Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:20, курсовая работа
Целью проекта является разработка рекомендаций по усовершенствованию системы мотивации персонала в гостинице «Global».
Для достижения данной цели нам необходимо будет выполнить следующие задачи:
- рассмотреть определения таких понятий как мотивы, стимулы, потребности;
- изучить первоначальные теории мотивации (теории «Х», «Y», «Z»);
- изучить содержательные теории мотивации (теорию потребностей Маслоу; теорию существования, связи и роста Альдерфера; теорию приобретенных потребностей Мак Клелланда; теорию двух факторов Герцберга);
- проанализировать систему мотивации гостиницы «Global»;
- разработать рекомендации по применению содержательных теорий мотивации в гостинице «Global».
3. Теория приобретенных потребностей Мак-Клеланда
Дэвид Мак-Клеланд предложил собственную теорию - "трех потребностей", где делает акцент на потребностях высших уровней. По его мнению, потребности низших уровней играют все меньшее значение (во время эволюции человечества и общества удовлетворить их постепенно становилось все проще и современный человек может легко их удовлетворить полностью или хотя бы частично). Саму мотивацию Мак-Клеланд определил как: "Все те условия, которые определяют внутреннее убеждение человека (оно складывается из побуждений, желаний и пр.). Это внутреннее состояние руководит поведением человека и определяет его действия. Критикуя теорию Маслоу, Мак-Клеланд расширил ее, предложив новые факторы мотивации, а именно потребности власти, достижения и принадлежности.
Потребность
в успехе предполагает
Если сопоставить приобретенные потребности по Мак-Клеланду с потребностями в иерархии Маслоу, то потребность успеха находится где-то посередине между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении.
Потребность
в причастности выражается в
стремлении к теплым и
Потребность в причастности по Мак-Клеланду схожа с социальными потребностями по Маслоу. Люди, которые в высокой степени обладают потребностью в причастности, бывают удовлетворены организационной ситуацией, которая обеспечивает социальные возможности. Поэтому они предпочитают работать в близком контакте с сотрудниками или клиентами. В случае если руководители и сотрудники одобряют, уважают и вознаграждают хорошую работу, работники с высоким уровнем потребности в причастности мотивированы действовать так, чтобы они могли получить признание и уважение.
Потребность
во власти связана с
Существует два типа власти, каждый из которых (или их комбинация) могут удовлетворить эту потребность:
Стремление
к личной власти предполагает
стремление к доминированию
Социализированное
стремление к власти
Особенности внедрения, результативность.
Применяя
модель потребностей в
4. Мотивационно - гигиеническая теория (Теория двух факторов Ф. Герцберга)
Эту теорию
сформулировал американский
Мотиваторы, вызывающие удовлетворенность работой, связываются с содержанием работы и потребностями личности в самовыражении. Отсутствие или неадекватность мотиваторов не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.
К гигиеническим факторам Герцберг отнес:
– способ управления;
– политику компании;
– отношения с
– условия труда;
– заработную плату;
– отношения с сотрудниками;
– отношения с подчиненными;
– статус;
– безопасность.
К факторам-мотиваторам Герцберг отнес:
– достижения;
– признание успеха;
– работа как таковая (интерес к работе и заданию);
– ответственность;
– продвижение по службе;
– профессиональный рост.
Мотиваторы, вызывающие удовлетворенность работой, связывались с содержанием работы и вызывались внутренними потребностями личности в самовыражении. Факторы, вызывающие неудовлетворенность работой, связывались с недостатками работы и внешними условиями. С этими факторами легко связать неприятные ощущения, которых необходимо избегать. По мнению Герцберга, факторы, вызывающие удовлетворенность работой, не являются противоположностью в одном и том же измерении. Каждый из них находится как бы в собственной шкале измерений, где один действует в диапазоне от минуса до нуля, а второй - от нуля до плюса. Если факторы контекста создают плохую ситуацию, то работники испытывают неудовлетворенность, но и в лучшем случае эти факторы не приводят к большой удовлетворенности работой, а дают скорее нейтральное отношение. Удовлетворенность работой вызывают только мотивационные факторы, положительное развитие которых может повысить мотивацию и удовлетворенность от нейтрального состояния до "плюса".
Несмотря на очевидную ограниченность двухфакторной теории, мало кто сомневается, что Герцберг внес существенный вклад в изучение трудовой мотивации. Он расширил концепцию иерархии потребностей Маслоу и сделал ее более применимой к трудовой мотивации. Герцберг также обратил внимание на значение содержательных факторов, относящихся к работе, для мотивации трудовой деятельности, которыми ранее несправедливо пренебрегали; зачастую их и вовсе игнорировали. Метод проектирования рабочего места в рамках содержательного обогащения труда также является вкладом Герцберга в развитие менеджмента. В целом Герцберг много сделал для лучшего понимания содержательных факторов работы и удовлетворенности, но, как и его предшественники, не достиг цели в разработке всеобъемлющей теории трудовой мотивации. Его модель охватывает лишь некоторую часть содержательной мотивации к труду; она не дает адекватного описания этого сложного процесса.
Особенности внедрения, результативность.
Применение концепции Герцберга предполагает двухстадийный процесс для управления удовлетворенностью и мотивацией работников. Сначала менеджеры должны обратиться к гигиеническим потребностям, обеспечить удовлетворение относительно базисных потребностей работников и снять их неудовлетворенность. Когда эти условия достигнуты, то у работников не будет неудовлетворенности работой и они не будут заинтересованы уклоняться от работы или работать плохо. Далее менеджеры могут переходить ко второй стадии и обращаться к удовлетворению значительно более мощных потребностей - мотиваторов. Если мотиваторы игнорируются, то достигнуть долговременного удовлетворения и высокой мотивированности будет затруднительно. В случае же, когда потребности - мотиваторы удовлетворяются, работники чувствуют себя удовлетворенными и мотивированы работать хорошо.
На практике концепция Герцберга привела к созданию программ «обогащения» труда, где были представлены подробные перечни гигиенических и мотивирующих факторов. Тем не менее, применение концепции Герцберга при разработке системы мотивации персонала должно быть осторожным, поскольку она отображает западную практику управления персоналом. В крупных и успешных западных компаниях разделение условий труда на гигиенические и мотивирующие может быть оправдано, во многих российских компаниях – нет. Для сотрудников наших компаний ведущим мотивационным фактором нередко выступает заработная плата. Трудности в применении теории связаны с российскими особенностями, поскольку гигиенические факторы часто выступают для сотрудников такими же стимулирующими их профессиональную активность, как и мотивационные факторы. Можно сказать, что в российских условиях подобная классификация не оправдана: все перечисленные факторы часто выступают мотивационными.
Выводы к первой главе:
Решающее влияние на успешность
организации оказывает
Четкая организационная структура, определенность прав и обязанностей сотрудников, отлаженные каналы распространения информации и т. д. – все это необходимая основа эффективности деятельности коллектива. Однако решающее влияние на успешность организации оказывает трудовое поведение ее сотрудников.
В основе трудового поведения лежат мотивы: внутренние устремления, ценности, определяющие направленность активности человека и ее формы.
Что лежит в основе мотивации персонала к добросовестному труду? Психология выделяет следующие основные мотивы:
Во-первых, увлеченность профессией, своим делом.
Во-вторых, ориентация на получение
максимального материального
В-третьих, осознание важности и нужности работы, даже не слишком материально привлекающей работника.
Что кроется за тем или иным трудовым поведением? Например, работник с готовностью остается после работы помогать своему молодому товарищу осваивать сложную для него операцию. Возможны различные причины этого: «болеет» за коллектив и интересы дела; опасается, что его недолюбливают товарищи, и хочет понравиться им; любит учить других и показывать свою компетентность; не знает, куда деться после работы; хочет помочь работникам из-за личной симпатии и т. д. Таким образом, знание мотивации персонала – ключ к пониманию поведения человека и возможностей воздействия на него.
Интерес к работе во многом определяется не только ее содержанием, но и организацией труда, системой мотивации персонала, методами управления и степенью влияния работника на производство (инициатива, самостоятельность, участие в принятии решений).
Материальная
ГЛАВА 2.
Организация мотивации персонала в гостинице «Global»
2.1 Краткая характеристика гостиницы
Гостиница «Global» по праву считается одной из лучших гостиниц города Санкт-Петербург. Гостиница обладает массой достоинств. Комплекс «Global» – это два этажа гостиничного комплекса, в котором есть все, что необходимо современному туристу: интернет, информационное бюро, комнаты для ведение переговоров, конферец-зал и многое другое.
Кроме того, благодаря наличию
современных и технически оснащенных
конференц-залов гостиница «
Стоит особо отметить, что гостиница «Global» имеет очень выгодное расположение. Из центра Санкт-Петербурга до гостиницы можно добраться за 15-20 минут. Кстати, гостиница «Global» – это достаточно недорогая гостиница в Санкт-Петербургской области.
Информация о работе Разработка рекомендаций по усовершенствованию системы мотивации персонала