Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления малым предприятием (на примере ООО "Терра-Строй")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей дипломной работы- изучить особенности управ-ления малыми предприятиями и проанализировать возможные пути повышения эффективности управленческой деятельности.
Исходя из поставленной цели, в работе были сформулированы следую-щие задачи:
•определить сущность и содержание процесса управления предпри-ятием и его особенности для малого бизнеса;
•изучить систему управления ООО «Терра-Строй» и выявить про-блемы для повышения эффективности управления на предприятии;
•дать рекомендации по повышению эффективности управления ООО «Терра-Строй».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы управления малым предприятием………….6
1.1. Сущность и содержание процесса управления предприятием…………..6
1.2. Особенности управления малым предприятием…………………………16
Выводы по первой главе……………………………………………………….24
Глава 2. Особенности управления ООО "Терра-Строй"…………………….26
2.1. Характеристика ООО "Терра-Строй" и анализ показателей ее деятельности……………………………………………………………………………….26
2.2. Особенности управления ООО "Терра-Строй"………………………….34
Выводы по второй главе ………………………………………………………44
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности управления ООО "Терра-Строй"……………………………………………………………………….47
3.1. Мероприятия по совершенствованию мотивации сотрудников предприятия.……………………………………………………………………………..47
3.2. Мероприятия по совершенствованию автоматизации и информационного обеспечения…………………………………………………………………….50
3.3. Совершенствование корпоративной культуры………………………….54
3.4. Совершенствование системы подбора персонала……………………….59
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………………..
Приложения……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления малым предприятием.doc

— 1.58 Мб (Скачать файл)

Современная система J управленческих функций может J быть представлена следующим J перечнем основных задач:

    • координация и интеграция J усилий членов организации J в направлении достижения J общей цели;
    • организация J взаимодействия и поддержание J контактов между рабочими J группами и отдельными J членами организации;
    • сбор, J оценка, обработка и J храпение информации;
    • распределение J материальных и людских J ресурсов;
    • управление кадрами J (разработка системы мотиваций, J борьба с конфликтными J ситуациями, контроль деятельности J членов организации и групп);
    • контакты с J внешними организациями, ведение J переговоров,  маркетинговая и J рекламная деятельность;
    • инновационная J деятельность;
    • планирование, контроль J за исполнением решений,J коррекция  деятельности в J зависимости от изменения J условий работы.

Управление  занимает особое место в деятельности предприятия (рис.2) и от его эффективности зависит благополучие организации на рынке.

Рисунок 2. Место  процесса управления в организации

Зарубежные  авторы эффективность управления выражается двумя основными понятиями, такими как managerial effectiveness – так называемая "системная" эффективность и management efficiency – то есть "операционная" эффективность4.

Под понятием системной  эффективности понимают управление, которое  зависит от того, насколько рационально оно организовано, то есть от состава и количества звеньев, их подчиненности, распределения функций. Иными словами, эффективность системы управления на предприятии определяется такими параметрами как качество организационной структуры, качество процессов управления, то есть от качеств конкретных управленцев она  не зависит.

Операционная  эффективность напрямую зависит (определяется) деловыми качествами и представляет собой соотношение между результатами управленческой деятельности и затрачиваемыми усилиями.

Эффективное управление предприятием предполагает комплексное решение ряда задач, среди которых можно выделить (рис.3)

Информационной основой  управления являются достоверные и  своевременно полученные данные управленческого учета, под которым понимается система сбора, обработки и предоставления информации менеджменту для принятия обоснованных управленческих решений.


 



 

Рисунок 3. Комплексное  эффективное управление предприятием

Эффективное управление предприятием- это, прежде всего комплексное управление, включающее взаимосогласованное управление материальными, финансовыми, людскими и информационными ресурсами. Эту задачу успешно решает процессный подход к управлению предприятием, основанный на формализации основных и вспомогательных бизнес-процессов, декомпозиции процессов до операций и позволяющий четко описать взаимодействующие потоки ресурсов и информации, разграничить функциональные обязанности персонала, разработать оптимальные способы принятия управленческих решений, распределить уровни управления5.

Понятие "структура" относительно социально-экономических систем отражает состав, строение экономического объекта, внутреннюю форму системы, а также взаимосвязи и общей цели.6 Наличие структуры представляет неотъемлемый атрибут всех реально существующих социально-экономических систем, потому что структура придает им целостность.         

Организационная структура - это целостная  система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках  люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели. Организационная структура– это способ группировки работ и проведения линии координации, объединяющий работы7.

Организационная структура управления организацией - упорядоченная совокупность взаимосвязанных  элементов, находящихся между собой  в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого, цель которой состоит обеспечении стоящих перед организацией целей и задач.

Считается, что организация  существует во внешней среде, которая  формирует ее стратегию, технологию, масштаб и уровень нововведений. Эти ситуационные факторы, в свою очередь, определяют необходимую структуру, то есть структуру, которую должна принять организация для обеспечения производственной деятельности.

Ситуационный подход  исходит из того, что структура  преуспевающей организации соответствует принятой стратегии и внешней среде, в которой она осуществляет свои операции. Эффективное  управление организацией предполагает формулирование адекватной стратегии, а также развитие структур, способствующих ее реализации посредством стимулирования нововведения, соответствующего условиям внешней среды. Основной акцент делается на детерминизме (форма определяется внешней средой) или на функционализме (форма способствует эффективности организации). Организационные формы развиваются постепенно, по мере того как менеджеры осознают неэффективность функционирующих механизмов. В них вносятся изменения, соответствующие различным аспектам желаемой структуры.

Ситуационный подход подразумевает, что менеджеры имеют  право выбора, но ограниченное необходимостью адаптации структуры к внешним условиям, определяющей приемлемые результаты деятельности организации8.

Структура организации  позволяет работникам осознать ими  свое место в организации и  одновременно с этим обеспечивает координацию выполняемых ими функций.

Основными характеристиками структуры организации являются разделения на отделы, подотчетность в соответствии с нормой управления и подчиненность, отражаемые на организационной схеме.

При построении организационной структуры  управления руководствуются следующими принципами:

  • - Принцип первичности функций и вторичности органа управления, т. е. образование и выделение функций предшествует формированию органа или звена управления.
  • - Принцип единства распорядительства, исключающий двойственность подчинения и противоречивость указания, т. е «только один начальник может давать распоряжения и приказы подчиненным».
  • - Принцип точных границ между линейным и функциональным руководителем.
  • - Принцип управляемости, согласно которому необходимо определить каким количеством подчиненных может руководить один человек, т. е. какова норма управляемости для данного руководителя.
  • Принцип минимизации ступеней управления. Чем меньше ступеней в структуре, тем более гибко и оперативно будут приниматься меры в случае осложнений.
  • - Принцип рационального сочетания централизации и децентрализации выполнения функций. При децентрализации повышается активность низовых звеньев управления. При централизации повышается оперативность принятия решений, но снижается активность и ответственность нижестоящих звеньев.

Разработка организационной  структуры управления предприятием включает: определение состава органов управления и их количество, установление уровня компетенции, прав, обязательств и ответственности каждого звена, установление количественного состава работников, формирование применяемых методов руководства.9

 Традиционно выделяют  организационные, экономические  и социально-психологические методы  управления (приложение 1).

Организационно-административные методы опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и  ответственность. Руководитель выступает в качестве администратора, субъекта власти, опирающегося J на предоставленное ему в этом право, -однако административные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, т. е.  с администрированием.

Организационно - административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда10. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и  хозяйственного законодательства, основными  целями которого являются правовое регулирование трудовых отношений, укрепление законности, защита прав и законных интересов предприятия J и его работников в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими законодательными  актами и правовыми нормами.

В рамках функционирования организации возможны следующие формы использования организационно - административных методов: обязательное предписание (приказ, запрет и т. д.); согласительные методы (консультация, разрешение проблем).

Экономические методы управления организацией обусловлены тем, что отношения  управления определяются, в первую очередь, экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

Применительно к управлению организацией эти методы управления представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям  коллектива в целом и личности в частности11.

Социально-психологические методы - это способы осуществления  управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии12. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные  личности.  По масштабам и способам воздействия их можно разделить на: социологические,  направленные на группы  сотрудников в процессе их производственного взаимодействия, и психологические, целенаправленно воздействующие на внутренний мир конкретной личности и коллектива13.

Социально -психологические методы управления предназначены для воздействия на социально - психологические отношения между людьми. Они базируются преимущественно на неформальных факторах, интересах личности, J коллектива в процессе управления и жизнедеятельности.

Примером применения социально-психологических методов управления может служить процесс удовлетворение и стимулирование персонала. Чтобы сохранить  в коллективе хороших работников, следует следить, чтобы они были  счастливы и довольны, стараться их стимулировать для лучшего выполнения  ими работы, что, в свою очередь, принесёт пользу компании. Одним из важнейших  социально-психологических методов является процесс мотивации персонала. В рамках социально-психологических методов используются в основном  приемы нематериальной мотивации персонала.

1.2. Особенности  управления малым предприятием

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 14 июня 1995 года             № 88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в             Российской Федерации» (далее - Закон № 88-ФЗ), малый бизнес должен             удовлетворять одновременно двум условиям.

Во-первых, в уставном капитале коммерческой организации доля участия             Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и             религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных             фондов не должна превышать 25 %. Кроме того, доля, принадлежащая             одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами             малого предпринимательства, также не должна превышать 25 %.

Во-вторых, средняя численность  работников за отчетный период не             должна превышать следующих показателей: в промышленности-100человек;            в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности             - 50 человек. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия должна определяться с учетом всех его работников. В это число             необходимо включить и тех, кто работает на фирме по договорам  гражданско-правового характера, а также по совместительству. Однако  в расчете они учитываются только исходя из реально отработанного времени. Кроме того, в среднюю численность малого предприятия входят также работники представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Многопрофильные предприятия (то есть те, которые занимаются             одновременно несколькими видами деятельности) могут считаться малыми, если всем вышеперечисленным условиям соответствует тот вид деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Второй особенностью малого бизнеса является его организационно-правовая форма. Наиболее распространенные организационно-правовые формы: общество с ограниченной ответственностью; крестьянское (фермерское) хозяйство; предприниматель без образования юридического лица.

Третьей особенностью малого бизнеса является льготное налогообложение и система отчетности.

Информация о работе Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления малым предприятием (на примере ООО "Терра-Строй")