Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 10:45, курсовая работа
Цель исследования данной темы заключается в изучении влияния внешних факторов на деятельность предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
- ознакомиться с теоретико-методологическими аспектами влияния внешних факторов на деятельность предприятия;
- рассмотреть понятие и основные элементы внешней среды;
- изучить макроокружение и виды внешней среды;
- рассмотреть методы исследования внешней среды;
Введение…………………………………………………………………….
3
1. Теоретико-методологические аспекты влияния внешних факторов на деятельность предприятия……………………………………………..
5
1.1. Понятие и основные элементы внешней среды……………………..
5
1.2. Макроокружение и виды внешней среды………………………….
7
1.3. Методы исследования внешней среды………………………………
12
2. Особенности влияния внешних факторов на деятельность предприятия на примере ТОО «Костанай-Маркет»…………………….
18
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………..
18
2.2. Анализ факторов внешней среды ……………………………………
19
3. Разработка стратегии ТОО «Костанай-Маркет» с учетом факторов внешней среды………………………………………………….
26
Заключение………………………………………………………………….
31
Список использованной литературы……………
Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке также существует SWOT-анализ [7, с.175].
SWOT-анализ - это определение
сильных и слабых сторон
Сильные стороны (Strengths) - преимущества организации;
Слабые стороны (Weaknesses) - недостатки организации;
Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
Для проведения анализ необходимо:
Определить основное направление развития предприятия (его миссию)
Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия)
Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы
Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.
Слабые стороны предприятия
- это отсутствие чего-то важного
для функционирования предприятия
или что-то, что пока не удается
по сравнению с другими компаниями
и ставит предприятие в неблагоприятное
положение. В качестве примера слабых
сторон можно привести слишком узкий
ассортимент выпускаемых
Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.
Рыночные угрозы - события,
наступление которых может
Один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.
1. Определение сильных и слабых сторон предприятия:
Для того чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия необходимо:
Составить перечень параметров, по которому будет оцениваться предприятие;
По каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что - слабой;
Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа
Для оценки предприятия можно воспользоваться следующими параметрами:
Организация (здесь может
оцениваться уровень
Производство (оцениваются производственные мощности, качество и степень износа оборудования, качество выпускаемого товара, наличие патентов и лицензий (если они необходимы), себестоимость продукции, надежность каналов поставки сырья и материалов и т.п.)
Финансы (могут оцениваться издержки производства, доступность капитала, скорость оборота капитала, финансовая устойчивость предприятия, прибыльность бизнеса и т.п.)
Инновации (здесь может оцениваться частота внедрения новых продуктов и услуг на предприятии, степень их новизны (незначительные либо кардинальные изменения), сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок и т.п.)
Маркетинг (здесь можно оценивать качество товаров/услуг (как это качество оценивают потребители), известность марки, полноту ассортимента, уровень цен, эффективность рекламы, репутацию предприятия, эффективность применяемой модели сбыта, ассортимент предлагаемых дополнительных услуг, квалификацию обслуживающего персонала) (таблица 1).
2. Определение рыночных возможностей и угроз:
Второй шаг SWOT-анализа - это оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия - увидеть возможности и угрозы. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия:
За основу можно взять следующий список параметров:
Факторы спроса (здесь целесообразно принять во внимание емкость рынка, темпы его роста либо сокращения, структуру спроса на продукцию вашего предприятия и т.п.)
Факторы конкуренции (следует
учитывать количество основных конкурентов,
наличие на рынке товаров-заменителей,
высоту барьеров входа на рынок и
выхода с него, распределение рыночных
долей между основными
Факторы сбыта (необходимо уделить внимание количеству посредников, наличию сетей распределения, условиям поставок материалов и комплектующих и т.п.)
Экономические факторы (учитывается курс тенге (доллара, евро), уровень инфляции, изменение уровня доходов населения, налоговая политика государства и т.п.)
Политические и правовые
факторы (оценивается уровень
Научно-технические факторы
(обычно принимается во внимание уровень
развития науки, степень внедрения
инноваций (новых товаров, технологий)
в промышленное производство, уровень
государственной поддержки
Социально-демографические факторы (следует учесть численность и половозрастную структуру населения региона, в котором работает предприятие, уровень рождаемости и смертности, уровень занятости населения и т.п.)
Социально-культурные факторы (обычно учитываются традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей и т.п.)
Природные и экологические факторы (принимается в расчет климатическая зона, в которой работает предприятие, состояние окружающей среды, отношение общественности к защите окружающей среды и т.п.)
И, наконец, международные факторы (среди них учитывается уровень стабильности в мире, наличие локальных конфликтов и т.п.).
3. Сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами рынка:
Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволяет ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса:
Как возможно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия?
Какие слабые стороны предприятия могут помешать?
За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всего опасаться?
Итак, методы исследования внешней среды позволяют определять изменения и новые тенденции во внешней среде на самой первой стадии их проявления. Наблюдать и выявлять значимость уже происходящих перемен и актуальных тенденций развития во внешней среде, разрабатывать проекты, направленные на достижение определенных результатов, опирающихся на перемены и тенденции, выявленные в ходе мониторинга, а также устанавливать временные рамки и определять важность для стратегии организации и ее менеджмента изменений и тенденции во внешней среде.
2. Особенности влияния внешних факторов на деятельность предприятия на примере ТОО «Костанай-Маркет»
2.1. Общая характеристика предприятия
ТОО «Костанай-Маркет» учреждено физическими лицами на основании учредительного договора, осуществляет свою деятельность на основании законодательства Республики Казахстан. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в банках, в том числе в иностранной валюте, печать со своим наименованием на казахском и русском языках, товарный знак. Зарегистрировано Департаментом юстиции по Костанайской области, свидетельство о государственной регистрации №20302-1930-ТОО от 17.04.2007г. БИН 070440001609. Юридический адрес: г.Костанай, ул.Складская 16.
ТОО «Костанай-Маркет» является предприятием тяжелого машиностроения, изготавливающим более 60 наименований различных изделий и запасных частей, применяемых в горнодобывающей, металлургической, транспортной, сельскохозяйственной и других отраслях промышленности. Имеет государственную лицензию на право проектирования, изготовления и ремонт химического, бурового, нефтегазопромыслового, геологоразведочного, горно-шахтного, металлургического, энергетического оборудования, подъемных сооружений и др. оборудования. Предприятие имеет сертификат соответствия системы менеджмента качества №01120 от 29 мая 2007 года на всю выпускаемую продукцию.
На предприятии ведется
Анализ хозяйственно-финансовой деятельности ТОО «Костанай-Маркет» за 2012 год позволяет установить, насколько эффективно предприятие управляет собственными и заемными средствами. Внешними признаками финансовой устойчивости выступает платежеспособность и ликвидность предприятия на основании данных бухгалтерской отчетности, то есть бухгалтерский баланс предприятия (форма№1) и отчет о прибылях и убытках (Приложение 1).
По состоянию бухгалтерского баланса предприятия (Приложение 1) на 31.12.12 г. видно, что его валюта по сравнению с началом отчетного периода по сравнению на конец периода возросла с 172041тыс. тенге до 176911тыс. тенге, что составило 4870тыс. тенге или на 2,8%, в том числе за счет увеличения суммы краткосрочных активов с 86326 тыс. тенге до 99568 тыс. тенге. Размер долгосрочных активов, наоборот, сократился с 85715тыс. тенге до 77343 тыс. тенге на 10,8%. Вместе с тем, сумма краткосрочных обязательств фирмы возросла по сравнению с началом отчетного периода с 68874 тыс. тенге до 93781тыс. тенге, что составляет 24907тыс. тенге или 36%. В целом, по данным бухгалтерского баланса, можно сделать вывод, что в течение года политика предприятия была направлена на увеличение оборотных средств, в первую очередь товарно-материальных запасов (на 20%) и расходов будущих периодов. Итоговая сумма капитала за отчетный период, возросла не значительно на 796тыс. тенге или 0,1%
Отчет о прибылях и убытках представлен в Приложении 2.
Начисленный доход от реализации готовой продукции, товаров, работ и услуг за 2012 год составил 148 192 398 тенге, в том числе доходы, полученные при эксплуатации столовой 1 157 450 тенге, доходы, полученные при эксплуатации общежития завода составляют 4 447 904 тенге, доходы от реализации материалов 6 118 393 тенге, доход от списания обязательств 71 425 тенге, доход по сомнительным обязательствам 36 847 тенге, доход от возмещения ущерба, нанесенного заводу 144 00 тенге. В качестве взноса в уставной капитал дочернего предприятия ТОО «Костанай-Маркет» были переданы здания и право пользования земельным участком. Для выпуска готовой продукции были взяты в аренду у ТОО «Костанай-Маркет» производственные здания, доход от выбытия фиксированных активов при передаче в уставной капитал дочернего предприятия 21 805 690 тенге. Всего доходов за 2009 год по финансовой отчетности 176 368 753 тенге. Совокупный годовой доход по декларации по КПН 151 918 694 тенге.
Списочная численность работников в среднем за 2012 год составила 219 человек. Заработная плата начислялась на основании действующих окладов и тарифных ставок. Расходы по оплате труда за 2012 год составили 61 146 692 тенге за год, в т.ч. производственным рабочим - 41 653 995 тенге, общему и административному персоналу - 19 094 936 тенге, работникам, занятым реализацией товаров - 397 761 тенге, перечислено 3 236 00 тенге. Из заработной оплаты удержано 10 % обязательных пенсионных взносов в сумме 5 651 943 тенге, перечислено 4 541 240 тенге. Начислен социальных отчислений 2 024 066 тенге, перечислено 1 159 055 тенге.
Проведенный анализ хозяйственно-финансового
состояния ТОО «Костанай-
Информация о работе Разработка стратегии ТОО «Костанай-Маркет» с учетом факторов внешней среды