Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:48, дипломная работа
Цель данного исследования - разработка методических и практических рекомендаций по развитию организационной культуры на инновационном предприятии.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие и сущность организационной культуры, исследовать её составляющие;
проанализировать методы формирования и развития организационной культуры;
дать общую характеристику ГКНПЦ им. М.В.Хруничева как инновационной организации;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Организационная культура в системе управления организацией 8
1.1 Понятие, структура и функции организационной культуры 8
1.2 Влияние факторов внешней и внутренней среды на организационную культуру
23
1.3 Управление организационной культурой 29
2. Особенности культуры организаций научно-производственной сферы
35
2.1 Общая характеристика ФГУП ГКНПЦ им. М.В.Хруничева 35
2.2 Субкультуры в организации. Культура групп, подразделений 39
2.3 Исследование организационной культуры 42
3. Разработка и обоснование предложений по формированию и развитию организационной культуры
50
3.1 Общие принципы моделирования механизма формирования и развития организационной культуры
50
3.2 Разработка и обоснование процесса развития организационной культуры
54
3.3 Оценка экономической и социальной эффективности 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Понятие организационной культуры 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Типологии организационной культуры по К.Камерону и
Р. Куинну 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Характеристика организационной культуры на различных этапах жизненного цикла организации 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Модель управления организационной культурой 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Структура ФГУП ГКНПЦ им. М. В. Хруничева 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Глубинное интервью (примерный сценарий) 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Модифицированная анкета по К. Камерону и Р. Куинну 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Состав коллектива департамента корпоративного управления 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Анализ результатов диагностики организационной культуры департамента 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Модель диагностики организационной культуры 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 Этапы разработки корпоративного кодекса предприятия 96
Автономная
некоммерческая образовательная организация
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
«Одинцовский гуманитарный ИНСТИТУТ»
факультет экономики и менеджмента
Кафедра менеджмента
«____» _______________ 200 __ г.
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
На тему: Развитие организационной культуры инновационного предприятия (на примере ФГУП «Государственного космического научно- производственного центра им. М. В. Хруничева»).
Дипломник _______________
«____» ___________ 200 __ г.
СОДЕРЖАНИЕ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВВЕДЕНИЕ
Организационная культура - это междисциплинарное направление исследований, которое находится на стыке нескольких областей знания, таких как менеджмент, управление персоналом, организационное поведение, социология, психология, культурология. Она представляет собой совокупность убеждений, сформулированных самостоятельно, усвоенных или разработанных определенной группой по мере того, как она учится разрешать проблемы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, которые оказались эффективными, а потому передаваться новым членам в качестве правильного образ восприятия, мышления и отношения к конкретным проблемам [12, с.51].
Культура
человека во все времена оказывала
управляющее влияние через
Управление развитием организационной культуры позволяет сформировать новое деловое сообщество, деятельность которого будет соответствовать современным требованиям социума. В настоящее время имидж и репутация предприятия приобретают все большую важность в общей эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Кроме того, в условиях возможного кризиса, частых банкротств очень важно сплотить персонал фирмы, сделать его верным своей компании. Таким образом, современным организациям требуется новая идеология управления, новый характер связей и отношений с внешней и внутренней средой организации, то есть организационная культура, более соответствующая сложившимся условиям функционирования фирм.
Реальными и потенциальными силами эффективного управления организацией выступают традиционные и инновационные средства. Традиционные средства - это нормы и правила, целенаправленно используемые руководством, а инновационные - эффективное управление организационной культурой. Действительно, если раньше организационной культуре как фактору продуктивного развития организации мало уделялось внимания, то сейчас эта тема становится одной из главных в успешном развитии бизнеса [21, с.49].
На смену прошлым общепризнанным ценностям, таким как дисциплина, послушание, иерархия, власть, приходят другие: участие, самоопределение, коллектив, раскрытие личности, творчество. В организационной культуре потенциально заложен значительный ресурс управления, а сама она, будучи фактором управления организацией обладает значительным количеством инновационных, специфических методов управления [21, с.49].
Во многом такая ситуация обусловлена переходом российского бизнеса на новую стадию развития, которая характеризуется поиском путей повышения эффективности использования имеющихся ресурсов, в первую очередь – персонала.
Таким образом, развитие организационной культуры выступает неотъемлемым фактором эффективного управления инновационной организацией, что определяет актуальность и практическую значимость дипломного проекта.
Объектом данного исследования является организационная культура предприятия ФГУП ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.
Предмет исследования – содержание, принципы и методы развития организационной культуры предприятия.
Цель данного исследования - разработка методических и практических рекомендаций по развитию организационной культуры на инновационном предприятии.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
Методологическую основу проведенного исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых.
Типологии организационной культуры были представлены в трудах таких авторов как, У.Оучи, Г.Хофстеде, С.Ханди, М.Бурке, Т.Е. Дейла и А.А. Кеннеди, К.Камерона и Р. Куинна, Т.Ю.Базарова [11, 24]. Положения о природе, функциях и структуре организационной культуры, рассмотрение ее как сознательно формируемого фактора, или напротив, как фактора, препятствующего реализации стратегических и инновационных проектов и организационному развитию, предлагаются следующими учеными: И. Ансофф, Дж. Барни, А.И.Пригожин, Э.Шейн [42, 59].
Основой технологии формирования и
развития организационной культуры,
фундаментом, предложенных в дипломном
проекте моделей стали труды
ученых, разрабатывающих
Т.О. Соломанидина, Г.Р. Латфуллина, О.Н.
Громова [49, 35].
При рассмотрении и операционализации понятия «инновационная организационная культура», а также, при изучении современных российских подходов к управлению организационной культурой были использованы исследования О.Г. Тихомировой, Ю.В. Качиной и др. [55,27].
Существует немало теоретических
исследований посвященных вопросам формирования
культуры организации в России. В исследование
элементов организационной культуры и
ее значимость в жизни организации приложили
труды такие авторы, как В.А. Спивак,
О. А. Родин, Т. Ю. Базаров, П. Н. Шихирев ,
С.В. Иванова, Е. Черных [11, 49,50].
В соответствии с предметом и логикой исследования автором использовались следующие методы исследования: использование метода сравнительного анализа, синтеза качественного и количественного, статического и динамического, структурно-функционального и технологического подходов. Для изучения и диагностики организационной культуры предприятия использовались методы опроса, анкетирования, анализа документов, моделирования и прогнозирования социальных процессов, математические методы расчета социальной эффективности.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей в области теории и практики менеджмента, фундаментальные и прикладные исследования роли организационной культуры в управлении персоналом; научные публикации по проблемам формирования, поддержания, изменения организационной культуры производственных структур.
Практическая значимость исследования вытекает из потребностей практики управления в технологии управления организационной культурой и заключается в том, что в дипломном проекте разработана и представлена система мероприятий, направленная на развитие организационной культуры, переход на инновационный уровень её функционирования, вследствие интенсивно меняющегося воздействия внешней среды.
1 Организационная культура в системе управления организацией
Организационную культуру часто воспринимают как мощный, стратегически значимый инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и всех работников на достижение целей организации. Вместе с тем, организационная культура - это междисциплинарное направление исследований, которое находится на стыке нескольких областей знания, таких как менеджмент, управление персоналом, организационное поведение, социология, психология, культурология. Именно уникальная интегративная сущность данной концепции создает при её рассмотрении определённые сложности познавательного плана, а с другой - ее методологически грамотное применение дает возможность эффективно управлять предприятием.
1.1 Понятие, структура и функции организационной культуры
Культура
- это механизм, формирующий ценностное,
мировоззренческое и
«Классическое» определение понятия «культура» принадлежит английскому антропологу Э. Тэйлору и дано в его книге «Первобытная культура», изданной в 1871 г. По Тэйлору, культура «слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и любых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» [22, с.57]. В дальнейшем этот термин стали применять и к человеку, следовательно, если человек отличался изяществом манер и воспитанностью, его стали считать «культурным». В настоящее время определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Сейчас оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы.
Термин «организационная культура» появился в тот момент, когда культура стала развиваться быстрее, совершенствовались и изменялись технологии, орудия труда. Дифференциация общества на разнообразные сообщества привело к выделению культур различных уровней системной организации [51, с.8].
Некоторые исследователи датируют появление самого термина «организационная культура» и ее тщательное детальное изучение датируют 70-ми гг. XX в., и связывают это с возникновением новых условий хозяйствования, динамизмом, растущей неопределенностью внешней среды, с ростом образования персонала, изменением мотивации и гражданской зрелостью работников [56, с.37].
Согласно философскому энциклопедическому словарю, культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норма и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношения людей к природе, между собой, к самим себе [55, с.48].
Рассматривая основные случаи и контексты употребления термина «культура», современным взглядом, мы воспринимаем понятие культуры как культуры исторической эпохи, национальной культуры, культуры специфических сфер деятельности человека.