Развитие менеджмента знаний на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент знаний как самостоятельная сфера управленческой деятельности должен стать одним из главных инструментов, предназначенных для повышения конкурентоспособности предприятия. Знания не только представляют собой самостоятельную ценность, но и порождают мультипликативный эффект по отношению к другим факторам производства, воздействуя на уровень эффективности их применения. Таким образом, в современной экономике источником конкурентных преимуществ становится не выгодная рыночная позиция, а сложные для репликации знания как активы и способ их размещения. Причем в центре внимания здесь находится не создание знаний, а их движение и использование в организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Менеджмент знаний: сущность, цели, задачи. 5
1.2 Структура менеджмента знаний на промышленном предприятии 7
1.3 Методика формирования знаний в организации. 10
2.УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ НА ОАО «ГРОДНЕНСКИЙ СТЕКЛОЗАВОД 14
2.1. Уровень систематизации документов как основного носителя знаний 14
2.2. Организация эффективного документооборота обмен знаниями 17
2.3. Резервы управления знаниями на предприятии. 23
3. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ НА ОАО «ГРОДНЕНСКИЙ СТЕКЛОЗАВОД» 27
3.1. Мотивация и обучение сотрудников 27
3.2. Внедрение системы электронного документооборота 29
3.3. Экономическая и социальная оценка внедрения системы менеджмента знаний……………………………………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

Курсовая Иванова Дарья 3 курс 5 группа Менеджмент знаний.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

Администрирование системы менеджмента  знаний и процессы создания и распределения знаний не могут эффективно работать без соответствующей административной поддержки. На этапе разработки и внедрения такая поддержка осуществляется командой, взявшейся за амбициозную задачу создания менеджмента знаний, и высшим менеджментом, одобряющим эти работы и выделяющим необходимые ресурсы. В дальнейшем должно быть выделено должностное лицо — владелец процесса создания и использования знаний, отвечающий за развитие и использование системы менеджмента знаний в организации. Для его эффективной деятельности необходимо: формальное назначение; наделение функциональными правами и обязанностями по отношению ко всем сотрудникам; определение правил мониторинга; разработка критериев оценки эффективности; разработка методик, определяющих, что входит в интеллектуальный капитал и ноу-хау [4,c.143].

Внедрение МЗ обычно находится в  сфере деятельности менеджера по персоналу, перед которым встают новые задачи. Менеджмент знаний должен быть важным звеном в управлении организацией, и его эффективность с точки зрения затрачиваемых ресурсов и получаемых выгод должна постоянно оцениваться и предоставляться высшему руководству. Разработка таких оценок, их мониторинг и анализ должны проводиться администратором, который отвечает за разработку, внедрение, поддержание и постоянное улучшение системы менеджмента знаний. В зависимости от получаемого эффекта он должен иметь бонус, который сможет использовать для мотивации сотрудников.

Проблемы, с которыми может столкнуться данная организация при внедрении системы менеджмента знаний - это, прежде всего:

  • отсутствие времени;
  • несовершенство организационной структуры;
  • недостаточная убежденность высшего руководства;
  • отсутствие вознаграждения и признания;
  • придание большего значения индивидуальной работе по сравнению с командной работой;
  • отсутствие четкой постановки цели;
  • слабое использование имеющихся ресурсов.

 

2 УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ НА ОАО «ГРОДНЕНСКИЙ СТЕКЛОЗАВОД

 

2.1 Уровень систематизации документов как основного носителя знаний

 

Документационное обеспечение фиксирует управленческое решение и проявляет способы его реализации, и является важным компонентом системы менеджмента знаний.

Документ в интеллектуальной организации как носитель знания, существующий в режиме автоматизированного  документооборота, по всей видимости, требует иной, соответствующей его сути оценки полезности [7, c. 196].

Организационные документы  на ОАО «Гродненский стеклозавод» систематизируются  по трем основным группам:

- основная документация, наиболее полно отражающая деятельность учреждения по выполнению основных функций (положения, приказы, планы, отчеты, доклады, обзоры, протоколы собраний и совещаний, переписка с органами власти и вышестоящими организациями по вопросам деятельности). Эти документы в основном подлежат постоянному хранению в организации. На постоянное хранение отбираются подлинники документов; копии выделяются к уничтожению.

- оперативная документация, содержащая сведения, необходимые для текущей практической деятельности (документы по бухгалтерскому учету и отчетности, снабжению и сбыту, административно-хозяйственным вопросам). Для этой категории документов устанавливаются временные сроки хранения;- документация по личному составу (приказы, личные карточки рабочих и служащих, книги учета личного состава, лицевые счета начисления заработной платы и т. п.). Эта документация имеет длительный срок хранения, к ней часто обращаются для наведения справок по заявлениям граждан о трудовом стаже, заработной плате и др.[1, c. 32]

В отдельную группу могут  быть выделены дела, требующие дополнительного изучения, так называемые нестандартные, научно-практическая ценность которых, определяется в каждом конкретном случае индивидуально, после соответствующего их изучения сотрудниками Госархива с привлечением специалистов организации.

Отбор документов постоянного  и временного (свыше 10 лет) сроков хранения проводится только путем полистного просмотра. Не допускается отбор  документов для хранения и уничтожения  только на основании заголовков дел. Если обнаруживается, что с документами постоянного хранения в деле имеются документы временного хранения, дело переформируется.

При этом одновременно проверяются  качество и полнота номенклатуры дел организации, правильность определения  сроков хранения дел.

Сроки хранения дел, содержащих оставшиеся документы временного хранения, определяются по перечню документов с указанием сроков их хранения или по номенклатуре дел организации. Подшивка вновь сформированных дел производится только после завершения экспертизы ценности документов[5,c. 345].

Подготовка электронных  документов к передаче в архив  организации состоит из следующих  этапов:

  • проверка физического состояния машинных носителей, предназначенных для передачи в архив;
  • запись электронных документов на машинные носители;
  • проверка качества записи;
  • описание электронных документов;
  • проставление архивных шифров на единицах хранения (на футлярах) в соответствии с архивной описью (описями) электронных документов постоянного хранения и по личному составу;
  • подготовка комплекта сопроводительной документации.

Сопроводительная документация электронных документов должна быть достаточной для обеспечения  их сохранности и использования. В ней отражается следующая информация:

  • название документа,
  • дата его создания,
  • характеристика содержания (аннотация),
  • электронный формат,
  • физическая и логическая структура (для баз данных, сайтов и т.п.),
  • объем документа (для баз данных также - количество записей).

Руководитель организации, согласно законодательству, несет ответственность за сохранность документов. В больших организациях, таких как ОАО «Гродненский стеклозавод» существует проблема накопления ненужной информации и соответствующей ей документации. Для решения этой проблемы на предприятии раз или два раза в год, по мере надобности проводится экспертиза ценности документов [10, c. 87].

По результатам экспертизы ценности документов в организации  составляются сотрудниками архива организации  сводные описи дел постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и  по личному составу, а также акты о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению.

Экспертная комиссия создается в соответствии с положением о ней из наиболее квалифицированных сотрудников. Члены комиссии должны хорошо знать функции, структуру своего офиса, систему документационного обеспечения - состав и содержание всей совокупности документов. В состав экспертной комиссии следует включать:

-сотрудника, ответственного  за документационное обеспечение  организации; 

-сотрудника, ответственного  за архив; 

- специалистов по научной,  технической, учебной, производственной и другим видам документации;

- специалиста по обеспечению  защиты информации и др.

Председателем экспертной комиссии, как правило, назначается один из заместителей руководителя организации.

Экспертная комиссия - это совещательный орган, ее решения вступают в силу после утверждения руководителем организации[11, c. 45].

 

2.2.Организация эффективного документооборота, обмен знаниями

 

Документооборот - это  движение документов с момента их создания или получения до завершения исполнения, отправки или сдачи в дело. Организация документооборота - это правила, в соответствии с которыми происходит движение документов в учреждении.

Для эффективного функционирования системы менеджмента знаний на ОАО «Гродненский стеклозавод» необходимо установить порядок движения документов в организации, а именно – создать условия, обеспечивающие хранение необходимой информации, ее быстрый поиск и снабжение ею потребителей в установленные сроки и с наименьшими затратами. Это включает в себя разработку технологии личной работы исполнителей, создание информационно-поисковых систем по документам организации, контроль их исполнения.

Основными характеристиками документооборота являются маршрут  движения, который включает все инстанции  на пути движения документа от создания черновика (или от получения) до подшивки в дело, и время, затрачиваемое на прохождение документов по этому маршруту. Отсюда главное правило организации документооборота - оперативное прохождение документа по наиболее короткому и прямому маршруту с наименьшими затратами времени.

 К принципам организации  документооборота относятся следующие:

- максимальное сокращение  числа инстанций прохождения  и исключение возвратных движений  документа, не обусловленных деловой  необходимостью (возвратным считается такое движение документа, при котором он поступает в ту инстанцию, в которой уже проходил обработку);

- маршрутизация отдельных  видов документов (разработка схем  прохождения документов);

- однократность регистрации  документов (документы, поступающие  в организацию и создаваемые в организации, регистрируются один раз: входящие - при поступлении, внутренние и исходящие - при создании; регистрация документов может осуществляться в службе документационного обеспечения управления учреждения или в структурном подразделении);

- организация предварительного  рассмотрения документов (распределение  документов, поступивших в организацию,  на документы, направляемые на  резолюцию руководителю, его заместителям  и передаваемые на исполнение  непосредственно в подразделения; предварительное рассмотрение проводит специалист службы ДОУ (секретарь-референт или помощник руководителя);

- вынесение конкретных  резолюций, по возможности точно  определяющих исполнителя, поручение,  срок исполнения;

- исключение необоснованных  согласований, организация параллельного согласования документов одновременно несколькими работниками (копирование проекта документа или передача его по электронной почте одновременно всем заинтересованным лицам);

- снижение уровня подписания  документов;

- исключение или максимальное ограничение возвратных движений документов (при их обработке - регистрация и доставка, при их подготовке - визирование и согласование и т. д.);

-максимальное единообразие  в порядке прохождения и процессах  обработки основных категорий документов, исходя из того, что каждое перемещение документа должно быть оправданным.

Соблюдение этих принципов  позволяет улучшить документационное обеспечение аппарата управления.

Внутренний документопоток составляют документы, создаваемые  и используемые в самом аппарате управления, не выходящие за его пределы. Происхождение этих документов совпадает со сферой их применений. Внутренний поток обеспечивает целенаправленное решение управленческих задач в пределах одного учреждения, организации. К внутренним относятся: организационные документы, определяющие задачи, функции организации в целом, а также ее структурных подразделений, компетенцию; права и обязанности должностных лиц; правила выполнения отдельных видов деятельности: положения, уставы, учредительные договоры, должностные инструкции, регламенты, правила, штатные расписания и др. Функции оперативного регулирования деятельности учреждений выполняют распорядительные документы, издаваемые руководством: приказы, указания, распоряжения, решения. Самостоятельные группы внутреннего документопотока составляют протоколы и акты, плановые и отчетные документы, документы по учету материальных и денежных средств, оборудования, личного состава и т. д. В аппарате управления не рекомендуется вести внутреннюю переписку между должностными лицами и структурными подразделениями, вместо нее должны использоваться бездокументные способы обмена информацией (телефон, переговоры). Однако на практике внутренняя переписка широко распространена. Она оформляется докладными (служебными) и объяснительными записками, рапортами.

Все входящие документы на ОАО «Гродненский стеклозавод» образуют три направления движения: руководству организации, руководству структурных подразделений, непосредственно специалистам. Соотношение этих потоков неравномерно: наибольшая часть документов попадает руководству, которое, с одной стороны, испытывает информационные перегрузки, а с другой - получает значительное количество информации, не соответствующей их компетенции, областям деятельности и функциональным обязанностям, не их уровня. Ожидание рассмотрения документов руководством является потерянным временем, удлиняет путь документа к исполнителю [9, c. 1].

Информация о работе Развитие менеджмента знаний на предприятии