Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:19, курсовая работа
Цель курсовой работы исследовать основные направления разработки стратегии разного уровня предприятия на современном этапе.
Для достижения цели поставлены следующие исследовательские задачи:
1. рассмотреть основы разработки стратегий предприятия;
2. провести анализ стратегического состояния предприятия на примере ООО «Контек - Софт».
ВВЕДЕНИЕ 5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
2. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ НА ПРИМЕРЕК КОМПАНИИ "КОНТЕК- СОФТ" 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
54
Матрица SWOT-анализа 54
Возможности: 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 59
Курсовая работа
Разработка стратегии разного уровня
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы исследования определена современными экономическими процессами, а именно, последствиями мирового финансового кризиса для экономики России. Под удар попала не только банковская система и крупные предприятия, но и малый бизнес. Снижение доходов населения отразилось прежде всего на секторе бытового обслуживания. Экономия семейного бюджета и экономическая нестабильность не позволяют гражданам в тех же объемах потреблять услуги предоставляемые предприятиями общественного питания: кафе, рестораны.
В настоящее время преимущества в конкурентной борьбе получает то предприятие, которое быстро и адекватно реагирует на изменения, происходящие в его окружении, строит свою деятельность на основе стратегии, обеспечивающей создание и поддержание устойчивого конкурентного преимущества, а также долговременную прибыль. Это можно сделать только владея инструментами стратегического управления, путем активизации деятельности предприятия.
Разработка стратегии компании является необходимым условием успешного развития в долгосрочной перспективе. Прежде всего, стратегические цели определяют направления развития компании и предусматривают возможные препятствия их осуществления. Зачастую в компаниях к разработке стратегии относятся как к формальности, которая, занимая лишь часть рабочего времени, никак не связана с остальным рабочим процессом.
Цель курсовой работы исследовать основные направления разработки стратегии разного уровня предприятия на современном этапе.
Для достижения
цели поставлены следующие исследовательские за
1. рассмотреть основы разработки стратегий предприятия;
2. провести анализ стратегического состояния предприятия на примере ООО «Контек - Софт».
Теоретической и методической основой исследования явились труды зарубежных и отечественных экономистов, менеджеров, маркетологов основные положения теории стратегического менеджмента, Законы Российской Федерации и постановления правительства Российской Федерации по организации и строительству, справочные и нормативные материалы по исследуемой проблеме.
Стратегия представляет собой набор основных правил, которыми должна руководствоваться фирма при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение производственных целей.
Стратегия является общим планом управления для компании. Стратегия распространяется на всю компанию, охватывая все направления деятельности, которыми она занимается. Она состоит из действий, предпринимаемых для утверждения своих позиций в различных отраслях промышленности, и подходов, используемых для управления делами компании. Для каждого уровня компании выделяется своя стратегия, которая является частью общей. То есть здесь идет речь об иерархии стратегий. Обычно выделяют от трехуровневой до четырех уровневой модели. Безусловно, на самой высшей ступени стоит общая стратегия, называемая или бизнес-стратегией или деловой стратегией. Затем следует функциональная стратегия, и, наконец, на самой низшей ступени стоит операционная стратегия. Но следует заметить, что упомянутая четырехуровневая иерархия характерна для крупных высокодиверсифицированных корпораций. В крупных корпорациях существует самый высший уровень стратегии, а именно корпоративная стратегия. И различие между корпоративной и деловой стратегией существует только в высокодиверсифицированной компании. Обычно, на этом уровне проводятся мероприятия: по достижению синергизма среди родственных структурных подразделений и превращение его в конкурентное преимущество; установление инвестиционных ресурсов в наиболее привлекательные сферы деятельности; создание и управление высокопродуктивным хозяйственным портфелем структурных подразделений корпорации (приобретение компаний, укрепление существующих деловых позиций, прекращение деятельности, не соответствующей управленческим планам)
Система стратегий состоит из следующих уровней:
- корпоративная стратегия;
- деловая стратегия;
- функциональная стратегия;
- операционная стратегия .
При выборе стратегии необходимо выяснить, о каком уровне стратегии идет речь, поскольку в настоящее время в условиях нестабильной внешней среды предприятий при наличии широких возможностей для диверсификации действуют многоуровневые корпорации, осуществляющие одновременно несколько видов деятельности на многих рынках и действующие во многих отраслях. Для таких корпораций существуют три уровня стратегии: корпоративная стратегия, деловые стратегии, функциональные стратегии
Рисунок 1.1. Уровни стратегии
Корпоративная (портфельная) стратегия – это стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, развития его производственно-сбытовой деятельности. Она показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг. Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются предприятия в целом. Здесь принимаются вопросы о слиянии, приобретении или выходе из того или иного бизнеса. Именно на этом уровне определяется и согласовывается продуктовая стратегия предприятия .
Одной из целей корпоративной стратегии является выбор хозяйственных подразделений фирмы, в которые следует направлять инвестиции.
Корпоративная стратегия включает:
- распределение
ресурсов между хозяйственными
подразделениями на основе
- решения о диверсификации производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии;
- изменение структуры корпорации;
- решения о слиянии, приобретении, вхождении в ФПГ или другие интеграционные структуры;
- единую стратегическую ориентацию подразделений.
На уровне хозяйственного подразделения разрабатывается деловая стратегия (бизнес-стратегия) – стратегия обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ хозяйственного подразделения. Эта стратегия часто воплощается в бизнес-планах и показывает, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому именно и по каким ценам будет продавать продукцию, как будет ее рекламировать, как будет добиваться победы в конкурентной борьбе и т.д. Поэтому такую стратегию называют еще стратегией конкуренции. Для предприятий с одним видом деятельности корпоративная стратегия совпадает с деловой .
Деловая стратегия концентрируется на действиях и подходах, которые связаны с управлением, направленным на обеспечение успешной деятельности в одной специфической сфере бизнеса. Сущность деловой стратегии состоит в том, чтобы показать, как завоевать сильные долгосрочные конкурентные позиции на определенном рынке.
Для достижения
этой цели деловая стратегия
1. Реагирование на изменения, происходящие в данной отрасли, в экономике в целом, в политике и в других значимых сферах.
2. Разработка
конкурентоспособных мер и
3. Объединение стратегических инициатив функциональных отделов.
4. Решение конкретных
стратегических проблем,
Ясно, что деловая стратегия включает в себя любые шаги и меры, которые руководство сочтет целесообразным предпринять, учитывая конкуренцию, экономические и рыночные факторы, демографию и запросы покупателей, новые законопроекты и правовые требования, а также другие важные внешние факторы. Значительные изменения внешних условий требуют изменения и стратегии. Насколько быстро компания реагирует на внешние изменения, зависит от того, на какой стадии развития событий руководство компании может оценить их влияние на работу компании и сколько времени уйдет на разработку стратегии реагирования. Конечно, некоторые внешние изменения требуют незначительных ответных мер или вовсе не требуют их, тогда как в других случаях необходимо существенно пересматривать стратегию. Иногда изменения внешних факторов сильно затрудняют разработку правильной стратегии, например, производители сигарет сталкиваются с серьезными трудностями из-за проводимой антиникотиновой компании.
Функциональные
стратегии – стратегии, которые
разрабатываются
Операционная стратегия - это общий профиль решений, которые формируют долгосрочные возможности любого типа операций посредством согласования потребностей рынка с операционными ресурсами.
Примерный список фундаментальных вопросов, решение которых лежит в сфере действия операционной стратегии:
- Каким образом
организация должна
- Какие внутренние возможности должна иметь и развивать организация как основу своего долгосрочного успеха?
- Насколько специализирована должна быть деятельность организации?
- Должна ли организация пожертвовать некоторыми своими целями для достижения отличных результатов по другим?
- Насколько большой должна быть организация?
- Где должны быть размещены ресурсы организации?
- Когда она должна расширяться, и какими шагами?
- Что должна организация делать сама, а что она может покупать у других?
- Как она должна развивать отношения с другими организациями?
- В какой тип технологии следует инвестировать средства?
- Как должны быть организованы разработка и развитие новых продуктов и услуг?
- Каким образом увязать вместе ее ресурсы в организационную структуру?
- Каким образом улучшать и развивать ресурсы и процессы организации?
- Какие основные принципы должны формировать фундамент, на основе которого формулируется операционная стратегия?
Факторы, влияющие на формирование операционной стратегии:
Влияние рынка. Операционная стратегия должна отражать целевую рыночную позицию предприятия (за счет чего конкурируем). Операции должны предоставлять возможность действовать так, как это необходимо для целевой рыночной позиции.
Влияние ресурсов. Операционные ресурсы сложны и имеют определенную инерцию. Нельзя мгновенно привести в соответствие целевую рыночную позицию и операционные ресурсы. Операционные ресурсы - это совокупность компетенций (возможностей), которыми располагает организация.
Видение (vision), или, иначе говоря, миссия. Она может быть сравнительно "приземленная", а может быть и достаточно "философская".
Классификацию стратегий развития фирмы можно представить в виде следующего перечня:
1. Стратегия лидерства по издержкам.
2. Стратегия дифференциации.
3. Стратегия концентрации.
4. Стратегия диверсификации (концентрическая, «чистая стратегия»)
5. Конкурентная стратегия (стратегия лидера, стратегия «бросающего вызов», стратегия «следующего за лидером», стратегия специалиста.
Первую группу стратегий роста составляют стратегии концентрированного роста, т.е. стратегии, связанные с изменением продукта и рынка. В случае следования им организация пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя отраслевой принадлежности. Что касается рынка, то она ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо переходит на новый рынок.