Разработка стратегии организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - исследование теоретических и практических аспектов разработки стратегии развития исследуемой организации.

Задачи исследования:
Раскрыть теоретические основы разработки стратегии;
Проанализировать деятельность выбранного предприятия – ОАО "ВЗСП", оценить стратегический потенциал организации, проанализировать действующие стратегии, оценить их эффективность, вычленить проблемы стратегического управления фирмой.
Дать рекомендации по выбору стратегии развития, обосновать собственные предположения по совершенствованию процесса разработки и реализации стратегии на предприятии.

Содержание работы

Введение
Теоретические основы разработки стратегии организации.
Стратегический потенциал организации ОАО «Вяземский завод синтетических продуктов»
Совершенствование процесса разработки и развития организации.

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 109.49 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение

  1. Теоретические основы разработки стратегии организации.    
  2. Стратегический потенциал организации ОАО «Вяземский завод синтетических продуктов»
  3. Совершенствование процесса разработки и развития организации.

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Слово «стратегия» в переводе с греческого языка означает «искусство развертывания войск в бою». В  условиях переходной экономики, когда  происходит ускоряющийся процесс формирования институтов рынка и рыночных отношений, руководители большинства отечественных  фирм осознали необходимость концентрации внимания на выработке долгосрочной стратегии деятельности. Поэтому  значение стратегического планирования, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, в нашей стране резко возросло в последние десятилетия.  
Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.  
В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое перспективно обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющейся окружающей среде. 
Если раньше считалось, что большая фирма имеет лучшие шансы победить в конкуренции по сравнению с маленьким предприятием, то теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления. 
Стратегическое управление – это прогнозное управление, направленное на выработку концепции развития, позволяющей добиваться конкурентных преимуществ и выживать в долгосрочной перспективе в условиях жесткой конкурентной борьбы на внутреннем и внешних рынках. 
Практика бизнеса показала, что не существует стратегии, единой для всех компаний, как не существует и единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производственных факторов и др. 
Определение стратегии для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой находится фирма. Однако существуют некоторые общие подходы к формулированию стратегии и некоторые общие рамки, в которые вписываются стратегии.

По мнению специалистов стратегия позволяет оптимально распределить ресурсы организации, эффективно организовать ее выполнение и в конечном итоге обеспечить ее конкурентные преимущества организации. Однако это возможно лишь при условии если организация разрабатывает эффективную стратегию.

В современных условиях, которые характеризуются высоким  уровнем динамики и неопределенности отсутствуют возможности разработки качественной или эффективной стратегии. Если стратегия не качественная она  является тормозом развития компании. 
В самом общем виде стратегия – это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели. Но такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении на верхнем уровне управления организации. Для более низкого уровня в иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она являлась средством. 
Стратегический менеджмент позволяет руководству организаций и фирм своевременно выявлять всевозможные риски вблизи границ своих интересов и управлять ими путем рационального использования ограниченного объема ресурсов. 
Эффективно реализованный стратегический менеджмент в условиях глобализации и интернационализации экономических процессов, когда большая часть товаров и услуг стала доступной потребителям любой страны, позволяет организациям и фирмам максимально точно определить запросы целевых групп покупателей, сделать их своими постоянными клиентами.  
Таким образом, стратегический менеджмент является эффективным инструментом управления, позволяющим организациям и фирмам выработать и реализовать долгосрочную стратегию усиления своих позиций на динамично развивающихся рынках. 
Поэтому тема данной работы – «Разработка стратегии организации» – является актуальной и значимой. 
Цель данной работы - исследование теоретических и практических аспектов разработки стратегии развития исследуемой организации.

Объектом нашего исследования является разработка стратегии развития Вяземского завода синтетических продуктов  – ОАО "ВЗСП", которое занимается производством парфюмерно-косметических изделий, товаров бытовой химии, косметических продуктов, швейных изделий.

Предметом исследования является процесс формирования стратегии  организации. 
Задачи исследования:

  1. Раскрыть теоретические основы  разработки стратегии;
  2. Проанализировать деятельность выбранного предприятия – ОАО "ВЗСП", оценить стратегический потенциал организации, проанализировать действующие стратегии, оценить их эффективность, вычленить проблемы стратегического управления фирмой.
  3. Дать рекомендации по выбору стратегии развития, обосновать собственные предположения по совершенствованию процесса разработки и реализации стратегии на предприятии.

 

При подготовке работы использовались законы Российской Федерации, монографии российских экономистов и управленцев, касающихся стратегического планирования, статьи в официальных экономических  журналах, а также текущие материалы  и отчетность ОАО "ВЗСП".

При написании работы использовались методы системы анализа.

Предложения и рекомендации данные в работе позволят повысить эффективность разработки стратегии развития организации, оптимизировать полномочия по реализации процессов обеспечения разработки эффективной стратегии. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы разработки стратегии организации.          

            В ранний период зарождения российского бизнеса, одной из самых злободневных проблем, было непонимание принципов его ведения. Первым принципом наших менеджеров (тогда это слово не было распространено) был – “надо крутиться”. После “раскрутки”, предприниматели вставали перед вопросом “куда идти” или погрязали в рутинном учете “гвоздей”, а затем вытеснялись более сильными конкурентами или исчезали вместе с формированием рынка, тенденции которого не учитывались. Четкая, продуманная и эффективная стратегия – редкость на большей части российских предприятий и по ныне.  
            Как пишет О.С. Виханский, стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. 
            Такое понимание стратегии исключает детерминизм в поведении организации, так как стратегия, определяя направление в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации. В данном случае стратегию в общем виде можно охарактеризовать как выбранное направление, путь дальнейшего поведения в среде, функционирование в рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей. 
              Если цели организации определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения. 

 
                 Метафора из кинофильма об отсутствии в России дорог, а наличии исключительно направлений, как нельзя лучше подходит для определения стратегии. Это действительно направление развития предприятия, а не зажатое бордюром стереотипов и правил шоссе, которое приводит его к                        достижению поставленных целей.

               Фундамент и сама суть стратегического менеджмента состоит в особом типе мышления. Стратегический менеджмент характерен высоким значением творчества в нем и маленьким количеством рутины. Креативность и умение абстрагироваться от текучки, дар видения будущего предприятия (“vision”) и его моделирования, умение дать его представление в количественных и качественных показателях. Это те качества самого стратега, которые делают возможным или не возможным стратегическое управление, которое нельзя заменить использованием отдельных элементов стратегического подхода.

               Важно понять саму концепцию подхода к созданию стратегии: это видение будущего и направление для достижения поставленной цели – взгляд из будущего на сегодняшние ресурсы компании, а не экстраполяция текущего состояния и внутренних ограничений на следующий период. Мы имеем дело не с логикой, а с интересами.

Основами стратегического  управления являются:

         1)   анализ внешней среды организации;

2)   внутренняя диагностика  (оценка сильных и слабых сторон) организации;

3)   определение миссии  и целей организации; 

4)   разработка, оценка  и выбор альтернативных стратегий  по конкретным подсистемам организации;

5)   разработка и  развернутое определение корпоративной  стратегии как программы конкретных  действий;

6)   реализация стратегии;

7)   оценка результатов  и обратная связь.

Стратегия включает в себя следующие компоненты:


 








 

  1. Сфера бизнеса или бизнес – это вид деятельности организации.
  2. Видение – это идеальный образ состояния организации в будущем.
  3. Миссия (цель) – предназначение компании. Цель желаемое возможное состояние в будущем.
  4. Стратегия – это приоритетные долговременные направления развития (деятельности) компании.
  5. Программы и планы – это совокупность конкретных действий (обоснованные как количественно так и качественно) по достижению стратегии развития.

При этом каждый компонент  разрабатывается с учетом политик, направляющих или ограничивающих поле деятельности. Эти политики часто  путают с понятием самой стратегии, называя их общими стратегиями, функциональными  стратегиями и.т.д. Но стратегия это, в итоге, сама программа достижения цели, а не направления или ограничения, которые устанавливаются при  разработке этой программы.  
По мнению специалистов стратегия позволяет оптимально распределить ресурсы организации, эффективно организовать ее выполнение и в конечном итоге обеспечить конкурентные преимущества организации.

Однако это возможно лишь при условии если организация  разрабатывает эффективную стратегию. Эффективная стратегия(качественная), по мнению специалистов должна удовлетворять ряду характеристик:

Первая характеристика -  стратегия должна быть теоретически правильной, т.е. стратегия должна отражать обоснованные прогнозные данные развития организации на четко заданную преспективу.

Вторая характеристика - ситуационность т.е. при разработке стратегии должны учитываться ситуации сложившиеся (развивающиеся) во внешней и внутренней среде организации.

Третья характеристика —  это уникальность стратегии.Для достижения будущего бизнес-успеха в стратегию конкретной организации должны быть заложены некоторые сильные содержательные моменты, которые в реальной практике ведения бизнеса делают ее значимо отличной от всех главных конкурентов.

В каких-то определенных звеньях  и/или элементах цепочки/системы стоимости организация обязана найти что-то свое уникальное. Это уникальное, т. е. присущее только данной конкретной организации, должно быть заложено в ее стратегию как одна из основ стратегического конкурентного преимущества и соответственно ее будущей конкурентоспособности.

Другими словами, чем-то существенным по данному бизнесу организация должна положительно отличаться от своих конкурентов (например, в конструировании продукта-товара или в технологии его производства, или в техниках своего маркетинга и дистрибуции, или в качестве и содержании послепродажного сервиса, и т. д.).

Осознанный подход к стратегической уникальности означает целевой поиск возможностей своего будущего бизнес-успеха там, где его еще не увидели конкуренты.

Но при этом надо помнить, что стратегии, которые базируются на имитации того, что уже делают конкуренты-лидеры, даже при нахождении удачных ситуационно-уникальных имитационных решений могут обеспечить конкурентные преимущества только относительно низкого порядка (третьего, второго, но никак не первого).

Четвертая характеристика — будущая неопределенность как стратегическая возможность.

Будущее является неопределенным в принципе — и в этом источник развития конкретной организации. Внешняя среда организации в наше время меняется все быстрее и—с точки зрения традиционных представлений— все более непредсказуемо. Но при этом каждое изменение несет в себе не только угрозы, но и новые дополнительные возможности для достижения будущего бизнес-успеха.

Поэтому современная стратегия  организации должна быть способна превращать изменения внешнего окружения организации в ее стратегические и тактические конкурентные преимущества.

Информация о работе Разработка стратегии организации