Развитие персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить систему профессионально должностного развития персонала и разработать рекомендации по совершенствованию данной системы коммерческой организации (на примере ООО «Академия красоты»).
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить теоретические аспекты развития персонала организации.
Изучить основные методы и подходы к развитию персонала.
Провести анализ системы развития персонала в ООО «Академия красоты».
Разработать пути совершенствования системы развития персонала ООО «Академия красоты» по результатам анализа.

Файлы: 1 файл

Развитие персонала СГУПС дор 3.doc

— 922.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность разработки проблемы профессионально-должностного развития персонала обусловлена тем, что успех предприятия напрямую зависит от эффективности работы его сотрудников. Поэтому проблема обучения персонала, эффективного планирования карьеры и создания кадрового резерва актуальна для многих компаний: современный работник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой, а также иметь перспективы к дальнейшей работе, что повышает его лояльность к организации. Обратившись к проблеме обучения работников, нужно исходить из целей и потребностей компании.

Профессионально-должностное развитие персонала является одним из важнейших  факторов успешной деятельности производства. Возрастающее значение профессионального  обучения для организации и значительное расширение потребностей в нем в последние 30 лет привели к тому, что ведущие компании взяли на себя обновление квалификации своих сотрудников. Организация профессионального обучения и планирования карьерного роста стала одной из основных функций управления персоналом, а его бюджет – наибольшей (после заработной платы) статьей расходов многих компаний.

Развитие персонала активно  воздействует на внутреннюю среду организации в целом с целью ее быстрого, гибкого и успешного приспособления к изменяющейся внешней среде. Отсутствие возможности роста часто приводит к снижению трудовой активности работников и ухудшению деятельности организации.

Развитие персонала  повышает эффективность и результативность сотрудников, повышает их мотивацию и конкурентоспособность. Благодаря развитию персонала создается система компетенции сотрудников организации. Развитие этой компетенции рассматривается как инструмент гибкости организации, ее способности реагировать на изменения непрерывно изменяющейся внешней среды, поэтому эффективная система развития персонала позволяет выживать организации в условиях рынка.

Ученые исследователи уделяли  и уделяют много внимания различным  аспектам профессионально-должностного развития персонала. К классикам  управления производством относят  Ф. Тейлора, А. Файоля. Проблемы развития персонала освещены в трудах современных зарубежных ученых: Армстронга М., Дафта Ричард Л., Мескона М, Монди Р.Уэйн, Ноу Роберт М., Премо Шейн Р., Хедоури Ф и др.

К российским ученым, занимающимся вопросами  развития персонала, планирования карьеры, формирования кадрового резерва, можно отнести Веснина В.Р., Виханского О.С., Герчикову И.Н., Егоршина А.П, Короткова Э.М., Медведева В.П, Мордовина С.К., Наумова А.И., Уткина Э.А., Филановича С.Р., Шкатулла В.И., Кибанов А.Я., Скопылатова И.А., Ефремова О.Ю. и др. В основном данная тема рассмотрена в системе управления персоналом организации.

Объект исследования: ООО «Академия красоты».

Предмет исследования: методы и способы управления профессионально-должностным развитием персонала в ООО «Академия красоты».

Цель работы: изучить систему  профессионально должностного развития персонала и разработать рекомендации по совершенствованию данной системы коммерческой организации (на примере ООО «Академия красоты»).

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Изучить теоретические аспекты развития персонала организации.
  2. Изучить основные методы и подходы к развитию персонала.
  3. Провести анализ системы развития персонала в ООО «Академия красоты».
  4. Разработать пути совершенствования системы развития персонала ООО «Академия красоты» по результатам анализа.

Для решения поставленных задач  использованы следующие методы: анализ литературы, наблюдение, анкетирование, анализ документов.

Практическая  значимость работы заключается в возможности применения методов анализа и рекомендаций для совершенствования системы развития персонала при принятии решений по развитию персонала работниками предприятий.

Структура работы:

Работа  будет состоять из трех глав, введения, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Во  введении обоснована актуальность темы, определена цель и поставлены задачи исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты развития персонала организации» изучен подход различных авторов к проблеме профессионально-должностного развития персонала, рассмотрены основные методы и направления развития персонала.

Во второй главе «Анализ системы развития персонала в организации (на примере ООО «Академия красоты»)» проведен анализ профессионально-должностного развития персонала ООО «Академия красоты» по таким направлениям как: планирование и управление карьерой, создание кадрового резерва, подготовка и переподготовка кадров.

В третьей главе «Рекомендации по совершенствованию системы развития персонала ООО «Академия красоты» разработаны рекомендации по повышению эффективности системы профессионально-должностного развития персонала ООО «Академия красоты».

В заключении обобщены результаты работы в целом.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Понятие и цели профессионально-должностного развития персонала

Система развития персонала - совокупность организационных структур, методик, процессов и ресурсов, необходимых для эффективного выполнения текущих и перспективных производственных задач, а также оптимального удовлетворения запросов работников, связанных с самореализацией, профессиональной подготовкой и карьерой [5, с. 25].

Система развития персонала в Российской Федерации представляет собой совокупность организационных и правовых мер, осуществляемых работодателем, структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, др. негосударственными, общественными организациями, занимающимися вопросами развития персонала на производстве; органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации; региональными и регионально-отраслевыми центрами развития персонала; учебно-курсовыми комбинатами, и др. формами развития персонала в организациях [6, с. 30].

Система развития персонала должна отвечать потребностям работников в  получении и повышении профессиональной подготовки в течение всей их трудовой деятельности, во всех секторах экономики, во всех отраслях экономической деятельности и на всех уровнях квалификации и ответственности [10, с. 127].

Развитие и обучение персонала подразумевает повышение квалификации специалистов в области их профессиональной деятельности, а также расширение общего кругозора и возможностей в целом. Одним из наиболее эффективных методов развития персонала является дополнительное образование. Дополнительное образование позволяет специалистам не только повысить квалификацию, или пройти переподготовку для работы в другой сфере деятельности, но также и получить необходимые навыки в рамках адаптации к изменившимся требованиям на рынке труда, что весьма актуально в наше время прогресса и интенсивных перемен.

Сегодня в российской экономике  есть колоссальный спрос на молодых  специалистов, готовых занять серьезные  позиции в частных компаниях. Однако, по мнению работодателей [7, с. 50], наши вузы не могут произвести выпускника, годного к немедленному использованию.

Современные компании стремятся принять  на работу молодых кадров. Это объясняется  как экономическим подъемом в  стране, так и необходимостью компенсировать естественное выбытие опытных кадров. При этом нанимать молодых специалистов в последние годы стали не только компании из сферы торговли, услуг, финансов, но и предприятия реального сектора.

Однако подавляющее большинство  компаний сегодня не рассчитывают, что полученное в вузе образование позволит молодому специалисту немедленно включиться в работу. Выпускник вуза воспринимается работодателями лишь как исходный материал для подготовки полноценного специалиста [4, с. 61]. Полученные в вузе знания рассматриваются компаниями лишь как отправная точка для дальнейшего обучения молодого специалиста; все более важным фактором при оценке потенциального сотрудника становится его способность и желание адаптироваться, учиться, профессионально развиваться.

Обучение в системе профессионально-должностного развития – специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями [4, с. 62].

В таблице 1.1 приведены основные понятия, связанные с обучением персонала, с точки зрения различных авторов.

 

 

Таблица 1.1 - Основные термины развития персонала

Автор

Трактовка понятия

1

2

Мурашова Е.В. [19, с. 50]

Профессиональное развитие – приобретение сотрудником новых знаний, умений, навыков, которые он использует или будет использовать в своей профессиональной деятельности. Основные методы профессионального развития: профессиональное обучение, развитие карьеры, образование.

Кибанов А.Я. [11]

Развитие персонала подразумевает повышение квалификации специалистов в области их профессиональной деятельности, а также расширение общего кругозора и возможностей в целом. Одним из наиболее эффективных методов развития персонала является дополнительное образование.

Егоршин А.П. [10]

Развитие - одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов.


 

Таким образом, на потребность в  профессиональном развитии сотрудника влияют изменения во внешней среде, появление новых образцов техники и технологии, необходимость освоения дополнительных видов деятельности и другие факторы.

Профессиональное развитие сотрудников  повышает не только эффективность работы, но и гибкость управления, улучшает моральный климат, облегчает делегирование полномочий, а игнорирование потребности в развитии, новых знаниях и навыках усиливает текучесть кадров.

1.2 Формы развития персонала

Развитие персонала – сложный  и многогранный процесс, требующий значительных усилий, сегодня в практике менеджмента персонала принято выделять две формы развития персонала:

1. Формы развития кадрового потенциала  организации; 

  • формирование кадрового резерва;
  • совершенствование организационных структур, составление штатного расписания;
  • улучшение фирменного стиля управления;
  • групповая работа работника.

2. Формы развития потенциала  каждого сотрудника.

  • обучение рабочих, специалистов и руководителей;
  • план карьеры сотрудника;
  • фирменные однодневные или недельные семинары;
  • конференции, групповые дискуссии [6, с. 250].

Представим подробную характеристику таких форм развития персонала как обучение, планирование карьеры и создание кадрового резерва.

Как правило, крупные компании стремятся  придерживаться определенной стратегии развития персонала: это и первичное обучение новых сотрудников (базовое обучение персонала), и периодические мероприятия по повышению профессионального уровня уже имеющихся кадров. Современные институты дополнительного образования открывают широкие возможности для плановых мероприятий по развитию персонала [13, с. 83].

В первую очередь стоит отметить общие программы обучения персонала, предназначенные для широкого круга работников в рамках первичного обучения персонала – семинары по деловой этике, способствующие повышению престижа и укреплению корпоративной культуры; тренинги по общей организации труда, обучающие сотрудников разного уровня и профориентации правильно организовать рабочее место, планировать действия по рациональному использованию рабочего времени, устранять помехи в работе различной сложности, а также психологические тренинги, нацеленные на приобретение навыков эффективного общения, позволяющих быстро и грамотно разрешать служебные конфликты, адекватно действовать в нестандартных ситуациях, справляться с рабочим стрессом и поддерживать хорошую работоспособность в течение всей недели [21, с. 120].

Кроме общих программ по развитию персонала, существуют целевые программы дополнительного образования для повышения профессионального уровня квалифицированных работников. Как правило, подобные обучающие программы узкоспециализированы и ориентированы на специалистов. Это всевозможные тематические выставки, семинары, курсы повышения квалификации, специализированные тренинги, в том числе комплексное обучение маркетингу.

Обучение – специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями [5, с. 121].

Рассмотрим это определение  подробнее.

Во-первых, обучение – специально организованный процесс, то есть он не возникает сам по себе и сам по себе проходить не может, его эффективность будет определяться множеством факторов, в первую очередь, профессионализмом работника, организующего процесс.

Информация о работе Развитие персонала