Развитие проекта стратегии торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:19, отчет по практике

Описание работы

Исходя из вышесказанного основной целью данной дипломной работы является изучение теоретических основ разработки стратегии на предприятии, а также выбор и обоснование мероприятий по разработке и внедрению стратегии на примере предприятия торговли (ООО «МОЛ») на основе характеристики, анализа финансово-хозяйственной деятельности и внешней среды данного предприятия.

Содержание работы

Введение
3
1 Теоретические основы развития стратегии торгового предприятия
5
1.1 Виды стратегического роста торгового предприятия
5
1.2 Основные проблемы развития стратегий российских предприятий
11
1.3 Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия
14
2 Анализ деятельности ООО «МОЛ»
22
2.1 Краткая характеристика организации
22
2.2 Анализ внутренней среды организации
24
2.3 Анализ внешнего окружения предприятия
34
3 Пути стратегического развития ООО «МОЛ»
44
3.1 Стратегия выбора поставщика
44
3.2 Стратегия управления персоналом
48
Заключение
51
Список использованных источников
54
Приложения

Файлы: 1 файл

Диплом мой.doc

— 456.00 Кб (Скачать файл)

 


Содержание 

Введение

3

1 Теоретические  основы развития стратегии торгового  предприятия

5

1.1 Виды стратегического  роста торгового предприятия

5

1.2 Основные проблемы развития стратегий российских предприятий

11

1.3 Порядок разработки  и реализации стратегии развития предприятия

14

2 Анализ деятельности  ООО «МОЛ»

22

2.1 Краткая характеристика организации

22

2.2 Анализ внутренней среды организации

24

2.3 Анализ внешнего  окружения предприятия 

34

3 Пути стратегического  развития ООО «МОЛ»

44

3.1 Стратегия выбора поставщика

44

3.2 Стратегия управления персоналом

48

Заключение 

51

Список использованных источников

54

Приложения 

56


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Важность разработки стратегических планов развития сегодня  не вызывает сомнения на всех уровнях управления хозяйственно-экономической деятельностью в нашей стране. Развитие рыночных отношений в современной России, со всей актуальностью, поставило вопрос об осуществлении стратегического планирования на всех уровнях экономической деятельности в нашей стране. Причём стратегическое планирование признаётся одним из главных направлений управленческой деятельности специалистов менеджерского звена.

Основным является вопрос, который состоит в том, когда  именно обращение к стратегии  становится жизненно необходимым. Одним из условий является возникновение внезапных изменений во внешней среде организации. Их причиной может стать насыщение спроса, крупные изменения в технологии внутри или вне организации, неожиданное возникновение многочисленных новых конкурентов.

Поэтому, разработка и выбор стратегии развития предприятия необходимы для повышения эффективности и устойчивости функционирования организации и ее безубыточной работы, а также для повышения конкурентоспособности организации.

Исходя из вышесказанного основной целью данной дипломной работы является изучение теоретических основ разработки стратегии на предприятии, а также выбор и обоснование мероприятий по разработке и внедрению стратегии на примере предприятия торговли (ООО «МОЛ») на основе характеристики, анализа финансово-хозяйственной деятельности и внешней среды данного предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1 Рассмотреть теоретические аспекты разработки стратегии предприятия..

2 Дать характеристику  деятельности предприятия, проанализировать технико-экономические показатели.

3 Выбрать и обосновать стратегические направления развития предприятия.

Предметом исследования являются мероприятия по разработке и внедрению выбранной стратегии  на предприятии.

Объектом данного исследования является ООО «МОЛ».

Методологическую  основу исследования составляют труды  по экономике, маркетингу, менеджменту  и другим наукам, в которых содержится информация по исследуемым вопросам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы развития стратегии торгового предприятия

 

1.1 Виды стратегического  роста торгового предприятия 

Слово «стратегия» греческого происхождения и означает «искусство развертывания войск в бою» или  «искусство генерала». Этот военный  термин широко вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента [1].

В менеджменте стратегия  рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление  развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации к окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации. Если цели организации определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения.

Задача стратегического  управления состоит в обеспечении  такого взаимодействия организации  со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Стратегическое планирование не является второстепенной задачей  управления, а стоит на первом месте, когда речь идет о распределении  финансовых, материальных и трудовых ресурсов фирмы.

Стратегия распадается  на множество конкурентоспособных  действий и подходов к бизнесу, от которых зависит успешное управление фирмой.

Суть стратегического  управления заключается в том, что  в организации, существует четко  организованное комплексное стратегическое планирование, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов [4].

Каждая фирма, разрабатывая индивидуальную стратегию или группу стратегий, стремится организовать свою деятельность таким образом, чтобы эффективность всех внутренних процессов была наивысшей.

Для того чтобы определить стратегию поведения организации  и провести эту стратегию в  жизнь, руководство должно иметь  углубленное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

Безусловно, тот факт, что у предприятия имеется  стратегия, очень важен, но на этом нельзя поставить точку, так как необходимо выяснить, насколько эффективна имеющаяся стратегия.

Выбор конкретного направления  изменения стратегии означает, что  из всех возможных путей корректировки  стратегии, открывавшихся перед  предприятием, решено выбрать одно направление, которое больше всего подходит. Новые действия и подходы покажут возможные пути изменения и преобразования текущей стратегии.

Но единой стратегии  для всех организаций не существует. Каждая организация уникальна в  своем роде, поэтому и процесс  выработки стратегии для каждой организации свой, т.к. зависит от позиции организации на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и т. д.

Таким образом, разработка стратегии предприятия является актуальной проблемой и необходимой задачей для максимально эффективной деятельности предприятия.

Конкретные стратегии, выбираемые разными организациями, вследствие специфики внешних и внутренних условий, различных взглядов руководства на пути развития организации и др. причин могут существенно различаться. Однако все частные стратегии можно обобщить и вести речь о так называемых базисных, или эталонными стратегиях развития и роста бизнеса и предпринимательства. Эти стратегии касаются всей организации и отражают различные подходы к росту фирмы, связанные с изменением одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы в отрасли, технология [10].

Наиболее распространенные, выверенные практикой и широко освещенные в литературе стратегии развития бизнеса обычно называются базисными, или эталонными. Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология. Каждый из данных пяти элементов может находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или новое состояние.

Первую группу эталонных  стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают три других элемента. в случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли, Что касается рынка, то фирма ведет поиск Возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый рынок [4].

Конкретными типами стратегий  первой группы являются следующие:

- стратегия усиления  позиции на рынке, при которой фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Для реализации этой стратегии требуются большие маркетинговые усилия. Реализация этой стратегии допускает также осуществление так называемой «горизонтальной интеграции», при которой фирма пытается установить контроль над своими конкурентами;

- стратегия развития  рынка, заключающаяся в поиске  новых рынков для уже производимого  продукта;

- стратегия развития  продукта, предполагающая решение  задачи роста за счет производства нового продукта и его реализации на уже освоенном фирмой рынке.

Вторую группу эталонных  стратегий составляют такие стратегии  бизнеса, которые предполагают расширение фирмы путем добавления новых  структур. Эти стратегии называются стратегиями интегрированного роста. Обычно фирма может прибегать к осуществлению таких стратегий, если она находится в сильном бизнесе, не может осуществлять стратегии концентрированного роста и в то же время интегрированный рост не противоречит ее долгосрочным целям. Фирма может осуществлять интегрированный рост как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. При этом в обоих случаях происходит изменение положения фирмы внутри отрасли.

Выделяются два основных типа стратегий интегрированного роста:

- стратегия обратной вертикальной интеграции, направленная на рост фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение. Реализация стратегии обратной вертикальной интеграции может дать фирме благоприятные результаты, связанные с уменьшением зависимости от колебания цен на комплектующие и запросов поставщиков. При этом поставки как центр расходов для фирмы могут превратиться в случае обратной вертикальной интеграции в центр доходов;

- стратегия вперед  идущей вертикальной интеграции, выражающаяся в росте фирмы  за счет приобретения либо  же усиления контроля над структурами,  находящимися между фирмой и  конечным потребителем, т.е. над  системами pacпpeдeления и продажи.  Данный тип интеграции выгоден в тех случаях, когда посреднические услуги очень расширяются или когда фирма не может найти посредников с качественным уровнем работы.

Третьей группой эталонных  стратегий развития бизнеса являются стратегии диверсифицирoваинoгo роста. Эти стратегии реализуются в том случае, если фирмы дальше не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. Стратегиями данного типа являются следующие:

- стратегия центрированной  диверсификации, базирующаяся на  поиске и использовании заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для производства новых продуктов. При этом существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает, исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии либо же в дpyгиx сильных сторонах функционирования фирмы;

- стратегия горизонтальной  диверсификации, пpeдпoлaгaющaя поиск  возможностей роста на существующем  рынке за счет новой продукции,  требующей новой технологии, отличной  от используемой. При данной стратегии фирма должна ориентироваться на производство таких технологически не связанных продуктов, которые бы использовали уже имеющиеся возможности фирмы, например в области поставок. Так как новый продукт должен быть ориентирован на потребителя основного продукта, то по своим качествам он должен быть сопутствующим уже производимому продукту Важным условием реализации данной стратегии является предварительная оценка фирмой собственной компетентности в производстве нового продукта;

- стратегия конгломеративной диверсификации, состоящая в том, что фирма расширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые реализуются на новых рынках. Это одна из самых сложных для реализации cтрaтeгий развития, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов, в частности, от компетентности имeющeгocя персонала, и в особенности менеджеров, сезонности в жизни рынка, наличия необходимых сумм денег и т.п.

Четвертым типом эталонных  стратегий развития бизнеса являются стратегии сокращения. Данные стратегии реализуются тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике, такие, как, например, структурная перестройка и т.п. В этих случаях фирмы прибегают к использованию стратегий целенаправленного и спланированного сокращения. Реализация данных стратегий зачастую проходит не безболезненно для фирмы. Однако необходимо четко осознавать, что это такие же стратегии развития фирмы, как и рассмотренные стратегии роста, и при определенных обстоятельствах их невозможно избежать. Более того, в определенных обстоятельствах это единственно возможные стратегии обновления бизнеса, так как в подавляющем большинстве случаев обновление, и всеобщее ускорение - взаимоисключающие процессы развития бизнеса.[1]

Информация о работе Развитие проекта стратегии торгового предприятия