Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:19, курсовая работа
Цель курсовой работы исследовать основные направления разработки стратегии разного уровня предприятия на современном этапе.
Для достижения цели поставлены следующие исследовательские задачи:
1. рассмотреть основы разработки стратегий предприятия;
2. провести анализ стратегического состояния предприятия на примере ООО «Контек - Софт».
ВВЕДЕНИЕ 5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
2. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ НА ПРИМЕРЕК КОМПАНИИ "КОНТЕК- СОФТ" 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
54
Матрица SWOT-анализа 54
Возможности: 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 59
Поле «СЛиУ» (слабости и угрозы)
Работа с ВУЗами по подготовке специалистов позволит решить проблемы подбора персонала и недостаток специалистов востребованных технологий. Привлечение квалифицированного менеджмента, позволит разработать способы материальной и нематериальной мотивации сотрудников, это позволит увеличить эффективность проектного менеджмента, уменьшить зависимость от ведущих специалистов, решить проблему с уходом специалистов из организации. Выбор приоритетного направления бизнеса и более глубокое проникновение на данный рынок позволит укрепить позиции компании в данном направлении, что обезопасит Контек от недружественного поглощения мощными компаниями и снизит риски зависимости от ключевых заказчиков. Открытие sales- офисов в местах скопления заказчиков, позволит расширить клиентскую базу, тем самым позволит устранить угрозу зависимости от крупных заказчиков, их возможного слияния и поглощения, ведущих к смене ИТ-политики заказчиков. Развитие направления по оказанию консалтинговых услуг (в рамках регионального партнерства с ведущими игроками рынка, под из маркой), позволит фирме позволит преодолеть угрозы "стагнации на рынке финансового консалтинга" , так как компания будет осуществлять полный цикл услуг (консалтинг-разработка технического задания-разработка программного продукта- внедрение-сопровождение). Необходимо указать, что открытие офисов в Москве позволить решить проблему перебоев в каналах связи и техническом обеспечение, позволит также владеть глубокой информацией о рынках, технологиях и тенденциях."
Составим также оценочные матрицы возможностей.
Анализируя матрицу
возможностей, основной упор для Контек
необходимо делать на сотрудничество
с ведущими российскими и зарубежными
компаниями, а также активно
Таблица 2.1.- Матрица возможностей для компании Контек
Вероятность использования возможности |
Влияние возможностей на деятельность организации | ||
Сильное |
Умеренное |
Малое | |
Высокое |
Предложения сотрудничества от крупных иностранных ИТ компаний, предложения сотрудничества от крупных московских ИТ и консалтинговых компаний, хорошие предложения в рамках компетенций компании |
Рост рынка в других выбранных нишах, развитие ИТ- сектора в регионе в связи со стратегией ТО, ТВЗ, приход интересных игроков, Удачная ИТ- ориентация Томских ВУЗов, хорошие цены на российском рынке |
развитие гольф- индустрии в РФ |
Среднее |
Госзаказ, патентные перспективы разработок компании, появление новых рыночных ниш, связанных с развитием технологий |
развитие венчурного инновационного бизнеса в РФ и регионе |
|
Низкое |
Рост рынка " брендовых" корпоративных решений, решений для СМБ |
Согласно матрице угроз, Контек имеет наиболее серьезные угрозы со стороны возможной смены политики заказчиков в сторону других команд, а также возможного ухода ключевых специалистов из компании.
Портфельный анализ бизнес единиц. Определение приоритетного направления бизнеса непосредственно связано с миссией компании. Если Контек выбирает путь «развития» клиента, то бизнес должен поворачиваться в сторону оказания консалтинговых услуг. Проведенные маркетинговые исследования показывают бурный рост рынка консалтинговых услуг и эта тенденция будет сохраняться. Необходимо сконцентрировать усилия компании на том, чтобы выйти на рынок консалтинга и закрепиться на нем. Рынок консалтинга Контек рассматривает с точки зрения разработки и внедрения корпоративных информационных систем компаний в финансовой сфере.
Для того, чтобы разрабатывать будущую стратегию, необходимо сначала определить положение организации и ее услуг (потрфеля) по отношению к возможностям отрасли в настоящий момент. Анализ проводится с использованием упрощенной методики, разработанной Бостонской консалтинговой группой. При анализе портфеля проводится сравнение доли фирмы или ее изделий на рынке с темпами роста всей хозяйственной деятельности.
Таблица 2.2.- Матрица угроз для компании Контек
Вероятность реализации угрозы |
Возможные последствия | |||
Разрушение |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
"Лёгкие ушибы" | |
Высокая |
Смена ИТ- политики ведущих заказчиков (в связи слияниями и поглощениями, сменой руководства), уход ведущих специалистов (перекупка заказчиками или конкурентами), претензии от soft- вендоров (лицензии на софт) |
Кадровый голод в Томске | ||
Средняя |
конкурентное давление в секторе КИС, хищения интеллектуальной собственности |
стагнация на рынке финансового консалтинга и автоматизации, налоговые претензии, Конфликт с Albatros DS (перекупка команды, самостоятельный выход на рынок СНГ) |
падение курсов иностранных валют | |
Низкая |
риск востребованости на рынке других технологий |
иррациональные действия АТО по отношению к ИТ-отрасли |
В настоящее время в портфеле услуг компании можно выделить следующие основные направления:
На рисунке представлена матрица БКГ для продуктов Контек. Эта матрица может помочь при формировании вариантов наполнения портфеля и выборе управленческих решений.
Рисунок 2.6.- Матрица БКГ по направлениям деятельности компании Контек
В данный момент в матрице БКГ для Контек, мы наблюдаем, что в секторе «звезд» достаточно мощно представлено направление КИС, которое в настоящее время выбрано как стратегическое. Однозначно необходимо развивать это направление, так как в этом секторе идет рост рынка, и направление имеет неплохие шансы на успех. В квадранте «вопросы» присутствуют некоторые направления, которые обеспечивают достаточно неплохие финансовые показатели отличные показатели роста рынка. Направления, относящиеся в категорию «вопросов» требуют высоких инвестиций со стороны, так как их производство связано с растущим рынком, но не дает высоких прибылей. Необходимо уделить особое внимание и постараться развить их до уровня «звезд» и «дойных коров».
В матрице присутствуют направления, отнесенные к группе условно «проблемных» - «собаки». Продукты, относящиеся к категории «собаки», являются, в основном, уходящими с рынка.
На первый взгляд, может показаться, что подобный набор портфеля говорит о недостаточной его сбалансированности. Однако, если обратить внимание на объемы выручки или доходности продуктов, представленных в «проблемных» квадрантах, то мы видим, что эти продукты не имеют какой-либо значительной доли в объемах реализации услуг Контек. Почему же эти продукты присутствуют в портфеле Контек? Во-первых, это устаревшие программные продукты, которые компания вынуждена поддерживать какое-то время, чтобы не потерять клиентов или подготовить клиентов к процессу перехода на новые продукты. К таким продуктам относятся системы для малого бизнеса, разработанные на DOS-платформе. Во-вторых, это продукты, которые по стратегическим причинам не могут быть в настоящее время выведены на рынок ввиду неготовности рынка. Например, это продукты для рынка автоматизации гольфа СНГ. Для того, чтобы не дать проникнуть на молодой рынок продуктам конкурентов, необходимо какое-то время принять инвестиционную стратегию, надеясь на будущие прибыли. Продукт «Контек-Сити» является также стратегически важным на растущем рынке ИТ-услуг для сферы ЖКХ.
На данном этапе, согласно матрице БКГ, целями Контек являются:
Согласно теории М. Портера, стратегия Контек относится к области определения стратегии, к которой относится фиксация определенного сегмента и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте. Контек не стремится работать на всем рынке, а только на четко определенном сегменте, выясняя потребности рынка для тех направлений деятельности, где область компетенций Контека шире и глубже, чем у других компаний. В данном случае Контек должен стремиться минимизировать свои издержки, приблизив их к нулю. Компания обязательно должна строить свою деятельность на анализе потребностей клиентов, то есть в своих намерениях исходить не из потребностей рынка вообще, а из потребностей вполне определенных или даже конкретных клиентов.
Теперь следует отметить несколько альтернативных эталонных стратегий для дальнейшего развития Контек:
Согласно выбранным эталонным стратегиям следует сделать вывод, что лучшим вариантом для Контек является комбинация нескольких стратегий. Возможно, не стоит затрачивать много усилий на стратегии концентрированного роста - усиления позиции на существующем рынке услуг, потому что предоставляемые услуги и продукты очень быстро видоизменяются и фактически каждый раз превращаются в новый вид услуг для «старого» рынка. Это значит, что разумнее применять стратегию горизонтальной диверсификации и разрабатывать новые направления на существующем рынке. В определении стратегии горизонтальной диверсификации следует включить пункты, нацеленные на достижение конгломеративной диверсификации.
Все мероприятия по реализации стратегии горизонтальной и конгломеративной диверсификации должны быть направлены на достижение одной общей цели, ради которой и работает компания. Другими словами, цель реализации данной стратегии - увеличение доли рынка и получение прибыли для увеличения бизнес- эффекта работы компании.
В настоящей работе рассмотрены теоретические аспекты и основные этапы стратегического планирования. Всесторонне представлен анализ формирования стратегического развития организации и одна из форм её реализации на примере ООО «Контек-Софт».
Сущность формирования стратегического поведения компании заключается в определении направления развития, разработке системы мероприятий по достижению реализации стратегии, а также оценке и контроле процесса выполнения стратегии.
Организация без стратегии - это уже разваливающаяся или развалившаяся организация, потому что, имея цель, она не имеет плана четко определенных действий для достижения этой цели, а потому существует большой риск, что цель в результате не будет достигнута.
В практической части данного исследования содержится материал по анализу среды "Контек", прописана миссия, основная цель и задачи компании.
По результатом исследования компании Контек были предложены следующие стратегии: