адаптации менеджеров высшего звена начинается с того, что принятому руководителю вручаются печатные документы (перечень их такой же, как и для менеджеров среднего звена).
Далее руководитель вводится в должность – генеральный директор или директор по персоналу представляет нового сотрудника. Происходит осмотр подразделения, знакомство с сотрудниками и ознакомление с предприятием в целом. Служба управления персоналом стремится помочь новому руководителю влиться в коллектив, предоставляя необходимую информацию о традициях организации, потенциале каждого сотрудника, об особенностях социально-психологического климата в коллективе.
Даже если с профессиональной стороны руководитель соответствует занимаемой должности, в процессе социально-психологической адаптации, как показывает практика, наиболее часто приходится сталкиваться с проблемами, которые заключаются в следующем:
1.С подчиненными поначалу
не всегда можно найти общий
язык вследствие их
2.Существует опасность
несоответствия уровня
3.Принятие коллективом
нового руководителя связано
с сопоставлением его с
Опыт деятельности предприятия показал, что использование комплекса профессиональной и психологической адаптации нового специалиста оказывается более эффективным и экономичным, чем неудачное завершение испытательного срока и поиск новых и новых кандидатов на освободившуюся вакансию.
2. Разработка системы управления на предприятии
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Неизменным лидером в производстве молочной продукции в области является ОАО «Заинский молокозавод», выпускающий более 60 наименований продукции.
Потенциал для увеличения объемов производства молочной продукции в области имеется, для этого необходимо обеспечить стабильный рост объемов поступающего на переработку молока. Проект по организации закупа молока у населения, реализованный в 2009-2010 г. на базе основных перерабатывающих предприятий, дал положительные результаты.
В 2011 г. производство цельномолочной продукции составило 97,7 % к 2010 г. В структуре цельномолочной продукции основная доля приходится на цельное молоко - 43,8 %, кисломолочная продукция составляет 20,0 %. Динамика производства цельномолочной продукции за период 2005-2011 гг. положительная, рост составил 248 %.
Большое внимание уделяется упаковке молока, кисломолочной продукции. В 2011 г. по сравнению с предыдущим годом увеличился выпуск молочных продуктов фасованных в тару на 16 %, причем упаковка в тетрапакеты возросла на 12,5 %, а в полимерную пленку – на 22 %. Производство масла животного по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 9 %. Вес в упаковке масла животного за последний год увеличился на 8,3 % по сравнению с 2009 г.
Для общей оценки хозяйственной
деятельности ОАО «Заинский молокозавод»
рассмотрим основные показатели экономической
деятельности (данными для анализа
послужила бухгалтерская
Анализируя данные, экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия, можно сделать выводы, что в основном произошли небольшие изменения.
Таблица 1
Основные показатели хозяйственной деятельности ОАО «Заинский молокозавод»
Показатели |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Темп роста 2010г. к 2007 г. %. |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
383936 |
446004 |
492777 |
637085 |
165,9 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб. |
30653 |
21035 |
25957 |
59126 |
192,9 |
Стоимость оборотных средств, тыс.руб. |
73249 |
91227 |
80826 |
83160 |
113,5 |
Среднегодовая численность работников, чел. |
361 |
375 |
378 |
391 |
108,3 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. |
356095 |
414418 |
451694 |
588001 |
165,1 |
Валовая прибыль, тыс.руб. |
27841 |
31586 |
41083 |
49084 |
176,3 |
Прибыль до налогообложения, тыс.руб. |
2500 |
10579 |
14313 |
18147 |
725,9 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
778 |
6641 |
9381 |
11966 |
1538,0 |
Рентабельность, % |
0,2 |
1,4 |
1,9 |
1,8 |
900,0 |
Выручка на 1 работника, тыс. руб. |
1063,53 |
1189,34 |
1303,64 |
1629,3 |
153,2 |
Чистая прибыль на 1 работника, тыс. руб. |
2,16 |
17,71 |
24,82 |
30,6 |
1416,7 |
В результате работы ОАО "Заинский молокозавод" выручка от реализации в 2011 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 65,9 %. Это произошло за счет увеличения цен на сырье. Наблюдается изменение стоимости основных фондов в 2011 году в сравнении с 2008 годом - увеличение на 92,9 %.
Стоимость оборотных средств возросла в 2011 году по отношению к 2008 году на 13,5 %. Наряду с этим наблюдается увеличение численности работников в 2011 году на 8 %, в сравнении с 2008 годом. Также наблюдается увеличение валовой и чистой прибыли в 2011 году в сравнении с 2008 годом на 76 % и на 1538 % соответственно. Рост прибыли предприятия обусловлен фактом превышения темпов роста выручки от продаж по сравнению с темпами роста себестоимости продукции, что несомненно является позитивной тенденцией. Также наблюдается увеличение себестоимости проданных товаров в 2011 году в сравнении с 2008 годом на 65 %. Выручка и чистая выручка в расчете на 1 работника имеют тенденцию к увеличению, это является положительным показателем [11, c.32].
Рентабельность продаж на протяжении рассматриваемого периода имела тенденцию к росту. Хотя, значение данного показателя является низким – 0,2 % в 2008 г. и 1,8 % в 2011 г. Проанализировав данные таблицы 2, можно сделать выводы, что основные показатели хозяйственной деятельности предприятия имеют в целом позитивную тенденцию изменения, что может свидетельствовать о хорошем финансовом состоянии предприятия.
Основное производство сыра в области (81 %) сосредоточено в ОАО «Заинский молокозавод». В 2011 г. производство сыров жирных составило 81,5 % к 2009 г. В 2011 г в структуре производства сыров основная доля приходилась на сыры плавленые – 45,3 %, сыры мягкие – 26,6 %. ОАО «ЗАИНСКИЙ МОЛОКОЗАВОД» является лидирующим предприятием по производству и реализации молочных продуктов на рынке города, где конкуренция представлена достаточно широко.
Во-первых, на рынке сосуществует огромное количество производителей с других регионов, главной особенностью которых является сильная позиция в одном-двух видах продукции. К ним относятся предприятия, занимающие лидирующие позиции в масштабах страны: компания «Вим-Биль-Дан», компания «Милко» г. Красноярск, компания «Кампина», Московский завод плавленых сыров «Карат», «Останкинский молочный комбинат» и др.
Сильные стороны: развитая диллерская сеть; «бренд», поддерживаемый СМИ; яркая красочная упаковка, новые виды.
Слабые стороны: высокая цена в среднем на 10-20 %, удаленность от рынка сбыта.
Во-вторых, развитие молочного производства местных производителей: ООО «АКСУБАЕВСКИЙ МОЛОКОЗАВОД», ООО «Сармановский молокозавод».
Сильные стороны: возможность ведения ценовой конкуренции, хорошее качество, у некоторых собственная сырьевая база, хорошие финансовые возможности, развитая маркетинговая и сбытовая политика.
Слабые стороны: ООО Сармановский молокозавод - неполный ассортимент, не охвачен нижний ценовой сегмент, ООО «АКСУБАЕВСКИЙ МОЛОКОЗАВОД» - небольшой ассортимент, удаленность от города, ограниченные производственные мощности.
Остальные участники рынка занимают сравнительно небольшие доли рынка и потенциальной угрозы не представляют. Это фермеры и частные лица, торгующие продукцией на розлив и разновес.
Сильные стороны: цена ниже в среднем на 30-40 %, более жирная продукция.
Слабые стороны: небольшой ассортимент, не всегда соблюдаются санитарные нормы.
Министерство сельского хозяйства Республики Татарстан в сентябре 2011 г. приняло решение установить единую закупочную цену на молоко, приобретаемое у населения. Теперь литр продукта обойдется сборщикам в 10 рублей. В районах, близких к областному центру, стоимость этого продукта ранее составляла 12-14 рублей.
Новая рекомендованная закупочная цена в 10 рублей выгодна в первую очередь перекупщикам. Крупные фирмы стараются работать напрямую с предприятиями. К примеру, некоторые комбинаты с недавних пор стали покупать молоко высшего качества по 15 рублей за литр. Правда, отпускаемая в магазинах продукция также подорожала на 10 процентов, а розничные цены на литр переработанного и упакованного местного молока уже превысили 30 рублей.
2.2. Проблемы управления персоналом в организации
В процессе анализа трудовых ресурсов были выявлены следующие проблемы:
1) В ОАО «ЗАИНСКИЙ МОЛОКОЗАВОД» штатный состав полностью укомплектован, есть достаточно престижные рабочие места и работа хорошо оплачивается, особенно с учетом стажа, поэтому получить рабочее место достаточно сложно.
2) При отборе
кадров используется только
3) Увольнения
по причине
4) Существуют
жесткие требования к
5) Небольшой кадровый состав, маленькая площадь здания, что с одной стороны хорошо (четкость действий, беспрекословное подчинение), с другой – плохо (нет возможности нанимать новых специалистов).