Разработка путей повышения эффективности деятельности оптово–розничной предприятия на примере ООО «Авангард»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:59, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка путей повышения эффективности оптово – розничной деятельности ООО «Авангард».
Основными задачами являются:
-Рассмотреть теоретические аспекты эффективности оптово-розничной деятельности предприятия,
-Изучить внешнюю и внутреннюю среду организации ООО «Авангард»,
- Проанализировать технико-экономического состояние предприятия,
- Оценить финансовые результаты деятельности предприятия ООО «Авангард»
- Разработать и обосновать мероприятия по повышению эффективности работы предприятия.

Файлы: 1 файл

diplom_28_05_13.docx

— 259.08 Кб (Скачать файл)

Устойчивость позитивных изменений становится все более  важным аспектом стратегии развития компаний, эффективность же является одним из индикаторов ее деятельности.

Эффективность является мерой  как экономичности, так и результативности использования ресурсов — труда, капитала, земли, материалов, энергии, времени, информации и т.д. — при  производстве товаров и услуг, удовлетворяющих  запросам и требованиям потребителей. Ее измерение может стимулировать  улучшение текущей деятельности компании, внедрение и функционирование могут повысить производительность труда на 5–10% без внедрения дополнительных организационных изменений. Показатели эффективности помогают устанавливать  реалистичные цели и контрольные  точки для диагностики деятельности в процессе развития организации.

Все компании имеют структуру, отражающую различные функции, виды продукции или направления специализации. Целевая специализации показывает, кто именно и какая часть организации  могут эффективно воздействовать на каждый ресурс. С целью принятия обоснованных управленческих решений  в области повышения эффективности  деятельности крайне важно классифицировать все факторы эффективности на группы и подгруппы. Это позволит выяснить «вес» и приоритетность каждого из них, а также определить ответственных лиц и организационные  подразделения в компании.

Современные организации  могут иметь многоаспектные задачи и стратегии их реализации, значит, и классификация факторов эффективности  производства также должна быть многоаспектной и максимально соответствовать  структуре организации и/или циклу  изготовления продукции. Это соответствие может быть достигнуто: за счет более  точной классификации факторов и за счет изменения структур организации в целях лучшего использования этих факторов. В теории менеджмента существуют разные модели классификации факторов эффективности.

Одна из моделей классификации  факторов эффективности помогает разделить  факторы на внешние: с точки зрения обслуживания потребителей и удовлетворения спроса, а также внутренние – повышение эффективности и производительности компании. Внешние факторы – те, которые в краткосрочном плане не могут быть объектами контроля или влияния со стороны руководства предприятия, а внутренние – те, которые находятся под контролем руководства предприятия и на которые оно должно оказывать влияние; при этом важно знать и понимать значение и способы взаимодействия внешних и внутренних факторов.

Рассмотрим внутренние факторы эффективности, о которых в первую очередь зависит эффективность производства.

1. Факторы, связанные с  процессом производства

Производственный процесс – комплексная система. Повышение эффективности зависит от того, насколько успешно мы определяем и используем основные факторы системы.

На основании модели «входов–выходов» – основными логически последовательными элементами любого производственного процесса являются факторы эффективности производства, которые могут быть разбиты на четыре группы:

  • вход в процесс (факторы, связанные с исходными ресурсами);
  • процесс (преобразование исходных ресурсов в готовую продукцию);
  • результат (продукция и услуги, предназначенные для продажи);
  • обратная связь (измерение результатов).

Эти группы факторов должны быть хорошо сбалансированы и скоординированы. Обратная связь (в нашем случае – измерение и анализ эффективности) дает наилучшие критерии оценки сбалансированности и скоординированности факторов, воздействующих на процесс и его результаты.

Если менеджмент компании научится планировать и использовать на практике действенные системы  стимулирования факторов, связанных  с процессом производства, то неизменным результатом будет значительный рост эффективности производства.

Обратная связь может  рассматриваться как средство измерения  и контроля эффективности деятельности компании. На уровне предприятия необходимо контролировать соотношение затрат на приобретение исходных ресурсов и  стоимость готовой продукции. Это  измерение учитывает условия  ведения бизнеса, уровень цен, производственную специализацию компании, степень  вмешательства государства в  экономику и т.д. Использование  результатов измерения эффективности  деятельности важно в целях принятия результативных управленческих решений.

Системный анализ эффективности  и прибыльности деятельности компании позволяет отследить динамику прибыли  компании в зависимости от изменений  эффективности ее деятельности.

При этом задача руководства  компании состоит в том, чтобы  оценить те факторы, которые влияют на эффективность деятельности и  принять соответствующие меры для  их использования с выгодой для  себя.

2. Факторы, связанные с  исходными ресурсами

Эта группа факторов особенно важна, поскольку наиболее полно  соответствует частным показателям  эффективности производства, таким  как производительность труда и  капиталоотдача. Анализ соотношения  капитал/труд и эффективности дает важную информацию для принятия управленческих решений в области улучшения  качества и возможного сочетания  ресурсов, а также методов их использования.

Повышение показателей эффективности  деятельности компаний в значительной степени зависит от оптимального выбора сырья и материалов для  производства собственной продукции. Материалоотдача (выход продукции на единицу потребляемых сырьевых ресурсов или энергоносителей) зависит от их правильного выбора, включает такие показатели, как количество, ассортимент, качество, рыночная цена; а также требует постоянного внимания к оптимизации складских запасов, сокращения накладных расходов и экономии энергоресурсов.

Технологические нововведения представляют важнейший источник роста  эффективности производства. Повышение  уровня автоматизации и применение информационных технологий помогут  компании добиться прозрачности бизнеса  для руководителей и собственников  компаний, повысить эффективность принятия управленческих решений, увеличить  объем выпуска товаров и услуг, повысить качество, внедрить новые  методы маркетинга и т.д.

Человеческий фактор является ведущим ресурсом с точки зрения повышения эффективности деятельности компании. Следовательно, компании заинтересованы в найме хорошо образованной, квалифицированной  и профессионально подготовленной рабочей силы, что позволит минимизировать издержки на внутрифирменное обучение.

3. Факторы, связанные с  выпуском продукции

В данном случае продукцию  рассматриваем с точки зрения потребительской стоимости для  покупателей. Сочетание научных  исследований, маркетинга и сбыта  становится важнейшим фактором эффективности: наличие продукта в нужном месте, в нужное время и по разумной цене определяет его ценность для потребителя.

Важнейшие факторы эффективности  на стадии выпуска продукции должны учитываться руководством компании, в особенности при проектировании маркетинга и сбыта, в целях более  активного проникновения на рынок  и совершенствования продвижения  продукции к потребителю. Менеджменту  компании важно учитывать обратную связь с потребителем, и незамедлительно  реагировать на полученную информацию, реагируя на любые изменения рыночной среды, – способствуя тем самым повышению эффективности в долгосрочной перспективе.

4. Другие полезные факторы

Во многих случаях полезными  являются другие возможные классификации  факторов эффективности деятельности предприятия, например:

  • факторы, положительно влияющие на эффективность;
  • факторы, отрицательно влияющие на эффективность (их зачастую называют барьерами на пути повышения эффективности).

Управленческие решения  менеджмента нацелены на усиление воздействия  позитивных факторов (таких, как заинтересованность, энтузиазм, наличие технологий и  т. п.) и ликвидацию или уменьшение воздействия барьеров на пути роста  эффективности (например, сопротивление  переменам, риски в области безопасности, низкая мотивация персонала, нехватка квалифицированной рабочей силы и т. п.).

В сегменте высоко стандартизированных  товаров, могла бы стать эффективной  стратегией конкурирования и завоевания высокой лояльности потребителей как  основного конкурентного преимущества. Благодаря бурному развитию в  последние годы информационных технологий, предлагающих соответствующие программные  решения, появилась и техническая  возможность воплотить подобную стратегию в жизнь. Ориентацию всей деятельности компании на удовлетворение потребностей клиентов в научной  литературе все чаще называют маркетинговым  управлением или клиент-ориентированной  моделью бизнеса. Представляется возможным  назвать выделить стратегию конкурирования, актуальную для компаний, работающих на современных конкурентных рынках, и дать ей название «клиент-ориентированная  модель бизнеса».

Таким образом, описанные  выше стратегии конкурирования охватывают широкий диапазон ситуаций, в которых  могут оказаться современные  компании. Они задают основное направление  действий по борьбе с конкурентами для каждой из них и предлагают для этого наиболее оптимальные способы. Однако, поскольку ситуация на каждом конкретном рынке уникальна, каждая компания должна разработать для себя индивидуальную стратегию, основанную на анализе существующих возможностей и рисков. По мнению большинства авторов, самая большая ошибка компаний – пытаться использовать все конкурентные стратегии одновременно или не использовать стратегию вообще. Основной вывод, выраженный одной фразой, можно было бы сформулировать так: не бывает плохих или хороших стратегий, существуют стратегии, актуальные для конкретных условий конкурентной среды. Универсальной конкурентной стратегии не существует. Только стратегия, согласованная с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладаем фирма, может принести успех.

1.4 Оценка и анализ внешней среды

Внешняя среда состоит  из макроокружения и непосредственного  окружения. Оценка макроокружения включает оценку следующих его компонент:

1. Экономическая компонента.

Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Совершенно очевидно, что это является жизненно важным для организации, так как доступ к ресурсам очень сильно определяет состояние входа в организацию. Изучение экономики предполагает анализ ряда показателей: величины валового национального продукта, темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм налогообложения, платежного баланса, норм накопления и т.п.

2. Правовая компонента.

Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов.

3. Политическая компонента.

Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику.

4. Социальная компонента.

Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и качеству жизни, как существующие в обществе обычаи и верования, как разделяемые людьми ценности, как демографическая структура общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей и т.п.

5. Технологическая компонента.

Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.

Рассмотрим инструмент, предназначенный  для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, который называется PEST-анализ.

Основные положения PEST-анализа:

  • Анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны.
  • Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее. Обычно PEST-анализ представляют в виде таблицы:

Таблица 1.3 – PEST-анализ

Политика

Экономика

   

Социум

Технология

   

Изучение непосредственного  окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии:

Информация о работе Разработка путей повышения эффективности деятельности оптово–розничной предприятия на примере ООО «Авангард»