Реорганизация как способ урегулирования корпоративных конфликтов (на примере шахты «Воргашорская»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - анализ природы корпоративного конфликта, анализ способа решения конфликтов на примере шахты «Воргашорская», предложить меры по совершенствованию концепции управления конфликтами в компании.
В соответствии с целью задачами являются:
Анализ теоретических источников на тему корпоративных конфликтов;
Анализ причин их появления в российских компаниях;
Анализ корпоративного конфликта на примере компании;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Корпоративный конфликт и его роль в современной экономике
Понятие корпоративного конфликта. Типы конфликтов……..……………5
Причины возникновения корпоративных конфликтов……………………..8
Правовое регулирование и способы разрешения корпоративных конфликтов…………………………………………………………………...11
1.4 Зарубежный опыт регулирования конфликтов (на примере Великобритании)………………………………………………………………..17
Глава II. Реорганизация как способ урегулирования корпоративных конфликтов (на примере шахты «Воргашорская»)
2.1 Организационно-правовая форма и технико-экономические показатели предприятия……………………………………………………………………...21
2.2 Корпоративный конфликт и реорганизация шахты «Воргашорская»…..22
Глава III. Механизм предотвращения корпоративных конфликтов
3.1Меры по совершенствованию концепции управления конфликтами в компании…………………………………………………………………………32
3.2 Корпоративное управление как способ защиты от корпоративных конфликтов……………………………………………………………………….37
3.3 Роль международных принципов корпоративного управления и Российского кодекса в предотвращении корпоративных конфликтов……....40
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

курсач по КМ 4 курс.docx

— 89.51 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Корпоративный конфликт и его роль в современной экономике

    1. Понятие корпоративного конфликта. Типы конфликтов……..……………5
    2. Причины возникновения корпоративных конфликтов……………………..8
    3. Правовое регулирование и способы разрешения корпоративных конфликтов…………………………………………………………………...11

1.4 Зарубежный опыт регулирования  конфликтов (на примере Великобритании)………………………………………………………………..17

Глава II. Реорганизация как  способ урегулирования корпоративных  конфликтов (на примере шахты «Воргашорская»)

2.1 Организационно-правовая  форма и технико-экономические  показатели предприятия……………………………………………………………………...21

2.2 Корпоративный конфликт  и  реорганизация шахты «Воргашорская»…..22

Глава III. Механизм предотвращения корпоративных конфликтов

3.1Меры по совершенствованию  концепции управления конфликтами  в компании…………………………………………………………………………32

3.2 Корпоративное управление  как способ защиты от корпоративных  конфликтов……………………………………………………………………….37

3.3 Роль международных  принципов корпоративного управления  и Российского кодекса в предотвращении  корпоративных конфликтов……....40

Заключение……………………………………………………………………….44

Список использованной литературы……………………...……………………46

 

Введение

Устойчивой тенденцией последних  лет в экономике России является увеличение количества корпоративных  конфликтов. Эта негативная тенденция  во многом объясняется неразвитостью  системы мер, направленных на предупреждение корпоративных конфликтов и ликвидацию причин и условий, способствующих их появлению. В статье исследуются  основные причины корпоративных  конфликтов и правовые способы их минимизации.

Однако новый уровень  развития экономических отношений  в России породил не только новые  механизмы корпоративного управления, но и обострил старые проблемы. Нечёткие критерии ответственности членов совета директоров и менеджмента, неясность  в вопросах реорганизации юридических  лиц различных организационно-правовых форм, недобросовестное поведение участников корпоративных конфликтов - это лишь некоторые из сложностей, с которыми сталкиваются участники корпоративных отношений.

Примечательно, что практика функционирования акционерных обществ  в современной действительности связана с наличием специфических  разновидностей корпоративных конфликтов. В частности, корпоративные конфликты  могут быть обусловлены возникшим  спором между миноритарными акционерами  и менеджментом, предметом которого является недобросовестное корпоративное  поведение последнего в сфере  использования наиболее ликвидных  активов компании в интересах, противоречащих акционерному обществу или акционерам, или возникновение теневых центров  образования прибыли (трансфертное ценообразование).

Кроме того, для современной  действительности характерно и сохранение высокого удельного веса мошеннических  рейдерских схем, в частности, перехвата  оперативного управления, имитации присоединения  компании-цели, хищения акций, однако из зоны крупного предпринимательства эти технологии переносятся в средний бизнес, из столичных регионов - в нестоличные.

Актуальность  курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время в условиях относительной стабилизации российской экономики возрастает количество корпоративных конфликтов в сфере осуществления деятельности одного из основных субъектов современного предпринимательства - акционерных обществах, что оказывает огромное влияние на конкурентоспособность российских компаний. Что особенно актуально в условиях вхождения России в ВТО.

Действительно осуществление  акционерным обществом предпринимательской  деятельности, успешное решение задач  и достижение целей, поставленных перед  акционерным обществом при его  учреждении, возможны лишь при наличии  в нем условий для предупреждения и урегулирования корпоративных  конфликтов - конфликтов между органами общества и его акционерами, а  также между акционерами, если такой  конфликт затрагивает интересы общества.

Объектом исследования являются корпоративные конфликты и причины  их возникновения.

Предметом являются способы  регулирования конфликтов.

Цель курсовой работы - анализ природы корпоративного конфликта, анализ способа решения конфликтов на примере шахты «Воргашорская», предложить меры по совершенствованию концепции управления конфликтами в компании.

В соответствии с целью  задачами являются:

  1. Анализ теоретических источников на тему корпоративных конфликтов;
  2. Анализ причин их появления в российских компаниях;
  3. Анализ корпоративного конфликта на примере компании;
  4. Описание способа решения корпоративного конфликта на предприятии.

Глава I. Корпоративный конфликт и его роль в современной экономике

1.1 Понятие корпоративного конфликта. Типы конфликтов

Термин «корпоративные конфликты» получает в современной России все большее распространение. Деловая пресса пестрит сообщениями об акционерных войнах, агрессивных поглощениях, оспариваниях результатов общих собраний акционеров, шантаже эмитентов со стороны миноритарных акционеров, умышленных банкротствах и т.д. Очень часто корпоративный конфликт сопровождается нарушением норм и требований российского законодательства и практически всегда - нарушением или ущемлением прав той или иной группы акционеров.

Несмотря на все более  возрастающее число конфликтов, необходимо отметить, что понятие корпоративного конфликта в законодательстве России не определено. Одной из попыток устранить этот пробел является формулирование данного понятия в Кодексе корпоративного поведения, однако, который не является нормативным правовым актом. Кодекс корпоративного поведения, прежде всего, регулирует деятельность органов управления общества, а также порядок разрешения корпоративных конфликтов. Следование данным правилам позволит избежать ущемления прав акционеров, повысить корпоративную культуру.

Что же такое корпоративные  конфликты?

Под корпоративным же конфликтом, следует понимать разногласия и споры, возникающие между акционерами общества, акционерами и менеджментом общества, инвестором (потенциальным акционером) и обществом, которые приводят или могут привести к одному из следующих последствий:

  • нарушение норм действующего законодательства, устава или внутренних документов общества, прав акционера или группы акционеров;
  • иски к обществу, его органам управления или по существу принимаемых ими решений;
  • досрочное прекращение полномочий действующих органов управления;
  • существенные изменения в составе акционеров.

Определить все случаи корпоративных конфликтов не представляется возможным. Сконцентрировав внимание на типовых интересах участников корпорации, можно выделить четыре основных типа корпоративных конфликтов:

    • между корпорацией и ее участниками;
    • между участниками корпорации;
    • между органами управления корпорацией и ее участниками;
    • между органами управления корпорацией.

Таким образом, участниками  корпоративного конфликта (или по крайней мере одной из сторон конфликта) всегда являются акционеры, менеджмент или само акционерное общество как юридическое лицо. Внешние инвесторы, как правило, вступают в корпоративный конфликт, становясь акционерами. В отдельных случаях участником конфликта становится государство или территориальные властные структуры.

Полярность интересов  участников конфликта, различное отношение  их к ценностям и нормам общественной жизни, разнообразие объектов и предметов  противоборства приводят к тому, что  конфликты могут носить самый  разнообразный характер. Исходя из этого, в целях выбора адекватного  метода реагирования, диагностики и  управления конфликтом отечественные  конфликтологи классифицируют их следующим образом1:

• по способу разрешения конфликты делятся на антагонистские и компромиссные;

• в зависимости от природы возникновения выделяют конфликты социальные, организационные, эмоциональные и личностные;

• с учетом направленности воздействия конфликты могут быть вертикальными и горизонтальными;

• по степени выраженности различают открытые и скрытые конфликты;

• в зависимости от количества вовлеченных участников конфликты делятся на внутриличностные, межгрупповые и межличностные.

Основанием корпоративного конфликта является противоречие между  интересами субъектов корпоративных  отношений. Субъектами корпоративных  конфликтов выступают участники  корпоративных отношений, а объектом в основном являются права собственности  на акции компании и права, вытекающие из акций.

Разногласия между субъектами корпоративных отношений в компании могут привести к одному из следующих  последствий:

• нарушение норм действующего законодательства, устава или внутренних документов общества, прав акционера или группы акционеров;

• иски к обществу, его органам управления или по существу принимаемых ими решений;

• досрочное прекращение полномочий действующих органов управления;

• существенные изменения в составе акционеров.

 

      1. Причины возникновения корпоративных конфликтов

В подавляющем большинстве  случаев, признаки назревающего корпоративного конфликта очевидны для сторон. Однако, зачастую, в силу бездействия или  непоследовательности сторон, ситуация доводится до «корпоративной войны».

Невозможно перечислить  все конфликтогены, вызывающие корпоративные конфликты, однако надо понимать их основные первопричины: 

  1. Злоупотребления акционерными правами.

Включает в себя: корпоративный шантаж, ведение второго реестра, создание второго менеджмента; препятствование проведению общих собраний и заседаний совета директоров.

  1. Информационная закрытость компаний.

Информационная закрытость российских компаний - серьезное препятствие не только для акционерного финансирования, но и для банковского кредитования. Это значительно сужает источники финансирования, препятствует интенсивному росту экономики, ущемляет права акционеров и участников ООО.

  1. Отсутствие эффективного механизма юридической ответственности

лиц, выполняющих управленческие функции в корпорациях.

Законодательными актами предусмотрен механизм ответственности членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и (или) членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), управляющей организации или управляющего. Они обязаны возместить обществу убытки, причиненные их виновными деяниями.2 В указанных нормах предусмотрены производные (косвенные) иски к недобросовестным топ-менеджерам, взыскание убытков по которым производится в пользу общества, а истцами выступают в ООО - любой участник, в АО - акционеры (акционер), владеющие в совокупности не менее чем 1% размещенных обыкновенных акций АО. Практика применения указанных статей об ответственности топ-менеджеров в России практически отсутствует.

Один из основных принципов, закрепленных в Законе об АО - обязанность действовать в интересах всей корпорации в целом.3

Тем не менее, научной доктриной  и судебной практикой так и  не решен вопрос: кому должен «служить»  член совета директоров - корпорации или  акционеру (группе акционеров), выдвинувшему его и проголосовавшему за него на общем собрании акционеров.  В результате это является одной из причин отсутствия практики привлечения к юридической ответственности членов совета директоров за причинение убытков компании. С управленческой точки зрения это приводит к определенному выхолащиванию сущности совета директоров как ключевого органа корпоративного управления, институционально и функционально отделенного как от менеджеров, так и от акционеров. Нередко это выливается в трансформацию совета директоров в своеобразный придаток к общему собранию акционеров, отличиями которого являются более оперативный созыв, меньшая процедурная регламентация и влияние акционера исходя не из количества его голосующих акций, а числа членов совета, которое ему удалось избрать.

Информация о работе Реорганизация как способ урегулирования корпоративных конфликтов (на примере шахты «Воргашорская»)