Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 21:58, дипломная работа
Целью исследования является разработка и апробация психологического тренинга по развитию умений и навыков делового общения с клиентами у менеджеров торговой организации.
Объектом нашего исследования является деловое общение.
Предметом нашего исследования являются умения и навыки делового общения с клиентами у менеджеров торговой организации.
Введение……………………………………………………..……….……..2
Глава 1. Психологический анализ литературы по проблеме делового общения………………………..…………………………………….……….……7
1.1. Понятие делового общения и его виды……….……….………..……7
1.2. Формы делового общения…..…………………………………….…11
1.2.1. Деловая беседа……………….……………………….………….....11
1.2.2. Деловые переговоры………….…………………….……………...13
1.2.3. Деловые совещания………………………………..…….………....15
1.2.4. Публичное выступление……………………………..…………….18
1.3. Умения и навыки делового общения с клиентами у менеджеров в торговой организации……………………………………………………….…..19
1.3.1. Умение слушать…..…………………………………………….…..19
1.3.2. Речевые навыки……..………………………………………….…..22
1.3.3. Умение убеждать и навык презентации………………………..…23
1.3.4. Навык саморегуляции……………………………..………….…....28
1.3.5. Навык работы с сомнениями и возражениями клиента…..….….30
1.3.6. Навык общения с конфликтным клиентом………………...….….32
Глава 2. Изучение и развитие умений и навыков делового общения с клиентами у менеджеров ООО «Монекс Трейдинг»…………….….….……..35
2.1. Изучение умений и навыков делового общения с клиентами у менеджеров ООО «Монекс Трейдинг»…………………………….….……..……36
2.2. Описание психологического тренинга, направленного на развитие умений а навыков делового общения с клиентами в компании ООО «Монекс Трейдинг»…………………………………………………………………..…….50
2.3. Оценка эффективности проведенной работы ……………………...58
Заключение ………………………………….……………………………70
Литература ……………………………..…………………........................74
Приложения
М еМинобрнауки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский
Гуманитарно-художественный факультет
Кафедра психологии
Выпускная квалификационная работа
Тема: Развитие умений и навыков делового общения с клиентами
у менеджеров торговой организации
______________________________
Нижний Новгород, 2012 г.
Оглавление
стр.
Введение……………………………………………………..
Глава 1. Психологический анализ литературы по
проблеме делового общения………………………..………………………………
1.1. Понятие делового общения и его виды……….……….………..……7
1.2. Формы делового общения…..…………………………………….…11
1.2.1. Деловая беседа……………….……………………….…………...
1.2.2. Деловые переговоры………….…………………….…………….
1.2.3. Деловые совещания………………………………..…….……….
1.2.4. Публичное выступление……………………………..…………….
1.3. Умения и навыки делового общения с клиентами
у менеджеров в торговой организации…………………………………………………
1.3.1. Умение слушать…..…………………………………………….….
1.3.2. Речевые навыки……..………………………………………….…..
1.3.3. Умение убеждать и навык презентации………………………..…23
1.3.4. Навык саморегуляции……………………………..…………
1.3.5. Навык работы с сомнениями и возражениями клиента…..….….30
1.3.6. Навык общения с конфликтным клиентом………………...….….32
Глава 2. Изучение и развитие умений и навыков делового общения с клиентами у менеджеров ООО «Монекс Трейдинг»…………….….….……..35
2.1. Изучение умений и навыков делового
общения с клиентами у менеджеров ООО
«Монекс Трейдинг»…………………………….….……..……
2.2. Описание психологического тренинга,
направленного на развитие умений а навыков
делового общения с клиентами в компании
ООО «Монекс Трейдинг»………………………………………………………
2.3. Оценка эффективности проведенной работы ……………………...58
Заключение ………………………………….……………
Литература ……………………………..………………
Приложения
Введение
В любой торговой организации менеджеры по общению с клиентами играют важную роль, ведь без клиентов и тех, кто напрямую с ними связан, ни одна организация не сможет достичь высоких результатов. Однако возникает вопрос об эффективном использовании умений и навыков делового общения с клиентами менеджеров торговых организаций. В настоящее время нет организации, в которой бы вопросы развития необходимых навыков делового общения с клиентами, не были бы актуальны, т.к. развитие и создание серьезной конкуренции другим торговым организациям напрямую зависит от объема клиентской базы, которую, в свою очередь, создают менеджеры по общению с клиентами.
Однако не существует определенных критериев оценки данных умений и навыков делового общения, а также эффективной структуры их развития. Иными словами, не понятно на что именно и в какой степени, нужно обращать внимание при выявлении навыков делового общения – либо на личностные качества, либо на наличие определенных способностей, либо на наличие профессионального опыта. Также достаточно сложно определить направление развития имеющихся навыков и умений делового общения, и какие методы при этом использовать.
Проблемой изучения навыков делового общения с клиентами занимались многие ученые, из которых можно выделить И.Л. Добротворского, Н.В. Вохменцеву, А.В. Барышеву, С.Н. Бердышева, В. Ветроградова, А.Плотникова, Д. А. Шевчук и других. Из зарубежный авторов данной проблемой замнимались Ог Мандино, Гэри Гудман, Зиг Зиглар, Д. Джоббер, Беттджер Фрэнк, Мак Галли и другие.
Продуктивность торговой организации напрямую зависит от профессионально-деловых и личностных характеристик, а так же от умений и навыков делового общения ее менеджеров по продажам, которые напрямую общаются с клиентами самой организации. Продажа, являясь каналом распределения товаров, каналом связи между производителем и потребителем, способствует удовлетворению потребностей покупателя, торговому прогрессу, распространению информации о товарах, продавцах, производителях, ну и, наконец, является основным инструментом получения прибыли. Менеджеры торговых организаций, задействованные в продажах, должны обладать рядом особенных качеств, умений и навыков делового общения, развитие которых способствует повышению общего уровня делового общения, а вследствие этого увеличение объема продаж, удовлетворению потребностей покупателей, созданию базы постоянных клиентов и ее расширению, получению положительного статуса организации, а следовательно высокой конкурентоспособности.
Целью исследования является разработка и апробация психологического тренинга по развитию умений и навыков делового общения с клиентами у менеджеров торговой организации.
Объектом нашего исследования является деловое общение.
Предметом нашего исследования являются умения и навыки делового общения с клиентами у менеджеров торговой организации.
Исследование будет осуществляться на основе следующей гипотезы.
Эффективность функционирования торговой организации во многом зависит от действий ее менеджеров по общению с клиентами. Мы полагаем, что целенаправленная деятельность психолога, направленная на развитие навыков и умений делового общения с клиентами у менеджеров торговой организации способна обеспечить организации тот кадровый состав, который будет способен к эффективному выполнению своих функций.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, нами были сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать литературу по проблеме делового общения;
2) изучить умения и навыки делового общения у менеджеров торговой организации;
3) разработать и апробировать психологический тренинг по развитию умений и навыков делового общения с клиентами среди менеджеров торговой организации;
4) определить эффективность проведенной работы.
Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки поставленной гипотезы нами были использованы следующие методы:
Практическая значимость заключается в том, что разработанный нами психологический тренинг по развитию умений и навыков делового общения с клиентами у менеджеров может использоваться практическим психологом в различных торговых организациях. Данный психологический тренинг можно применять как для формирования кадрового резерва менеджеров по общению с клиентами, так и для работы с уже работающими менеджерами торговой организации, имеющими небольшой опыт в сфере продаж.
Научная новизна нашего исследования заключается в том, что на основе данных, полученных в ходе исследования, был разработан психологический тренинг, направленный на развитие умений и навыков делового общения с клиентами у менеджеров торговой организации.
Глава 1. Психологический анализ литературы по проблеме
делового общения
Темой нашего исследования является развитие умений и навыков делового общения с клиентами у менеджеров в торговой организации. Мы считаем, что теоретический анализ литературы необходимо начать с рассмотрения понятия делового общения, так как оно является одним из ключевых вопросов нашей темы.
Деловое общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. [6]
М.С. Узерина в учебном пособии «Этика делового общения» отмечает, что деловое общение направлено на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В деловом общении человек ставит задачу убедить партнера, принять конкретные предложения, побудить партнера предпринять конкретные действия, дать необходимую информацию, побудить собеседника учесть в своих действиях его интересы и т. д. Регулятором этих отношений являются этические нормы, в которых выражаются представления человека о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. В процессе делового общения каждый сознательно или стихийно опирается на эти представления. В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может облегчить общение, сделать его более эффективным, но может и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.[31]
Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция).
Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.
Г.В. Бороздина в учебном пособии «Психология делового общения» отмечает, что в целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент. [6]