Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления малым предприятием (на примере ООО "Терра-Строй")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей дипломной работы- изучить особенности управ-ления малыми предприятиями и проанализировать возможные пути повышения эффективности управленческой деятельности.
Исходя из поставленной цели, в работе были сформулированы следую-щие задачи:
•определить сущность и содержание процесса управления предпри-ятием и его особенности для малого бизнеса;
•изучить систему управления ООО «Терра-Строй» и выявить про-блемы для повышения эффективности управления на предприятии;
•дать рекомендации по повышению эффективности управления ООО «Терра-Строй».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы управления малым предприятием………….6
1.1. Сущность и содержание процесса управления предприятием…………..6
1.2. Особенности управления малым предприятием…………………………16
Выводы по первой главе……………………………………………………….24
Глава 2. Особенности управления ООО "Терра-Строй"…………………….26
2.1. Характеристика ООО "Терра-Строй" и анализ показателей ее деятельности……………………………………………………………………………….26
2.2. Особенности управления ООО "Терра-Строй"………………………….34
Выводы по второй главе ………………………………………………………44
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности управления ООО "Терра-Строй"……………………………………………………………………….47
3.1. Мероприятия по совершенствованию мотивации сотрудников предприятия.……………………………………………………………………………..47
3.2. Мероприятия по совершенствованию автоматизации и информационного обеспечения…………………………………………………………………….50
3.3. Совершенствование корпоративной культуры………………………….54
3.4. Совершенствование системы подбора персонала……………………….59
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………………..
Приложения……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления малым предприятием.doc

— 1.58 Мб (Скачать файл)

- -

Разработка рекомендаций по повышению  эффективности управления малым предприятием (на примере ООО "Терра-Строй")

 Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

 

Глава 1. Теоретические  основы управления малым предприятием………….6

1.1. Сущность и содержание процесса управления предприятием…………..6

1.2. Особенности управления малым  предприятием…………………………16

Выводы по первой главе……………………………………………………….24

Глава 2. Особенности управления ООО "Терра-Строй"…………………….26

2.1. Характеристика  ООО  "Терра-Строй" и анализ  показателей ее деятельности……………………………………………………………………………….26

2.2. Особенности управления  ООО "Терра-Строй"………………………….34

Выводы по второй главе  ………………………………………………………44

 

Глава 3. Рекомендации по повышению  эффективности управления ООО "Терра-Строй"……………………………………………………………………….47

3.1. Мероприятия по совершенствованию мотивации сотрудников предприятия.……………………………………………………………………………..47

3.2. Мероприятия по совершенствованию  автоматизации и  информационного  обеспечения…………………………………………………………………….50

3.3. Совершенствование корпоративной культуры………………………….54

3.4. Совершенствование системы подбора персонала……………………….59

 

Заключение………………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………………..

Приложения……………………………………………………………………….

 

Введение

Рынок предоставляет равные возможности участникам, но успеха добиваются единицы. По статистике в России до 80% вновь созданных компаний не доживают до 2-х летнего рубежа. Не лучшим образом сложилась судьба и у предприятий, работавших еще при СССР1. Не многим из них удалось подняться в новых экономических условиях. Причины их успеха вполне понятны - не эффективное управление.

Современные рыночные условия  требуют от предприятий разработки соответствующих показателей и критериев оценки  и методов эффективной управленческой деятельности.

Эффективная управленческая деятельность предприятием в любое время являлась важным критерием эффективности функционирования предприятия в целом. Особенно важно грамотное управления в современных рыночных условиях,  при существующих тенденциях рынка, увеличения конкуренции, жесткого регулирования со стороны государства, что отражает актуальность рассматриваемой темы. 

Особую актуальность вопросов эффективного управления приобретает  на малых предприятиях. Больше половины малых предприятий не доживают до двух лет, а десятилетнего возраста достигает лишь одно из десяти. Причиной тому в большинстве случаем является неэффективное управление.

В условиях развала российской экономики в период 90-х годов  значительная часть высоко квалифицированных специалистов потеряла свои рабочие места и была вынуждена искать себе новое применение. В этих условиях малый бизнес сыграл и продолжает играть одну из главных ролей не только в организации новых рабочих мест, но и в сохранении интеллектуального капитала нашей страны.  Финансовые успехи, мобильность, новые разработки, быстрота реагирования и создание новых рабочих мест – все это составляет сильную сторону малого бизнеса. Однако, следует отметить и слабую его сторону. Организация собственного дела не является трудоемкой операцией, требующей больших финансовых вложений, если рассматривать формальную часть этой процедуры. К тому же свобода в выборе рода занятий дает предпринимателю возможность работать в любой отрасли, независимо от образования и опыта. Но такая свобода может привести как к успеху, так и к неудаче.

Чаще всего малые  предприятия терпят неудачу, потому что менеджеры не могут справиться с постоянно возрастающими требованиями к управлению. Как точно подметил один их выдающихся исследователей менеджмента Питер Друкер, современным менеджерам приходится управлять дискретным хаосом. Адаптация к стремительно меняющейся внешней среде организации малого бизнеса требует принятия быстрых и точных решений. А это, в свою очередь, определяет необходимость не столько в быстрой адаптации организации к новым условиям хозяйствования, сколько в изменении концепции малого бизнеса и его управленческой парадигмы. Все это отражает актуальность рассматриваемой темы дипломной работы.

И так, цель настоящей  дипломной работы-  изучить особенности управления малыми предприятиями и проанализировать возможные пути повышения эффективности управленческой деятельности.

Исходя из поставленной цели, в работе были сформулированы следующие задачи:

    • определить сущность и содержание процесса управления предприятием и его особенности для малого бизнеса;
    • изучить  систему управления ООО «Терра-Строй» и выявить проблемы для повышения эффективности управления на предприятии;
    • дать рекомендации по повышению эффективности управления ООО «Терра-Строй».

Методологическую основу исследования составляют отечественные и зарубежные работы по корпоративной культуре, менеджменту, маркетингу и экономической теории (М. А. Ариарский, В. В. Томилов, Э. А. Уткачи,  Х. Хекхаузен, С. В. Шекшня, Ф. Котлер, П. Дойль, Н. А. Михеева, Г. Л. Тульчинский и др.).

Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты исследования управления предприятием ООО «Терра-Строй» могут быть использованы руководством предприятия с целью  дальнейшего анализа, исследования и принятия решений для разработки программы повышения эффективности управления предприятием, в которую в том числе могут быть включены и предложенные в рамках данной дипломной работы мероприятия.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы управления малым предприятием

    1. Сущность и содержание процесса управления предприятием

Управление- это наука  и искусство добиваться результатов  посредством организации труда других людей.

К основным функциям управления относят следующие: прогнозирование, планирование, организация, мотивация, контроль, анализ, подготовка и принятие управленческих решений, коммуникации, руководство и др2. Все эти функции тесно связаны между собой и образуют систему управления.

Эффективность такой  системы управления зависит не только от четкого выбора  методов, принципов и функций управления, но и от факторов, способствующих повышению интенсивности процесса управления.

Если руководитель любого ранга желает обеспечить хорошее  будущее своему предприятию, он должен постоянно и эффективно выполнять все управленческие функции. И начинать нужно с планирования. Если работа  спланирована руководством предприятия, то она должна быть организована, а работники  -  подготовлены для ее выполнения. Качество труда во многом зависит от побуждающих мотивов. А чтобы определить точность выполнения планов, нужно контролировать процесс труда, а результаты анализировать и делать соответствующие выводы, действия по корректировке.  Каждая из функций управления жизненно важна для предприятия.

Чтобы получить максимальный результат руководитель обязан создать достойные условия для трудовой деятельности и морально - психологические условия, в которых сотрудникам было бы  удобно и приятно работать.

Менеджмент в предпринимательстве  предусматривает использование разнообразных специфических приемов и методов, обеспечивающих обоснование и принятие рациональных управленческих решений. Совокупность этих методов и приемов, специфичных для каждой бизнеса, составляет особый стиль и методический аппарат менеджера.

Методы менеджмента - это система правил и процедур выполнения различных задач управления с целью выработки рациональных управленческих решений3. Они, как правило, вырабатываются в результате теоретических исследований и становятся достоянием широкой практики после масштабных экспериментальных апробаций. Методы менеджмента вносят определенную упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение систем управления.

Процесс управление  это непрерывный J процесс влияния на Jразличные элементы: производительность работника, группы J или организации в J целом для наилучших J результатов с позиций J достижения поставленной цели. J

«.Управлять - значит J вести предприятие к J его цели, извлекая J     максимальные возможности из J всех имеющихся в J его распоряжении J   ресурсов», J - так охарактеризовал J процесс управления Г. J Файоль, ученик J и последователь Ф. J Тейлора и один J из основателей научной J теории управления.

Процесс управления предусматривает J согласованные действия, которые J и обеспечивают в J конечном счете осуществление J общей цели или J набора целей, стоящих J перед организацией. Для J координации действий должен J существовать специальный орган, J реализующий функцию управления. J Поэтому в любой J организации выделяются управляющая J и управляемая части. J (рис.1)

Рисунок 1. Взаимодействие управляющей и управляемой части  организации

Содержание, а  также J набор действий и J функций, осуществляемых в процессе управления, J зависят от природы J организации (деловая,   административная, общественная, J образовательная, армейская ит.д.), Jот J размеров организации, от J сферы ее деятельности J (производство  товаров, оказание услуг), J от уровня в J управленческой иерархии (высшее J руководство, управление среднего J уровня, нижний уровень Jуправления), от функций J внутри организации (производство, J маркетинг,  кадры, финансы) J и еще от J многих факторов. Однако, J несмотря на все  разнообразие, как на J это обратил внимание J еще в 1916 J г. А. Файоль,     для всех процессов J управления в организации J характерно наличие в J общем-то однородных видов J деятельности. Можно сгруппировать J все виды управленческой J деятельности в четыре J основные функции управления: (1) планирование, заключающееся J в установлении целевых J показателей и выработке J плана действий по J их достижению; (2) J функция организации, посредством J которой происходит распределение J задач между отдельными подразделениями и работниками J и установление взаимодействия J между  ними; (3) J руководство, состоящее вJ мотивировании исполнителей к  осуществлению запланированных действий J и решению поставленных J задач; (4) контроль, J заключающийся в соотнесении J реально достигнутых результатов, J с запланированными целевыми J показателями.

Управление  может осуществляться J только в том J случае, когда существует J реально действующая система, J решающая задачи управления. Если данная система J является органичной частью J организации, задач, отличных J от управленческих, то J ее можно рассматривать J как    специализированную систему J или же как J систему управления.

Система управления J является формой реального J воплощения    управленческих взаимосвязей. J Она выступает как J бы в виде J реально  существующей субстанции, J посредством которой управление J приобретает  конкретное содержание J и конкретное проявление, J а функция управления J   - практическую реализацию. J В реальной действительности управленческая деятельность - J это функционирование системы управления.

Система управления складывается J и действует не J только в соответствии J с содержанием функции J управления и характером J отношений, лежащих в J основе управленческих взаимосвязей, J но и в J соответствии с условиями, J в которых формируется J система управления, а J также в соответствии J с присущими системе J управления принципами ее J построения,  функционирования и J преобразования.

На наш взгляд, наиболее правильно сформулировал  задачи управления Г.Фаоль,  выделив  6 областей J деятельности   для управления предприятиями: техническую,  коммерческую, финансовую, бухгалтерскую, J административную и   защитную. J По его мнению, J наиболее характерными задачами J звена  управления являются: J в планирование общего J направления действия и J   предвидение конечного результата;

    • «организовывание», т.е. распределение J и управление использованием J материальных и человеческих J ресурсов;
    • выдача распоряжений J для поддержания действий J работников в оптимальном J режиме;
    • координация различных J действий для достижения J общих целей;
    • выработка J норм поведения членов J организации и проведение J      мероприятий по соблюдению J этих норм;
    • контроль J за поведением членов J организации.

Г. Файоль J сформулировал характерные признаки J процесса  управления J в начале XX J века. С тех J пор в деятельности J организаций произошли значительные J изменения. Усложнилась их J структура, научно-техническая революция J в области естественных J наук привела к  возникновению новых сложных J технологий, стремительное внедрение  средств вычислительной техники J в различные области J человеческой деятельности заметно J повлияло на технологию J принятия управленческих решений J и на процедуру, J которая носит название J «контроль за исполнением J решения». Изменилась технология J управления финансами. В последнее время многие J преобразования в этой J сфере связаны с J внедрением электронных систем J расчетов и электронных J заменителей денег.

Информация о работе Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления малым предприятием (на примере ООО "Терра-Строй")