Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления малым предприятием (на примере ООО "Терра-Строй")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей дипломной работы- изучить особенности управ-ления малыми предприятиями и проанализировать возможные пути повышения эффективности управленческой деятельности.
Исходя из поставленной цели, в работе были сформулированы следую-щие задачи:
•определить сущность и содержание процесса управления предпри-ятием и его особенности для малого бизнеса;
•изучить систему управления ООО «Терра-Строй» и выявить про-блемы для повышения эффективности управления на предприятии;
•дать рекомендации по повышению эффективности управления ООО «Терра-Строй».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы управления малым предприятием………….6
1.1. Сущность и содержание процесса управления предприятием…………..6
1.2. Особенности управления малым предприятием…………………………16
Выводы по первой главе……………………………………………………….24
Глава 2. Особенности управления ООО "Терра-Строй"…………………….26
2.1. Характеристика ООО "Терра-Строй" и анализ показателей ее деятельности……………………………………………………………………………….26
2.2. Особенности управления ООО "Терра-Строй"………………………….34
Выводы по второй главе ………………………………………………………44
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности управления ООО "Терра-Строй"……………………………………………………………………….47
3.1. Мероприятия по совершенствованию мотивации сотрудников предприятия.……………………………………………………………………………..47
3.2. Мероприятия по совершенствованию автоматизации и информационного обеспечения…………………………………………………………………….50
3.3. Совершенствование корпоративной культуры………………………….54
3.4. Совершенствование системы подбора персонала……………………….59
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………………..
Приложения……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления малым предприятием.doc

— 1.58 Мб (Скачать файл)

ООО «Терра-Строй» представляет собой мелкую сеть строительных магазинов и складов, расположенных  на территории города и осуществляющих продажу строительных материалов. Также в магазине клиенты могут заказать ремонт помещения, квартиры, дома, вызвать дизайнера, консультанта по подбору материалов и т.п., при этом рабочие по ремонту, в отличии от дизайнера, не относятся напрямую к фирме, они нанимаются по договору на оказание услуг, при этом ООО «Терра-Строй» сама устанавливает расценки и свою долю прибыли в выручке от ремонта.

Основным направление  в деятельности организации является реализация строительных материалов со своей базы или магазина. Структура  организации представлена на рисунке 4.

На рисунке  показана схема взаимодействия элементов  структуры. Как видно, два магазина не осуществляют взаимодействие между собой и действуют как отдельно независимые друг от друга структуры, имеющие отдельны склады, расположенные в непосредственной близости от них и постоянно пополняющиеся путем распределения товара с основного склада.






Рисунок 4. Структура организации

Общий склад представляет собой некую логистическую структуру, осуществляющую перераспределение и комплектация определенной необходимой продукции для магазинов.


 










 


Рисунок 5. Организационная структура  ООО «Терра-Строй»

В данной работе будет  рассмотрена деятельность всей структуры. Ее организационная структура представлена на рисунке 5.

Помимо представленных работников, в штат входят водители-грузчики, кладовщики, кассиры, уборщицы и прочий обслуживающий персонал. Всего на данный момент штат сотрудников фирмы насчитывает 57человек.

Как уже было отмечено ранее, основная деятельность  организации  рассчитана на реализацию строительных материалов как в розницу (через магазины), так и оптом (через основной склад).

Ассортимент насчитывает  более  100наименований продукции  как отечественных, так и импортных производителей. Основные поставки осуществляются из Москвы контейнерными перевозками как напрямую от производителей, так и посреднических организаций.

Характеристика ассортимента ООО «Терра-Строй» представлена в  приложении 3.

Структура ассортимента продукции ООО «Терра-Строй» представлена на рисунке 6.

Рисунок 6. Ассортимент продукции ООО «Терра-Строй»

Ассортимент предлагаемой продукции и его структура  отвечает спросу населения города и  меняется в зависимости от времени  года.

На основном складе организации  представлена продукция более 1000наименований,  в магазинах это значение составляет не более 200наименований, что связано с ограниченностью площадей для их размещения.

В практике выделяют следующие сегменты рынка строительных материалов (рис.7).

Рисунок 7. Общие сегменты рынка, на котором позиционируется ООО  «Терра-Строй»

Как было отмечено ранее, ООО «Терра-Строй» позиционируется  на рынке строительных материалов.  Продукция предприятия рассчитана на все слои потребителей, что обусловлено  широким ассортиментом и наличием иностранных и отечественных производителей.

Доли продаж по направлениям бизнеса ООО «Терра-Строй» представлены на рисунке 8.

Рисунок 8. Доли продаж по направлениям бизнеса ООО «Терра-Строй»

Сегменты рынка (на основе рисунка 7), на которых позиционируется ООО «Терра-Строй», представлены в таблице  1.

Таблица 1.

Сегменты рынка, на которых позиционируется  ООО «Терра-Строй»

Наименование сегментов  рынка

Позиционирование

Стеновые материалы

+

Цемент

+

Теплоизоляция

+

Кровельные  материалы для скатных крыш

+

Кровельные  материалы для плоских крыш

+

Двери и окна

+

Сухие строительные смеси

+

Герметики

-

Лакокрасочные материалы

+

Гипсокартон

+

Подвесной модульный  потолок

+

Обои

-

Напольные покрытия

+

Радиаторы

-

Котельное оборудование

-

Кабельно-проводниковая  продукция, электролампы

-

Сантехника

-

Плитка

+

БМЗ (быстромонтируемые  здания)

-


Проценты объемов продаж в общем объеме по сегментам рынка  для ООО «Терра-Строй» представлен  на рисунке 9.

Рисунок 9. Объем продаж по сегментам

Таким образом, из таблицы 1 можно сделать вывод  о том, что ООО «Терра-Строй» позиционируется  на большей части сегментов рынка (если рассматривать его по характеру продукции). По региональным масштабам рынок ограничен городом и его ближайшими областями. По потребителям, как уже было отмечено ранее, охват предприятия этого сегмента 100%.

Эффективность деятельности организации и ее управления  выражается в значениях ее финансово-экономических  показателей, которые рассмотрим в таблице 2.

Таблица 2.

Основные финансово-экономические  показатели работы предприятия

за 2006-2007 гг.

Наименование показателей

Един.

Величина показания

 

измер.

2006 год в % к 2005

   
       
 

2007

2006

 

Выручка от реал.

т.р

65097,2

68515,6

95,0

Численность персонала

чел.

208

194

107,2

в т.ч рабочих

чел.

122

132

92,4

Среднегодовая выработка

       

1 работающего

т.руб

1513,9

2210,2

68,5

1 рабочего

т.руб.

533,6

519,0

102,8

Фонд заработной платы  персонала

т.р.

45459,5

39744,1

114,4

в т.ч. рабочих

т.р.

29126,72

20109,15

144,84

Среднемесячная заработная плата,

       

1 работающего

т.р

16,2

15,4

105,1

1 рабочего

т.р

13,7

13,9

98,5

Себестоимость (издержки обращения)

т.р

39290,4

39234,8

100,1

Затраты на 1 рубль выручки

руб.

0,60

0,57

105,4

Прибыль

т.р

25806,8

29280,8

88,1

Рентабельность

%

39,6

42,7

92,7

Фонд потребления

 

12552,02

8774,22

143,0

Среднемесячный доход

       

1 работающего

т.р.

14,8

15,1

98,0

1 рабочего

т.р.

11,5

11,7

98,3

Годовой экономический эффект

т.р.

13254,78

20506,58

64,6

Срок окупаемости инвестиций

лет

2,8

3

93,3


Из таблицы 2 видно, что  существует разница между показателями на предприятии  в 2006 и 2007 годах различны, при том не всегда эти различия в положительную сторону. Так,  видно, что выручка от реализации продукции предприятия ниже на 5% чем было в предыдущем году, что, естественно, негативно сказывается на показатели прибыли, которые меньше на 11,9%. Численность персонала за год составила на 7,2% больше, чем было в 2006 году, при этом увеличение было за счет поступления на работу работающих, так как численность рабочих снизилась по сравнению с предыдущим годом на 7,6%.

В качестве положительного момента в финансово-экономических  показателях деятельности ООО «Терра-Строй» хочется отметить тот факт, что произошло увеличение выработки среднегодовой на 1 рабочего на 2,8%, однако среднегодовая выработка на 1 работающего сильно сократилась на 32,5%.

Фонд заработной платы  в 2007году был выше 2006 на 14,4%, что связано  с неоднократными жалобами персонала организации и просьбами об увеличении заработной платы.

Себестоимость продукции  несущественно возросла на 0,1%, что  говорит о том, что предприятие  проводит эффективную политику в  области издержек обращения, однако затраты на 1 рубль продукции и прибыль предприятия ниже по данным 2005 года на  5,4 и 11,9 процентов соответственно.

Негативным отражением финансово-экономической деятельности предприятия является уменьшение рентабельности предприятия и годового экономического эффекта, однако базовый показатель в 39,6% первого- неплохой для данной отрасли деятельности, а вот расхождение на 35,4%  по сравнению с 2006 годом второго показателя являются серьезным сигналом для предприятия для пересмотра политики в области финансов и затрат предприятия.

В заключении анализа в качестве положительного момента хочется  отметить уменьшение окупаемости инвестиций на рассматриваемом предприятии, таким образом деньги, вложенные в активы предприятия, возвращаются быстрее чем планировалось, что позволяет увеличить их оборачиваемость.

2.2. Особенности  управления ООО "Терра-Строй"

Изучая организационную  структуру предприятия, представленную в предыдущем пункте работы, можно  отметить, что структура управления организацией имеет как сильные, так и слабые стороны  (таб.3)

Таблица 3. 

Сильные и  слабые стороны структуры управления предприятием

ООО «Терра-Строй»

Сильные стороны

Слабые стороны

Оперативность принятия решений.

Передача  информации со сбоями.

Адаптивность  к изменяющимся условиям внешней среды.

Группировка работников и деятельность в соответствии с функциями.

Адаптивность  количества уровней и звеньев.

Индивидуальное  принятие управленческих решений

Правильно построенная иерархия целей.

Неэффективное материальное вознаграждение.

Высокая прибыль.

Не всегда оптимальное сочетание принципа централизации и децентрализации.

Небольшие сроки внедрения новых технологий, оборудования и т.п.

Принятие  решений не по критериям всех подразделений.

Квалифицированный персонал предприятия.

Не всегда оптимальное соотношение полномочий и ответственности, отсутствие у многих должностных инструкций или просто их незнание (при приеме на работу часто о забывают проводить ознакомление).

Минимальная текучесть кадров.

Не все  управленческие решения, принимаемые  в организации, распределяются по уровням.


Из вышесказанного видно, что исследуемая нами организационная  структура управления имеет кроме сильных сторон не мало недостатков. И несмотря на то, что фирма является достаточно стабильной, и ее сильные стороны перекрывают слабые, необходимо все-таки избавиться даже от этих не столь значительных недостатков, поскольку в будущем это может привести к   неэффективной деятельности всей организации.

Премирование работников предприятия осуществляется на основании  Положения о премировании, утвержденного Генеральным директором.

Анализируя приведенный  порядок премирования персонала  можно заключить следующее:

  • велик фактор субъективной оценки,
  • работник полностью получит премию в том случае, если будет просто исполнять  свои обязанности,
  • размер премии начисляется не за успехи или инициативу, а уменьшается за упущения в работе.

Такая система не может увеличивать  мотивацию работника. Руководству   желательно пересмотреть принцип формирования премии, внеся изменения в положение  о премировании работников.

Анализ управления предприятием с  точки зрения работающего персонала проведем на основе методики, представленной в приложении 4, которая представляет собой анкету.

Представленная анкета ориентирована  на то, что с ее помощью можно оценить уровень организованности управления, который зависит от организационных методов, а также  можно оценить уровень, качество, эффективность управления на своем предприятии. 

В  исследовании принимало участие 20человек из сотрудников предприятия. Исходя из полученных средних результатов, средний бал по анкете составил 48. Таким образом, это позволяет отметить, что организованность управления находится на очень низком уровне. Здесь правильно говорить больше о неорганизованности, так как количество недостатков превышает количество достоинств. Управление осуществляется на слабой организационной основе.  Это свидетельствует о том, что впустую тратится огромное количество времени, сил и нервов работников.

Важным моментом любой  управленческой деятельности является надежная, современная система автоматизации (механизации) и информационного обеспечения. Так, был отмечен низкий уровень информационной поддержки управленческих решений (Приложение 5), что влияет на общую эффективность в принятии решений, оперативное реагирование на быстро меняющиеся условия рынка (рис. 10).

Рисунок  10.Анализ информационного  обеспечения принятия управленческих решений

Изучая корпоративную  культуру предприятия, что уже было отмечено ранее, можно отметить также  проблемы в этом направлении на ООО «Терра-Строй». Корпоративная культура является одним из важных социально-психологических факторов, который влияет на эффективность управления предприятием.  Проведенный анализ показал, что корпоративная культура находится на низком уровне.

Информация о работе Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления малым предприятием (на примере ООО "Терра-Строй")