Развитие менеджмента знаний на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент знаний как самостоятельная сфера управленческой деятельности должен стать одним из главных инструментов, предназначенных для повышения конкурентоспособности предприятия. Знания не только представляют собой самостоятельную ценность, но и порождают мультипликативный эффект по отношению к другим факторам производства, воздействуя на уровень эффективности их применения. Таким образом, в современной экономике источником конкурентных преимуществ становится не выгодная рыночная позиция, а сложные для репликации знания как активы и способ их размещения. Причем в центре внимания здесь находится не создание знаний, а их движение и использование в организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Менеджмент знаний: сущность, цели, задачи. 5
1.2 Структура менеджмента знаний на промышленном предприятии 7
1.3 Методика формирования знаний в организации. 10
2.УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ НА ОАО «ГРОДНЕНСКИЙ СТЕКЛОЗАВОД 14
2.1. Уровень систематизации документов как основного носителя знаний 14
2.2. Организация эффективного документооборота обмен знаниями 17
2.3. Резервы управления знаниями на предприятии. 23
3. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ НА ОАО «ГРОДНЕНСКИЙ СТЕКЛОЗАВОД» 27
3.1. Мотивация и обучение сотрудников 27
3.2. Внедрение системы электронного документооборота 29
3.3. Экономическая и социальная оценка внедрения системы менеджмента знаний……………………………………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

Курсовая Иванова Дарья 3 курс 5 группа Менеджмент знаний.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра менеджмента

 

 

Курсовая работа по предмету «Управление организацией»

 

Развитие менеджмента знаний на предприятии

 

Специальность «Менеджмент»

 

 

Автор работы

Студентка 3 курса, 5 группы д/о Д.Д. Иванова

 

Руководитель

Д. и. н., профессор В.В.Рабцевич

 

 

 

Гродно 2013

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Менеджмент знаний как самостоятельная сфера управленческой деятельности должен стать одним из главных инструментов, предназначенных для повышения конкурентоспособности предприятия. Знания не только представляют собой самостоятельную ценность, но и порождают мультипликативный эффект по отношению к другим факторам производства, воздействуя на уровень эффективности их применения. Таким образом, в современной экономике источником конкурентных преимуществ становится не выгодная рыночная позиция, а сложные для репликации знания как активы и способ их размещения. Причем в центре внимания здесь находится не создание знаний, а их движение и использование в организации.

Актуальность темы исследования состоит в высокой социальной и экономической значимости проблемы управления знаниями в организациях на современном этапе развития общества.

В условиях роста конкуренции, всеобщей глобализации, увеличении роли человеческого фактора эффективность управления организацией напрямую зависит от эффективности процессов управления знаниями. Менеджмент знаний затрагивает ряд важных социальных и экономических вопросов: повышение производительности труда и уменьшение текучести кадров в организациях, удовлетворенность работой, преемственность управленческого профессионального опыта и культуры организации.

Объектом исследования являются знания в организации.

Предмет исследования – менеджмент знаний как фактор развития организации.

Цель данного исследования состоит в разработке и обосновании проектно-практических рекомендаций по формированию эффективной системы управления знаниями на предприятии.

Для достижения указанной  цели решаются следующие исследовательские задачи:

  • дать общую характеристику понятию менеджмент знаний, выявить его сущность, цели и задачи;
  • выявить структуру менеджмента знаний организации;
  • изучить этапы формирования знаний на предприятии и особенности внедрения системы менеджмента знаний;
  • рассмотреть особенности документационного обеспечения управления информацией на предприятии;
  • разработать проектно-практические рекомендации по созданию эффективной системы менеджмента знаний.

Методы исследования: анализ и структурирование информации из различных источников по данной теме в рамках системного синергетического подходов.

В ходе работы использованы монографии отечественных и зарубежных ученых, учебная литература, материалы периодических изданий, документация предприятия ОАО «Гродненский стеклозавод» и ресурсы сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

1. Научные основы МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1 Менеджмент знаний: сущность, цели, задачи.

 

Менеджмент знаний — это систематические процессы, благодаря которым создаются, сохраняются, распределяются и применяются основные элементы интеллектуального капитала, необходимые для успеха организации; стратегия, трансформирующая все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность, эффективность и новую стоимость [2,c. 246].

Цель менеджмента знаний — эффективное управление интеллектуальным капиталом. Его задачи:

  • достижение поставленных целей организации за счет роста интеллектуального капитала и эффективного его использования;
  • повышение эффективности принимаемых решений;
  • создание предпосылок для появления инноваций;
  • использование бенчмаркинга во всех сферах деятельности;
  • обучение и мотивация сотрудников;
  • повышение эффективности процессов проектирования, изготовления, закупок и маркетинга знаний.

Система менеджмента знаний — совокупность взаимодействующих и взаимозависимых элементов, относящихся к управлению знаниями (процессов, баз данных, программного обеспечения, организационных структур и пр.), обеспечивающая достижение поставленных целей [12, c. 22].

Какую же немедленную  отдачу для решения сегодняшних проблем и повышения прибыльности организации хотят получить от системы менеджмента знаний менеджеры? Во-первых, для них важно, чтобы выгоды от затрат, вкладываемых в создание и развитие системы менеджмента знаний, были количественно определены и спрогнозированы, т. е. они требуют создать количественные характеристики эффективности системы менеджмента знаний. Во-вторых, они хотят получить инструмент, позволяющий уменьшить риски при принятии решений. Хотелось бы задавать какой-то системе вопросы и получать грамотные ответы. Система может выдавать пользователю решения, информацию или подсказку, но не все они являются знаниями. Можно принять следующие разграничения в понятиях информации, данных и знаний:

Данные — сырые  факты.

Информация — организованный набор данных.

Знания — поддающаяся интерпретации (meaningful information), имеющая ясную цель информация.

Знания — это смысл, доставленный разумом. Без смысла, знания — это информация или данные. Что является информацией, а что  — знаниями, зависит от пользователя. Конечно, идеальным для менеджера было бы получение знаний, дающих однозначный ответ на вопрос, как решить проблему, а не набор данных и информации, которые он сам должен обрабатывать и превращать в знания. К сожалению, такой идеал недостижим, так как система может давать только вероятностные подсказки. На самом деле менеджмент знаний в большей степени носит стратегический характер. Его развитие и внедрение определяет будущее организации, создание ее уникальной культуры и использование новых способов завоевания рынка и конкурентной борьбы. Система менеджмента знаний предполагает не только сбор и целенаправленное использование информации на благо предприятия, но и предоставление его работникам широких возможностей в самосовершенствовании, получении признания и самореализации, что, по Маслоу, является вершиной мотивации [6, c. 252].

 

 

 

 

1.2 Структура менеджмента знаний  на промышленном предприятии

 

Система менеджмента знаний порождает решения, подсказки, информацию к размышлениям, т. е. знания сотрудников, которые, в конечном счете, возвращаются в систему, дополняя и обогащая ее. Рассмотрим структуру менеджмента знаний промышленного предприятия. Коснемся только вопросов, связанных со структурированием информации, данных и знаний, откладывая вопросы администрирования системы. Весь набор данных, информации и знаний в данной организации может быть разбит на внешнюю, внутреннюю и корпоративную информацию (рис.1.1).


 

 

 

 

 

Рис. 1.1 Структура информации менеджмента знаний.

Источник [7, c. 16].

 

Внешней информацией и данными являются: информация из Интернета; печатные издания, библиотечная информация; отчеты о посещении выставок, конференций и семинаров; отчеты о переговорах с заказчиками; результаты внешних аудитов; внешние стандарты, правовые и нормативные акты, касающиеся деятельности организации и практика их применения; собеседование с нанимаемыми сотрудниками; результаты бенчмаркинга; патентная информация; оценки поставщиков; оценки заказчиков; маркетинговая информация; документация заказчиков.

Внутренней информацией являются любые сведения, получаемые в результате внутренней деятельности предприятия и представляющие ценность для последующего использования. Например, результаты экспериментов, проводимых при разработке и запуске продукции в производство, статистика и анализ выявленных несоответствий, результаты внутреннего аудита, отчеты отдела маркетинга, рейтинги поставщиков, процедуры и методики, циркуляры, директивы и т. д. Также существует общая используемая внутри организации и закрытая для сторонних организаций. Такая информация распространяется по закрытой сети Интранет и может включать: корпоративные инструкции и директивы; отчеты и переписку с вышестоящими организациями; информацию о корпоративных программах, стратегии, результатах корпоративной деятельности; опыт организаций, рекомендованный для распространения; информацию о заказчиках и партнерах; информацию о публикациях; информацию о дискуссиях и семинарах и т. д.

Также рассмотрим структуру менеджмента знаний относительно ключевых бизнес-процессов на промышленном предприятии (рис. 1.2). При этом под бизнес-процессом понимается процесс, непосредственно связанный с изготовлением продукта, например, изготовления стеклянной тары, обычно состоящий из ряда последовательных подпроцессов, где выход из одного из них является входом для последующего. Например: Планирование – Проектирование - Подготовка производства - Производство - Сбыт.


 

 

 

 

 

Рис. 1.2 Структура менеджмента знаний относительно ключевых процессов.

Источник [7, c. 17].

Под процессами управления понимаются процессы линейного административного управления или функционального управления, приложенные к объекту регулирования. В качестве поддерживающих процессов должны рассматриваться процессы закупки, обеспечения людскими ресурсами, финансирования.

Улучшающими процессами на предприятии являются: самооценка предприятия, бенчмаркинг, анализ эффективности системы качества, планирование развития и др.

 Также всю внутреннюю информацию в организации, данные и знания можно разделить на документированную, т. е. полученную из официальных документов, и скрытую (tacit), которая находится в голове сотрудника организации или в его личных архивах.

Документированная информация — это технологическая документация, документация контроллинга, правила (например, проектирования, документооборота, процедуры, инструкции), экспериментальные данные, рекламации и данные о сбоях. Например, в блок "Правила" для стекловарения включаются специальные правила для отдельных этапов процесса производства с рекомендованными типовыми или проверенными экспериментально характеристиками.

Еще одним вариантом  систематизации является распределение  информации по ее содержанию. Разные области знаний, необходимых любой организации, включают в себя следующие направления:

• Знания о  покупателе: его нужды; его взгляд на вещи и мотивация; его покупательная способность; с кем он обсуждает вопрос о покупке; какая стратегия и какая система обслуживания должны быть разработаны, чтобы завоевать и сохранить покупателя и т. д.

  • Знания о конкурентах: что конкуренты продают сейчас и что они планируют продавать в будущем; какова их стратегия; какие приемы для завоевания лояльности потребителя они используют.
  • Знания о продукте: его место на рынке; какую ценность для потребителя он создает; кто его покупает и почему, по какой цене его лучше продавать; сколько стоит производство этого продукта сейчас и сколько может стоить в будущем.
  • Знания о процессах: какие считаются передовыми; современные методы управления бизнес-процессами; осведомленность о технологических достижениях и прогнозирование развития технологий; системные инновации; возможности создания синергетического эффекта и т. п.
  • Знания о финансах: денежные ресурсы компании; откуда, и каким образом можно привлечь капитал, и по какой цене; интегрирование различных финансовых механизмов.
  • Знания о людях: кто они, сотрудники, и что их мотивирует; как наладить обратную связь с ними; где найти квалифицированных экспертов для работы в различных областях и т. д.

 

1.3 Методика формирования знаний в организации.

 

 На сегодняшний день ни в одной организации в Республике Беларусь нет отдельного подразделения, которое занималось бы только менеджментом знаний. Такие функциональные подразделения организации как маркетинг, финансы, персонал и другие избирательно пытаются реализовывать некоторые задачи менеджмента знаний. Такой метод работы с информацией и знаниями не самый эффективный, особенно в больших организациях.

Приступая к внедрению системы менеджмента знаний, необходимо четко определить, для чего это делается, какой результат должен быть достигнут. Нельзя осуществлять менеджмент знаний только потому, что это просто хорошо. Создание системы менеджмента знаний должно вытекать из общих целей организации и быть связано с целями второго уровня в различных сферах деятельности. Оно должно повышать способность организации генерировать и развивать оригинальные и полезные идеи и решения (рис. 1.3).

 


 

 

 

 

Рис. 1.3 Структурирование целей

Источник [7, c. 18].

 

Чтобы система менеджмента знаний могла предоставить пользователю знания, он должен правильно сформулировать запрос. Структура запроса должна поддаваться кодификации и декодификации, а процесс его постановки — четко описан. В качестве примера структуру запроса можно представить в виде схемы (рис.1.4).


 

 

 

 

Рис. 1.4. Структура запроса

Источник [7, c. 18].

 

Для исключения ошибок при  проектировании оснастки (цель) производства для изготовления стеклянной тары (сфера применения) показать каталог несоответствий и их причин (выбор из массива данных). Каталог запросов, кодификация, декодификация, программное обеспечение запроса. Исходя из структуры запроса, для каждой его части создаются каталоги: целей, сфер применения и выбора из массива данных. Пользователи должны уметь правильно составить запрос, а лица, вводящие информацию, — правильно ее кодифицировать. Программные средства должны обеспечить быстрый поиск и декодификацию, а также архивирование, распределение и необходимую конфиденциальность. В процессе проектирования программного обеспечения должна быть определена стандартная форма представления информации по запросам. С точки зрения менеджмента знаний, информацию стоит излагать подробно, описывать имевшую место ситуацию и рекомендации из полученного опыта. Программы должны также обеспечивать пересмотр и утверждение информации и используемых знаний таким образом, чтобы ненужная или устаревшая информация своевременно изымалась (например, блокировки по срокам пересмотра или переутверждения).

Информация о работе Развитие менеджмента знаний на предприятии