Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:57, курсовая работа
Менеджмент знаний как самостоятельная сфера управленческой деятельности должен стать одним из главных инструментов, предназначенных для повышения конкурентоспособности предприятия. Знания не только представляют собой самостоятельную ценность, но и порождают мультипликативный эффект по отношению к другим факторам производства, воздействуя на уровень эффективности их применения. Таким образом, в современной экономике источником конкурентных преимуществ становится не выгодная рыночная позиция, а сложные для репликации знания как активы и способ их размещения. Причем в центре внимания здесь находится не создание знаний, а их движение и использование в организации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Менеджмент знаний: сущность, цели, задачи. 5
1.2 Структура менеджмента знаний на промышленном предприятии 7
1.3 Методика формирования знаний в организации. 10
2.УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ НА ОАО «ГРОДНЕНСКИЙ СТЕКЛОЗАВОД 14
2.1. Уровень систематизации документов как основного носителя знаний 14
2.2. Организация эффективного документооборота обмен знаниями 17
2.3. Резервы управления знаниями на предприятии. 23
3. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ НА ОАО «ГРОДНЕНСКИЙ СТЕКЛОЗАВОД» 27
3.1. Мотивация и обучение сотрудников 27
3.2. Внедрение системы электронного документооборота 29
3.3. Экономическая и социальная оценка внедрения системы менеджмента знаний……………………………………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Формирование организационной культуры, ориентированной на обмен знаниями, — важный фактор конкурентоспособности современной организации. Иногда достаточно обеспечить людей средствами коммуникации, которые делают более эффективной групповую работу и повышают культуру обмена знаниями [3, c. 354]
Одними стимулами задачу обмена знаниями между сотрудниками организации решить нельзя.
Вот почему так важно от внутренней установки «Знания есть власть, и делиться ими не следует» перейти к новой, более перспективной установке: «Свободный обмен знаниями есть источник успеха организации и личности».
Переход от одной установки к другой — сложный процесс, но именно от него зависит эффективность стратегий управления знаниями. Это крупномасштабное изменение, которое касается и мотивационных элементов, и обучающих систем, и критериев, и показателей деятельности организации. Оно касается также формирования новых отношений, направленных на эффективное использование персональных знаний и знаний организации в целом. Доверие в современных организациях подчас значительно важнее, чем инвестиции в оборудование [3, с. 356]
3.2 Внедрение системы электронного документооборота в СМЗ на предприятии
Термин «документооборот» традиционно используется в «бумажном» делопроизводстве и его использование применительно к менеджменту знаний, базирующемуся на информационных технологиях без детализации не совсем корректно. В этом случае средства автоматизации документооборота сводились бы к компьютеризации традиционных задач делопроизводства - формированию дел и учету содержащихся в них документов, контролю исполнения и формированию соответствующей отчетности. Более адекватен сущности процесса автоматизации в менеджменте знаний термин «системы маршрутизации документов", или генерация «бумажной» отчетности (сводных ведомостей, накладных, реестров и пр.) на основе данных, порождаемых в системе, или хранилища документов (знаний).
Системы данного класса являются дальнейшим развитием систем документооборота, и необходимы для структуризации и долгосрочного хранения больших массивов, накопленных в организации документов, а также, оптимального поиска необходимой информации на массиве разнородных накопленных документов. При внедрении системы документооборота на ОАО «Гродненский стеклозавод» возникает вопрос организации взаимодействия автоматизированных форм с бумажными. Электронные документы, которые имеют правовые последствия, можно сопровождать бумажными копиями с «реальной подписью». Но возможно использование цифровой подписи. Целью системы электронного документооборота является не искоренение бумажных документов, а создание эффективной среды управления и функционирования организации. Кроме того, распечатывать придется только конечные продукты работы - конкретные, уже полностью подготовленные бумажные документы и только в одной «правоустанавливающей» копии, что все равно приведет к существенному снижению объема бумажных документов.
Система электронного документооборота должна помогать в решении следующих задач:
Внедрение системы электронного документооборота в данную организацию требует решения следующих ключевых проблем:
1) необходима трансформация
существующих документов из
2) При внедрении системы
электронного документооборота
существует необходимость
3) Бизнес довольно
требователен в отношении
4) При внедрении
Все описанные проблемы венчает сложность оценки эффективности внедрения, так как жесткие финансовые расчеты в данном случае не совсем подходят. Однако необходимо находить критерии, возможно, только качественные для оценки эффективности проекта.
3.3 Экономическая и социальная оценка внедрения системы менеджмента знаний
Менеджмент знаний можно также определить, как искусство создавать стоимость из нематериальных активов организации, как целенаправленный процесс конвертации знаний в стоимость. Менеджмент знаний приводит к изменениям в образе мысли многих менеджеров, к отходу от многих устаревших, ортодоксальных подходов. Главная цель менеджмента знаний — это создание новых и более мощных конкурентных преимуществ.
Эффективно функционирующая
Для успешного осуществления управления знаниями необходимы:
• хорошая технологическая инфраструктура, позволяющая с помощью коммуникаций эффективно переносить и распространять знания;
• высокая организационная культура, способствующая переносу знаний от одного работника и подразделения к другим;
• непрерывное и квалифицированное обучение персонала. Управление знаниями для каждой организации дает возможность:
• экономить ресурсы за счет повторного использования однажды найденных решений
Таким образом, менеджмент знаний становится ведущим направлением менеджмента, который обращает внимание на ресурсы, ставшие сегодня главными и в то же время не всегда эффективно используемыми.
Благодаря менеджменту знаний предприятие развивается по различным направлениям.
1) Одно из
них — деятельность по
2)Вопросы обучения персонала и формирования прогрессивной организационной культуры, нацеленной на обмен знаниями между сотрудниками.
3)Применение информационных технологий управления. Информационные технологии сокращают время инновационного процесса, они становятся своеобразным соединяющим звеном между источниками и потребителями знаний
4)Формирование прогрессивной организационной структуры, ориентированной на интенсивный обмен знаниями внутри организации.
5) Еще одно направление состоит в развитии внешних связей организации. Данная стратегия опирается на маркетинговые технологии.
6) Менеджмент знаний в ряде случаев нацелен на организацию такого взаимодействия с потребителями, которое повышает индивидуальную компетенцию сотрудников организации. Это может происходить разными путями, прежде всего путем прямого контакта с потребителями. Именно поэтому во многих компаниях встает вопрос об увеличении числа сотрудников, напрямую контактирующих с клиентами. Любые формы обратной связи, полученные с помощью социологических исследований или путем установления непосредственных контактов, можно использовать для повышения квалификации сотрудников и их готовности ответить на новые запросы потребителей.
7) Менеджмент знаний может быть нацелен также на то, чтобы перенести индивидуальное знание во внутрикорпоративные системы и закрепить его там с целью широкого использования другими сотрудниками. Таким образом, значительная часть индивидуальных знаний в виде подходов, принципов, последовательности действий, способов структурирования проблем становится доступной всем экспертам компании. Это дает возможность говорить о трансформации индивидуальных знаний в знания коллективные, что позволяет проводить весьма эффективное обучение новых сотрудников непосредственно на рабочих местах, не отрывая их от выполнения основных обязанностей. Это также делает компанию менее зависимой от присутствия в ней тех или иных экспертов, обладающих большим опытом и знаниями.
Это значит, что внедрение целостной, качественной системы менеджмента знаний, в такой организации как ОАО «Гродненский стеклозавод» окажет высокий положительный социальный и экономический эффект.
Информация о работе Развитие менеджмента знаний на предприятии