Разработка путей повышения эффективности деятельности оптово–розничной предприятия на примере ООО «Авангард»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:59, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка путей повышения эффективности оптово – розничной деятельности ООО «Авангард».
Основными задачами являются:
-Рассмотреть теоретические аспекты эффективности оптово-розничной деятельности предприятия,
-Изучить внешнюю и внутреннюю среду организации ООО «Авангард»,
- Проанализировать технико-экономического состояние предприятия,
- Оценить финансовые результаты деятельности предприятия ООО «Авангард»
- Разработать и обосновать мероприятия по повышению эффективности работы предприятия.

Файлы: 1 файл

diplom_28_05_13.docx

— 259.08 Кб (Скачать файл)

Расчет эффективности  проводится путем сравнения затрат с экономическим эффектом как  денежным выражением результата. Положительный  экономический эффект – это экономия, отрицательный – убыток.

Конечным результатом  производственно-хозяйственной деятельности предприятия является изготовленный  продукт и/или предоставленная  услуга, то есть вновь созданная  стоимость, а финансовым результатом  коммерческой деятельности – полученный доход. 

Соответствующие виды эффективности  различают преимущественно на основании  получаемых результатов хозяйственной  деятельности предприятия. 

Экономическую эффективность  отражают через различные стоимостные  показатели, характеризующие промежуточные  и конечные результаты деятельности. К таким показателям относятся: объем предоставленных услуг, величина полученной прибыли, рентабельность, экономия ресурсов, производительность труда  и т.д. 

Социальная эффективность  заключается в сокращении продолжительности  рабочей недели, увеличении количества новых рабочих мест, улучшении  условий труда и быта и т.д. 

Для каждого предприятия  желаемое повышение эффективности  деятельности всех структурных подразделений, что в целом приведет к повышению  эффективности работы всего предприятия. 

Суть проблемы повышения  эффективности деятельности заключается  в том, чтобы на каждую единицу  затрат добиться максимально возможного увеличения объема предоставляемых  услуг или прибыли.

1.2 Показатели эффективности  деятельности предприятия

Определение эффективности  предпринимательской деятельности начинается с установления критерия эффективности, то есть главного признака оценки эффективности.

Смысл критерия эффективности  производства вытекает из необходимости  максимизации получаемых результатов  или минимизации производимых затрат исходя из поставленных целей развития предприятия. Такими целями могут быть: обеспечение выживаемости, достижение устойчивого роста, структурная  перестройка, социальная стратегия  и пр.

При всем многообразии этих целей доминирующей становится достижение наилучших экономических результатов, стремление к извлечению наибольшей массы прибыли с учетом долговременной перспективы развития.

Система показателей эффективности  деятельности предприятия, включает несколько  групп (см. табл. 1.1).

Таблица 1.1 – Система показателей  эффективности деятельности предприятия

Показатель

Порядок расчета

Обобщающие показатели эффективности  деятельности

уровень удовлетворения потребностей рынка

Общий продаж / Объем рынка 

предоставление услуг  на единицу затрат

Выручка / Общие затраты

прибыль на единицу общих  затрат

Прибыль / Общие затраты

затраты на единицу услуг 

Затраты / Выручка

рентабельность продукта или услуг

Прибыль / Выручка 

Показатели эффективности  использования труда(персонала)

производительности труда

Выручка / Численность персонала

коэффициент использования  полезного 

фонда рабочего времени

Реальный фонд рабочего времени / Номинальный фонд рабочего времени

трудоемкость единицы  продукта (услуги)

Реальный фонд рабочего времени /

Объем производства в натуральном  выражении

зарплатоемкость единицы продукта (услуги)

Фонд заработной платы / Выручка

общая фондоотдача

Выручка / Среднегодовая  стоимость основных средств

фондоотдача активной части 

основных фондов

Выручка / Среднегодовая  стоимость активной части основных средств

рентабельность основных фондов

Прибыль / Среднегодовая  стоимость основных средств

фондоемкость единицы продукта (услуги)

Среднегодовая стоимость  основных средств / Выручка

материалоемкость

Выручка / Материальные затраты 

Показатели эффективности  использования финансовых средств

оборачиваемость средств

Выручка / Среднегодовая  стоимость оборотных средств

рентабельность оборотных  средств

Прибыль / Среднегодовая  стоимость оборотных средств

рентабельность инвестиций

Прибыль / Сумма инвестиционных вложений

срок окупаемости вложенных  инвестиций

Сумма инвестиционных вложений  / Прибыль


В настоящее время наиболее полное и последовательное исследование экономической эффективности хозяйственной  деятельности дается в теории комплексного экономического анализа. Анализу эффективности  посвящены все разделы текущего, перспективного и оперативного анализа. Оценивается достигнутая эффективность  хозяйственной деятельности, выявляются факторы ее изменения, неиспользованные возможности и резервы повышения.

Эффективность хозяйственной  деятельности измеряется одним из двух способов, отражающих результативность работы предприятия относительно либо величины авансированных ресурсов, либо величины их потребления (затрат) в процессе производства. Эти показатели характеризуют степень деловой активности предприятия.

Соотношение между динамикой  продукции и динамикой ресурсов (затрат) определяет характер экономического роста. Экономический рост производства может быть достигнут как экстенсивным, так и интенсивным способом. Превышение темпов роста продукции над темпами роста ресурсов или затрат свидетельствует о наличии интенсивности в экономическом росте.

Для оценки эффективности  хозяйственной деятельности также  используются показатели рентабельности — прибыльности или доходности капитала, ресурсов или продукции.

Деловая активность предприятия  в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота  его средств. Рентабельность предприятия  отражает степень прибыльности его  деятельности. Анализ деловой активности и рентабельности заключается в  исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов  оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия. Общая схема формирования рассматриваемых показателей представлена в табл. 1.2.

Таблица 1.2 – Общая схема формирования показателей рентабельности и деловой активности

Финансовый результат

Знаменатель финансового  коэффициента

Выручка от реализации

Прибыль

Прибыль

 

Рентабельность продаж

Показатель средств предприятия или их источников

Оборачиваемость средств предприятия или их источников

Рентабельность средств предприятия или их источников


В первой строке и в первом столбце таблицы представлены возможные  варианты соответственно числителя  и знаменателя финансового коэффициента. На пересечениях второго и третьего столбцов с второй и третьей строками таблицы показаны три различных типа относительных показателей, получающихся при сочетании различных значений числителя и знаменателя (исключение представляет пересечение второго столбца и второй строки, не дающее показателя).

При расчете показателей  рентабельности в качестве показателя прибыли может быть взята прибыль  от реализации продукции (работ, услуг), балансовая прибыль, облагаемая налогом  прибыль, чистая прибыль, остающаяся в  распоряжении предприятия после  уплаты налогов.

Прибыльность средств предприятия или источников обусловлена как ценообразовательной политикой предприятия и уровнем затрат на производство реализованной продукции (они комплексно отражаются в показателе рентабельности продаж), так и деловой активностью предприятия, измеряемой оборачиваемостью средств или их источников. При низкой прибыльности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота капитала и его элементов и, наоборот, определяемая тем и или иными причинами низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована только снижением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, т.е. повышением рентабельности продаж.

Анализ структуры прибыли (убытка) позволяет оценить влияние  отдельных ее слагаемых на конечный финансовый результат – прибыль (убыток) от деятельности предприятия за отчетный год. Наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия составляет прибыль от реализации, поэтому его снижение будет свидетельствовать о снижении эффективности основной деятельности предприятия. В связи с этим одной из важнейших задач анализа прибыли от реализации является оценка влияния отдельных факторов на ее изменение по сравнению с предыдущим годом. Углубленному анализу также подлежат те слагаемые прибыли, (убытка) отчетного года, которые составляют значительный удельный вес в прибыли (убытке) отчетного года.

Показатели рентабельности являются относительными показателями и определяются как отношение  прибыли к стоимости используемых предприятием ресурсов. Они характеризуют  эффективность работы предприятия  в целом, доходность различных направлений  деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько  групп:

  1. Показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
  2. Показатели, характеризующие прибыльность продаж,
  3. Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли  от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности предприятия (окупаемость  затрат) Rз исчисляется путем отношения прибыли от реализации (П рп) или чистой прибыли от основной деятельности (ЧП), или суммы чистого денежного притока (ЧДП), включающего чистую прибыль и амортизацию отчетного периода, к сумме затрат по реализованной продукции (З):

     или   или     (1.1)

Она показывает, сколько  предприятие имеет прибыли или  самофинансируемого дохода с каждого  рубля, затраченного на производство и  реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным  его сегментам и видам продукции. Последний показатель точнее предыдущих отражает результаты деятельности предприятия,  поскольку учитывает не только чистую прибыль, а всю величину собственных  заработанных средств, поступающих  в свободное распоряжение предприятия  из оборота. Сумма прибыли может  быть небольшой, если предприятие применяет  ускоренный метод начисления амортизации, и наоборот. Однако в совокупности эти две величины довольно реально  отражают доход предприятия, который может быть использован в процессе реинвестирования.

Для оценки деловой активности предприятия  применяются следующие показатели:

1. Коэффициент оборачиваемости  оборотных средств (Коб), характеризующий число оборотов, совершенных оборотными средствами за отчетный период:

,      (1.2)

где      Р – объем реализованной продукции, тыс. р.

С – средняя стоимость  оборотных средств за год, тыс. руб.

В качестве показателя средней  за период величины средств предприятия  или их источников, используемого  при расчете деловой активности, могут быть использованы итог баланса, величины мобильных средств (оборотных  активов), материальных мобильных средств, готовой продукции, дебиторской; задолженности, кредиторской задолженности, основных средств и прочих внеоборотных активов, собственных средств, перманентного  капитала и т.д.

2. Продолжительность одного  оборота средств в днях (Доб), т.е. время, в течение которого оборотные средства проходят все стадии одного кругооборота:

,      (1.3)

где   Д – число дней в отчетном периоде (год – 360, квартал – 90).

Ускорение оборачиваемости  оборотных средств – один из важнейших факторов улучшения финансового состояния. Ускорение оборачиваемости оборотных  средств  позволяет высвободить  из оборота часть оборотных средств или при той же сумме оборотных средств увеличить объем производства и реализации продукции.

В процессе анализа отчетные показатели оборачиваемости оборотных  средств сравниваются с показателями за предыдущий период. При увеличении продолжительности оборота средств  выясняются причины замедления их оборачиваемости и разрабатываются меры по их устранению.

1.3 Пути повышения эффективности  деятельности предприятия

Вопросы повышения эффективности  деятельности предприятия – и, как следствие, конкурентоспособности компаний – задача, от решения которой зависит успех развития в условиях рыночной экономики. Измерение и анализ эффективности важны для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях экономики.

Концепция эффективности, рассматриваемая  в данном разделе курсовой работы, носит обобщенный, универсальный  характер и применима для любой  организации, будь то промышленное предприятие; компания, работающая в сфере услуг; государственное учреждение.

Любая организация в конкурентной среде является открытой организацией, функционирующей во внешней среде; она взаимодействует с потребителями, поставщиками, конкурентами, законодательными и общественными организациями. Организация, как и каждый элемент  ее внешней среды, имеет свои интересы. Неизбежно возникает необходимость  их согласования, и организации важно  действовать с учетом всех заинтересованных сторон и быть социально ориентированной  на результаты своей деятельности. В этих условиях чрезвычайную важность приобретают такие понятия, как  партнерство, стратегия, ориентированная  на «выигрыш каждой» из сторон.

Исключительную ценность приобретает целостность системы – как основополагающий принцип современного менеджмента. Ни один из структурных элементов организации, ни одно из подразделений не имеют значения сами по себе. Они важны только в совокупности, как интегрированное целое. Следовательно, с точки зрения эффективности следует рассматривать организацию в различных аспектах ее функционирования, во взаимосвязи и взаимозависимости ее компонентов. Важно учитывать, что повышение эффективности в каком-то отдельном элементе системы без учета последствий для других, может оказаться губительным для системы в целом.

При системном подходе  к организации значительное место  уделяется философии управления, основанной на привлечении персонала  к процессам принятия решений, к  участию в управлении. Эта философия, характерная для большинства  крупных компаний мира, включает в  себя следующие компоненты:

  • Эффективность деятельности компании, в том числе определяется качеством ресурсов, созданием такой атмосферы уважения и заинтересованности, поддержки творческой инициативы. На первый план выходят и являются ее главной ценностью человеческие ресурсы.
  • Конкурентная борьба все больше становится борьбой не ресурсов, а стратегий. Компании все чаще вкладывают инвестиции в создание ключевых компетенций и обеспечение перспектив развития. Большую роль играет инновационный потенциал компании, способность разрабатывать более эффективные стратегии и постоянно развиваться, обновляя структуру и ведущие бизнес-процессы в ответ на вызовы внешней среды.
  • Большое значение придается командной, групповой работе; в противовес «индивидуализму». Соответственно, рассматривается вопрос децентрализации полномочий и делегирования ответственности на более низкие уровни управления, отказ от исключительно авторитарного стиля управления, заинтересованность высшего менеджмента компании в повышении эффективности работы группы.
  • Пересмотр традиционных систем вознаграждения персонала, внедрение схем получения сотрудниками доли от прибыли предприятия, полученной за счет повышения эффективности текущей деятельности.
  • Организация строится как динамичная система, для которой изменения являются неотъемлемым элементом развития. Успех проведения изменений зависит от степени вовлеченности и мотивации персонала.

Информация о работе Разработка путей повышения эффективности деятельности оптово–розничной предприятия на примере ООО «Авангард»